Рабочая программа внеурочной деятельности "Обычаи и традиции бурят" 1-4 классы
рабочая программа

Очирова Татьяна Иннокентьевна

Содержание программы знакомит обучающихся с богатой культурой, традициями бурятского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнешергольджинская средняя общеобразовательная школа





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обычаи и традиции бурят»

2-4 классы

(34 часа)




Учитель бурятского языка: Очирова Т.И.







2021 г

Пояснительная записка

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы обучающиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начнёт осваивать их с самого малого возраста. Народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи с жизнью человека.

Программа, которую я представляю, ставит своей целью знакомство учащихся с историей и культурой бурят. В данной программе предлагаются знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального общения народов Забайкалья.

Структура программы:

1. Пояснительная записка;

2. Учебно-тематический план;

3. Содержание программы:

4. Календарно-тематическое планирование;

5. Список литературы;

6. Приложения


Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе для обучающихся 2-4 классов. Программа реализуется за 1 год, 34 часа (1час в неделю)

Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
  2. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего края.
  3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
  4. Способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
  6. Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней

      7. Воспитание у обучающихся патриотических чувств, гордость и       уважение за свой народ.

Планируемые результаты:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о бурятских народных играх;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой бурятского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Характеристика курса

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Музыки
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

В данной программе мною применяются следующие образовательные технологии:

1. Технологии проблемного обучения;

2. ИКТ технологии;

3. Технологии дифференцированного обучения;

4. Здоровьесберегающие технологии;

5. Проектные технологии.

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример

Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер

Формы организации разнообразные: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя «Знатоки родного края», инсценированные представления, праздники народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теоретических

практических

1

Улан-Удэ – столица Бурятии

2

1

2

Чита- столица Забайкальского края

2

3

Символика в традиционной культуре бурят

3

2

1

4

Материальная культура бурят

3

3

1

5

Духовная культура бурят

3

1

6

Религия Бурятии

4

3

1

7

Религия Забайкалья

4

3

1

8

Дуган. Шаргальжан.

3

6

1

9

Славное море – священный Байкал

2

Содержание программы “ Обычаи и традиции бурят ”

  1. Улан-Удэ – столица Бурятии (3 часов)

2.Предания об истории заселения и освоения края. Освоение Забайкалья казаками. Герб и флаг Улан-Удэ. Исторические памятники столицы. Музеи, театры, кинотеатры. 

3.Чита – столица Забайкальского края  (3 часов) 

4.Предания об истории заселения и освоения края. Герб и флаг Читы. Исторические памятники столицы. Музеи, театры, кинотеатры.

4.Символика в традиционной культуре бурят (3 часа)

Символика чисел. Символика цвета. Символика орнамента.

5.Материальная культура бурят (5 часов)

Дерево в культуре бурят. Дерево в культуре бурят. Бурятское жилище. Бурятский костюм. Украшения.

6.Духовная культура бурят (6 часов)

Лошадь в традиционной культуре. Древние игры и танцы бурят. Обоо, тайлаган. Сурхарбан. Сагаалган. Бурятская свадьба.

  1.  Религия Бурятии (4 часа)

Православие. Буддизм. Шаманизм.

  1. Славное море – священный Байкал (2 часов)

Растительный и животный мир Байкала. Заповедники и национальные парки.

Религия Забайкалья(4часа)

                                           

Календарно-тематическое планирование

Дата

Основное содержание материала

Творческое задание

1

Вводное занятие

2

Улан-Удэ – столица Бурятии

Экскурсия в Музей истории города Улан-Удэ

3

Конкурс «С днём рождения, Улан-Удэ!»

Рисунки, фотографии

4

Освоение Забайкалья

5

Герб и флаг Улан-Удэ

6

Исторические памятники столицы

7

Музеи столицы

8

Театры и кинотеатры столицы

9

Викторина «Мой Улан-Удэ»

10

Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел

11

Символика цвета

12

Символика орнаментов

Аппликация

13

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

14

Бурятское жилище

15

Бурятский костюм

16

Украшения. Конкурс творческих работ

Рисунки

17

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре

18

Древние игры и танцы бурят

19

Обоо, тайлаган

20

Сурхарбан

21

Сагаалган

22

Бурятская свадьба

23

Религия Бурятии. Православие. Храмы Улан-Удэ

24

Буддизм. Иволгинский дацан

25

Шаманизм

26

Экскурсия по городу

27

Байкал – мировое наследие

28

Растительный мир Байкала

29

Животный мир Байкала

30

Заповедники и национальные парки

31

Конкурс «Славное море – священный Байкал»

Рисунки, фотографии

32

Викторина «Знатоки Байкала»

33

Национальный парк «Чикой»

34

Итоговое занятие




Ожидаемые результаты

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

  • историко-культурное, духовное наследие своей республики и своего края.

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко–культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Список литературы:

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит.2002
  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
  8. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М: Современник 1990
  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
  12. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005

Тест

1. Как называется столица Республики Бурятия?

А) Москва

Б) Улан-Удэ

В) Новосибирск

2. Сколько городов в Республике Бурятия?

А) 4

Б) 5

В) 6

3. Назовите цвета флага республики Бурятия? Забайкальский край)

А                                        Б                                      В

4. Какая птица двигается по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой?

А) Дятел

Б) Поползень

В) Дрозд

5. Какая птица способствует расселению кедра?

А) Горихвостка

Б) Кедровка

В) Дрозд

6. Морин Хуур - это…

А) Праздник

Б) Народный инструмент

В) Всадник

7. Национальное бурятское блюдо?

А) Буузы

Б) Борщ

В) Плов

8. Какая река вытекает из Байкала?

А) Волга

Б) Ангара

В) Дон

9. Как называется жилище бурят?

А. Юрта Б. Чум В. Изба

10. Как называется новый год в Бурятии?

А) Пасха               Б) Рождество          В) Сагаалган

Викторина   «Город мой Улан-Удэ»

Цель: формирование чувства гражданственности, гордости и любви к малой родине.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о родном городе: какие красивые места в нём есть, какие достопримечательности.

2.Пополнить и активизировать словарный запас детей по данной теме.

3.Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ, опираясь на наглядность пространственные представления воображение, логическое мышление.

4.Закреплять типы смысловых отношений слов «контраст» - «сходство».

5. Воспитывать чувство гордости и восхищения своим городом и его жителями, любовь к родному краю.

Форма проведения: игровая.

Тип занятия: интегрированное.

Ход мероприятия:

Зал празднично украшен символикой города, шарами. Дети входят в зал и садятся полукругом. 

Ведущий: Ребята, в прошлом году мы отмечали юбилей нашего города -350 лет. Мы сегодня проведем викторину, которая называется «город мой Улан - Удэ».

Просмотр презентации «Мой город».

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_7.png

Стихотворение «Улан-Удэ»

Автор: Дамбинова Екатерина

Улан-Удэ самый лучший город,
Процветает и вечно молод,
В каждом месте найдется креативность,
Всегда в домах уют и гостеприимность,
Здесь первозданная красота Байкала,
Налюбоваться не могу мне все мало,
Сердцу близкий и тепло хранимый,
Лучший город, Улан-Удэ мой любимый!

Ведущий:

Итак, давайте начнем нашу викторину. Сначала разделимся на 2 команды, выберите названия и капитана для своих команд.

Ведущий:

Правила игры:

- Вопросы задаются командам по очереди.

- Каждая команда за правильный ответ - получает жетон.

- Если команда не дает ответ, ход переходит другой команде.

-  Если  и вторая команда не знает ответ, то отвечают зрители.

- Подсказывать нельзя, иначе вопрос снимается.

I тур.

Вопросы по истории города Улан-Удэ

  1. В каком году был основан город Улан-Удэ? (1666)
  2. Какое было его первоначальное название? (Верхнеудинск)
  3. Как переводится название города Улан-Удэ? (Красная река)
  4. На берегах каких рек построен город? (Уда и Селенга)
  5. Что изображено на гербе Улан-Удэ? 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_11.jpeg


  1. Что изображено на флаге Улан-Удэ? 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_12.jpeg


  1. Назови районы города (Советский, Октябрьский, Железнодорожный)
  2. Перечисли театры города
  • Государственный русский драматический театр им. Н. Бестужева
  • Бурятский государственный академический театр драмы им. Х. Намсараева
  • Академический театр оперы и балета им. Г. Цыдынжапова
  • Республиканский театр кукол «Ульгэр»
  • Молодёжный художественный театр драмы
  • Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал»

9. Перечисли музеи города

  • Художественный музей им. Сампилова
  • Музей природы Бурятии
  • Музей истории Бурятии им. Хангалова
  • Геологический музей
  • Этнографический музей народов Забайкалья
  • Музей Бурятского научного центра Соран
  • Литературный музей им. Х. Намсараева
  • Музей города Улан-Удэ

10. Назови православные храмы в Улан-Удэ

  • Церковь Вознесения
  • Свято-Троицкий храм
  • Свято – Одигитриевский собор

11. Назови буддийские храмы в Улан-Удэ

  • Иволгинский дацан
  • Буддийский центр "Ринпоче-Багша"

II тур. 

Ведущий: «Игра капитанов».

Капитанам задается по 1 вопросу:

- Какие народы проживают в нашей республике? (буряты, русские, татары, эвенки, армяне, грузины, азербайджанцы…)

- Сколько городов в Бурятии? (6 городов: Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Закаменск, Кяхта, Бабушкин). 

Музыкальная пауза

«Улан-Удэ»

Автор: Жаргал Бадмацыренов

В вечерней тишине, сгорающий в огнях,

Я помню о тебе всегда Бурятия моя

Красивый город-сад над Селенгой стоит

Лучами он с небес объят красивый город-сад.

Припев:

Улан-Удэ, Улан-Удэ, звучит в моей душе

На этой сцене для тебя пою сегодня я.

Вокруг тебя лежит бескрайняя тайга

Зимою покрывают всё могучие снега

А летом степь твоя в саранковом цвету

Нигде на свете краше места в мире не найду

Припев:

Прекрасен твой Байкал хрустальна в нём вода

На целом свете для меня дороже нет тебя.

О, родина моя, будь счастлива всегда

Пока живёт твоя земля, тогда живу и я

Припев:

III тур. «Танцевальный»

музыкальное сопровождение «Ехор»

Конкурс на лучшее исполнение национального танца бурят «Ехор».

Ведущий:

Считают с детьми жетоны и определяют команду-победителя. Далее проводится награждение участников сертификатами. 

Ведущий:

Ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного о родном городе. Давайте будем любить родной город, где мы родились и живем, уважать людей разных национальностей, которые живут и трудятся рядом с нами. Спасибо за активное участие в викторине «Город мой Улан-Удэ»!
















Викторина

«Знатоки Байкала»


Тема: озеро Байкал

Цель: Расширить познавательный и культурный кругозор учащихся, что позволит раскрыть у ребят индивидуальные особенности и знания; привить учащимся любовь, а также стремление к тому, что нужно беречь и охранять природу родного края и страны в целом.

Оборудование: Листки бумаги на каждый стол.

Организационный момент

Класс делится на две команды. Командам задается вопрос и дается несколько вариантов ответов, нужно выбрать правильный, каждый вопрос имеет свою стоимость, чем труднее вопрос, тем больше баллов можно заработать. В каждой команде ученики отвечают по очереди. В итоге побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

 

Вступительное слово учителя

Ах, сколько лет хвалу Байкалу пели,

Как он богат, красив и чист!

Листки с календаря слетели

Десятилетиями, как единый лист.

И факт печальный сердце нам

                                          Тревожит

И действий требует от нас.

Байкал себя сам защитить

                                           Не может-

Кто руку помощи подаст.


Байкал – это уникальное место на нашей планете, одно из древнейших озер мира. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий всё больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен ещё и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой  пресной воды.


1 раунд

Вопросы

 1.   Что означает слово «Байкал»? (10 баллов)

-      Богатое озеро;

-      Синее озеро;

-      Глубокое озеро.

2.   Какое из озер является двойником Байкала? (7 баллов)

-      Ладожское;

-      Танганьика;

-      Виктория.


3.   Назовите возраст озера Байкал? (5 баллов)

-      500 тыс. лет;

-      Миллион лет;

-      25 миллионов лет.

4.   Сколько химических элементов содержится в воде Байкала? (5 баллов)

-      более 40 элементов;

-      155 элементов;

-      12 элементов

5.   Как Вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время? (7баллов)

-      100 видов;

-      1550 видов;

-      5000 видов.

6.   Есть ли в Байкале жемчужницы? (5 баллов)

-      Да;

-      Нет.

7.   Назовите самых древних обитателей Байкал? (3 балла)

-      Олигохеты;

-      Губки;

-      Брюхоногие моллюски.

8.   На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (3 балла)

-      На дне;

-      На поверхности;

-      Везде.

9.   Самый большой остров на Байкале? (3 балла)

-      Мадагаскар;

-      Ольхон;

-      Сахалин.


10.  Самая знаменитая рыба озера Байкал? (6 баллов)

-      Сельдь;

-      Карась;

-      Омуль.

11Назовите рыбу эндемик Байкала? (5 баллов)

-      Карась;

-      Щука;

-      Голомянка.

12. Могут ли Байкальские рыбы изменять свой цвет? (3балла)

-      Да;

-      Нет.

13Чем обеспечивается чистота воды Байкала? (5 баллов.)

-   Водросли;

- рачок Эпишура;

-   Медузы.

14Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале? (3 балла)

-      Белый медведь;

-      Морж;

-      Нерпа.

15Когда озеро окрашивается в бурый цвет? (10 баллов)

-      Весной, когда цветут водоросли;

-      При попадании озеро молнии;

-      В шторм.


 Подведение итогов по первому раунду.


2 раунд «Рассказ»

Каждой команде дается задание, которое они должны выполнить в течение 15 минут. По мере полноты и правильности ответа, каждая команда получает определенное количество баллов.

1 команда: Какие вы знаете легенды о Байкале?

2 команда: Расскажите о животных Байкала?

 Подведение итогов по второму раунду.


3 раунд «Анаграмма»

Названия, каких рыб здесь записаны, какие из них обитают в озере Байкале?
1 - УМЬЛО (омуль),

2 - ТОСЁР (осётр),

3 - АРИУХС (хариус),

4 - МЕНЬТАЙ (таймень),

5 - КУЬНО (окунь),

6 - МОЛОКНЯГА (голомянка),

7 - АЩУК (щука).

Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием.
Подведение итогов по третьему раунду.


4 раунд «Разминка»

1. Встаньте те, кто купался в Байкале?

2. Поднимите руки вверх те, кто пил байкальскую воду?

3. Опустите руки те, кто ел рыбу, пойманную в Байкале?

4. Потянитесь вверх те, кто сам рыбачил?

5. Подпрыгните те, кто любит отдыхать на берегу Байкала?

6. Топните те, кто после отдыха оставлял на берегу или в лесу мусор?

7. Хлопните те, кто бережёт природу и, уходя, забирает мусор с собой?

Молодцы!


Подведение итогов

В итоге игры подсчитываются баллы, какая команда набрала больше баллов, та и побеждает. Участники команды получают медальки «Знатоки Байкала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России ».

  Рабочая программа по внеурочной деятельности (ВД) составлена на основе требований ФГОС к планируемым результатам освоения программы основного общего образования для 5 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"

Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...