"Я-равноправный член семьи."
классный час

Алла Вениаминовна Клещева

Цель: воспитывать у ребенка чувства самоуважения через его добрые дела и поступки.

Задачи: воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, к их потребностям;

формировать навыки составления простых диалогов, необходимых для разрешения проблемных ситуаций, возникающих в семье.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ranoopravnyy_chlen_semi.docx364.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области. Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»

ТЕМА: «Я –равноправный член семьи»

Цель: воспитывать у ребенка чувства самоуважения через его добрые дела и поступки.

Задачи: воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, к их потребностям;

формировать навыки составления простых диалогов, необходимых для разрешения проблемных ситуаций, возникающих в семье.


1.Какое слово спряталось в ребусе?

7 Я

Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме.

Попробуйте произнести слово «семья» так: «Семь – я».

*Как вы думаете, что это значит?

(Ответы детей)

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Возможно, и пять, и три.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка – папину, цвет глаз такой же, как и бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

*Что же такое семья?

-Группа живущих вместе родственников. Такое определение дают Ожегов и Шведов – Составители толкового словаря.

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

- Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

Главное, что эти люди живут вместе и им приходится общаться друг с все другом каждый день, каждый час. Не всегда это общение бывает удачным.

Как вы думаете, почему возникают сложности при общении внутри семьи, ведь это очень близкие, родные друг другу люди?!

(Ответы детей).

2. Инсценировка ситуации.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова, Миша и…(один из желающих участвовать учеников) уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Мишка.

Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили и разложили его на три кучки.

- Ровно?! – спросил Вова (у третьего мальчика).

Миша смерил глазами кучки.

- Бабушка, налей нам чаю!

- Рассыпчатые! Сладкие! Правда? (спрашивает у третьего участника) - говорит Миша…

Как вы поступите в этой ситуации? (Обращение к третьему участнику).

* Выскажите своё мнение о поступках ребят.

(Ответы детей).

* Почему возникают такие ситуации?

3. Решение нравственных задач.

- Мама и папа пришли с работы уставшие. Ваши действия.

- Мама отказывает вам в покупке игрушки. Ваши действия.

4. Самые старшие и уважаемые члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Если бабушка живёт с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме, провожает вас в школу и встречает из школы.

Инсценировка ситуации.

В. Карасёва. «Про Людочку».

Людочка шла из школы домой с бабушкой.

Было тепло. Людочка шла в одном платье и размахивала руками.

А бабушка несла в одной руке Людочкино пальто, а в другой – портфель с книжками и сумку с продуктами.

По дороге они встретили Наташу. Наташа поздоровалась и спрашивает:

- Что это ты, Людочка, идёшь пешком? Почему бабушка не возьмёт тебя на руки?

- Да что я, маленькая, что ли? – обиделась Людочка.

- Нет, ты не маленькая, но ты очень бережёшь свои ручки. Так почему бы тебе не поберечь и ножки? – сказала Наташа.

Почему Наташа посоветовала беречь ножки?

* На что обиделась Людочка?

ИРОНИЯ – тонкая насмешка в скрытой форме.

5. Решение нравственных задач (работа в группе).

  1. Старшая сестра не разрешает входить в свою комнату. Как быть?
  2. Старший брат не замечает, делает вид, что меня нет.
  3. Старший брат говорит, что я глупая, обзывает, не даёт свои книги. Что делать?
  4. Младший брат не даёт делать уроки.
  5. Младшая сестра ходит за мной «хвостиком», мешает общаться с друзьями.

-Давайте подумаем, какими могут быть отношения между братьями и сёстрами, младшими и старшими.

* дружескими

*покровительственными

*диктаторскими (авторитарными) со стороны старших

*диктаторскими (авторитарными) со стороны младших

- Повезло ли Андрюше – герою следующего стихотворения в том, что он родился?

А. Барто «Младший брат»

Зазвенели птичьи голоса,

В саду цвела сирень,

Весной Андрюшка родился

В один хороший день.

Гордится мальчиком отец,

А Света –

Ей шесть лет –

Кричит братишке: «Молодец,

Что родился на свет!»

(Ответы детей)

Андрюше повезло не потому, что его день рождения пришёлся на «один хороший день». Ему повезло потому, что его ждали, ему рады, значит, жизнь его будет счастливой с родителями и старшей сестрой.

О младших сёстрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему поучиться.

6.Беседа.

* Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

* Что значит «равноправный» член семьи? (обладающий одинаковыми с кем-нибудь правами)

*В каком случае вы будете равноправным членом семьи?

Жалейте своих родителей, оберегайте их забот и тревог. Потребляя их заботу и внимание, вы должны платить им той же монетой.

Нет людей, которые бы могли в течение всей своей жизни всегда удовлетворять все свои потребности. Поэтому надо уже с детства уметь отказываться от некоторых удовольствий, если их удовлетворение затруднительно для родителей.

Нужно с уважением относиться к потребностям других людей, считаться с ними.

Всё, что происходит в вашем доме, имеет к вам самое прямое отношение.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.

Недаром говорят в народе:

«НЕ НУЖЕН И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД»

«СОГЛАСНАЯ СЕМЬЯ – САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ!»

Только в такой семье каждый ваш родственник будет иметь равные права.

7.Много пословиц о семье сложено в народе.

Игра «Продолжи пословицу» (лото).

  1. На что и клад, коли в семье лад.
  2. Ссора в семье до первого взгляда.
  3. Дитя хоть криво, а отцу, матери мило.
  4. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
  5. Бабушке один только дедушка не внук.
  6. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  7. Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
  8. Домой придёшь – хлеб – соль найдёшь.

Итог: В заключении прочту вам стихотворение, над смыслом которого подумайте и вспоминайте, когда к вам будут обращаться ваши родные с просьбой.

А. Барто. «О человечестве»

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома, (что поделаешь!)

Нет подходящих дел

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!)

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома, (что поделаешь!)

Нет подходящих дел

В своём платочке клетчатом

В углу ревёт сестра

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

                         

                          Список литературы.

1.    Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авторы-составители: Лунина Е. И., Шепурёва Н. С. – Ростов р/Д: Феникс, 2002. Изд. 2-е. – 384

2.    Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М., 2013.

3.    Журналы «Семья и школа» №№1,7,10/2008; 3,6/20011;

4.    Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 2013.

5.    Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2013.

6.    Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 2013.

7.    Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. М. , 2013.

8.    Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2012.

9.    Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 2013.

10.  Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной.

М. , 2013.

11.  Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/

12.  Семейные ценности. Настоящее и прошлое: сценарий классного часа //http://festival.1september.ru/articles/530941/


 

C:\Users\41BC~1\AppData\Local\Temp\7zO8C21ECFA\IMG_20230208_111448_046.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Диагностика исследования эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи"

В статье говорится что, от особенностей эмоциональных отношений в семье во многом зависит становление характера ребёнка, формирование его эмоций и чувств....

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Члены семьи. Описание внешности."

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Члены семьи. Описание внешности". УМК "Spotlight 4", Unit 1, авторов Быкова Н.И., Дули Д....

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Члены семьи. Описание внешности."

Технологическая карта урока английского языка по УМК "Spotlight"  авторов Быкова Н.И., Дули Д.,4 класс, Unit 1, тема "Члены семьи. Описание вншности."...

Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...

Конспект урока "Моя семья и я. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня" + презентация

Данная разработка может послужит хорошей опорой при подготовке урока в начальной школе по теме "Моя семья. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня", направлена не только на отработку гр...

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи. При этом ино...