Занятие для учащихся "Жизненно важные навыки"
методическая разработка

Бузыкина Надежда Николаевна

Цель занятия формирование навыков социального взаимодействия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для учащимися

Тема: «Жизненно важные навыки»

Цель: формирование навыков социального взаимодействия 

Задачи:

развивать самостоятельность, ответственность и инициативность у детей

формировать позитивное отношение к своим возможностям, а также умение преодолевать возникающие трудности и оказывать поддержку другим

способствовать формированию уверенности в себе и своих высказываниях

Ход занятия

        

Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»

Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.

Ход игры: Упражнение выполняется в кругу. По сигналу педагога-психолога  все учащиеся должны встать и показать движением свое хорошее настроение. 

Затем учащиеся высказываются, что они сейчас чувствовали

Упражнение «Знаки поведения»

Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.

Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.

Ход упражнения: Ведущий:  Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).

Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания — так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске.

Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.

Ключ к приобретению этого навыка — оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.

Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».

Анализ упражнения,
— Какое правило понравилось больше всего?
— Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
— В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
— Могут ли правила быть нашими помощниками?
— Чему вы научились?
— Какие правила будете использовать?

Упражнение «Я самостоятельный человек»

Цель: расширение представлений о личностных качествах.

Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.

Ход упражнения: Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я — самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.

Анализ упражнения
— Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
— Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?

Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.

Упражнение «Мои успехи»

Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.

Ход упражнения. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.

Анализ упражнения

— Что вы чувствовали, когда были в центре круга?

— Трудно ли было рассказывать о своих успехах?

Упражнение «Уверенное поведение»

Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.

Ход упражнения: Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?

Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.

После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.

Вопросы для обсуждения

— Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?

— Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?

— Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?

— Как выглядит уверенный человек?

— Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?

Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.

Ход упражнения: Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, и затем  соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Упражнение «Я рад с тобой общаться»

Цель: развитие навыков сотрудничества

Ход упражнения. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.

Анализ упражнения

— Помогает ли это упражнение быть дружнее?

Упражнение  «Цвет настроения»

Цель: Осмысление полученного опыта.

Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о занятии: участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.

Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....

Обучение жизненно важным навыкам

Цикл занятий в рамках социальной педагогики...

Занятие "Все профессии важны"

рассказать детям о важности каждой профессии...

Конспект занятия "Все профессии важны"

Занятие проведено с молодыми людьми с нарушениями интеллектуального развития (умеренная умственная отсталость) в возрасте 18 лет для знакомства воспитанников с достпуными им видами труда и профессиями...

презентация к теме занятия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Закрепление знаний по теме "Профессии" в начальной школе...