Бумажная фантазия
рабочая программа

Акимова Лариса Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_bumazhnaya_fantaziya1.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

пгт. Новобурейский

 

                                                                     

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Бумажные фантазии»

 

Количество часов

всего 34 часа; в неделю 1 час

Учебный год: 2021-2022  

Акимова Лариса Викторовна, воспитатель

(ФИО руководителя, должность)

 

пгт. Новобурейский

 2021 г.

Пояснительная записка

Японская мудрость издревле гласит:

 «Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

А. Е. Гайдаенко

     Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

     Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным этапом в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

     В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

     Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка, развивает их фантазию и художественные возможности. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

     «Бумажные фантазии» - так называется моя программа, она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира.

     Программа построена «от простого - к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.

     Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

     Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • знакомить воспитанников с основными видами, свойствами бумаги;
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • знакомить воспитанников с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь детей специальными терминами.

Коррекционные

  • вызвать интерес к творчеству;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • воспитывать эстетическое восприятие и художественный вкус;
  • поощрять творческую инициативу и самостоятельность;
  • расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус воспитанников;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии воспитанников;
  • развивать у воспитанников способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к работе с бумагой, искусству квиллинга;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  •  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются»

(К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

       Тематика занятий строится с учетом интересов  детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

       Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

       В процессе работы по программе «Бумажные фантазии», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа “Бумажные фантазии” рассчитана на 1 год.

Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка составляет 8-10  человек.

Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры, праздники, и другие.  

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно – иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;

и другие.

Ожидаемые результаты

В результате дети:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; модульного оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, модульного оригами,  пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с искусством бумагокручения; модульного оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Условия работы и техника безопасности

  • одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, а так же правил противопожарной безопасности.
  • воспитатель обязан постоянно знакомить ребят с правилами по технике безопасности при работе с инструментами: ножницами, тонких палочек, зубочисток, клея.

Материально- техническое обеспечение

  • видео фильмы;
  • презентации;
  • образцы работ;
  • двусторонняя цветная бумага А4, белая бумага А4, бархатная бумага, картон белый и цветной, клей;
  • инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Раздел 1: Работа с бумагой и картоном. Аппликации.

Бумага - удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий - и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир! Она известна всем с раннего детства, так как это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.

Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.

Содержание: история возникновения бумаги, её разнообразие и виды.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал - основу (фон). Как правило, материалом - основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, Цветоведение.

Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская аппликация, аппликация из геометрических фигур.

Раздел 2: Подготовка к зимним праздникам. Объемные игрушки.

Дети с радостью ждут праздники, которые стимулируют познавательный творческий интерес к деятельности. Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течении всего учебного года и оказывают влияние на воспитание личности ребёнка.

Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребёнка, учить грамотно и красиво строить свои мысли, высказывания, отвечать на вопросы. Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающим.

Содержание: традиции праздников, их историческое происхождение.

Раздел 3: Квиллинг. Бумажная филигрань.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок бумаги. 
Квиллинг – удивительное занятие, основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокручения» составлять пространственные и сюжетные композиции; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.

Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике квиллинг. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями.

Раздел 4: Оригами. Модульное оригами.

Оригами - это искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.

Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригами из заготовок квадратной формы; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

Содержание: азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы.

Календарно-тематическое планирование

Дата

по плану

Тема занятий

Кол-во

часов

Цель

Дата

по факту

06.09.21

Запись детей в кружок.

-вводное занятие;

-беседа по ТБ;

-правила внутреннего распорядка;

1

Правила и приемы организации рабочего места. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Инструменты и приспособления, применяемые при работе. Техника безопасности при работе с инструментами.

Раздел 1: Работа с бумагой и картоном. Аппликации. (9 ч)

13.09. 21

20.09. 21

Аппликация «Лебедь»

2

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

27.09. 21

Открытка- аппликация  ко Дню Учителя

1

04.10. 21 11.10. 21

Панно с астрами.

Коллективная работа

2

18.10. 21

Аппликация «Петушок - Золотой гребешок»

1

25.10. 21

Аппликация «Закладки - Осень»

1

15.11. 21

22.11. 21

Открытка ко Дню матери

2

Раздел 2: Подготовка к зимним праздникам. Объемные игрушки. (8 ч)

29.11. 21 06.12. 21 13.12. 21

Объемные  новогодние игрушки

3

выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.

простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей.

20.12. 21

27.12. 21

Новогодняя гирлянда

2

17.01.2224.01. 22 31.01. 22

Коллективная работа. Панно «Снегири на рябине»

3

Раздел 3: «Квилинг. Бумажная филигрань» (10 ч)

07.02. 22 14.02. 22

Изготовление цветов.

2

Подготовка к работе. Общая схема выполнения работы. Основные приемы работы: подготовка полос, изготовление роллов, базовых элементов, закручивание надрезанных полосок, вырезание листьев, соединение и наклеивание элементов. Оформление работ.

21.02. 22 28.02. 22 07.03. 22

Шкатулка  в технике квиллинг.

3

14.03. 22 21.03. 22

Коллективная работа. Панно «Ландыши»

2

04.04. 22

11.04. 22 18.04. 22

Коллективная работа.

Ваза с цветами.

3

Раздел 4  «Работа с разными материалами» (6 ч)

25.04. 22

02.05. 22

Открытки к 9 мая

2

навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

09.05. 22

Пластилиновые незабудки.

1

16.05. 22

23.05. 22

30.05. 22

Кусудама –шар

3

Литература.

  1.  Букина Светлана, Букин Максим. «Искусство квиллинга» Издательство: Феникс, 2011г.
  2.  Букина Светлана, Букин Максим. «Квиллинг. Волшебство бумажных завитков». Издательство: Феникс, 2010 г.
  3. Крейн Д. Б. «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг». Издательство: Контекст, 2011
  4. Джуди Кардинал. «Узоры из бумаги: Квиллинг» Издательство: Арт-Родник 2010г.
  5. Васехина Т., Хоняк М. «Квиллинг. Цветочные композиции». Издательство: Ай-Пи , 2011г.
  6. Васехина Т., Селезнева Е. «Объемное бумагокручение». Издательство: Ай-Пи , 2008г.
  7. Т. Сержантова., «365 моделей оригами». Издательство: Айрис пресс,2000г.
  8. http://postila.ru/id1793856/282463-bumajnyie_fantazii
  9. http://www.liveinternet.ru/users/superrayzy/post343899804/
  10. http://www.passionforum.ru/posts/59885-baleriny-iz-salfetok.html
  11. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-viktorovna-timoljanova/podelka-v-tehnike-origami-zhar-ptica-master-klas-s-poshagovym-foto.html
  12. http://bebi.lv/origami-podelki-shemi-i-uroki/modulnoe-origami-lebedj-skhema-sborki.html
  13. http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-seiitmedova/modulnoe-origami-veselyi-osminozhka-master-klas-s-poshagovym-foto.html
  14. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-sergevna-pozyreva/-zimnja-skazka-ob-mnoe-derevo-iz-bumagi-master-klas-s-poshagovym-foto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год

        Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...

Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»

Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой...

Мастер-класс "Бумажные фантазии"

В данном мастер-классе, дано подробное описание изготовление цветов из бумаги. Задание могут выполнять дети любого возраста. Собрав цветы на основу, можно создать картину или составить букет в вазу, п...

Проект "Бумажные фантазии" 2 младшая группа

Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Создавая поделки из б...

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной образовательной направленности «Бумажная фантазия». Возраст детей – 8 – 12 лет, срок обучения – 2 года.Цель...

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бумажная фантазия"....

Презентация Проект "Бумажные фантазии"

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....