интеллектуальная игра
методическая разработка (10 класс)

Рязанова Татьяна Владимировна

Цели:

  1. развивать познавательный интерес к химии
  2. способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала;
  3. создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  4. стимулировать творческую деятельность детей;
  5. поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_himik_um_.docx170.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

Интеллектуальная игра «ХимикУм - 2022»

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  с участием обучающихся  9-10 классов.

Цель: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом; развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности. Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Образовательные задачи:

закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом;

Развивающие задачи:

развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности. Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии.

Воспитательные задачи:

воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности; воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Ход игры

  1. Организационный момент

ход

  1. Конкурсы:
  •  1конкурс  – Разминка - «В стране химических загадок»
  •  2конкурс - «Откуда имя твоё?» (химические элементы)
  •  3конкурс – «Позвони мне, позвони»
  •  4конкурс – «Знакомые всё лица» (имена учёных)
  •  5конкурс – «Совпадения»
  • 6конкурс – «Узнай меня!» - маска»
  •  7конкурс -  «Путаница»
  • 8 конкурс – «Дешифровщик»

3.  Подведение итогов

 

                                                                                                                                     Приложение

                    1конкурс - Разминка - «В стране  химических загадок»

                                 

                                     Вещества, элементы

  • Газ – ненужный нам отброс

В поле в пищу перерос                                углекислый газ

  • Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не создается                  азот

  • По прозванью  инвалид,

Но крепок в деле и на вид                           хром

  • Порознь  каждый ядовит,

Вместе – будит аппетит                       хлорид натрия (хлор + натрий)

  • Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.      иод

  • Основа моя — сухая трава,
    С обоих концов — согласные.
    В целом я — газ, дорогие друзья,
    И кто я, думаю, ясно вам.                                                   ксенон
  • Вы, ребята, мне поверьте —
    Этот газ вполне инертен
    Он спокойный и ленивый,
    В трубках светится красиво.
    Для рекламы нужен он,
    Незаметный газ …                                                             неон
  • Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"?                                            тантал
  • Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?  платина
  • Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю. Пусть будет дождь, и снег, и град - Я напоить природу рад. ..                водород

  • Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть, мне ставят памятник за это и знают: имя мое - ..                    медь

                           

                  2  конкурс - Откуда имя твое?  - «Угадай элемент»

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает «несущий свет». Так что «светофор» — лингвистически то же самое, что и «Люцифер». О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2.  В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

4.  Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

5.  Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)

         3 конкурс  - Позвони мне, позвони!  

номер телефона – последовательность цифр - номеров правильных ответов на 11 вопросов

1. вещество  с ковалентной неполярной связью

2.вещество с металлической связью, элемент его образующий имеет  35 нейтронов в ядре атома.

3…Чего я только не делывал на своей научной жизни. Начав с учительства, я посвятил 48 лет Родине,науке….

4.сырье  для получения в лаборатории ацетилена

5. вещество с ковалентной полярной связью

6. вещество, которое горит в атмосфере углекислого газа

7. элемент, который необходим для работы сердца

8. элемент, без него не возможен углеводный обмен в клетках мозга, без него не зреют плоды и не цветут растения

9. бесцветный газ, который используется при отбеливании бумаги  и дезинфекции помещений

10….Он  разгадал земные тайны, раздвинул неба потолок и подвигом необычайным прославил Русь, вперед увлек….

11. В свое пребывание в пансионе, где обучали будущих гимназистов, он постоянно экспериментировал со взрывоопасными веществами, пытаясь изготовить порох для бенгальских огней, и как еще это могло окончиться, как не грандиозным взрывом, перепугавшим и воспитателей, и воспитанников? К счастью, при этом никто не пострадал, кроме самого  гимназиста , который опалил волосы и бровь и был посажен под замок. Этот проступок настолько возмутил руководство, что к  нему  применили невиданное в стенах пансиона доселе наказание: вывели в обеденную залу с табличкой на груди, саркастично гласившей: «Великий химик».

Варианты ответов:

  1. SO2
  2. P
  3. Mg
  4.  Ломоносов
  5.  Менделеев
  6. Al4C3
  7. Бутлеров
  8. H2
  9. Cu
  1. CaC2

                       

           4 конкурс - Знакомые все лица

Определить класс неорганических веществ, химические формулы  которых представлены в таблице. Обвести буквы, соответствующие правильным ответам и составить из них фамилию ученого.

Формулы веществ

              классы неорганических соединений

металлы

Переходные элементы

Неметаллы

Бинарные соединения

кислоты

Амфотерный гидроксид

основания

соли

PCl3

М

Э

М

Ц

И

З

Т

Ф

HClO3

А

Ъ

С

И

Е

Б

О

Е

Be(OH)2

П

Х

Ч

Т

А

Л

Г

Д

Zn

Р

Е

Я

Ь

Д

И

Н

Б

Ba(OH)2

О

Щ

Ф

Б

С

М

И

С

Ca

Б

Г

Й

Ю

П

П

К

Р

S8

Л

Н

Р

Ж

О

У

Д

Т

Ca3(PO4)2

Д

Ш

Ц

П

Ы

Я

Б

У

Al(OH)3

Ж

К

У

О

В

С

А

Я

 5 конкурс «Совпадение»

Выдаётся задание (решить уравнения химических реакций ) команде и капитану. Сколько правильных ответов  совпадёт у команды и капитана, столько баллов начисляется участникам.

Капитан:

  1. SnO2 + Mg=
  2. Fe +Cl2=
  3. Na + H2O=
  4. Fe + H2SO4=
  5. Cl2 + NaBr =
  6. Li + O2 =
  7. Na + O2 =
  8. CH4 + O2=
  9. CuO + C =
  10. Cu + AgNO3 =
  11. Na2CO3 + HNO3=
  12. Al(OH)3 + HCl =

Команда:

  1. SnO2 + Mg=
  2. Fe +Cl2=
  3. Na + H2O=
  4. Fe + H2SO4=
  5. Cl2 + NaBr =
  6. Li + O2 =
  7. Na + O2 =
  8. CH4 + O2=
  9. CuO + C =
  10. Cu + AgNO3 =
  11. Na2CO3 + HNO3=
  12. Al(OH)3 + HCl =

5 конкурс «Узнай меня! – маска»

Выходят шесть учеников в карнавальных масках, рассказывают об элементах и простых веществах. Команды в течение 30 сек  пишут ответы на листочках и сдают. Маска открывается и показывает правильный ответ.

 Маска 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель - Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)

Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)

Маска 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель - бог войны. Кто я? (Железо)

Маска 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов, Я второй по распространенности элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремнии)

Маска 5. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)

Маска 6. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев - аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)

6 конкурс «Путаница»

В предложениях слова перепутаны. Участникам  предлагается  вернуть первоначальный их вид, а для этого расставить слова в нужном порядке.

1.Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространств
вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/12/03/k_5fc94e7920db9/565380_4.png

(Пространство вокруг ядра, в котором вероятность нахождения электрона наибольшая, называется электронным облаком.)

2.Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции.

(Суммарная масса продуктов реакции равна суммарной массе вступивших в химическое взаимодействие веществ.)

3.Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада,
растворении, на, электролита, при, в, диссоциацией.

(Процесс распада электролита на ионы при растворении его в виде или расплавлении называется диссоциацией.)

4.Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные.

(Озон проявляет сильные окислительные свойства.)

8 конкурс «Дешифровщик»

На клавиатуре были напечатаны какие–то слова. Если человек нажимал на букву один раз, она загорается зеленым цветом, если два раза – жёлтым, если три раза – красным. Собери из полученных букв слова.

ГОМОЛОГ

ОСНОВАНИЕ

КАТАЛИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...