Һәләтле балалар тәрбиәләү ысулдары
методическая разработка

Хисаметдинова Әлиә Закуан ҡыҙы

 

Я ребенок одаренный,

В мир красивый я влюбленный.

Я хочу о нем все знать,

Чтобы в жизни устоять.

Я люблю учить, учиться,

К знаниям всегда стремиться,

На практике их добывать.

И потом их применять.

Сасина Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hltle_balalar.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение

Тема: Творчество, идущее из глубины души

Автор: Хисамутдинова Алия Закуановна

Должность: учитель

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новокулево муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан

Я ребенок одаренный,

В мир красивый я влюбленный.

Я хочу о нем все знать,

Чтобы в жизни устоять.

Я люблю учить, учиться,

К знаниям всегда стремиться,

На практике их добывать.

И потом их применять.

Сасина Е.Н.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И мы, учителя, должны ставить перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращать на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души.

Я в сфере образования работаю 14 лет. Являюсь руководителем творческого кружка для юных поэтов «Перо» («Каурый кэлэм») и фольклорного ансамбля «Бабушкин сундучок» («Олэсэйем хандыгы»), где членами этих кружков являются учащиеся начальных, средних и старших классов.

Известно, что фольклор – это эстетическое воспитание подрастающего поколения. Фольклор позволяет активно развивать эстетическое чувство детей, их нравственность и интеллект, поскольку в фольклоре отражаются многие явления жизни. С помощью фольклора и театра у детей развивается форма общения.

Занятия фольклорного кружка способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, помогают в воспитании гражданской активности.

Цель моего кружка предусматривала формирование у детей представлений о фольклоре как составной части духовной культуры народа на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность; приобщение к основам башкирской культуры, к творчеству и развитие их способностей; воспитание нравственных чувств и понимание истинных ценностей фольклора; содействие гармоничному развитию личности подростка посредством театрального творчества.

Задачи первого года обучения:

- расширить и углубить знания, полученные детьми на уроках башкирской литературы и культуры Башкортостана, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа, познакомить с современным фольклором, привить некоторые практические навыки исполнения фольклорных произведений.

- Обучение технологии постановки спектакля любого жанра, ведения массовых мероприятий.

- Развитие навыков свободного общения с аудиторией, актерских способностей.

- Развить природные задатки и способности детей.

- Воспитание навыков позитивного взаимодействия в коллективе и систему нравственных ценностей.

- Воспитать чувство уважения к мастеру и его профессиональному мастерству.

- Формировать с помощью фольклора любовь к родному языку, образному творчеству народа.

Занятия проводились на сцене в теоретической и практической форме. Формирование группы было свободное. На занятиях кружковцы - воспитанники научились ориентироваться на сцене, самостоятельно ставить небольшие композиции, овладеть основами знаний и практических умений по технике театрализованных представлений.

 В течение учебного года учащиеся фольклорного ансамбля «Бабушкин сундучок» принимали активное участие на родительских собраниях, на семинарах учителей, где они показали театрализованные представления «Хандык сере», “Якташыбыз Гайнан Хайри тормошо” и “Р.Гарипов язмышы” и т.д. В 2010 году участвовали на зональном туре республиканского конкурса-фестиваля “Жемчужины Башкортостана” (ДИПЛОМ 2 СТЕПЕНИ); на районном туре республиканского конкурса “Здравствуй, здравствуй, сказка” (3 года подряд - ГРАН-ПРИ завоевали Низамутдинова Розалина, Бужаева Лариса); в республиканском конкурсе «Здравствуй, здравствуй, сказка» (дважды дипломант Низамутдинова Розалина).

Работая над темой самообразования “Воспитание учащихся в духе национального самосознания”, всегда использую в своей работе новейшие достижения методики преподавания предмета и добиваюсь хороших результатов. Активно применяю на уроках и занятиях кружка материалы периодической печати, компьютерные программы, возможности Интернета. Пользуюсь офисными программами, компьютерной презентацией при подготовке и проведении кружковых занятий.

Активно сотрудничаю с редакциями районной газеты «Нур Иман», «Красный Ключ», республиканской газеты «Азна», журнала «Аманат», где публикуются творческие работы членов кружка «Перо» («Каурый кэлэм»).

Нынче являюсь классным руководителем в 6 классе. С обучающимися проводим много интересных и полезных мероприятий, способствующих нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию учащихся, веду активную внеклассную работу по предмету. Посещаем театры, музеи, концерты, литературно-творческие вечера. Организовываем проведение предметных экскурсий по историческим и культурным местам села Новокулево.

Большое внимание уделяю работе с одаренными и мотивированными детьми. Формы творческой деятельности моих учеников различны: это и участие в литературных вечерах, викторинах, олимпиадах районного и республиканского уровня.

А я хочу рассказать о своем первом выпуске, о том, как я, как классный руководитель, выявляла одаренных детей. Дело было так: еще, будучи 18-летней молодой, еще неопытной учительнице (это было 10 лет тому назад), доверили 5 класс. Где мальчиков было 12, а девочек – 5. Класс был очень неусидчивый, но очень активный, поскольку в начальных классах эти дети принимали активное участие во всех школьных мероприятиях. (Я и сама активно принимала участие в жизни школы, художественной самодеятельности не только  села Новокулево, но и района, а также республики.) И тогда я поняла: талантливых детей в этом классе надо выявлять, дальше развивать. За что я взялась с большим удовольствием. Я много работала с классом: проводила анкетирования и с детьми, и с родителями, посещала на дому. В целом изучала развитие каждого ребенка. Много читала литературу, книги, где я наткнулась на анкетирование «Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову, по А.да Хану и Г. Кафу)».

Образец:

Анкета №1

на Г. Р. Р. для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей

Проявление специальных способностей (по А.И.Савенкову)

В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи.  «Да»;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. «Да»;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. «Да»;

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. «Да»;

- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства. «Да»;

- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. «Да»;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. «Да»;

- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. «Да».

В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. «Да»;

- интересуется актерской игрой. «Да»;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. «Да»;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. «Да»;

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. «Да»;

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. «Да»;

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. «Да»;

- любит игры-драматизации. «Да».

В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками. «Да»;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. «Да»;

- Легко общается с детьми и взрослыми. «Да»;

- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. «Да»;

- часто руководит играми и занятиями других детей. «Да»;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста. «Нет»;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. «Да»;

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. «Да».

В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хану и Г. Кафу)

-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. «Да»;

- обладает хорошей памятью. «Да»;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал. «Да»;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. «Да»;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе». «Да»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно. «Нет»;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.). «Нет»;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив. «Да»;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. «Да».

Анкета №1

на Г. А. Г. для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей

Проявление специальных способностей (по А.И.Савенкову)

В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. «Да»;

- интересуется актерской игрой. «Да»;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. «Да»;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. «Да»;

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. «Да»;

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. «Да»;

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. «Да»;

- любит игры-драматизации. «Да».

В сфере технической одаренности:

- интересуется механизмами и машинами. “Да”;

- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. “Да”;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на  “поиск”. “Да”;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них. “Да”;

- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. “Да”;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом. “Да”;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных “проектов” (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). “Нет”;

- быстро и легко осваивает компьютер. “Да”.

В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками. «Да»;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. «Да»;

- Легко общается с детьми и взрослыми. «Да»;

- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. «Да»;

- часто руководит играми и занятиями других детей. «Нет»;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста. «Нет»;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. «Да»;

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. «Да».

В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хану и Г. Кафу)

-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. «Да»;

- обладает хорошей памятью. «Да»;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал. «Да»;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. «Да»;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе». «Да»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно. «Нет»;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.). «Да»;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив. «Да»;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. «Да».

Анкета №1

на Ш. И. И. для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей

Проявление специальных способностей (по А.И.Савенкову)

В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению. «Да»;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки. «Да»;

- хорошо поет. «Да»;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец. «Да»;

- любит музыкальные записи. «Да»;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. «Да»;

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте. «Да»;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. «Да»;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии. «Нет».

В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. «Да»;

- интересуется актерской игрой. «Да»;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. «Да»;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. «Да»;

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. «Да»;

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. «Да»;

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. «Да»;

- любит игры-драматизации. «Да».

В сфере технической одаренности:

- интересуется механизмами и машинами. “Да”;

- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. “Да”;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на  “поиск”. “Да”;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них. “Да”;

- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. “Да”;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом. “Да”;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных “проектов” (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). “Нет”;

- быстро и легко осваивает компьютер. “Да”.

В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками. «Да»;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. «Да»;

- Легко общается с детьми и взрослыми. «Да»;

- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. «Да»;

- часто руководит играми и занятиями других детей. «Да»;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста. «Нет»;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. «Да»;

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. «Да».

В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. «Да»;

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. «Да»;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. «Да»;

- бывает быстрее всех в детском саду, в классе. «Да»;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений. «Да»;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. «Да»;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол). «Да»;

- физически выносливее сверстников. «Да».

 В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хану и Г. Кафу)

-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. «Да»;

- обладает хорошей памятью. «Да»;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал. «Да»;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. «Да»;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе». «Да»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно. «Нет»;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.). «Нет»;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив. «Да»;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. «Да».

Далее на каждого ученика составила индивидуальную психолого-педагогическую карту одаренного ребенка. (Образец смотрите далее)

Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка

ФИО ученика

Место рождения:

Дата рождения:

Место обучения:

Характеристика учебной деятельности:

Тип одаренности:

Достижения:

1)

2)

За последние 4 года мои подопечные заняли:

-- 5 – первых мест на районных конкурсах “Жемчужины Башкортостана”, “Я люблю тебя, Россия”, “Здравствуй, здравствуй, сказка”.

- 9 призовых мест, из них: 7 – первых, 2 – вторых места (районный конкурс сочинений “Моя заветная мечта”, “Горжусь тобой, Башкирия моя” и т.д.).

В 2009/2010 учебном году творческий коллектив “Страна Озер” под моим руководством принимал участие на зональном туре республиканского конкурса-фестиваля “Жемчужины Башкортостана” и занял 2 место. Ученица Розалина Низамутдинова на республиканском конкурсе “Здравствуй, здравствуй, сказка” дважды стала дипломантом (2010 год, 2011 год) и была награждена Почетной грамотой Министерства образования РБ и ценными подарками.

 В 2009-2011 годах ученица Розалия Гималетдинова успешно участвовала на межрегиональной олимпиаде по родным языкам и была удостоена Почетной грамоты Министерства образования Республики Башкортостан.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Только контакт родителей, ребенка и учителя дает положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе.

И в завершении  хочу сказать: сколько труда и любви вкладывают учителя, чтобы создать все условия для развития творческих способностей и талантов. Успехи учеников вызывают чувство гордости педагогическим коллективом и вселяют надежду, что у наших детей хорошее будущее.  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә сәләтле балалар белән эшләү программасы

Безнең балаларыбыз тиз үсә. Тик шуны истә тотарга кирәк: бүген без сәләт, омтылышларын үстерергә ярдәм иткәндә генә, алар мөстәкыйль яши, тормышта яңа үрләр яулый ала. Аеруча сәләтле балаларны...

Сәләтле балалар белән эшләү.Табигать фәннәреннән олимпиадаларга әзерләү.

Әлеге тестны 8-9 нчы классларда географиядән олимпиадага әзерләгән вакытта кулланырга мөмкин. Сораулар фәннең төрле юнәлешләреннән алынды....

"Яр Чаллы шәһәре Мәгариф идарәсе "16 нчы "Огниво"Балалар иҗат үзәге"

"Үз тарихын тирән төшеп эзләп тапкан халык,киләчәген дә шулкадәр ерак күрә ала"дигән фәнни-гамәли конференциядә чыгыш ясаган өчен диплом....

Сәләтле балалар белән эшләү программасы

Сәләтле балар белән эшләү безнең мәктәп эшчәнлегенең иң мөһим юнәлешләренең берсе.Сәләтле балалар белән эшләүнең төп максаты - һәр укучының сәләтен,иҗади башлангычын үстерү....

Рус телендә урта гомуми белем бирүче мәктәпнең 8 нче сыйныфы (рус балалары өчен) эш программасы

Рус телендә урта гомуми  белем бирүче мәктәпнең 8 нче сыйныфы (рус балалары өчен)Эш программасы...