Нерехта - родина моя.
план-конспект

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "Нерехта - родина моя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное занятие26.96 КБ
Файл nerehta_-_rodina_moya.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Нерехта – родина моя»

Конспект комплексного занятия

для учащихся 3 класса

Работу выполнила:

Воспитатель ГПД: Сакина Л.Н.

Нерехта 2022

  • Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о родном городе и приобщение их к культурному наследию.

В связи с целью были поставлены следующие задачи:

  • Закрепить знания о родном крае.
  • Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций.
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой родины.
  • Коррекционно-развивающая: развить память, внимание, мышление, речь.

Оборудование и материал: предметные картинки с изображением храмов города; герба и др., проектор, ноутбук, аудиозапись с музыкальными записями.

Предварительная работа:

экскурсии по городу;

в краеведческий музей города;

рассматривание иллюстраций и фото г. Нерехты и его достопримечательностях; просмотр фильмов и мультфильмов о Нерехте;

разучивание стихов о родном городе;

беседы о г. Нерехта, его символике;

рисование герба г. Нерехты;

написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Ход занятия:

 (Звучит музыка Нерехтский рожок «Наигрыши», дети заходят под нее и рассаживаются).

Читает стихотворение ребенок:

В одном краю есть город милый,

И для тебя, и для меня.

Он величавый и старинный,

Как наша русская земля.

Он много лет стоит на речке,

На речке Нерехте стоит.

Здесь церкви блещут куполами,

Их ровно семь в земле святой,

И так они стоят веками,

Пока храним мы их с тобой.

Ведущий: Подходит к концу учебный год, в течение которого мы с вами изучали историю своего города, своего края. Побывали в разных уголках нашего города. Посетили краеведческий музей. И сегодня на занятие мы собрались повторить все знания о своем любимом городе. Мы вспомним как жили люди в стародавние времена и что нам досталось от них наследство. Что должны с вами любить, помнить и беречь.

         У меня в руках лепестки, с помощью которых мы соберем цветок  под названием «Нерехта». Когда все лепестки окажутся на своих местах, мы узнаем чем же славен наш город.

(Ребенок выбирает первый лепесток).

Ведущий: Выбрав этот лепесток,  мы попадаем с вами в историческую Нерехту.

 

Ребенок читает стихотворение:

От древнего племени "Меря"

История града идет

В преданиях, ветхих повериьях,

Хранит кои местный народ.

На сходе двух рек, на болоте

Устроили предки свой стан,

Живя от рыбалки-охоты.

Был прост быт у древних мерян.

Ведущий: Ребята назовите племя, которое поселилось на этих землях? (ответы детей)

От этого и пошло название нашего города – Мерехта, а позднее – Нерехта.

Ребята, дорогих гостей встречают хлебом и чем (в руках солонка). (ответы детей)

(Если дети затрудняются ответить, то ведущий дает им попробовать соль). 

(просмотр мультфильма про р. Солоница)

Ведущий: Ребята, как называется река, в которой добывали соль?  (ответы детей).

 В старину в Нерехте добывали соль из подземных соленых вод по берегам реки, которая и названа была  Солоница.

Соль дала название реке Солоница.

А какая река дала название городу? Назовите ее.

(ответы детей)

Ведущий: Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

(Дети – должны узнать «герб»).  

 Что находится в нижней части герба?

(ответы детей)

Ведущий: Что означают две улитки?  (ответы детей).

Ребенок читает стихотворение про герб:

Герб у Нерехт простой,

Пополам он делится;

В нижней части две улитки

На песочке нежатся.

Может, это потому

На гербе отмечено,

Что богат наш чудный край

Реками да речками.

А вверху ладья плывет –

Потому, наверное,

Что относится наш край

К Костромской губернии.

Ведущий: Берем второй лепесток. Мы попадаем в архитектурную Нерехту. Наш город очень старинный. Он до сих пор сохраняет свою индивидуальность и провинциальное очарование прошлых веков.

(Задание для детей).

Ведущий: Сейчас на слайде появятся фотографии исторических зданий, сделанные много лет назад. У вас будут фотографии тех же зданий, но сделанные уже в наше время.  Вам нужно узнать их. И у кого окажется картинка данного здания, должен подойти к доске и прикрепить  картинку к названию.  

(Показ слайдов.Работа детей).

Ведущий: Город живет, меняется. В нашем городе появляются новые памятники и скульптуры. Давай те посмотрим.

(Показ слайдов)

Ведущий: Мы побывали с вами в прошлом и настоящем  городе Нерехта. С каждым годом наш город преображается. Становится все краше. Архитектурные здания придают нашему городу неповторимый облик и являются историческим наследием наших предков. Поэтому наш город называют музеем под открытым небом. Много туристов приезжают к нам, чтобы посмотреть на достопримечательности нашего города. И нам необходимо беречь это наследие, чтобы наши дети и внуки могли тоже его увидеть.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Берем третий лепесток, который  отправляет нас заглянуть в трудовую Нерехту.  

Ребенок читает стихотворение:

Племя меря трудовое.

Племя меря деловое.

Рыбу ловили, лес валили.

На охоту в лес ходили.

И скотину разводили.

Лен растили на полях.

Пряжу ткали на станках.

День за днем они трудились.

Всё старались, не ленились.

Ведущий: Ребята,как жили наши предки? Как они обеспечивали себя и свою семью. (ответы детей)  

Ведущий: Давайте внимательно посмотрим, как же возделывали лен и получали ткани из него вручную.

(просмотр мультфильма: «Как рубашка в поле выросла»)

Ведущий: В нашем городе ребята, давно развивалось льняное производство. На бывшем льнозаводе, который уже давно разрушен была первоначальная переработка льна (приготовление тресты, сушка, мятье, трепание).

(Показ слайда)

А потом переработанный лен отправляли на льнокомбинат.

(Показ слайда)

Ведущий: Льнокомбинат - одно из старейших предприятий Нерехты. Основанный нерехтским купцом Брюхановым, который назывался льнокомбинат «Красная текстильщица». Где шел процесс по производству льняных тканей на специальном оборудовании.

Процесс производства льняных тканей был очень трудоемкий.

Посмотрите какие ткани получались из льна (дети смотрят ткань).

Очень хочется верить в то, что пройдет время, и льняное производство вновь возродится в Нерехте.

Мы побывали с вами в трудовой Нерехте.

Пришло время взять 4 лепесток  – Нерехта творческая (дети берут лепесток).

Ведущий:Умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать. Любили песни и пляски, а так же играть на различных инструментах. Наша Нерехта тоже богата талантливыми людьми. Очень много у нас творческих коллективов. Может кто то из вас ребята назовет мне их. Мы с вами ходили в Дом Пастуха к кому в гости? (Нерехтские рожечники). А на праздниках для нас выступают всем известные коллективы Росинка, Русские узоры, Родники.

А давайте и мы с вами отдохнем и потанцуем.

(дети танцуют танец «Во саду ли в огороде»).

 Ведущий: Берем пятый последний лепесток. Нерехта – знаменитая.

Славен наш край не только архитектурой и промыслами, но и историческими личностями.

Мы с вами посетили краеведческий музей, где услышали легенду о первом воздухоплавотеле.  Назовите его. (ответы)

(ответы детей)

Ребенок: Много лет назад нерехтец Крякутной первым в мире взлетел в небо на самодельном воздушном шаре, наполненном дымным газом. По легенде он висел под шаром, закрепившись в веревочной петле.

Ведущий: Каждый из нас наверняка мечтает пролететь над родным краем и возможно в будущем для кого то эта мечта осуществится, а сейчас давайте сделаем аппликацию «Воздушный шар», который будет напомиать вам о нашем занятии.

(задание для детей)

Ведущий: Возьмите основу с контуром воздушного шара. Наклейте детали, которые вы изготовили на предыдущем заняти по образцу. Образец на доске.

(Дети выполняют работу. Звучит музыка).

Ребята, а сейчас  подойдите к доске и прикрепите каждый свою работу.

Ведущий: Ребята, посмотрите какой мы с вами собрали цветок Нерехта. Он у нас получился яркий и разнообразный. Давай те все вместе назовем какая у нас Нерехта. Давайте любить свой город и беречь его.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Нерехта – родина моя»

Конспект комплексного занятия

для учащихся 3 класса

Работу выполнила:

Воспитатель ГПД: Сакина Л.Н.

Нерехта 2022

  • Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о родном городе и приобщение их к культурному наследию.

В связи с целью были поставлены следующие задачи:

  • Закрепить знания о родном крае.
  • Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций.
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой родины.
  • Коррекционно-развивающая: развить память, внимание, мышление, речь.

Оборудование и материал: предметные картинки с изображением храмов города; герба и др., проектор, ноутбук, аудиозапись с музыкальными записями.

Предварительная работа:

экскурсии по городу;

в краеведческий музей города;

рассматривание иллюстраций и фото г. Нерехты и его достопримечательностях; просмотр фильмов и мультфильмов о Нерехте;

разучивание стихов о родном городе;

беседы о г. Нерехта, его символике;

рисование герба г. Нерехты;

написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Ход занятия:

 (Звучит музыка Нерехтский рожок «Наигрыши», дети заходят под нее и рассаживаются).

Читает стихотворение ребенок:

В одном краю есть город милый,

И для тебя, и для меня.

Он величавый и старинный,

Как наша русская земля.

Он много лет стоит на речке,

На речке Нерехте стоит.

Здесь церкви блещут куполами,

Их ровно семь в земле святой,

И так они стоят веками,

Пока храним мы их с тобой.

Ведущий: Подходит к концу учебный год, в течение которого мы с вами изучали историю своего города, своего края. Побывали в разных уголках нашего города. Посетили краеведческий музей. И сегодня на занятие мы собрались повторить все знания о своем любимом городе. Мы вспомним как жили люди в стародавние времена и что нам досталось от них наследство. Что должны с вами любить, помнить и беречь.

         У меня в руках лепестки, с помощью которых мы соберем цветок  под названием «Нерехта». Когда все лепестки окажутся на своих местах, мы узнаем чем же славен наш город.

(Ребенок выбирает первый лепесток).

Ведущий: Выбрав этот лепесток,  мы попадаем с вами в историческую Нерехту.

 

Ребенок читает стихотворение:

От древнего племени "Меря"

История града идет

В преданиях, ветхих повериьях,

Хранит кои местный народ.

На сходе двух рек, на болоте

Устроили предки свой стан,

Живя от рыбалки-охоты.

Был прост быт у древних мерян.

Ведущий: Ребята назовите племя, которое поселилось на этих землях? (ответы детей)

От этого и пошло название нашего города – Мерехта, а позднее – Нерехта.

Ребята, дорогих гостей встречают хлебом и чем (в руках солонка). (ответы детей)

(Если дети затрудняются ответить, то ведущий дает им попробовать соль). 

(просмотр мультфильма про р. Солоница)

Ведущий: Ребята, как называется река, в которой добывали соль?  (ответы детей).

 В старину в Нерехте добывали соль из подземных соленых вод по берегам реки, которая и названа была  Солоница.

Соль дала название реке Солоница.

А какая река дала название городу? Назовите ее.

(ответы детей)

Ведущий: Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

(Дети – должны узнать «герб»).  

 Что находится в нижней части герба?

(ответы детей)

Ведущий: Что означают две улитки?  (ответы детей).

Ребенок читает стихотворение про герб:

Герб у Нерехт простой,

Пополам он делится;

В нижней части две улитки

На песочке нежатся.

Может, это потому

На гербе отмечено,

Что богат наш чудный край

Реками да речками.

А вверху ладья плывет –

Потому, наверное,

Что относится наш край

К Костромской губернии.

Ведущий: Берем второй лепесток. Мы попадаем в архитектурную Нерехту. Наш город очень старинный. Он до сих пор сохраняет свою индивидуальность и провинциальное очарование прошлых веков.

(Задание для детей).

Ведущий: Сейчас на слайде появятся фотографии исторических зданий, сделанные много лет назад. У вас будут фотографии тех же зданий, но сделанные уже в наше время.  Вам нужно узнать их. И у кого окажется картинка данного здания, должен подойти к доске и прикрепить  картинку к названию.  

(Показ слайдов.Работа детей).

Ведущий: Город живет, меняется. В нашем городе появляются новые памятники и скульптуры. Давай те посмотрим.

(Показ слайдов)

Ведущий: Мы побывали с вами в прошлом и настоящем  городе Нерехта. С каждым годом наш город преображается. Становится все краше. Архитектурные здания придают нашему городу неповторимый облик и являются историческим наследием наших предков. Поэтому наш город называют музеем под открытым небом. Много туристов приезжают к нам, чтобы посмотреть на достопримечательности нашего города. И нам необходимо беречь это наследие, чтобы наши дети и внуки могли тоже его увидеть.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Берем третий лепесток, который  отправляет нас заглянуть в трудовую Нерехту.  

Ребенок читает стихотворение:

Племя меря трудовое.

Племя меря деловое.

Рыбу ловили, лес валили.

На охоту в лес ходили.

И скотину разводили.

Лен растили на полях.

Пряжу ткали на станках.

День за днем они трудились.

Всё старались, не ленились.

Ведущий: Ребята,как жили наши предки? Как они обеспечивали себя и свою семью. (ответы детей)  

Ведущий: Давайте внимательно посмотрим, как же возделывали лен и получали ткани из него вручную.

(просмотр мультфильма: «Как рубашка в поле выросла»)

Ведущий: В нашем городе ребята, давно развивалось льняное производство. На бывшем льнозаводе, который уже давно разрушен была первоначальная переработка льна (приготовление тресты, сушка, мятье, трепание).

(Показ слайда)

А потом переработанный лен отправляли на льнокомбинат.

(Показ слайда)

Ведущий: Льнокомбинат - одно из старейших предприятий Нерехты. Основанный нерехтским купцом Брюхановым, который назывался льнокомбинат «Красная текстильщица». Где шел процесс по производству льняных тканей на специальном оборудовании.

Процесс производства льняных тканей был очень трудоемкий.

Посмотрите какие ткани получались из льна (дети смотрят ткань).

Очень хочется верить в то, что пройдет время, и льняное производство вновь возродится в Нерехте.

Мы побывали с вами в трудовой Нерехте.

Пришло время взять 4 лепесток  – Нерехта творческая (дети берут лепесток).

Ведущий:Умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать. Любили песни и пляски, а так же играть на различных инструментах. Наша Нерехта тоже богата талантливыми людьми. Очень много у нас творческих коллективов. Может кто то из вас ребята назовет мне их. Мы с вами ходили в Дом Пастуха к кому в гости? (Нерехтские рожечники). А на праздниках для нас выступают всем известные коллективы Росинка, Русские узоры, Родники.

А давайте и мы с вами отдохнем и потанцуем.

(дети танцуют танец «Во саду ли в огороде»).

 Ведущий: Берем пятый последний лепесток. Нерехта – знаменитая.

Славен наш край не только архитектурой и промыслами, но и историческими личностями.

Мы с вами посетили краеведческий музей, где услышали легенду о первом воздухоплавотеле.  Назовите его. (ответы)

(ответы детей)

Ребенок: Много лет назад нерехтец Крякутной первым в мире взлетел в небо на самодельном воздушном шаре, наполненном дымным газом. По легенде он висел под шаром, закрепившись в веревочной петле.

Ведущий: Каждый из нас наверняка мечтает пролететь над родным краем и возможно в будущем для кого то эта мечта осуществится, а сейчас давайте сделаем аппликацию «Воздушный шар», который будет напомиать вам о нашем занятии.

(задание для детей)

Ведущий: Возьмите основу с контуром воздушного шара. Наклейте детали, которые вы изготовили на предыдущем заняти по образцу. Образец на доске.

(Дети выполняют работу. Звучит музыка).

Ребята, а сейчас  подойдите к доске и прикрепите каждый свою работу.

Ведущий: Ребята, посмотрите какой мы с вами собрали цветок Нерехта. Он у нас получился яркий и разнообразный. Давай те все вместе назовем какая у нас Нерехта. Давайте любить свой город и беречь его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....

Семь дорог про Нерехту

Материал о родном городе...