Билет в будущее
методическая разработка (7 класс)

Юлия Николаевна Замышляева

Разработка внеклассного мероприятия по профориентации "Билет в будущее"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бердниковская основная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по теме «Билет в будущее»

C:\Users\User\Desktop\20211011_135433.jpg

Автор: Замышляева Юлия Николаевна,

учитель иностранного языка,

1 квалификационная категория.

с.Бердники

 2022 г.

Пояснительная записка

Вечная проблема современного общества – подготовка подрастающего поколения к труду и самореализации. В различные времена она решалась по-разному: полная предопределенность по классовой принадлежности сменялась абсолютной свободой выбора.

Одно из самых важных решений, которое принимается в юном возрасте –выбор профессии и карьерного пути, определяющий качество всей дальнейшей жизни. Нечеткость представлений образа своего будущего, следовательно, и траектории его достижения (выстраивание образовательной, профессиональной, карьерной траекторий) является основным препятствием на пути построения успешной жизни.

Профессионально самоопределение школьников является не столько педагогической проблемой, сколько общественной. Подготовка подростков к осознанному выбору профессии-важная социально-педагогическая задача образовательного учреждения.

Занятие, представленное в данной методической разработке, может быть частью реализации соответствующей программы внеурочной деятельности; может быть использовано при проведении классного часа.

Формы организации мероприятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии: бережливые технологии,ИКТ-технология, метод диагностики, здоровьесберегающая технология, игровая технология,направленная беседа, групповая работа, ролевая игра, методы наглядности (демонстрация, иллюстрация),технология MindMap.

Используемое оборудование: ПК с мультимедийным проектором, экран, набор магнитов для доски, 5-6 ножниц с безопасными концами.

Перечень дидактических и наглядных материалов:

  1. раздаточный материал «Круг распределения»;
  2. раздаточный материал «Темперамент и свойства нервной системы»;
  3. видеоролики;
  4. атлас профессий;
  5. шаблоны ментальных карт;
  6. презентация PowerPoint. На каждом слайде есть настроенные управляющие кнопки вперед/ назад. Слайд №4 анимацией, тема урока появляется автоматически. Слайд №5 и 7 оснащен гиперссылками и имеет структуру интерактивного плаката (необходимо подключение к сети интернет). По завершению презентации, можно вернуться к началу нажав кнопку «назад».

Список использованной литературы и интернет-источников:

  1. СанжаСальви. Профессии. Когда я вырасту, то стану…– М: Мелик-Пашаев, 2017. – 72 с.
  2. Варламова Дарья. Атлас новых профессий 3.0. – М: Интеллектуальная литература, 2020. – 456 с.
  3. Проектория [Электронный ресурс]/ Режим доступа – https://proektoria.online/

Перечень ресурсов интерактивной цифровой платформы «ПроеКТОриЯ»:

  1. Примерочная профессий.

На занятии ребята работают с использованием электронного портала «Проектория». Это очень удобно. Данный портал позволяет по ключевым характеристикам подобрать профессию с учетом индивидуальных потребностей каждого участника. Нет необходимости проходить дополнительные тестирования и изучать специальную терминологию. На портале собрано огромное количество современных профессии, для которых кратко прописаны ключевые характеристики.

Занятие проводится во внеурочное время. Перед началом занятия необходимо расставить столы. Количество рабочих зон и стульев вокруг них зависит от количества ребят. Оптимально сделать 2-3 команд по 4-5 человек. На каждый стол необходимо положить раздаточный материал, безопасные ножницы, ноутбук (при отсутствии, нужно попросить ребят принести на занятие смартфон). На входе в класс нужно поставить одну парту, на которой располагаем коробочки с цветными кружками, около каждой коробочки закрепляем объявление. Такой способ распределения на команды позволит учителю сэкономить время на организационном моменте, а ребятам поможет проявить самостоятельность. Учителю не стоит вмешиваться в этот процесс. Если у детей будут возникать вопросы, стоит мягко, но, в тоже время настойчиво, попросить их принять решение самим. Для создания настроения и рабочей атмосферы можно фоном включить музыку.

Матрица методической разработки внеурочного занятия

Учитель/ педагог/преподаватель Замышляева Юлия Николаевна

Образовательнаяорганизация МБОУ «Бердниковская ОШ» Класс/группа 7-9

Темаурока/ занятия

Билет в будущее

Профориентацияшкольников

Типурока/ занятия

Внеклассное мероприятие в форме предметной гостиной

Ведущаяцель

Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению, формирование понимания перспектив получения востребованной профессии в образовательных организациях

Планируемыерезультаты(послеурокаучащиесябудутзнать/уметь…):

Предметные

Будутзнать:

  1. Названияновыхпрофессий.
  2. Новыепонятия и определения.

Будутуметь:

  1. Пользоваться новым электронным порталом «Проектория».
  2. Выделять важные критерии для выбора профессии.
  3. Использовать полученные знания при выборе будущей профессии.

Метапредметные(регулятивные,коммуникативные,познавательные

УУД)

(откроют,овладеют,получатит.п.)

Регулятивные:

  1. учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии;
  2. развивать умение ставить учебную задачу;

Коммуникативные:

  1. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы;
  2. высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Познавательные:

  1. сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
  2. улучшат навык работы с различными информационными источниками;
  3. овладеют навыками организации своей деятельности: распределения ролей в группе, достижения и оценки результатов своей деятельности.

Личностные

(убедятся        в        том,        что…,        осознают        ценность…,

сформируютпредставлениеозначимости…ит.п.)

  1. Формировать ответственное отношение к выбору будущей профессии.
  2. Повышение уровня знаний обучающихся о своей профессиональной
  3. Совершенствование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  4. Овладеют навыком распознавать собственные ценности, интересы, желания и формировать на основе их личные цели, в том числе и профессиональные.
  5. Укрепят позитивную самооценку, самоуважение и адекватный уровень притязаний.
  6. Усилят мотивацию образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.
  7. Усовершенствуют социальные компетенции: навыки работы в команде, лидерские компетенции.

Начальныеусловия

/ исходное состояние(учащиеся ужезнают/умеют)

  • имеютопыт…….;
  • знают (факты, процессы, явления, понятия, теориии т.д.)
  • могутопределять…….;
  • могутсравнивать,доказывать,аргументировать,сопоставлять;
  • могут        планировать,        проектировать,моделировать;
  • могутконтролировать,оцениватьит.д.

Имеют опыт работы с ноутбуком и смартфоном, интернет браузером, электронными ресурсами.

Знают такие понятия, как «профессия», «профориентация».

Могут определять приоритетные учебные предметы, уровень своей подготовки по ним.

Знают основные качества, присущие человеку. Умеют определять принадлежность этих качеств себе.

Могут распределять роли внутри группы, планировать свою деятельность согласно ролям.

Могут самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Имеют навыки публичного выступления.

Могут доказывать и аргументировать свою точку зрения. Умеютотвечатьнавопросы.

Формыоценкипланируемыхрезультатов

Предметных:Метапредметных:

Предметных: итоговый опрос.

Метапредметные результаты оцениваются путем  наблюдение за творческим, исследовательским процессом учащегося.

Средства

Материально-технические:

  1. ПК с мультимедийным проектором;
  2.  экран;
  3.  набор магнитов для доски;
  4. 5-6 ножниц с безопасными концами.

Дидактические:втомчислес        учетомресурсов

портала«ПроеКТОриЯ»:

  1. раздаточный материал «Круг распределения»;
  2. раздаточный материал «Темперамент и свойства нервной системы»;
  3. видеоролики;
  4. атласпрофессий;
  5. шаблоныментальныхкарт;
  6. презентация Power Point
  7. порталПроектория «Примерочнаяпрофессий»

Домашнеезадание

Пройти тестировании «Кем хочу я стать? Кем смогу я стать?», используя сайт Проектория.

Технологическаякартазанятия

Этапурока

Подэтап

Деятельность

учителя (конкретныеметодыиприемы)

Деятельностьучащихся

Средства*

Результатэтапа

Вводный

Организационныймомент

Бережливые технологии: учитель просит ребят обратить внимание на стол у входа, затем занять свои места в соответствии с выбранным цветом. Приветствует.

Игровые технологии: сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Кто есть, кто?». Я буду называть профессии, а вам необходимо в течение нескольких секунд посмотреть на свою группу и когда я хлопну в ладоши, указать на того, кому подходит данная профессия и озвучить причину, почему вы так думаете.

Изучают объявление на входе, работаю с раздаточным материалом, затем располагаются за рабочими местами.

Говорят, кому подходит названная профессия, обосновывая свой выбор.

Раздаточный материал 1 и Раздаточный материал 2 «Объявление»

Презентация (слайд 1)

Презентация (слайд 2)

Все учащиеся распределены на группы и заняли свои места.

Понятен уровень осведомленности подростков о профессионально важных качествах.

Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение.

Актуализация субъектногоопытаобучающихся

1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы в современном мире?

2. И начать нашу профориентационную встречу я хочу с рассказа о «Трех китах профессионального выбора». Внимание на экран.

3. Скажите, слышали ли вы о этой «идеальной формуле»?

Технология MindMap:

Ребята, у каждого из вас есть лист со схемой. Это ментальная карта, знакомо ли вам это понятие? Это метод, который визуально организовать данные и делает мышление продуктивным. Сегодня мы будем визуализировать ваш профессиональный выбор.

Давайте приступим к заполнению.

1.В центре запишите свое имя и фамилию.

2. Ответьте на вопрос, кем вы хотите стать, чем заниматься во взрослой жизни?

Отложите карты в сторону. Поднимите руку, кто любит разгадывать ребусы?

Выдвигают предположения.

Дети заполняют карты.

Видеоролик Фроловой Елены Николаевны в технике скрайбинг.

https://youtu.be/mbPzVokA6og

Раздаточный материал 3

Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение.

Заполнение ментальных карт. Визуализация, структуризация и классификация идей профессионального выбора.

Мотивация / созданиепроблемнойситуации

ИКТ:Ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего мероприятия. Для этого вам необходимо расшифровать ребус.

Разгадывают ребус, называют тему занятия.

Головоломка выводится на экран (на слайде есть кнопка помощи, нажав на которую можно ознакомиться с информацией, как разгадывать ребусы)

Презентация

(Слайды 3-4)

Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение.

Основной

Целеполагание ипланирование

Мини-лекция «Пути получения профессии».

Просмотр видеоролика «Модели осознанного выбора»

Беседа по просмотренному видеоролику.

Технология MindMap:

Ребята, мы с вами продолжаем.  Сейчас вам предстоит самостоятельная работа.

Приступим к заполнению ментальной карты, раздела «Три кита профессионального выбора». «Хочу»-подумайте и запишите, чем бы вам хотелось заниматься, какая деятельность вам нравится и доставляет удовольствие.

А интересовались ли вы, насколько ваша профессия будет востребована через 3-4 года?  На сколько она актуально в нашем регионе? Запишите свой ответ в карту «Надо».

  Приступаем к заполнению «Могу». Вам предстоит выполнить задания на изучение личностных особенностей и соотнести их с требованиями вашей профессии.

Затем учитель спрашивает: «Выбор будущей профессии – это серьезный шаг в жизни человека? А как вы думаете, можно примерить профессию?

Я предлагаю вам попробовать найти такой инструмент в сети Интерент. Воспользуйтесь, пожалуйста, ноутбуками (телефонами). Найдите примерочную профессий». – ИКТ технология.

«С каким электронным порталом мы сегодня будем работать? ВсемудалосьнайтиПроекторию?»

Отвечают, или задают уточняющие вопросы.

Обсуждают вопросы учителя.

Заполняют карту, отвечая на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Используют ноутбук или телефон. С помощью поисковой системы вводят запрос, находят «Проекторию».

Отвечают на вопросы.

Просмотр  видеоролика(Слайды 6-7)

http://bilet-course.worldskills.ru/dop-osoznannyj-vybor

Раздаточный материал 3

Ноутбуки с доступом в Интернет.

Повышение интереса к тематике занятия, расширение кругозора новыми понятиями и терминами.

Определение уровня усвоенности темы по средствам выполнения задания.

Находят необходимый интернет ресурс «Проектория»

Достижениепланируемыхрезультатов/решение

учебнойпроблемы

Учитель дает несколько минут на то, чтобы дети исследовали возможности интернет-ресурса «Проектория»

Здоровьесберегающие технологии: Учитель делает небольшую динамическую паузу,Давайте немного передохнем. Сядьте ровно, шея и спина выпрямлены, тело расслаблено, взгляд направлен прямо перед собой. Напоминаю, двигаются только глаза. Слушайте внимательно инструкцию.

(Например: найдите в кабинете что-то синее, красную папку, цветок…)

Кто меня слышит, хлопнете раз!

Кто меня слышит, хлопните два раза!

Отлично, продолжаем работу.

Самостоятельно изучают портал «Проектория», работают с разделом «Примерочная профессий»

Ребята повторяют за учителем упражнения, переключаются на новый вид деятельности.

Ноутбуки с доступом в Интернет.

Учащиеся самостоятельно изучат возможности портала.

Смена вида деятельности. Разгрузка глаз

Отработка/ закреплениеполученных результатов ввидеупражнений,

конкретно-практическихдействий…

Предлагаю немного поиграть и закрепить знания о таком личностном качестве, как темперамент.

Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

Выберите капитана команды. Придумайте название команды.

Капитаны, подойдите ко мне и возьмите листы с заданиями.

1. Сейчас вам предстоит определить темперамент мультипликационных героев с опорой на таблицу «Темперамент и свойства нервной системы». И определить, какая профессия современного мира им подойдет. Обосновать свой ответ.

2. Молодцы! Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание, которое называется «История». Вам нужно придумать историю. Участники этой истории наделены тем или иным темпераментом. И вот эти герои попадают в определенную ситуацию. Как поведут они себя в силу своего темперамент, что будут делать. Помните, что у этих людей разные психологические особенности. (опирайтесь на таблицу).

(Например: уснул на уроке; девушка опоздала на свидание…) Время на подготовку4-5 минут.

Готовы, давайте посмотрим, как же выглядят наши герои?

Дети распределяют обязанности внутри команды.

Презентация (Слайд 8)

Раздаточный материал 4

Вырабатываются лидерские качества личности.

Анализируют особенности характера, выделяют наиболее яркие черты в конкретной категории. Работая сообща, происходит сплочение группы. В результате совместной работы они узнают новые профессии.

Развивается воображение.

Заключительный

Контрольвыполненияучебныхдействий

Задумывались ли вы, куда будете поступать да/нет. Если да, скажите, куда именно, город. А почему ваш выбор пал на это учебное заведение?

Давайте снова обратимся к ментальной карте и заполним следующий 3 раздел. Знаете ли вы требования учебного заведения к абитуриентам, какие предметы вам понадобятся для поступления? Если да, то перечислите их. Ответьте на вопрос для чего эти дисциплины необходимы?

Ребята, а знаете ли вы, что представляет собой профессиональное образование РФ?

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам. Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

• средние профессиональные;

• высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);

• послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

- в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);

- внутрисемейное;

- самообразование;

- экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

И так, мы подошли к финальному вопросу, соответствует ли ваш профессиональный выбор требованиям?

Заполнениементальнойкарты.

Презентация (Слайд 9)

Раздаточный материал 3

Раздаточный материал 3

Ознакомление с системой профессионального образования Р.Ф.

Оценкаобразовательныхрезультатов

ИКТ-технологии и бережливые технологии: учитель с помощью рассылки электронного журнала отправляет каждому ученику ссылку на гугл-форму, для заполнения которой ребенок должен будет воспользоваться порталом «Проектория». При этом учитель запускает на проекторе демонстрацию экрана, показывает ребятам вопросы гугл-формы:

https://docs.google.com/forms/d/18VnlToqy5Gt1o-5AyiHYd4V5bxHLviMPneJgnThahZY/edit

Учащиеся слушают задания учителя, задают вопросы.

Экран, проектор

Дети анализируют пройденный материал, закрепляют дома самостоятельно приобретенный навык.

Рефлексия деятельности

Отлично, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги нашего занятия.

Учитель кладет на столы карточки рефлексии для каждого ребенка. Просит ребят взять ручки и заполнить и положить карточки в конце занятия в коробочки у входа.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение о том, что им понравилось, а что нет.

Дети берут свои ручки и заполняют карточки.

Презентация (Слайд 10)

Раздаточный материал 5

Подведение итогов, осознание и осмысление полученной информации, полученных эмоций.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер-класс. Родительское собрание "Современная профориентация. Билет в будущее".

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в 9 классе, беседы с родителями и детьми о выборе будущей профессии подростка....

Ранняя профориентация - билет в будущее.

В статье описывается работа школьной газеты "ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ"....

Профориентационная работа. "Билет в будущее в нашей школе"

Профориентационная работа. "Билет в будущее в нашей школе"  (WORLDSKILLS RUSSIA)...

Профессиональная проба «Билет в будущее».

В 2018 году стартовал проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Союз «Агентство развития профессиональны...