Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
статья

Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в  получении обучающимися функционального навыка исСтатья посвящена описанию урока-исследования как технологии, направленной на самостоятельный поиск знаний.следования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Казанцева Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

                                                           МОУ «Шипицынская СОШ»

                                            Котласского района

                                            Архангельской обл.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в  получении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности обучающихся, что способствует потребности в межличностном общении и создает условия для их личностного роста. Работа  в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.

Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:  

  • мотивация,
  • постановка проблемы, выдвижение гипотез,
  • исследовательская работа в группах по поиску нужной информации систематизация, обобщение;
  • представление найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы (если предполагалось выдвижение гипотезы),
  • рефлексия.

            Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А.Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности».

          Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:

  1. Актуализация имеющегося у обучающихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение обучающимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
  2. Возникновение проблемы и её осознание: выполнение обучающимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации.
  3. Формулирование проблемного вопроса: определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

 Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

При обучении одаренных детей отдельно уделяю внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. 

На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и

создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  Мною опробованы различные виды исследований на уроках русского языка. Это такие исследовательские проекты, как «Речевой этикет», «Речевой портрет школьника», «Нарушение орфоэпических норм в речи», «История моего поселка», «Достопримечательности края, где я родился».

Исследовательская деятельность, которая проводится на уроке, продолжается и во внеклассной работе по предмету. Мы     проводим предметные декады, конкурсы и викторины, предметные  олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Так, в рамках декады гуманитарных был проведен конкурс исследовательских работ по произведениям писателей Севера. Обучающиеся создавали презентации, готовили исследовательские проекты по произведениям Федора Абрамова, Степана Писахова, Николая Рубцова, и др.

 Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • положительная динамики уровня обученности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности. 

В процессе работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности отмечены следующие положительные результаты: обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, у них расширяется   словарный запас и кругозор, лучше закрепляются имеющиеся грамматические навыки; повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах; формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, повышается познавательная мотивация школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на у...

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"

Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...