Профилактическое внеклассное мероприятие для 6-11 классов «Фейковые новости. Правда и ложь»
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вульф Ольга Петровна

Профилактическое внеклассное мероприятие для 6-11 классов

«Фейковые новости. Правда и ложь»

Оборудование и материалы:

- Компьютер, проектор для учителя и ноутбуки для учащихся;

- Конверты с заданиями.

Цель занятия:

формирование критического мышления, обучение детей выявлению и сопоставлению фактов, умению отличать их от ложной информации.

Задачи:

- изучить механизм создания и распространения фейковой информации;

- познакомить обучающихся с основными особенностями и признаками ложной информации.

- научиться самостоятельно определить фейк.

Учитель:

Новости - неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.

Что же такое «фейки»?

Фейк -это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком - информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.

Фейковые сообщения провоцируют опрометчивые поступки, угрожают здоровью людей, вызывают беспорядки в обществе.

Может быть не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков губительна для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости. И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.

Всё это усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, большая часть аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, рассылая и комментируя ложную информацию.

Каков же может быть механизм создания и распространения фейковой информации?

Рассмотрим его на примере фейка, появившегося в мессенджере WhasApp.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_feyki.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое внеклассное мероприятие для 6-11 классов

«Фейковые новости. Правда и ложь»

Оборудование и материалы:

- Компьютер, проектор для учителя и ноутбуки для учащихся;

- Конверты с заданиями.

Цель занятия:

формирование критического мышления, обучение детей выявлению и сопоставлению фактов, умению отличать их от ложной информации.

Задачи:

- изучить механизм создания и распространения фейковой информации;

- познакомить обучающихся с основными особенностями и признаками ложной информации.

- научиться самостоятельно определить фейк.

Учитель:

Новости - неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.

Что же такое «фейки»?

Фейк -это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком - информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.

Фейковые сообщения провоцируют опрометчивые поступки, угрожают здоровью людей, вызывают беспорядки в обществе.

Может быть не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков губительна для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости. И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.

Всё это усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, большая часть аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, рассылая и комментируя ложную информацию.

Каков же может быть механизм создания и распространения фейковой информации?

Рассмотрим его на примере фейка, появившегося в мессенджере WhasApp.

Несколько месяцев тому назад в родительских чатах, данного мессенджера появилась страшная история о том, что какая-то женщина, якобы, видела легковой автомобиль толи синего, толи вишнёвого цвета, который похитил ребёнка и увез в направлении соседнего района. WhatsApp, а как мы знаем, это основное место школьно-родительского общения, залихорадило от количества пересылок аудиосообщения, где все это было изложено.

С каждым репостом этого аудио оно обрастало комментариями типа «неизвестную машину видела дочь знакомой…» и «…сосед кинулся за машиной но та рванула с места…»  «Это правда! В соседней деревне пропал ребёнок…» и т.д. Таким образом сообщение передавалось по типу распространения вируса. Происходила трансформация фейка. Стоит сказать, что фейк – это не всегда выдумка, вполне возможно, это событие из категории «слышал звон, да не знаю, где он»: что-то где-то произошло, но где, когда и насколько это было правдой – не известно.

Истории подобного характера не дают никакой достоверной информации ни о том, где именно произошло данное происшествие, была ли задействована полиция и обращались ли к ней реальные потерпевшие, какие меры предприняты были в данной ситуации и т.д. Данный фейк никак не информировал о способах решения ситуации и собственно о итоге данной новости. Но главное он нёс в себе просьбу «передать новость дальше, чтобы родители были начеку и не отпускали детей на улицу»

Приведу примеры самых популярных фейков:

- «СПИД кинотеатр»- истории о зараженных иглах, которые вставляют в сиденья кинотеатров

- «бананы со СПИДом» – бананы которые якобы специально заполняют кровью ВИЧ-инфицированных, чтобы заразить всех

Этот список можно продолжать бесконечно.

Как же распознать, что перед вами ложная, или недостоверная информация и защитить себя от неё? 

1. Смотрите на источник новости. Помните, что у каждой новости должен быть источник: конкретный человек или официальная организация.

2. Смотрите на заголовок. Обычно «фейковые» новости видно сразу – они буквально кричат о своей важности громкими заголовками.  Но на самом деле цель таких сайтов  –набрать кучу просмотров.

3. Каждое фото можно проверить. Например, через Яндекс.Картинки  можно узнать, уникальное ли оно или уже где-то публиковалось ранее.

4. Узнать, насколько изображение подверглось цифровой обработке, можно через сайт FotoForensics. Он находит «дорисованные» области на изображении или вставленные в него при редактировании. После обработки программа выдает фотографию, где редактируемые фрагменты будут выделяться на фоне других.

5. Внимательно смотрите на веб-адрес страницы. Сейчас создаются целые сайты-подделки, которые имитируют крупные независимые российские новостные ресурсы.

6. Главное! Сохраняйте критическое мышление! Отличить фейк от реальной новости и защититься от мошенничества поможет перепроверка новостей в двух-трех не связанных друг с другом источниках, а также стандартные меры безопасности при пользовании интернетом.

А теперь практическое задание для самостоятельной работы. (задания могут быть вариативными)

Закрепим на практике полученные вами знания и проверим ваше умение отличить ложь от правды. Вы получаете новость в конверте. Ваша задача определить, что перед вами.

Ход работы: Учащиеся изучают фото, дают свой ответ. Затем учитель озвучивает правильный ответ и показывает картинку на экран.

 (фото для анализа Приложение 1.)

  1. Новость №1. Живописные руины храма в Греции. (фейк)

Довольно некачественный фейк Этому якобы древнему зданию даже придумали название - храм Лисистраты. Невооруженным глазом видно, что это коллаж из фото римского пантеона и португальского грота Альгар Секо.

  1. Новость №2. В России увеличат сроки военной службы по призыву. (фейк)

(Правильный ответ: С чего все началось: Срок службы в российской армии увеличится до 2 лет — такая новость стала распространяться в СМИ и соцсетях со ссылкой на интервью военного комиссара Дмитровского городского округа. Вступлением «северных соседей» в НАТО и необходимостью формировать новые соединения и воинские части он объясняет введение «переходного периода» весной — граждане, призванные весной, будут служить полтора года, а призванные осенью следующего года будут служить два года. При этом мобилизация якобы не закончена, а «приостановлена».

Как на самом деле:

В действительности о завершении частичной мобилизации и об отсутствии необходимости в новой неоднократно заявлял президент России. Минобороны России опровергли изменение срока службы по призыву. Он установлен законодательно и составляет 12 месяцев. «В настоящее время каких-либо изменений законодательства Российской Федерации в части, касающейся изменения сроков военной службы по призыву, Минобороны России не предлагается», — сообщили в ведомстве.

Источник опровержения

ТАСС: Военком Подмосковья опроверг информацию об увеличении срока срочной службы до двух лет

  1. Новость №3 Волкособ. (правда)

(Правильный ответ: Владелец бросил этого гигантского пса-волка в приюте, где его должны были усыпить, поскольку он вырос слишком большим и стал обузой. К счастью, ему спасли жизнь и забрали в заповедник. Анализ ДНК показал, что он на 87,5% волк, на 8,6% — сибирский хаски, и на 3,9% — немецкая овчарка.

 Вопросы для контроля:

 1. Что такое «фейк» и зачем их распространяют?

 2. Приведи примеры фактической и ложной информации, с которой тебе приходилось сталкиваться? Как ты отличил факт?

3. Как вы думаете, полезно ли будет для вас сегодняшнее мероприятие? Когда могут понадобиться полученные знания?

Источники для практической работы:

  1. https://fishki.net/1706929-8-samyh-izvestnyh-internet-fejkov-na-kotorye-my-tak-iskusno-povelis.html
  2. https://lapsha.media/fakes/v-rossii-uvelichat-sroki-voennoj-sluzhby-po-prizyvu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правда о СПИДе Внеклассное мероприятие для 10-11 классов

Сформировать представление о болезни века - СПИДе, выработать поведенческие мотивациик сохранению своего здоровья. Час общения с использованием презентации....

Профилактическое внеклассное мероприятие "Школа выживания"

Жизнь без опасностей невозможна. Но жить безопасно - можно! Как прожить безопасно - учит внеклассное мероприятие "Школа выживания"....

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Разработка внеклассного мероприятия для 5-9 классов "Правда о СПИДе"

Цели:- формировать представления о болезни века - СПИДе; -познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ – инфекции;-выработать поведенческие мотивации к сохр...

Профилактическое внеклассное мероприятие для 6-11 классов «Фейковые новости. Правда и ложь»

Новости - неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым ...