Программа по внеурочной деятельности "Реальная математика" 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Башарина Наталия Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_realnaya_matematika_7_klass.docx415.28 КБ

Предварительный просмотр:

Scan

Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности ребенка. При работе с одаренными детьми в педагогическом процессе существует две основных задачи: способствовать развитию каждой личности и довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь ребенку претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его способностей.

Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 7 класса расширяет базовый курс математики и позволяет обучающимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике.

В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта.

Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

- Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 г. №2506-р

Предлагаемый материал в курсе «Реальная математика» не дублирует содержание предмета 7 класса, является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. При решении задач очевидны метапредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.

Цель программы

1) Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта.

2) всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся школы.

3) развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;

4) применение математических знаний в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях;

5) развитие культуры математических вычислений и стабильности  в преобразовании алгебраических выражений;

6) расширение кругозора.

Задачи.

1) Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

2) Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать, синтезировать, классифицировать, рефлексировать.)

3) Развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование).

4) Развитие творческой активности учащихся.

5) Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний  и эрудиции в интересующих областях знаний.

6) Расширение общего кругозора учащихся.

Основные формы работы в рамках программы курса «Реальная математика» – Практикумы, исследования, консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.

Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Продолжительность курса внеурочной деятельности «Реальная математика» 7 класс 1 год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю.

Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе прохождения программы курса внеурочной деятельности «Реальная математика»  должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные:

1) Осознание возможностей и роли математики в познании и описании ситуаций окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;

2) Способность к эмоциональному восприятию рассуждений, восприятию рассматриваемых проблем и решению задач;

3) Осознание того, как математические процессы описывают реальные события и зависимости, умение приводить примеры.

4) Осознание вероятностного характера многих закономерностей окружающего мира.

Метапредметные:

1) Умения видеть математическую задачу в несложной реальной ситуации.

2) Умение видеть различные способы решения задач, осознанно выбирать способ решения.

3) Умение находить ответы на поставленные вопросы, работать с математическим текстом, выделять смысловые фрагменты.

4) Умение планировать свою деятельность.

5) Умение проводить аналогию математической задачи и реальной ситуации, распознавать верные и неверные утверждения, опровергать неверные утверждения.

Предметные:

1) Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности.

2) Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.

3) Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли.

4) Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных задач.

5) Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.

6) Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.

Ожидаемые результаты

1) Чтение и понимание графиков реальной зависимости;

2) Умение отвечать на вопросы практической направленности;

3) Составлять математические модели к задачам и работать с ними;

4) Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения и т. д.);

5) Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

Форма контроля: Защита проектов.

2. Содержание программы курса « Реальная математика»

Раздел 1. Наглядная математика (6ч)

Задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности. Различные способы решения практических задач, представленных таблицами. Составление задач, используя практический опыт.

Раздел 2. Решение задач практического характера (15ч)

Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании, банковских кредитов. Приёмы рационального и быстрого счёта.

Раздел 3. Математика в химии и физике (7ч)

Концентрация вещества, процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Задачи на совместное движение в разных направлениях, движение по кругу. Наглядная иллюстрация содержания отдельных задач практической направленности. Решение одной задачи разными способами: математическими методами и методами, применяемыми в физике и химии.

Раздел 4. Математика в различных сферах деятельности (4ч)

Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Применение математики в строительстве»,  «Математика и архитектура», «Математика и экономика» и др.

3. Тематическое  планирование  7 класс

№  занятия

Кол-во часов

Дата

Тема

Домашнее задание

Наглядная математика (6 ч)

1

1

01.09-02.09

Применение функций в жизни. Занимательные задачи

Составить задачу

2

1

05.09-09.09

Задачи, связанные с применением функций в жизни

3

1

12.09-16.09

Столбчатые и круговые диаграммы. Решение задач

Составить задачу

4

1

19.09-23.09

Задачи с применением диаграмм в различных сферах деятельности

5

1

29.09-30.09

Реальные числовые данные. Анализ таблиц

Найти задачу в источниках

6

1

03.10-07.10

Различные способы решения практических задач, представленных таблицами

Решение задач практического характера (15 ч)

7

1

10.10-14.10

Задачи на нахождение долей целого и целого по его долям

Составить задачу

8

1

17.10-21.10

Задачи на доли и части

9

1

24.10-28.10

Задачи на доли и части (в том числе исторические)

10

1

07.11-11.11

Задачи на выбор оптимального тарифа

Найти в источниках

11

1

14.11-18.11

Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа

12

1

21.11-25.11

Решение задач на выбор оптимального тарифа

13

1

28.11-02.12

Задачи на стоимость с учетом скидки

Составить задачу

14

1

05.12-09.12

Применение процентов при решении задач о распродажах

15

1

12.12-16.12

Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач. 

16

1

19.12-23.12

Применение процентов при решении задач о штрафах

Составить задачу

17

1

11.01-13.01

Применение процентов при решении задач о голосовании

18

1

16.01-20.01

Применение процентов при решении задач о штрафах и голосовании

19

1

23.01-27.01

Банковские задачи о вкладах и кредитах

Составить задачу

20

1

30.01-03.02

Задачи на банковские кредиты

21

1

06.02-10.02

Применение процентов при решении задач на банковские  вклады  кредиты  

Математика в химии и физике (7 ч)

22

1

13.02-17.02

Задачи на смеси, сплавы

Найти или составить задачу

23

1

20.02-24.02

Задачи на смеси, сплавы и растворы

24

1

27.02-03.03

Задачи на взвешивание

Составить задачу

25

1

06.03-10.03

Задачи на взвешивание, на переливание

26

1

13.03-17.03

Решение задач на круговое движение

27

1

20.03-24.04

Задачи на движение в разных направлениях

28

1

03.04-07.04

Задачи на относительное и круговое движение

Математика в различных сферах деятельности (4 ч)

29

1

10.04-14.04

Математика в промышленности, медицине, спорте

Подготовка к проекту

30

1

17.04-21.04

Математика в искусстве, строительстве, архитектуре

31

1

24.04-28.04

Цена товара, наценки и скидки

Подготовка к проекту

32

1

02.05-05.05

Математика и экономика

33

1

08.09-12.09

Защита учебных проектов

34

1

15.09-19.09

Защита учебных проектов

Программа составлена с использованием учебно методической литературы:

  1. Воробьева А.А. « Нестандартные способы решения задач». М.: Просвещение, 2002г.
  2. Иванов А.И. « Реальная математика». Сборник задач. М.: Просвещение,2010г.
  3. Шевкин А.В. Текстовые задачи:7-11 классы.
  4. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник упражнений по математике.7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 2015г.
  5. Учебные пособия по математике. Материалы КИМов  ЕГЭ и ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности в начальных классах

программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Реальная математика 7 кл 2022 г

Программа внеурочной деятельности «Реальная математика» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирована на базовый уро...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса ...