Содержание, виды деятельности и формы работы классного руководителя с обучающимися в сфере физического, социального и академического благополучия обучающихся в рамках реализации программы воспитания
статья
Публикация в журнал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya_v_ramkah_programmy_po_vospitaniyu_obuchayushchihsya.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание, виды деятельности и формы работы классного руководителя с обучающимися в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся в рамках реализации программы воспитания.
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Решая актуальные задачи, классный руководитель должен охватить в своей работе сферы физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Забота о физическом здоровье обучающихся – это важнейший труд классного руководителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Для поддержания физического благополучия обучающихся классный руководитель может использовать следующие методы:
- изучение состояния здоровья обучающихся в классе через анализ личных дел обучающихся;
- анкетирование родителей, по вопросу физического здоровья детей, группы здоровья;
- взаимодействие классного руководителя с медицинским работником школы;
- ежедневный мониторинг состояния здоровья детей;
- проведение бесед с детьми о гигиенической подготовке к проведению медицинского осмотра, осведомление родителей и прежде всего тех, дети которых имеют серьезные заболевания;
- поддержание санитарного состояния кабинета. Организация дежурства в классе и контроль своевременности и качества уборки;
- осуществление работы по организации питания обучающихся;
- вовлечение обучающихся в различные спортивные мероприятия;
- проведение классных часов по теме здорового образа жизни.
Для обучающихся 5-9 классов рекомендованы следующие темы классных часов по ЗОЖ:
- Цикл бесед «Гигиена школьника».
- «Здоровые привычки - здоровый образ жизни».
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- «Кто враги нашего здоровья?».
- «О спорт, ты - мир!»
- «Режим питания».
- «Вредные привычки и их преодоление».
- «Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек».
- «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
- «Скажем «Нет» наркотикам».
Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя, совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность.
Успешность физического развития обучающихся напрямую зависит от психологического здоровья. Поэтому классный руководитель должен вести работу в следующих направлениях:
- формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом (коллективные творческие дела, а именно: подготовка к празднованию Нового года, осеннего бала, спортивных праздников и т.д.); совместные мероприятия с родителями (туристические походы, спортивные соревнования и вечера отдыха на 23 февраля и 8 марта); организация ученического самоуправления (самостоятельная работа обучающихся по организации жизни классного коллектива);
- участие в областных профилактических программах, классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся («Слова и поступки», «Спешите делать добро», «Учитесь говорить «Нет!», «Магия общения» и др.);
- создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка, т.е. развития личности обучающегося (организация ученического самоуправления); коллективное творческое дело (посильные поручения, отвечающие склонностям детей); создание ситуации успеха (конкурсные мероприятия внутри класса, школы, города, области); игры (развивающие, деловые, дидактические); технология «Портфолио» (папка-накопитель достижений на каждого ребенка);
- воспитание нравственности, патриотизма (коллективное творческое дело (Проект «Наша клумба»); социальное проектирование (проекты «Святые символы нашего города», «Наша школа лучше всех»); социальное партнерство;
- работа с родителями (тематические сообщения, посвященные возрастным особенностям детей, адаптации к обучению в начальной, средней и старшей школе, профилактике нарушений психологического здоровья, роли родителей в формировании классного коллектива, профилактике нарушений детско-родительских отношений);
- организация групповых и индивидуальных консультаций для обучающихся и родителей по разрешению проблемных ситуаций;
- проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов разного уровня;
- профилактика насилия;
- форумы по различным проблемам обучающихся на школьном сайте.
Направления работы классного руководителя разнообразны, но самое главное, что их объединяет - систематичность, традиционность и последовательность, связанная с возрастными особенностями обучающихся.
Важное и сложное направление работы классного руководителя - разрешение конфликтов между детьми, так как каждая конфликтная ситуация создает стрессовую нагрузку для всех, кто в нее втянут. Нерешенные конфликты переходят в хроническую форму, а иногда перерастают в травлю одних детей другими. В данной ситуации необходимы совместные действия родителей, учителей, представителей школьной администрации. Одним из способов нормализации психологического микроклимата в образовательном учреждении может стать создание «Школьной службы примирении».
Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Неотъемлемой составной частью продуктивного общения должно быть разностороннее использование педагогом комических приемов. Необходимо уточнить, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.
Чтобы быть успешным в современном обществе, ребенок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, выстраивать правильно отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и старшим, разрешать возникающие конфликты. Вследствие этого классный руководитель должен проводить работу по социальному благополучию детей. Первостепенной задачей в этом направлении становится работа по адаптации обучающихся к обучению в средней школе. Основной формой работы в данном направлении является классный час.
Для обучающихся 5-9 классов рекомендованы следующие темы классных часов по социализации и адаптации:
- «Мой классный коллектив»;
- «Что такое лень, и как с ней бороться»;
- «Учись учиться»;
- «Быть троечником – это привычка?»;
- «Мои одноклассники – мои друзья».
Большую роль в формировании классного коллектива играет подготовка и участие в общешкольных мероприятиях, где класс должен выступать единым коллективом, или же внутриклассных мероприятиях. К таковым могут относиться: «День матери», «Новогодний огонёк», «А ну-ка, девочки», посвященный 8 марта, «А ну-ка, парни», посвященный 23 февраля», «Музыкальная гостиная», «КВН», «День памяти», посвященный 9 мая и др.
Групповая работа с классом по социальному благополучию может включать в себя также следующие виды:
- экскурсии по памятным местам и музеям города;
- работа в городской библиотеке;
- часы-дискуссии; фотовыставки;
- участие в акциях «Бессмертный полк», «Накорми птиц», «Безопасность на дороге»;
- чаепитие с привлечением родителей.
Успешная социализация и развитие ребенка дают больше шансов адаптироваться ему, если ребенок занимается дополнительным образованием. Задача классного руководителя содействовать ребенку в выборе кружков или секций, осуществлять контроль посещаемости занятий.
В число компетенций классного руководителя входит повышение качества образования школьников. В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Разнообразные формы внеклассной работы (олимпиады, КВН, вечера вопросов и ответов, викторины и др.) помогают поддерживать познавательный интерес обучающихся в их деятельности.
Академическая успеваемость напрямую зависит от контроля классным руководителем учёбы учащихся. Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
- дети не чувствуют свою значимость;
- с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
- детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.
Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации.
Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему «Я». Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:
- графики;
- диаграммы;
- таблицы;
- цветовые табло.
Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: «открытие недели», «стремительный взлет», «стабильность», «великая сила воли» и т. д. Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.
Будучи классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за «отчетный» год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.
В заключение хочется отметить, что классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для обучающихся: духовным образцом человеческой культуры, защитником от безнравственности, инициатором сплочения ученического коллектива, фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика, помощником социализации ребёнка, консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников.
Классный руководитель - это человек, помогающий осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества, консультант по профориентации, координатор совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника.
Хороший классный руководитель уделяет внимание развитию каждого ученика и класса в целом. Успеху внеклассной воспитательной работы содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и работы конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей.
Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ...
Технологии и формы работы классного руководителя по реализации программы Года экологической культуры
Методическая разработка, пособие для классного руководителя...
«Методика и формы работы классного руководителя с семьями по воспитанию ЗОЖ у детей»
Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ ЗОЖ, о воспитании и физическом и духовно-нравственном становлении, об ответственности родителей за формирование жи...
Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей
Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей...
Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и ...
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями
Cемья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он cебя в них чувствует, завиcит его развитие как личноcти. Поэтому ни школа без cемьи, ни cемья без школы не cпоcобныcправиться ccлож...
Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...