Классный час в 5 классе на тему «Родина моя Россия»
план-конспект занятия (5 класс)

Камбекова Ирина Вячеславовна

Материал предназначен для организации и проведения внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности, адресован обучающимся 5 класса (11-12лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_rodina_moya_rossiya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

на тему

« Родина моя Россия»

Цели:    - расширить представление детей о родной стране, о государственных  

                символах России;

              - воспитание чувства патриотизма, любви к родной стране

              - развитие речи, логического мышления учащихся

Ход классного часа:

               

Учитель:  У каждого из нас есть свой дом, семья, близкие, родственники, друзья. Но у всех у нас есть один общий дом – наша страна, которая называется Россия.

Ребята,  а  с чего начинается Родина для вас? ( ответы детей)

– Как называется наша страна? ( Россия)

   Сегодня мы  пролистаем страницы  устного журнала,  который называется «Наша Родина - Россия»..  Мы открываем первую  страницу журнала, которая  называется  « Историческая».

 Сегодня мы поговорим о том, какая она, наша Родина, каково отношение народа к своей Родине.

Первая страничка нашего устного журнала называется « Историческая»

Учитель: Россия – это страна, в которой мы живём. Откуда же появилось такое название – “Россия”? Вот об этом пойдет речь в первой страничке устного журнала.

Изначально нашу страну  называли Русью. Слово “Русь”, как полагают  учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место, страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами, а страну, где они живут, – Россией.

   Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. Это наша Родина.  Откуда же произошло слово «Родина»?

Послушайте слова, написанные на доске.  РОД – РОДня – наРоД – приРОДа – РОДина

- Что общего в этих словах?

- Слово «Родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным  родством.

 Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

Учитель: Ребята, а что же такое Родина?  (Ответы детей)

  Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
  Это земля, на которой жили, трудились наши предки.  Земля, которую наши предки защищали от врагов.
  Родина – это место, где живут близкие и дорогие  нам люди: родители, бабушки, дедушки.
  Это место, где стоит, наша школа.
 Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю.

Учитель: Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место.

- За что вы  любите свою Родину? (ответы детей: она красивая, большая, живут мои родители и т.д.)

-   А что значит малая Родина?

(Для нас малая Родина – это место где мы родились)

Учитель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

Родина – это еще и чувство уважения, любви, гордости к тому, кто или что тебе дало право иметь Родину…. А это родители, дом, страна. Это мы с вами. От нас зависит, какой быть нашей Родине.

Физкультминутка.

Учитель: Давайте поиграем в игру «Составь пословицу». Я говорю вам первую часть пословицы, а вы договариваете ее:

Где кто родится - там и пригодится.

Жить - Родине служить.

   Родина мать, чужбина мачеха.   

   Родина мать, умей за нее постоять.

  Человек без родины – что  соловей без песни.  

  Без любви к человеку,  нет любви к  Родине.

   Всюду хорошо, а дома лучше.

  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

     Объяснить, как понимаете эти пословицы. Например « Без любви к человеку, нет любви  к Родине», ( нужно относиться друг к другу хорошо,  уважительно, быть внимательными друг к другу, не оскорблять). А « Всюду хорошо, а дома лучше» (все страны хороши. А России лучше, на Родине лучше)      

Вторая страничка нашего журнала « Столица нашей Родины»

Учитель: Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Москва – столица России. Это один из самых красивых городов мира. Ребята! Кто из вас был в Москве? ( ответы детей)

Что вы знаете о Москве? Какие там есть достопримечательности? Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.

- А что является сердцем  нашей столицы?

- Сердце страны – главная площадь столицы – Красная.

- Как вы думаете, почему она называется Красная? (ответы детей)

   Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» - означало также «красивый», а еще «главный», «славный», «почетный», «самый дорогой».

Вот и решили люди московские назвать свою самую главную, самую славную и, самую красивую площадь Красной. Было это давно, 300 с лишним лет назад. И в наши дни Красная площадь самая красивая. В дни праздников площадь украшается флагами, шарами. На ней проходят военные парады и гремят салюты.

Третья страничка журнала расскажет вам о символах нашей страны «Символы России»

Учитель:  Ребята, назовите символы нашей Страны? (ответы детей)

 1.  Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной  полосами. Цвета российского флага выбраны не случайно.

- Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство;

      Синий – небо, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

 Красный – героизм, смелость,  мужество, сила, это кровь, пролитая за Родину.

Государственный флаг – важный символ страны.

Учитель: А где поднятым можно увидит российский флаг? (Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей.  Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, во время праздников)

Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.

   Учитель:  у каждой страны обязательно есть свой герб. ( показываю герб)

Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Герб России – двуглавый орёл. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории, символ Солнца, огня и бессмертия. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии,  одна голова смотрит на запад, вторая на восток, как бы показывая, что государство хоть и большое, но единое.

Наверху у герба – корона. Она обозначает закон. Это значит, что страна живет по своим законам. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан – это Конституция РФ.

 На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.

Учитель: а  на каких документах  вы видели  изображение герба?

(Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.)

Учитель:   Но есть у нашей страны самая главная песня – это гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия о героической истории народа.

Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров.

А вы знаете когда принято петь гимн? (В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.)

Как должен вести себя гражданин, когда звучит гимн страны?

(Его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов).

Правильно слушают и поют гимн стоя, без головных уборов,  проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Заключительное  слово учителя.

Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”. Считаю, что Родина - самое дорогое, что дано человеку, а дорогое принято во все времена ценить и беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Тесты. Обществознание. 6 класс. Тема "Родина"

Материал содержит тестовые задания  к 5 урокам темы, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности, ключи к ним....

конспект с презентацией урока внеклассного чтения в 9 классе "Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.".

Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.                                        ...

Итоговый тест по обществознанию для 5 класса теме: "Родина" .

Итоговая тестовая работа по обществознанию для 5 класса включает в себя 2 варианта по 12 вопросов....

Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...

Урок литературы в 8 классе. Тема Родины в поэме С.Есенина "Русь"

В конспекте представлены этапы урока, учебные материалы к теме, работа для учащихся...