Устный журнал "Письмо из окопа"
классный час (8 класс)
Устный журнал "Письмо из окопа" знакомит учащихся с письмами учителей Большеглушицкого района, участников Великой Отечественной войны, с их фронтовыми дорогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_iz_okopa.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО ИЗ ОКОПА.
слайд №1
(Внеклассное занятие по литературе в форме устного журнала в 7-8 классах)
Цель: 1. Ознакомление учащихся с именами учителей, учеников нашего района,
приблизивших нам на все времена, для всех поколений Россиян День Победы.
2. Воспитание у учащихся чувства национальной гордости за земляков - защитников
Родины.
слайд№2
Ведущий 1. Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал «Письмо из окопа"...Говорят, что нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших. Наша встреча - дань памяти и уважения учителям, ученикам нашего района до конца выполнившим свой долг. Наша встреча - напоминание о том, как много страданий выпало на долю нашей Родины, как дороги мир и покой для России и россиян.
Эпиграф нашего журнала (о письмах с фронта и на фронт):
Такие человеческие документы тоже нужны. Они станут частичкой летописи Великой Отечественной войны. Они помогут будущим поколениям представить себе, как воевали советские люди, как победили фашизм.
К.М.Симонов.
слайд№3
Ведущий. Ребята, после проведения нашего устного журнала постарайтесь найти слова ответа на эпиграф мероприятия.
Строка, оборванная пулей. слайд№4
Там лес стоит, как в карауле,
В морозный день и в летний зной.
Строку, оборванную пулей,
Нашли мы в книжке записной.
Нашли, когда похоронили
Солдата, павшего в бою.
Мы все солдатами там были,
На том, на огненном краю!
Пробила пуля все листочки
И в сердце русское впилась
В те недописанные строчки
Кровь алым заревом вплелась.
Быть может, с ласковым приветом
Солдат писал письмо домой,
А может быть, он был поэтом ?
Писал про свой последний бой.
Писал на ложе автомата,
Плечом к окопу привалясь.
Судьба такая у солдата -
Иль в жизни жить, иль мёртвым пасть.
Рождён в Орле, а может, в Туле,
А похоронен под Москвой.
Строка, оборванная пулей...
Он - как строка из книжки той.
Николай Сарапкин. (рабочий фабрики имени Бабаева)
Ведущий 1. ПЕРВАЯ СТРАНИЦА: «РАЗВЕ ПОГИБНУТЬ ТЫ НАМ ЗАВЕЩАЛА, РОДИНА?». слайд №5
Звучит песня «Журавли», муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.
Ведущий. Минувший век будут помнить не только как время великих достижений во многих областях человеческой деятельности, но и, увы, как эпоху самых жестоких и кровавых за всю историю войн.
Выходят воин и мальчик. слайд №6
Воин. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
Мальчик. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали её? Забывали вот этот самый запах войны?
Воин. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война – это наша общая память.
Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим!
Война – это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.
А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли?
Ведущий. Да, действительно, ребята, что вы думаете о той жестокой кровопролитной войне? Может быть среди вас есть такие, у кого дедушка или кто-то из родственников был участником Великой войны? Расскажите нам об этом.
Ведущий. ВТОРАЯ СТРАНИЦА. "ДАЙ МНЕ ГОРДОЙ СМЕРТИ, СУДЬБА!"
слайд№7
Война - это боль невосполнимых утрат и вечных слёз. И нет на свете слов, чтобы утешить горе тех, кто потерял на войне близких. Перед этим горем можно только низко склонить голову.
Ребята, у меня в руках книга. Эта книга уникальна, потому что в ней собран большой материал о подвиге Глушичан на фронте и в тылу. Её автор Пётр Яковлевич Русяев, сам участник войны, бессменный редактор газеты "Степные известия" и создатель районного музея. Сейчас его уже нет с нами... Я прочитала её. Она глубоко затронула меня. Ребята, эта книга есть в нашей школьной библиотеке и, я думаю, что вы после нашего классного часа обязательно сходите в библиотеку, возьмёте эту книгу, подержите её в руках и обязательно прочитаете. слайд №8 (Русяев)
Одна из глав этой книги посвящена солдатским письмам.
Ведущий. Письма-треугольнички, весточки с фронта, со штампом полевой почты, писавшиеся в блиндажах и окопах на передовой, между боями и атаками, предельно просты и правдивы. Эти письма с исключительной яркостью раскрывают духовный облик народа, поднявшегося на священную Отечественную войну за свободу любимой Родины. ( слайд №9) Среди них есть и письма наших земляков, учителей района. ( слайд №10)
Их нет с нами, но они напутствуют оттуда, где нет смены вечеру и дню...
Они ходили по школьным коридорам, открывали двери классов, стояли за учительским столом. Они учили... Люди мирного труда... Они учили и на фронте... Жить. Надеяться, Ждать. Верить.
ЭТО:
Шувалкин Алексей Павлович, первый директор Большеглушицкой средней школы. слайд №11
Кудрявцев Александр Александрович, учитель русского языка и литературы Большеглушицкой средней школы. слайд №11
Успенский Николай Павлович, завуч Большеглушицкой средней школы. слайд №11
Ветров Андрей Кузьмич, учитель математики Фрунзенской средней школы.
слайд №11 (только фамил.)
слайд № 12 (все вместе)
Ученик.
Как святую реликвию хранила письма мужа его жена Мария Архиповна Юдина, (слайд №13) а после её смерти письма бережёт дочь Людмила Алексеевна Шувалкина. Выгоревшие от времени , письма - живые свидетели Великой Отечественной войны. слайд №14 (семья Шувалкиных.)
Ученица. Алексей Павлович Шувалкин писал:
Ученик. "12 ноября 1942 года. Здравствуй, моя дорогая и милая Маруся! Живу одной мыслью, как можно быстрее разбить гитлеровскую сволочь и вернуться домой с победой к тебе, дочери и начать свою плодотворную жизнь и работу в школе по воспитанию детей. А ведь наша дочь тоже скоро будет школьницей. Скажи ей, что папка её очень любит.
Пиши обо всём. Меня интересует родной дом, родное село. Живи надеждой о будущей совместной жизни. Это будет давать тебе больше сил и энергии в работе. Привет всем друзьям и товарищам. Целую крепко тебя и дочь.
Лека."
Ученица. "7 февраля 1943 года". Здравствуйте, дорогие папа, мама, Маруся, Мила и Лиза! Пишу из Горького последнее письмо. Опять еду на выполнение задания и, возможно, долгое время не буду писать.
Получил от вас посылку. О вашей заботе, проявленной ко мне, помню очень крепко. Моя надежда, моя любовь - семья да Родина, защиту которой вы возложили на меня. Свой долг непременно выполню. Враг будет разбит! А когда победим заклятого врага, опять заживём хорошо и счастливо.
Дорогая дочка! Моё к тебе слово. Слушайся дедушку, бабушку, маму, тётю Лизу. А всех вас прошу воспитать её честной, о чём не раз говорил и писал.
Папа! Мой характер стал решительным, настойчивости хватает.
Крепко, крепко всех вас целую.
Алексей."
Ученица. "16 апреля 1943 года. Здравствуй, милая и дорогая Маруся! Сейчас прибыл в Саратов. Сколько времени здесь пробуду, пока неизвестно. В общем, на Волге, домом пахнет. Наступает весна. Дети выходят на улицу и среди них наша дочь Люда. Эх, если бы посмотреть на неё! Мечтаю попасть в Куйбышев. Желательно получить от тебя письмо.
Целую дочку Милу и тебя.
Лека."
Ведущий. На нашем мероприятии сегодня присутствует дочь Алексея Павловича Шувалкина - Людмила Алексеевна Шувалкина. Мы хотим предоставить ей слово.
Ведущий. 28 сентября 1943 года Алексей Павлович Шувалкин погиб в должности заместителя полка по политчасти.
Кудрявцев Александр Александрович. слайд №15
1914 года рождения, уроженец Вологодской области. Учился в Самаре, экстерном закончил педтехникум. Перед войной работал в Большой Глушице в школе учителем русского языка и литературы. Весной 1939 года был призван на действительную службу. Проходил службу в городе Киеве. Там и застала его война. Был политруком в артиллерийском полку в звании лейтенанта. Последнее письмо было из госпиталя г. Красный Лиман. Потом вскоре пришло извещение - безвестно пропал. Писем нет.
Ветров Андрей Кузьмич. слайд №16
Ведущий. В школе Андрея Кузьмича любили за неуёмную жажду творчества. Он умел увлечь всех единым стремлением, передать часть своего вдохновения. Он спешил жить, спешил делать самое нужное, дать самое необходимое людям. Сохранились фронтовые письма человека- патриота. Письма адресованы не только родным и близким. Они адресованы и учителям, бывшим его ученикам:
"Самым любимым, самым дорогим друзьям - учителям Фрунзенской средней школы.
Я получил ваши две посылки. Не могу подобрать подходящих слов, чтобы отблагодарить вас.
Друзья мои, я расскажу вам коротко о себе. В полосу фронта я попал ещё 6 апреля 1942 года и в тот же день принял боевое крещение. Это был бой, навязанный фашистскими самолётами с воздуха, когда мы находились в вагонах эшелона. Бой был короткий, но с жертвами с обеих сторон. Зенитчики сбили немецкий самолёт... Сейчас я жив и здоров, хотя и побывал в переделках серьёзных. В заключение вот что я Вам скажу. Было время - били немцы нас крепко, а теперь оно прошло. В этой истребительной войне уничтожение ждёт фашистов.
У Вас теперь начинается второе полугодие 1942-1943 года. Поздравляю Вас с этим. Желаю Вам успехов в труде... А. Ветров. 8 января 1943 года"
"Ученикам 9-го класса Фрунзенской средней школы.
Дорогие ребята! Давно уже получил я от Вас, любимых моих учеников, дорогое письмецо, но ответить вот только теперь нашлось время. Прочитал я его и задумался над тем, как вы выросли, как глубоко изменилась ваша жизнь...
Хочу спросить Вас: пишете ли Вы своим родным письма на фронт? Здесь так дорого каждое письмо, бойцы ждут с нетерпением вестей из дома. Кто не имеет связи с родными краями, тот глубоко переживает и долгожданное письмо встречает со слезами радости, а мучившая его тоска исчезает бесследно... Как видите, письмо на фронте имеет большое значение, оно ободряет бойца, поднимает его боевой дух. Думаю, что все, кто не писал на фронт родным и близким, учтут свои ошибки...
Лично я живу хорошо, чувствую себя нормально.
Вот, дорогие ребята, пока всё. Искренне благодарю Вас за присланное мне письмо, которому я был очень рад.
А. Ветров. Ваш бывший учитель. 22февраля 1943 года."
Ведущий. И ещё одно письмо, письмо сыну.
"Володя, посылаю тебе три отдельных рассказа о дважды Героях Советского Союза, получивших это высокое звание на войне. Конечно, таких, как они, не 3-4 человека, а гораздо больше. Здесь пишут о них и в газетах, и в брошюрах, нотам, я думаю, тебе придётся читать о них очень мало, хотя ты и большой любитель литературы. Герои, о которых я пишу, воюют не на нашем участке, но и у нас есть много знаменитых людей...
Вот, сынок, пока всё. Пиши почаще. Большой привет родным. О героях дай прочитать ребятам. До свидания! 14 марта 1943 года"
Ведущий. Были ли письма ещё - неизвестно. Но из части письма были. Вот одно из них:
"Здравствуйте тов. Ветрова!
Хочу сообщить вам, что я являюсь врачом, который делал операцию Вашему отцу. У него было тяжёлое ранение и заражение крови. На второй же день после поступления его к нам была сделана операция. Он всё время был в сознании. Он очень хотел увидеть семью. Много говорил о детях, мечтал о театрах, книгах. К несчастью, заражение оказалось тяжёлым, остановить его было невозможно, и Ваш отец умер. Я всегда буду помнить его лицо, лицо советского человека, отдавшего Родине жизнь. Гордитесь своим отцом, не забывайте его никогда. Он пал от рук гитлеровских палачей. Мстите им за это, все силы отдавайте делу защиты Родины.
Савченко."
А это письмо Николая Павловича Успенского: слайд №17
"1 января 1942 года. С Новым годом, мои дорогие Верочка и сынок Лёвик! Желаю вам, мои милые, счастья в вашей жизни и здоровья, а Лёвику успехов в учёбе и быть умненьким. Лёва, помни папочкин совет. Может быть, ни я, ни ты друг друга не увидим, так будь в жизни всегда благоразумным и умным. Люби и уважай свою мамочку и старших, чтобы никогда о тебе плохого не говорили.
Прощайте. Завтра утром часов в5-4 двигаем на линию огня и вступаем в бой с отступающим врагом, но очень сильно сопротивляющимся. Что будет дальше, пока неизвестно.
Крепко, крепко всех вас целую. Помните, не забывайте. Жаль, если не придётся после победы встретиться. Привет большой родителям.
Ваш Николай, муж, отец, сын."
Ведущий. Были бои, и видимо, не один в которых участвовал Николай Павлович Успенский. А в марте командование сообщило его жене, Вере Константиновне Кряжимской:"Ваш муж, сержант, командир отделения Успенский Николай Павлович в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество Был убит 13 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле в районе деревни Борки Ленинградской области. 13 февраля... Это и день рождения Веры Константиновны Кряжимской, его жены, учителя русского языка и литературы.
М. Бернес.
Ученик читает стихотворение Е. Благининой «Письмо солдату».
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить,
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет...
Ведущий. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА. "ИМ 17 - НАВЕЧНО- 17"
слайд №18
Ведущий. Каждое утро, приходя в школу, вы видите на стенде портрет молоденького солдата. Он - ученик, которому едва исполнилось 17 лет. И он в марте 1942 года добровольцем ушел на фронт. Простившись со своей любимой мамой - Лидией Михайловной Соколовской, которая долгие годы работала учительницей - Лёва поклялся до последнего дыхания бить фашистских захватчиков, быть настоящим патриотом и освободителем любимой Родины. Он часто писал письма. слайд №19 (Лёва и Лидия Михайловна Соколовская – его мама)
Ученица. "4 июля 1942 года.
Мама! Недавно получил три благодарности от командира за отличную стрельбу из миномёта, пулемёта и винтовки. Особенно из миномёта, получил оценку "сверх отлично".
Ученик. А это ещё одно письмо :
Мама, обо мне не беспокойся. Пока жив, здоров. ...Нахожусь в действующей армии на Волховском фронте. Должность - командир миномётного взвода. Честь своей Родины в борьбе с гитлеровскими захватчиками не посрамлю. В этом можете быть уверенными."
Ученица. Январь 1943 года. Разорвано кольцо блокады и восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной. Этим успехом Лёва Морозов спешит поделиться с матерью. Он с радостью пишет:
Ученик. "26 января1943года.
Мама! Мы соединились с Ленинградом. Наш великий город Ленина освободили от блокады, прорвали его воины Волховского и Ленинградского фронтов"
Ученица. Мать пишет ему письма каждую неделю, беспокоится о его здоровье, спрашивает об условиях жизни на фронте, как они там - сыты ли, хорошо ли обуты, одеты. Собирается приехать к нему. На это письмо Лёва отвечает ей:
Ученик. "1 марта 1943 года.
Здравствуйте мама и тётя! Сегодня исполнился ровно год, как я простился с Большой Глушицей и неизвестно, когда я буду опять в ней. ... О поездке ко мне ты, мама, лучше не думай. Это только твои мечты.
Ученица. Курская битва - одна из величайших в Великой Отечественной войне. Бои разгорелись здесь ожесточённые, кровопролитные. Как будто предчувствуя близкую смерть, Лев Морозов писал:
Ученик. "14 августа 1943 года.
Мама! Не унывай и не печалься. Не я первый, не я последний. Ну, до свидания..."
Ученица. В последнем письме, полученном от него, всего несколько строк: "Здравствуйте, мама и тётя! Шлю вам свой горячий привет.Жив и здоров. Адрес прежний. Сейчас писать некогда. До свидания. Ваш Лёва."
Ученик. Когда это письмо пришло в Большую Глушицу, лейтенанта Льва Николаевича Морозова уже не было в живых, он пал смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость Родины. И было ему всего 19 лет.
Ученица. Мать до конца войны не не верила в смерть единственного сына. "Нет, этого не может быть. Лёва жив, он обязательно вернётся ко мне,"- говорила она всем соседям и всем знакомым односельчанам. Лидия Михайловна посылала во все концы письма, посылала многочисленные запросы. Ответ был один: "Лейтенант Лев Николаевич Морозов в списках воинской части не значится", "Сведений о лейтенанте Морозове не имеем. А однополчане сообщили:" В одном из боёв 7 сентября 1943 года ваш сын был тяжело ранен в голову и скончался при операции."
Ученик. " Нет, ты не умер, ты жив. Живи и дела твои будут жить!"-повторяла Лидия Михайловна. Она часто перечитывала стихи, написанные ей её сыном Лёвой:
Дорогая моя мама,
Неизменный мой друг!
В День Победы вперёд погляди.
Как просторна Земля,
Сколько света вокруг,
Сколько радости там впереди.
Слышишь, звонко поёт
Оркестровая медь
Песню полня, гордо звеня.
Я - в строю и тебе не придётся краснеть
Перед нашей страной за меня.
В дни, когда налетающий с запада шквал
Сыпал ливнями огненных стрел,
Я Отчизне, как сын и солдат,
Отдал всё, что мог,
Что имел, что умел.
И, действительно, помнят друзья-однополчане и друзья - погодки лейтенанта Лёву Морозова. Это о таких, как он, говорится в песне: "Пусть чья-то слава укрыта в гранит, но ничто не забыто и никто не забыт"
Ученица читает стихотворение Л. Татаренко.
Спят мальчишки в сиянии звезд...
Им – семнадцать! Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берёз,
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!
Спят мальчишки под сенью берёз, –
Навсегда твёрдо сомкнуты губы, –
Не видать им ни солнца, ни звёзд –
Тише пойте, армейские трубы!
Ведущий. СТРАНИЦА ЧЕТВЁРТАЯ. "ОНИ ВЕРНУЛИСЬ, ЧТОБЫ НАС УЧИТЬ." слайд №20.
Ведущий. Ребята, ваши родители, дедушки и бабушки помнят учителей, которые вернулись с войны живыми. Это люди мирного труда, и они вернулись, чтобы продолжить свой труд, чтобы вновь учить ребят, чтобы видеть их весёлые счастливые, улыбающиеся лица, чтобы давать им знания. Они одолели врага и вернулись живыми.
ВОТ ИХ ИМЕНА: слайд №21
1. Николай Тимофеевич Бизяев, учитель математики Большеглушицкой средней
школы
2. Владимир Дмитриевич Рыгалов, учитель технологии
3. Александр Гаврилович Догадов, учитель географии
4. Кривов Виктор Максимович, учитель физики.
5. Деусов Трифон Лукич, учитель географии.
6. Непряхин Николай Иванович, учитель истории.
7. Непряхина Александра Ивановна, учитель начальных классов.
8. Чаркин Александр Иванович, учитель русского языка и литературы.
9. Артемьев Александр Иванович, учитель русского языка и литературы.
10. Сизов Семён Нестерович, учитель истории. слайд №22 (общ.фото)
и многие другие. Песня "Журавли".
Ведущий. ПЯТАЯ СТРАНИЦА. "СОЛДАТ ВОЙНУ НЕ ВЫБИРАЕТ..."
слайд №23
К сожалению, с окончанием Великой Отечественной войны черта под скорбным перечнем имён погибших воинов не была подведена. Наши ребята продолжали гибнуть в так называемых военных локальных конфликтах: Венгрия и Чехословакия, Ближний Восток и Африка, Афганистан. А теперь вот - Чечня. слайд №24 (реб.-Афг.)
Среди этих ребят есть и наши герои-земляки. Это:
Луцев Алексей Николаевич. слайд №25
Сильным человеком был Алексей Луцев, настойчивым, решительным, уверенным в себе. И, наверное, многого сумел бы в жизни добиться, но не сбылось. Слишком короткой оказалась жизнь, в самом начале оборвал её Афганистан.
Алексей Николаевич Луцев родился 20 апреля 1964 года в селе Большая Глушица. Окончил школу и в мае 1982 года ушёл в армию, а в декабре этого же года уже оказался в Афганистане. 6 мая 1983 года, выполняя боевое задание, ефрейтор Луцев погиб.
Ефрейтор, начальник радиопеленгатора. Участвовал в боевых действиях на территории ДРА с декабря 1982 года.
Страх Александр Николаевич. слайд №26
Александр Николаевич Страх родился 1 декабря 1962 года в Казахстане. А потом его семья перебралась на Волгу и стала жить в совхозе "Южный" Большеглушицкого района. Жили трудно.Семья была многодетной, и старший Саша был первым помощником в семье.
В октябре 1981 года его призвали в армию, дали за полгода новую специальность радиотелефониста и направили в Афганистан.
29 августа 1982 года его группа сопровождала колонну с боеприпасами и у города Геришк попала под обстрел.Последнюю связь с жизнью теряла колонна, и рядовой Страх её поддержал. Он был ранен, но из боя не вышел.И только второе ранение, смертельное, остановило его.
Рядовой, старший радиотелефонист. Участвовал в боевых действиях на территории ДРА с декабря 1982 года.
Уразов Калимулла Рукулович. слайд №27
Простую жизнь прожил этот парень, честную и трудовую. Пахал землю, сеял хлеб, не боялся никакого труда и ничего в своей жизни не боялся. И когда встретил в Афганистане свою смерть, тоже не дрогнул. Не стал спасать себя, спас товарищей.
Калимулла Рукулович Уразов родился 27 июля 1960 года в селе Пензино Большечерниговского района, затем семья переехала в Казахстан. После окончания восьмилетки переехал в Большую Глушицу, окончил СПТУ № 62 и стал работать механизатором. В декабре 1979 года был отправлен в Афганистан. 10 августа 1960 года
пулемётчик Уразов вступил в бой. Бой оказался неравным. Его взвод нёс потери, вся надежда была на пулемёт, и он её оправдал, но сам погиб.
Рядовой, пулемётчик. Участвовал в боевых действиях на территории ДРА с декабря 1979 года.
Все они награждёны орденом Красной Звезды, медалью "Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа", Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Воину-интернационалисту" (посмертно).
Ведущий. Наша страна потеряла в этом военном конфликте более четырнадцати тысяч солдат и офицеров. Тысячи военнослужащих Советского Союза и России погибли в вооружённых конфликтах в других странах.
Война сломала жизнь многим молодым ребятам. Несмотря ни на что они честно исполняли свой гражданский долг, оставались верными присяге до конца. "Горячие точки" показали, что наши парни достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий. Ребята, а теперь давайте снова вернёмся к нашему эпиграфу .Как вы считаете, удачно ли мы выбрали слова к нашей встрече?
Зажечь свечи. Слайд №28 (все о ком шла речь)
Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших
будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой
секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою ценой
Завоёвано счастье,-
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт,-
помните!
О тех,
кто уже никогда не споёт,-
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям
детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена
бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли,-
о погибших
помните!
Встречайте трепетную
весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт никогда,-
заклинаю,-
помните!
Р.Рождественский.
слайды (города-герои)
слайд (смена почётн. Караула)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия моя, ты из окопа
Конспект урока по Литературе 7-8 классы (можно и 5-9 классов) "Поззия моя, ты из окопа", урок посвящен поэтам Заполярья, воевавших на Кольской земле....
В.Некрасов "В окопах Сталинграда"
Правда о войне в произведении В.Некрасова "В окопах Сталинграда". Презентация к уроку в 11 классе по теме :"ВОВ"...
Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"
Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" - на проверку знания текста...
Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».
Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе "Поэзия моя, ты из окопа..."
Внеклассное мероприятие по литературе о поэзии времён Великой Отечественной войны....
"ПОЭЗИЯ МОЯ, ТЫ ИЗ ОКОПА..." Презентация к уроку литературы для 11 класса
"ПОЭЗИЯ МОЯ, ТЫ ИЗ ОКОПА..." Презентация к уроку литературы для 11 класса может использоваться для уроков внеклсассного чтения...