Классный час «Культура общения»
классный час (6 класс)

Классный час для учащихся 6 класса

Цель мероприятия:

  • воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование таких качеств личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость,
  • формирование навыков культурного общения, 
  • воспитание  устойчивого  положительного  отношения  детей  друг  к  другу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheni.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Культура общения»

для учащихся 6 класса

Цель мероприятия:

  • воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование таких качеств личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость,
  • формирование навыков культурного общения, 
  • воспитание  устойчивого  положительного  отношения  детей  друг  к  другу

Ход мероприятия.

Вступительные слова педагога:

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Сейчас, даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом.

? – что вы понимаете под словом «общение»?

(дети высказывают свое мнение, педагог обобщает)

“ Общение – это  взаимодействие  двух  или  более  людей , состоящее  в  обмене  между  ними  информацией  различного  характера  “.

? – а умеем ли мы общаться?

Анкета для учащихся: (раздается на бланках каждому ученику)

1. В  классе  начался  спор  на  повышенных  тонах.  Ваша  реакция:

1)  Не  принимаю  участия

2) Лишь  кратко  высказываюсь  в  защиту  той  точки  зрения,  которую считаю  правильной

3)  Активно  вмешиваюсь  и  « вызываю  огонь  на  себя».

2. Часто  ли  вы  спорите  с  друзьями ?

          1)  Только  в  шутку  и  то,  если  это  люди  не  обидчивые

          2)  Лишь  по  некоторым  вопросам

          3)  Споры – это  моя  стихия

3. Вы  стоите  в  очереди.  Как  вы  реагируете  если  кто – то  лезет  вперёд?

          1)  Возмущаюсь  в  душе,  но  молчу

          2)  Делаю  замечание – надо  же  научить  грубияна  хорошему  тону

          3)  Прохожу  вперёд  и  начинаю  наблюдать  за  порядком

4. Дома  на  обед  подали  недосоленный  суп.

 1)  Не  буду  поднимать  бучу  из-за  пустяка

 2)  Молча  возьму  солонку

 3)  Не  удержусь  от  едких  замечаний,  может  быть,  даже  откажусь  то  еды

5.Кто-то  в  семье  купил  вещь,  которая  вам  не  нравится.   Ваша  реакция.

           1)  Промолчу

           2)  Ограничусь  коротким , но тактичным  замечанием

           3)   Выскажу  всё, что  я  об  этом  думаю.

Оценки:   1—4балла

                 2—2балла

                 3—0баллов

Давайте  подведём  итог: (слайд презентации)

12-20б. Вы  тактичны  и  миролюбивы, уходите  от  споро и конфликтов, избегаете  критических  ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и,  если обстоятельства  потребуют  высказывайтесь  принципиально.

8-11б.   Вы  слывёте  человеком  конфликтным,  но  это  преувеличение.  Вы  конфликтуете,  если  только  нет  другого  выхода.  Вы  способны  отстаивать  своё  мнение.  Вы  не  выходите  за  рамки,  не  унижаетесь  до  оскорблений. Всё это  вызывает  к  Вам  уважение .

Меньше 8б.   Споры  и  конфликты -  ваша  стихия.  Ведь  вы любите  критиковать  других,  а  если  услышите  замечание  в  свой  адрес – можете  съесть  человека.  Очень  трудно  приходится  тем,  кто  рядом  с  вами.  Ваша  несдержанность  отталкивает  людей.  Постарайтесь  обуздать  свой  характер.  

Слова педагога:

Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно нас ранит.

Сегодня мы поговорим о культуре общения между людьми.

? - Но сначала давайте послушаем, какие виды общения существуют?

(сообщения учащихся)

? – с помощью чего люди общаются?

? – каким не было общение, с какими людьми вам хотелось бы общаться?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.

Послушайте притчу, о каком качестве характера идет в ней речь?

ШРАМЫ НА ДУШЕ

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:

— Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.

В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

— Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.

Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

Обсуждение притчи. Вопросы педагога:

1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).

2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).

3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).

4. Что значит быть терпимым человеком?

Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек  -  уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека. «Терпимость – это старание понять других» -  это высказывание известного чешского писателя Карела Чапека.

Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?

Все учащиеся отвечают утвердительно.

 Формирование  правил  общения  с  окружающими.

Педагог: Люди должны соблюдать определённые правила  в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам.

Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.

“Стать  человеком — большая  работа. Нужно  работать  над  собой  каждый  день, и с  каждым  днём  становиться  хоть  чуточку  лучше “ !

Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.

  • Самый   главный   человек   на   свете  --  это   тот,  кто   перед   тобой.   Относитесь   к   нему   с   вниманием   и   уважением.
  • Не   забывайте   вежливо   здороваться,  прощаться,  извиняться.  
  • Обращайтесь  к  собеседнику,  называя  его  по – имени.  К  пожилым  и  незнакомым  людям  всегда  обращайтесь  на “ Вы “.
  • Говорите  друг  другу  как  можно  больше  хороших  слов, и никогда  не  говорите  того, что  было  бы  неприятно  выслушать  вам  самим.  
  • Старайтесь  не  говорить  о  людях  дурно.
  • Не перебивайте  говорящего.  Внимательно  выслушайте  его  до  конца.  Если  кто-то  заговорит  одновременно  с  вами , приостановитесь, и дайте  ему  закончить .
  • Невежливо  во  время  разговора  отводить  кого – нибудь  в  сторону, чтобы  говорить  с  ним  отдельно;  ещё  более  невежливо  подслушивать,  что  говорят  двое  в  стороне.
  • Не  спорьте  по  мелочам.
  • Не  разговаривай  громко,  не  кричи  на  улице  и  общественных  местах, говори доброжелательным тоном.
  • Проявляй искренний интерес к людям.
  • Не допускай грубых и ироничных высказываний.
  • Будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей.

Это общие правила общения.

Педагог предлагает различные правила общения,  из которых нужно выбрать те, которые относятся к слушающему и к говорящему. Дети работают в группах. Затем выбранные правила крепятся на доску  в один столбец для слушающего, в другой для говорящего.

Итог:

Говорящий должен:

  • Говорить спокойно
  • Смотреть доброжелательно
  • Наблюдать за реакцией собеседника
  • Называть собеседника по имени
  • Спрашивать, ясно ли изложенное

Слушающий должен:

  • Взглядом, мимикой демонстрировать внимание, интерес
  • Не перебивать
  • Непонятное попросить уточнить.

?- как вы думаете, мы ни чего не забыли?

? - как показать доброжелательное, уважительное отношение к человеку?

Сообщение учащегося «Словарь «волшебных слов»»

Заключительные слова педагога.

Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.

- Как же должно сроиться общение между людьми?

- В чем заключается культура общения?

- Что надо избегать, чтобы общение приносило вам удовлетворение, возникало взаимопонимание?

(Дети отвечают).

Педагог обобщает: Нужно быть терпимыми друг к другу. Уважать собеседника. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника, обидного, презрительного, унижающего тона, угроз. Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Список использованных источников

  1. Притчи о главном. Сборник. М. «Новый Акрополь»,  2006.
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/402/ 
  3. http://aforizmer.ru/aforizmi/o-terpimosti
  4. http://citatu.com.ua/tsitaty_i_statusy/vospitannye_lyudi_uvazhayut_chelovecheskuyu/
  5. http://citaty.su/uvazhenie-citaty-i-aforizmy 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Культура общения»

Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость....

Классный час "Культура общения"

Классный час для 8-9 классов "Культура общения"...

Классный час "Культура общения"

О какой проблеме пойдет сегодня речь?Разговор пойдет о том, что засоряет и огрубляет нашу речь, о культуре общения в классе. Разговор будет без недомолвок и пристрастия......

Классный час "Культура общения"

Разработка классного часа для 7-8 классов...

Классный час "Культура общения"

В наше время многие подростки предпочитают живому общению общение «виртуальное», приобретают зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр. Они даже не представляют, что реальное об...