Программа работы социального педагога с детьми «группы риска»
материал (9 класс)

Шәмсиева Илгизә Альберт кызы

Программа работы

социального педагога

с детьми «группы риска»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvr.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО классных руководителей ______/Н.Ю.Апполонова/

Протокол № ___

от  «__»  ______     2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______/Е.Б.Камкина/

«____»__________2019 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Лицей №2»  

_________/Г.З. Сафина/ Приказ № ___

от  «___»______2019 г._

Программа работы

социального педагога

с детьми «группы риска»

2019 – 2020 учебный год

Социальный педагог:    учитель родного (татарского)

языка и литературы  Шамсиева И. А.

Пояснительная записка

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный ребенок». Многие огрехи семейного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска». Такие дети проживают в неполных социально-неблагополучных семьях, более того, у таких семей, как правило, низкий образовательный уровень. Кроме того, эти дети не прошли организованной дошкольной подготовки, что существенно осложняет процесс социальной адаптации.

Возрастной диапазон таких детей 10-16 лет, который включает подростковый период развития ребёнка. Поэтому для нашей школы очень важно создание программы социального пелагога по работе с детьми «группы риска», которая позволила бы осуществить комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации обучающихся.

Для того чтобы найти верный подход к таким обучающимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности ребёнка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения таких задач, как организация образовательного процесса, определение содержания, методов обучения в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечение трудовой подготовки и коррекция их в целях социальной адаптации и реабилитации

Работа с детьми «группы риска» проводится на основе следующих нормативных документов: Конституция РФ;  Конвенция о правах ребенка;  Семейный кодекс РФ; Закон об образовании в РФ; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.

Актуальность создания программы по работе с детьми «группы риска» обусловлена необходимостью в диагностировании проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников, в разработке комплекса мероприятий, направленных на реализацию их успешной социализации.

Цель программы: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на развитие личности и решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.

Задачи программы:

1.Формирование навыков личной и социальной адаптации к условиям жизни в обществе у обучающихся, входящих в «группу риска».

2.Организация профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся.

3.Повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей обучающихся.

4.Осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально – психолого – педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в «группе риска».

5.Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

6.Формирование потребности ведения здорового образа жизни.

7.Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации, по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения учащихся, входящих в «группу риска», восстановление их в статусе субъекта учебной деятельности, формирования их гражданского самосознания.

Основными направлениями работы с детьми «группы риска» являются:

1.Изучение проблемных детей.

2.Составление индивидуального плана работы с этими детьми.

3.Организация помощи педагогически запущенным детям. Прежде всего, педагогическому коллективу необходимо выявить всех проблемных детей в классе и школе. Для более детального знакомства с такими обучающимися необходимо:

4.Определить характер педагогической запущенности детей и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями обучающихся).

5.Установить статус педагогически запущенного обучающегося в классном коллективе (путем наблюдения, анкетирования).

7.Изучить склонности, интересы и способности такого ученика, с целью возможного включения его во внеурочную общественно – полезную деятельность.

8.Ознакомиться с положением ребенка в семье.

9.Изучить нравственные ориентиры личности, воспитательного потенциала семьи.

Отличительные особенности программы:

1.Тесное взаимодействие с семьей.

2.Сотворчество педагогов и обучающихся.

3.Способность педагогов к неформальному общению.

4.Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

5.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

6.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты и способы оценки:

1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

2.Снижение роста числа обучающихся, входящих в «группу риска»

3.Снижение количества правонарушений обучающимися «группы риска»

4.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

5.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

6.Снижение заболеваемости среди детей «группы риска».

7.Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

8.Формирование у детей представления об общечеловеческих ценностях.

9.Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

10.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей посредством организации и проведения лекций, родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед.

Риски сопровождения детей «группы риска».

Риски

Пути решения

Проблемы, связанные с опозданием и пропусками уроков

Регулярный контроль со стороны классных руководителей за посещаемостью;

Информирование родителей и законных представителей об отсутствии на учебных занятиях.

Проблемы во взаимоотношениях с родителями

Своевременное информирование органов и учреждений системы профилактики.

Нет согласия со стороны родителей и законных представителей на посещение семьи

Взаимодействие и информирование органов системы профилактики

Типичные трудности детей и подростков из «группы риска»:

1. Взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

2. Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками.

3. Самоотношение, самопонимание.

4. Формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей.

5.Внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность, непонятость другими.

6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований,. испытание себя и других, поиск границ возможного.

7.Поиск комфортного существования, эмоционального благополучия.

8.Отсутствие позитивных жизненных стремлений и целей

9. Обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности.

10. Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию ситуацией.

11. Неорганизованность.

12.Зависимость от других, низкая сила своего «Я».

13. Трудности в обучении.

14. Отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях.

15. Трудный характер, наличие неудобных черт в характере, обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.

16. Отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника.

17. Чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Перечень мероприятий по работе школы с детьми «группы риска».

  1. Выявление детей «группы риска».
  2. Изучение причин социально – педагогической запущенности подростка.
  3. Встречи с инспектором ОПДН.
  4. Правовое просвещение подростка.
  5. Совет по профилактике правонарушений (1 раз в месяц).
  6. Психологические консультации для детей и родителей.
  7. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
  8. Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
  9. Вовлечение подростка во внеурочную деятельности и дополнительное образование

Информационные источники

1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания, М., 2010.

2.Алексеева Л.С. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М.,2009.

3.Белоусова О.В., Галстукова О.В. «Социальный педагог в школе» Москва 2008г.

4.Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога» Москва 2012г.

5.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод.пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 239 с. – (Коррекционная педагогика).

6.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2011.

7.«Система социально – психологического сопровождения детей – сирот в интернатном учреждении» Методическое пособие, Москва 2013г.

8.«Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних» издательство «Глобус» 2015г.

9.Психология умственно отсталых школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.

10.Казанская В.Г. «Подросток трудности взросления» Москва 2016г.

11.Журналы «Социальная педагогика».

12Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога» «ВАКО» Москва 2015г.

13.Шульга Т. И., Спаниярд Х., Солт В., методика работы с детьми группы риска. М., 2010.

План мероприятий по реализации программы.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Сентябрь, январь

Соц. педагог, психолог, кл. руководитель

Диагностика уровня агрессивности

Сентябрь, январь

Педагог-психолог

Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми «группы риска»

В течение года

Педагог – психолог

Контроль за успеваемостью, посеща-емостью,рабо тоспособностью детей «груп-пы риска»

Ежедневно

Кл. рук., воспитатель, соц. педагог

Оформление информационных стендов

1 раз в четверть

Соц. педагог, психолог, библиотекарь

Психолого – педагогическое и социально – педагогическое сопровождение детей «груп-пы риска»

В течение года

Соц. педагог, педагог – психолог

Исследование адаптации к школе

1 четверть

Педагог – психолог, соц. педагог

Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья

В течение года

Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог

Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

В течение года

Мед. сестра, врач-психиатр, соц. педагог

Спортивно – оздоровительные мероприятия:

- привлечение к участию в спортивных соревнованиях, кружках, секциях детей «группы риска»

В течение года

Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог

Работа с библиотекой:

- контроль за посещением библиотеки;

- привлечение к участию в мероприятиях, проводимых библиотекой.

В течение года

Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог, библиотекарь

Профориентационная работа с детьми «группы риска»

В течение года

Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог

Вовлечение обучающихся «группы риска» в организацию и проведение акций

В течение года

Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог

Заседание Совета профилактики правонарушений

1 раз в месяц

Состав Совета профилактики

Проведение экскурсий и благотворительных посещений различных мероприятий на территории города.

В течение года

Соц. педагог, кл. рук, зам. директора по ВР

Организация помощи обучающимся «группы риска»  в трудоустройстве

В течение года

Соц. педагог

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей посредством организации и проведения лекций и индивидуальных консультаций.

В течение года

Социальный  педагог, заместитель директора по ВР, классные руководители,

Проведение родительских собраний

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»

Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих  совершению правонарушений и преступлений сре...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

Программа работы с детьми "группы риска"

Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

Программа работы с детьми группы риска

В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...