Классный час-размышление "В чем смысл жизни?"
классный час (8 класс)

Марьина Алла Вячеславовна

Классный час помогает расставить приоритеты в жизненных ценностях. Заставляет задуматься о тех ценностях, которые  станут основополагающими в жизни ребят. В чем смысл жзни? Это вопрос на который ребята будут отвечать себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иркутская область

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 2 »

Марьина Алла Вячеславовна,

учитель географии, классный руководитель.

Горко Г.И., директор

Классный час «Смысл жизни»

Картинка 22 из 62991

2021 год

Цель:

  • способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, освоению положений философии, науки о смысле жизни человека;
  • формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах;
  • становление эмоционально-ценностного отношения к миру, к жизни;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • формирование метапредметных умений и социальных компетенций учащихся;
  • воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.

Методы обучения: эврестический, проблемно-диалогический, творческий, наглядный.

Раздаточный материал: песня кукушка для танца, слова песни Кукушка; термины темы,  каждой группе по 10 жетонов и несколько дополнительных,  чаша,  песок, камни и галька,  лирическая мелодия, слайды презентации

Создание эмоционального настроя перед работой.

Умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.

Учитель: Здравствуйте, я рада Вас видеть

На слайде презентации  написаны высказывания о смысле жизни:

Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна. (К/ф «Человек с бульвара капуцинов»)

Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе. (Дж. Рейнуотер)

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастен, а плохо приспособлен к жизни. (А. Эйнштейн)

Каждый сам является хозяином своего жизненного пути. (Народная мудрость)

Имеет человек в жизни зацепку – и хорошо ему (А.П.Чехов)

Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться. (У.Джеймс)

Всю жизнь последовательно идти к цели можно, если она постоянно отодвигается. (Ежи Лец)

Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль)

Чтение стихотворения уч-ся

Для чего живут на свете
Птицы, звери те и эти?
Озадачены умы:
Для чего родились мы?

Ведь пришли мы в мир не просто,
И вопрос поставим остро,
Спросим искренне о том:
Смысл жизни нашей в чем.

Может, топчем мы планету,
Чтоб строчить по Интернету
Всем знакомым и друзьям
Всякий ежедневный «спам»?

Или жизнь дана нам Богом,
Чтоб нажить богатства много?
Но порой кто все имел, –
Смысла жизни не узрел…

Ни богатство, ни общенье
Не заменят без сомненья
Смысла жизни, в свете дней
Инструментами став в ней.

Ну а все не так уж сложно,
И сказать без страха можно,
Что давно известен сказ –
Жизни смысл. Вот те раз!

Смысл жизни есть в бессмертье,
Верьте в это иль не верьте,
В продолженье жизни всей…
В чем? В рождении детей!

Учитель: Вы догадались конечно, что тема нашего классного часа «Смысл жизни». Этот вопрос задавали философы, политики, поэты…  Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Как ответить на него? Ведь от этого ответа будет зависеть очень многое, а может и целая жизнь. Мы искренне благодарны всем, кто пришёл к нам пообщаться.

Начнем мы наш классный час  с небольшой разминки. Я предлагаю поменяться местами, а если это невозможно, то занять то место, которое вам нравится следующим учащимся:.


       у кого на руке часы

        кто прочитал надписи на доске;
        кто считает, что его настоящая жизнь ещё не началась;
        кто хоть раз задумывался над тем, зачем человек живет;
        кто согласен с М.Ю.Лермонтовым, что жизнь – «такая пустая и глупая шутка»;
        кто размышлял и говорил с друзьями о смысле жизни;
        кому понравилась хоть одна надпись на доске.

Спасибо

 

«Открыть себя

в себе самом –

Сверх трудная

задача.

«Кто я?-  вопрос горит огнём, -

Чему я предназначен?».

Танец под музыкальную  композицию «Кукушка» . У учащихся на столе лежат слова песни «Кукушка»

Песен, ещё не написанных, сколько?
Скажи, кукушка? Пропой!
В городе мне жить, или на выселках?
Камнем лежать, или гореть звездой?
- Звездой!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
- Вот так!

Кто пойдет по следу одинокому?
Сильные да смелые, головы сложили в поле,
- В бою!
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме, да с твердой рукой в строю в строю,
- В строю!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня! 
- Вот так!

Где же ты теперь, Воля Вольная?
С кем же ты теперь, ласковый рассвет встречаешь?
- Ответь!
Хорошо с Тобой да плохо без Тебя,
Головы да плечи терпеливые под плеть?
- Под плеть!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
- Вот так!
Учитель: Кто является автором  этой песни и как она называется.

 Он написал ее незадолго до своей трагической гибели.

-Так почему же песню свою В. Цой назвал "Кукушка", (только ли из-за прямого обращения к ней)?

- Когда мы с вами слышим кукушку с какой просьбой обращаемся мы к ней,( Сколько лет мне осталось жить)

 -С какой просьбой обратился автор (сколько ненаписанных песен/ Какие строки вам наиболее понравились, почему.

Как вы думаете какая судьба была у поэта

Приведите пример светлых строк озарения

Учитель:   Виктор, не призывает, никого ничему не учит... не читает проповеди...

он просто искренне говорит о том, что считает самым важным в жизни, не делая разницы между собой и "окружающим" миром.
по воле судьбы-кукушки Виктор Цой завершил свой жизненный путь, и смысл песни «Кукушка» нам остаётся толковать, опираясь лишь на собственные догадки.

Учитель : Найти смысл жизни трудно и тяжело

Диалог между учащимися:

1-й ученик. Предлагаю к решению поставленных задач подойти по-философски.

 2-й ученик. А я за то, чтобы всё было лирично, чувственно.

3-й ученик. Возможно, не помешает немного сказки.

4-й ученик. Извините, я против. Какая сказка? Жизнь — очень сложное и серьёзное дело! Учитель:  Лучше не будем ссориться, а объединим наши усилия!

Учитель : Я предлагаю вам посетить страницу терминов. Вам предложены в конверте термины и их определения.  Пожалуйста соотнесите их. Проверьте свои предположения

Страница терминов:

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Жизнь —— активная форма существования материи,

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Цель – предвосхищаемый результат

Материальные ценности  — ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. 

Звучит музыка Шопена

Учитель: 

Ребята, а сейчас закройте глаза и представьте дорогу, обсаженную деревьями  с обеих сторон.  Это ваша жизнь. Вы идёте по ней не спеша. По этой дороге вы должны придти к какой-то цели. Подумайте и  образно нарисуйте на конце дороги свою цель. Это может быть ближайшая цель. Это может быть  цель в далёком будущем.Выбирая цели мы руководствуемся  ценностями.  Но все  ваши цели и ценности станут по настоящему важными, когда над ними появится смысл.  Откройте глаза и посмотрите на свой жизненный путь (на экране картина в которой надписи: жизнь, цели, ценности, смысл жизни). В конкретных жизненных ситуациях  мы ставим цели, руководствуемся определенными ценностями и приходим к смыслу своей жизни. Я  предлагаю Вам несколько упражнений на определение жизненного пути

1 упражнение

  1. 1 Читать по книге в неделю;
  2. Собираться на праздники всей семьей.
  3. Жить без долгов и кредитов;
  4. Прыгнуть с парашютом;
  5. Укрепить свою волю;
  6. Научиться играть на гитаре;
  7. Побывать в Антарктиде;

2 упражнение

Посвятить свою жизнь самореализации-саморазвитию-самосовершенствованию.

Посвятить свою жизнь своим любимым близким людям.

служение Своему Народу, Своей Родине.

трудиться на благо Своего Народа, на благо Своей Страны.

3 упражнение

1 Приносить пользу людям, 2. Я мечтаю стать врачом, 3. Медицинское образование;

1 Деньги, 2 я хочу достойную зарплату, 3 Жить ради материального благополучия;

Главное, ребята, чтобы вы понимали: жизнь тогда имеет смысл, когда она проживается честно, интересно, с большим смыслом и, конечно, приносит окружающим пользу.

Учитель  обращает внимание на доску, на высказывания великих людей о смысле жизни)

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему. Истинный смысл жизни, - в принятии Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем. В этом наше спасение и жизнь вечная.

 В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
    Дар напрасный, дар случайный 
    Жизнь, зачем ты мне дана?

    Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра.

"Смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно - полезном труде", — утверждали идеологи коммунизма.

  В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.  Аристотель

Учитель: Поясните что такое материальные, что такое нематериальные ценности

(Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования.
Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее это существует.  

 В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира, хорошее здоровье.
Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными.)
Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить - ненасытна лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест ровно столько, сколько нужно, - жадность и распущенность не должны руководить человеком.
По поводу того над какими стремлениями человек властен, а над какими нет, возникли разногласия. Кто-то считает, что достижение почти каждой из перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше полагается на обстоятельства, чем на себя.

 Групповое задание: выпишите из предложенного списка номера материальных ценностей

На экране:

  1. Хорошее образование
  2. Хорошая работа и карьера
  3. Счастливая семья
  4. Слава
  5. Деньги, богатство
  6. Дружба
  7. Достижения в искусстве, музыке, спорте
  8. Уважение и восхищение окружающих
  9. Наука как познание нового
  10. Хорошее здоровье
  11. Уверенность в себе и самоуважение
  12. Хорошая пища
  13. Красивая одежда, ювелирные украшения
  14. Власть или положение
  15. Хороший дом, квартира
  16. Сохранение жизни и природы на Земле
  17. Счастье близких людей
  18. Благополучие государства

Задание 2. Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные. Работайте группами.

_ Как вы относитесь к философской интерпретации: «Смысл жизни –это то, что придает ей ценность?»                                                                     
                                    
А сейчас мне хотелось узнать, что для вас является ценными?  Сегодня мы проведем Аукцион , который называется  «На что потратить жизнь?»

Перед началом игры каждая группа по десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

Когда  мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить» . На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы в праве выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

Лот № 1. А) Хорошая просторная квартира либо дом (1жетон) 

Б) Новый спортивный автомобиль (1жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»? Эти ценности снимаются с продажи.

Следующая пара:

Лот №2 а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалёком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Затем:

Лот № 3 а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет.(1 жетон)

б) Один настоящий друг.(2 жетона)

Следующая пара:

Лот № 4. а) Хорошее образование.(2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль.(2 жетона)

Далее:

Лот № 5 а) Здоровая семья.(2 жетона)

б) Всемирная слава.(3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда – два лишних жетона.

Потом:

Лот № 6 а) Изменить любую черту своей внешности.(1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой.(2 жетона)

Дальше:

Лот № 7. а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения.(2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените.(2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить ещё один  жетон, если у вас они ещё остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы  думали.

Следующая пара:

Лот № 8. а) Чистая совесть.(2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали.(2 жетона)

Следующая пара:

Лот № 9. а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите.(2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

Лот № 10. а) Семь дополнительных лет жизни.(3 жетона)

б) Вы долгожитель(3 жетона)

Больше покупок сегодня делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они  остаются у вас до следующей встречи.

Учитель: Обсуждение игры:

Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Что бы вы хотели приобрести на оставшиеся жетоны

2. Какой покупкой вы более всего довольны?

3. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

4. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Учитель: Как стать современным, культурным, образованным, ответственным. Ведь есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слова, которые ты произносишь, за друга, за семью, за детей 

Учитель показывает притчу молча при этом задавая вопросы (Притча про сосуд).

Достаю черный ящик - Раскладываю на столе несколько предметов. беру большую пустую банку, и заполняю её большими камнями. Затем спрашиваю:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются.

достаю коробку с галькой и высыпаю её в эту же банку. слегка трясу  банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Снова спрашиваю

- Банка полна? Да

 достаю коробку песка и высыпаю его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз полна ли банка? Да, теперь она точно полна!

- А теперь я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Остальное – только песок.

Рефлексия  

Учитель: Заканчивая наш сегодняшний разговор, который будет продолжаться еще не раз я прошу Вас составить «Синквейн» (пятистишия)

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, проживать.
Дана всем, отнята другими.
Сложно.

Жизнь

Деятельная, кипучая

Вдохновляет, наполняет, учит

Жизнь преобретает смысл

Счастье

Один из учеников читает стихотворение (на фоне музыки).

В чём смысл жизни — риторический вопрос,
Который каждый мыслящий с собою нёс.
А смысл в том — чтоб смысл обрести.
Себя, спасая — мир спасти.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час – размышление: « В чем смысл жизни?…» Марьина А.В., классный руководитель 8 б класса

Слайд 2

высказывания о смысле жизни: Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна. (К/ф «Человек с бульвара капуцинов») Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастен, а плохо приспособлен к жизни. (А. Эйнштейн) Каждый сам является хозяином своего жизненного пути. (Народная мудрость) Имеет человек в жизни зацепку – и хорошо ему (А.П.Чехов) Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться. (У.Джеймс) Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль)

Слайд 3

«Открыть себя в себе самом – Сверх трудная задача. «Кто я?- вопрос горит огнём, - Чему я предназначен?».

Слайд 5

Жизнь —— активная форма существования материи, Смысл жи́зни, — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Цель — предвосхищаемый результат Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. - Материальные ценности — ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. - Нематериальные ценности – нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, символы, мифы, знания, идеи Страница терминов:

Слайд 6

цель ценности ценности Смысл жизни

Слайд 7

1 упражнение 1 Читать по книге в неделю; Собираться на праздники всей семьей. Жить без долгов и кредитов; Прыгнуть с парашютом; Укрепить свою волю; Научиться играть на гитаре; Побывать в Антарктиде; 2 упражнение Посвятить свою жизнь самореализации-саморазвитию-самосовершенствованию. Посвятить свою жизнь своим любимым близким людям. Служение Своему Народу, Своей Родине. Трудиться на благо Своего Народа, на благо Своей Страны. 3 упражнение 1 Приносить пользу людям. 2. Я мечтаю стать врачом. 3. Медицинское образование. 1 Деньги. 2 Я хочу достойную зарплату. 3 Жить ради материального благополучия.

Слайд 8

Высказывания великих людей о смысле жизни Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал: Дар напрасный, дар случайный Жизнь, зачем ты мне дана? "Смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно - полезном труде", — утверждали идеологи коммунизма. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель

Слайд 9

Выявление целей, к которым люди могут стремиться в жизни Хорошее образование Хорошая работа и карьера Счастливая семья Слава Деньги, богатство Дружба Достижения в искусстве, музыке, спорте Уважение и восхищение окружающих Наука как познание нового Хорошее здоровье Уверенность в себе и самоуважение Хорошая пища Красивая одежда, ювелирные украшения Власть или положение Хороший дом, квартира Сохранение жизни и природы на Земле Счастье близких людей Благополучие государства

Слайд 10

Материальные ценности: 5, 12,13,15 Нематериальные ценности: 1,2,3,4,6,7,8.9, 10, 11,12,14,16,17,18

Слайд 11

Аукцион «На что потратить свою жизнь»

Слайд 12

Диаграмма «Я и мои жизненные ценности» Выбери из предложенных вариантов 5 наиболее важных для тебя жизненных ценностей, и расположи их в определённом порядке, где первая ступень – самая важная. Образование Здоровье Уединение (На необитаемом острове) Религия Жизнь Любовь Семья (дети) Успех Карьера Деньги Путешествия Друзья Развлечения

Слайд 13

Рефлексия «Синквейн» (пятистишия) первая строка – название темы (одно существительное); вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Слайд 14

«Всё в твоих руках»…

Слайд 15

Желаю вам шагать по жизни смело, Желаю счастья каждому найти, Пусть сбудется, что каждому хотелось. В дорогу, друг! Счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-размышление "Поговорим об ответственности"

Клаасный час-размышление "Поговорим об ответственности" для учеников 6 класса (на материале художественных произведений)...

классный час - размышление в 5 классе по теме "Делать добро спеши."

Это внеклассное занятие из цикла занятий о добре и зле.Мы можем и умеем в повседневной жизни делать добро и этому мы должны учить наших детей....

Классный час-размышление об "общечеловеческой модели" государства и тоталитарной системе.

Тематический классный час по произведению Е.Замятина "Мы" (дано для самостоятельного чтения) - это размышление  преподавателя и учащихся об "общечеловеческой модели" государства и тоталитарн...

Классный час-размышление "Земля - наш общий дом"

Тема: «Земля – наш общий дом».Форма проведения: классный час – размышление.Цели:1. воспитывать гражданскую позицию детей по сохранению природы родного края;2. формировать основы экологической культуры...

10 класс. Классный час – размышление «Что такое патриотизм в наши дни

Сегодня мы будем говорить и таком очень простом, и в тоже время сложном понятии как патриотизм. Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же о...

"Поговорим о репутации" классный час-размышление

Классный час для проведения  1 сентября...

классный час - размышление "Что значит быть патриотом сегодня?"

Классный час в 9 классе на тему: Что значит быть патриотом сегодня?...