«Урок добра»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Классный час предназначен для учащихся 5-7 классов. Нацелен на формирование у обучающихся стремления совершать добрые дела, анализировать собственное поведение, понимать себя и другого человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме:
«Добрым быть
совсем не просто»
Разработала:
Алхимова В.Д.
Цели:
- расширить знания обучающихся о доброте и ее роли в жизни человека;
- формировать у обучающихся стремление совершать добрые дела;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека
1. Орг. момент. Введение в тему
. -Наше сегодняшнее занятие я хочу начать со сказки, послушайте, пожалуйста:
«Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие — ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
-Вот так получилось первое рукопожатие. Так оно было, или это только сказка, но вежливость зародилась, и очень хорошо, что теперь она существует.
-А знаете ли вы, что разные народы придумали свои особенные способы приветствия? Хотите вы их узнать?
-Тогда давайте попробуем поприветствовать друг друга так, как это делают, например, жители Индии: прикладывают ладони к сердцу (выходят два ученика и показывают).
-А вот китайцы кланяются друг другу с вытянутыми вдоль тела руками (показ)
- Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь друг к другу носами...(показ)
- А тибетцы, здороваясь, снимают правой рукой головной убор, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык...(показ)
- А жители Израиля говорят: »Мир вам!». Вот и я говорю: «Мир вам, мои дорогие! Как приятно видеть улыбку на ваших лицах. И я надеюсь, что хорошее доброе настроение не оставит вас на протяжении всего нашего занятия.
А говорить мы сегодня будем о доброте. Тема нашего классного часа «Добрым быть совсем не просто»
2. Работа со словарями
- Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова.
- Запишите каждый у себя на листочке слово «доброта» и продолжите свой ассоциативный ряд, т. е. запишите, какие ассоциации вызывает у вас это слово...
- А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Если вам понравилось слово товарища, а у вас его нет, можете дополнить им свой ряд.
- А сейчас, я думаю, нам стоит обратиться к словарю и узнать, а как же ученые трактуют это слово:
Доброта — это все положительное, хорошее, полезное.
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Итак, все хорошее, полезное, бескорыстное и есть доброта.
В русском языке есть слова, в которых часть слова «добро». Мы их часто встречаем в жизни, но не всегда знаем точное значение. Давайте вспомним эти слова:
- Добросердечный — человек с добрым сердцем, ласковый, счастливый;
- Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый;
- Доброжелательный — желающий добро, готовый содействовать благополучию других;
- Добронравный — отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом;
- Добросовестный — честно выполняющий свои обязанности;
- Добродетельный — высоконравственный, проявляющий добродетель;
- Добропорядочный — приличный, достойный одобрения, порядочный.
3. Работа с пословицами
- Ребята, а знаете ли вы историю слова «добро»? (ответы детей)
- Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Какие вы можете назвать? (ответы детей).
-Сейчас мы с вами поработаем группами. Перед вами рассыпанные пословицы. Задача каждой группы — собрать их и постараться объяснить смысл:
Доброе слово, что дождь в засуху.
Добрая слава лежит, а худая — бежит.
Доброе слово лечит, а злое — калечит.
Живи добрее — будешь всем милее.
Красота до вечера, а доброта — на века.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
4. Доброта бывает разная
- На предыдущем классном часе вам было предложено написать мини - сочинение «Кто такой добрый человек?». С вашего разрешения я зачитаю несколько отрывков из них (зачитываю).
- Хотите ли вы что-то добавить к сказанному вами ранее? (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с высказываниями умных людей (на доске):
«Добрый человек — это такой человек, который понимает, каково другому, умеет почувствовать то, что другой чувствует». (Я. Корчак)
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В. Ключевский)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». (Л. Н. Толстой)
- Обращаю ваше внимание на то, что доброта бывает разная.
«Маленькая» доброта: человек не ударит слабого, с пониманием отнесется к робкому, но может пройти мимо зла. Это пассивный вид доброты (человек не делает никому зла, но не делает и добра).
Более «ценная» - активная доброта — это когда добрые чувства не только не позволяют человеку делать зло, но и побуждают его совершать добрые дела.
И, наконец, самая высокая ступень доброты - «борющаяся» доброта — самое прекрасное, бескорыстное и благородное ее проявление. Она выбирает себе хозяина с чувством собственного достоинства, человека, который может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим и своевременно оказать действенную помощь и поддержку.
-Расскажу вам такой случай:
«Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдемте играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
_ А как бы вы поступили в данной ситуации?
- Я предлагаю вам вспомнить литературные произведения, в которых идет речь о добре, назвать имена добрых героев.
(В. Астафьев «Конь с розовой гривой»;
В. Распутин «Уроки французского»;
К. Паустовский «Теплый хлеб» и др.)
- А теперь вспомните свои добрые поступки и дела (ответы детей)
5. Динамическая пауза
-Ну а сейчас я вам предлагаю немножко размяться. У меня на столе лежат карточки со словами, обозначающими какие-либо предметы и явления. Сейчас каждый из вас подойдет к столу, возьмет одну карточку, но так, чтобы ее никто не видел. Разойдитесь по классу и подумайте, что доброго вы можете получить от этого предмета. Ваша задача — изобразить этот предмет и рассказать о его доброте, не называя его.
( на карточках — солнце, дерево, дом, ветер, земля, вода, воздух, посуда, мебель и т. д.)
-Вот видите, добро несут нам даже неживые предметы.
6. Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Но добро делать не так уж просто. Все люди разные, у каждого свой характер... А если тебе с утра кто-то нагрубил да соседский черный кот под ноги попался... Не всякий человек способен вынести такое. И вот добрые люди порой вдруг становятся несдержанными, раздражительными, мнительными, злыми и обидчивыми... Источники всех своих бед они почему-то начинают видеть во своих ближних и даже пытаются их перевоспитывать на свой лад, свое же поведение оставляют вне критики.
Послушайте древнюю притчу об одном молодом монастырском послушнике, который встал на путь самосовершенствования, но окружающие люди всегда чем-нибудь так ему досаждали, что терпеть все это уже не было мочи. Однажды инок не выдержал, бросился в ноги к своему наставнику:
-Благослови, отче, уйти в скит и жить одному. Только в одиночестве я обрету мир и покой для своей бедной души.
Старец помолился и отпустил юношу. Но недолго пробыл тот в одиночестве... Как-то утром взял он опустевший кувшин и отправился к ручью набрать свежей водицы. Поставил сосуд на круглый камень под струйку, падавшую с утеса, а кувшин возьми да перевернись! Опять поставил его юноша, а результат тот же — в кувшине пусто...
- Ах, ты так! - Разгневался юноша, схватил сосуд и с силой бросил его на камни... Потом оглянулся, ища виновного, на кого бы по привычке излить все свое раздражение... И вдруг увидел, что кругом никого...И понял тогда юноша, что гневаться-то ему не на кого. Причина всех бед не снаружи, не в ком-то рядом, а в нем самом... После этого случая попросился инок назад, чтобы, живя среди «несносных и грубых людей», найти и искоренить настоящую причину гневливости. Ибо он понял, что от себя никуда не убежишь: собственная глупость, как и собственный гнев, всегда и везде с тобой.
- Как вы думаете, он встал на правильный путь или нет? (ответы детей)
- А теперь я вас хочу спросить: выгодны ли вежливость и доброжелательность с чисто утилитарной точки зрения? Иными словами, влияют ли грубость и злоба на здоровье человека? Что полезнее для здоровья — быть добрым или быть злым? (ответы детей)
- Врачи-психологи тоже попробовали ответить на этот вопрос. Оказывается, половина всех сердечных болезней, уносящих ежегодно сотни тысяч жизней в России, - результат грубости, хамства, нелюбви и равнодушия.
- Обратите внимание на звучание этих двух слов «добро» и «зло». Как мы их произносим? (ответы детей)
- Правильно, в слове «добро» слышится мягкость, тепло. А когда произносим слово «зло» - как будто шипит змея, вот-вот укусит.
Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнения, им можно творить улыбки и слезы, заронить веру и неверие. С помощью слов можно даже вести боевые действия и подтачивать основы государства. Для этого в некоторых странах разрабатывается так называемое информационное оружие, которое, если есть большие деньги, можно применять с помощью радио и телевидения, газет и журналов.
Есть стихотворение, которое очень хорошо показывает разницу между добрым словом и злым, послушайте его:
Когда мне скажут что-то в лоб
Обидное и очень злое,
Я чувствую себя как клоп,
Прижатый к кафелю ногою.
Когда же теплое словцо
Мне ветер донесет мгновенно -
Как с позолотою кольцо
На память я его надену...
- А вам какое слово приятнее? (ответы детей)
7. Правила доброты (работа в группах)
-_Сейчас я прочитаю вам рассказ, вы внимательно послушайте и постарайтесь найти ошибки, совершенные героями рассказа:
«Ученик 6-го класса Гриша Смирнов был почти отличник и считал себя добрым, отзывчивым и воспитанным человеком. Гриша занимался спортом и во всем любил порядок. Он критиковал одноклассников, при всех делал им замечания, если они выполняли какую-либо работу по-своему, по его мнению, не так. Активный и деятельный Смирнов постоянно что-то придумывал и организовывал, с ним не было скучно.
Как-то раз Грише пришла в голову идея собрать ребят для посещения больного одноклассника Дениса. Этому благотворительному мероприятию Гриша дал громкое название «Братья милосердия».
Гриша решил не включать в состав «Братьев милосердия» двух закадычных друзей Дениса из-за наличия у них плохих оценок. По его мнению, слабые ученики могли отрицательно повлиять на самочувствие Дениса.
В день, когда планировалось посещение больного, Гриша позвонил Денису и сообщил, что товарищи придут к нему сразу после окончания уроков.
Денис ждал товарищей и к их приходу накрыл стол. В чашках уже лежали пакетики чая. На середине стола возвышались банка абрикосового варенья с воткнутой в него ложкой и стопка фарфоровых розеток. Рядом стояло блюдо с бутербродами и двумя нераскрытыми пачками печенья.
Мальчики наперебой стали рассказывать Денису эпизоды из школьной жизни, но засвистел на кухне чайник и прервал интересную беседу. Пока Денис ходил за чайником, Гриша разделил печенье и бутерброды всем поровну, у каждой чашки образовалась съедобная кучка. Хозяин разлил кипяток по чашкам. Кирилл, Саша и Володя размешали сахар, не стуча ложками, и положили их на блюдца. Витя, Артем и Гриша оставили чайные ложки в чашках. Беседа возобновилась. Кирилл комментировал высказывания каждого собеседника и строил из печенья башню с бойницами. Артем налил чай в блюдце и молча прихлебывал его. Саша, откусив печенье, положил его на общее блюдо. Володя размачивал печенье в чае, Витя пил чай с ложечки.
С разговорами незаметно пролетели три часа. Пришла с работы мама Дениса и предложила всем присутствующим поужинать. Мальчики поблагодарили ее, но отказались от еды, ссылаясь на то, что уже пора уходить домой. Остался только Гриша, он решил, что маме Дениса необходимо рассказать обо всех школьных делах.
Домой возвращался Гриша, когда стемнело, анализируя все события прошедшего дня. У него было замечательное настроение, потому что он ощущал себя добрым, отзывчивым и воспитанным человеком».
_А вы согласны с этим утверждением? Почему? (ответы детей)
- А теперь поработаем в группах. Каждая группа выработает свой свод правил вежливого человека:
- помогать слабым, маленьким, пожилым людям, людям, попавшим в беду;
- прощать ошибки другим;
- не завидовать;
- не жадничать;
-чаще улыбаться;
-не капризничать;
-не надоедать другим;
-не грубить;
-не обижать никого;
- жалеть других и т. п.
Каждая группа зачитывает свои правила.
8. Цветок доброты
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Вас она от холода согреет.
Доброта приносит людям счастье,
Станешь добрым — будешь всех прекрасней!
- Давайте и мы сейчас сделаем доброе дело. У меня в руках цветик-семицветик. Каждый из вас возьмет по одному лепесточку и на нем напишет что-то доброе для кого-либо из присутствующих здесь.
Дети зачитывают свои пожелания.
9. Рефлексия
-Ребята, вы заметили, что в нашем классе стало теплее. По нему пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение, и на душе стало радостно. Вы согласны со мной? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшнем занятии (ответы детей)
- Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.
Сегодня мы поняли, что быть добрым, заботливым, нести свою доброту всем, кто нас окружает, - хорошо, но непросто. Этому нужно учиться. И учиться всегда, постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок добра "Твори добро на всей Земли..."
Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...
Презентация к уроку "Добро и зло"
Презентация к уроку по обществознанию "Добро и зло" предназначена для учащихся 6 класса. Урок помогает учащимся ответить на такие важные и вечные нравственные вопросы: "Что такое добро и что такое ест...

Урок "Добро" по предмету ОРКиСЭ, модуль "Светская этика", урок №5
Методическая разработка урока по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №5. Урок построен в технологии критического мышления на примере книги Н.Носова "Незнайка в Солнечном городе"....

Урок по ОРКСЭ модуль"Основы светской этики". Тема урока "Добро и зло"
В начальной школе важно не только обучать ребят общеучебным умениям, давать знания по предметам, но и формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, моральных нормах, гражданской поз...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

От Урока Добра к тысяче добрых дел
Урок Доброты - это не отдельный самостоятельный урок, а нравственное воспитание в целом. Уроки доброты - это путь духовного развития ребёнка. На уроках Доброты не надо ставить оценок. Их п...
