Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Назарова Елена Александровна

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie_5_dokument_microsoft_office_word.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 5 – ом классе

Специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Цели урока:

Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Основные знания: в сказке добро всегда побеждает зло.

Основные термины и понятия: положительный герой; отрицательный герой.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; книги сказок А.С. Пушкина; карточки-тесты, карточки с индивидуальными заданиями, опорные карточки, оценивающие жетоны.

Урок заключительный по теме.

Тип урока: комбинированный.

Индивидуальная работа: на протяжении всего урока следить за соблюдением основных норм литературного произношения отдельными учащимися.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … 
(хором) пять!

II. Вступительная часть.

  1. Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки!
  2. Цветные жетоны ждут ваших правильных ответов! Начинаем наш урок.
  3.  Ребята, многие люди в мире знают этого человека (показываю портрет). Давайте ещё раз назовём имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений!

- Это великий русский поэт А.С. Пушкин.

- Правильно; жетон.

- А какие сказки А.С. Пушкина мы с вами знаем?

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- «Сказка о золотом петушке».

- «Сказка о царе Салтане».

- «Сказка о попе и работнике его Балде».

Дети получают жетоны.

- А какую сказку Пушкина мы с вами прочитали?

- «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».

- Какое домашнее задание вы должны были подготовить?

- Выразительное чтение отрывка по ролям.

- Все открыли учебники на месте своего отрывка. (На месте отрывков в учебнике закладки.) Кто готов отвечать, поднимите руку.

- Итак, читаем. Пожалуйста, свой отрывок читают …. Все остальные внимательно слушают.

Дети читают, получают жетоны.

- Очень хорошо, с домашним заданием справились. Теперь перейдём к теме нашего урока, которая записана на доске.

На доске: Добро и зло в сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

- Давайте вспомним значение слов “добро” и “зло”.

Дети объясняют своими словами, как они понимают значение слов, затем учитель подводит итог при помощи карточек (значение слов – по словарю С.И.Ожегова), которые вывешивает по одной при помощи магнитов на доску.

Учитель просит одного из учащихся прочитать карточку, а другого – повторить.

- Хорошо, ребята. Теперь разберёмся, кто у нас в сказке добрый, а кто злой.

- Давайте вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

- Главные герои – царица и царевна.

Учитель просит давать полные ответы, а также просит высказывать свое мнение других учащихся.

- На карточках слова, значение которых мы сейчас повторим – они понадобятся нам для дальнейшей работы:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?

- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.

- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?

Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

- Правильно! Давайте при помощи сигнальных карточек повторим положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость;

Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.

Учащиеся при помощи сигнальных карточек показывают, согласны они с мнением учителя или нет.

- Перед вами карточки белого цвета, на которых эти слова, и два фломастера – черный и красный. Подчеркните, пожалуйста,

- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.

Одна из них и представляет добро, а другая зло.

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

- А почему царица злая, что же плохого она делает?

- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.

- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.

Учащиеся находят нужный отрывок текста.

- Дорогие мои мальчики и девочки! На сказки А.С.Пушкина написано много музыкальных произведений (опера Римского-Корсакова “Золотой петушок”). Музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.

Учащиеся слушают 1-й отрывок и определяют, какой героине соответствует характер музыки (царица-мачеха).

- Слушаем второй отрывок. (Учащиеся слушают.) А эта музыка по характеру подходит царице-мачехе? Докажите!

Учитель просит высказать свое мнение нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая, добрая, приятная.

- Ребята, скажите, чем заканчивается наша сказка?

- Королевич Елисей нашёл свою невесту, царевна ожила, и они вместе едут домой. Царица злая умерла от злости, а царевна с Елисеем празднуют свадьбу.

- Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем закончилась сказка.

Учащиеся читают отрывок.

- Что же победило в сказке – добро или зло?

В сказке победило добро.

К доске крепится карточка: Добро всегда побеждает зло.

- Какой конец у нашей сказки?

У сказки хороший, счастливый конец: добро победило зло.

- Послушайте два музыкальных отрывка и скажите, какой из них подходит к радостным событиям в конце сказки.

Учащиеся слушают, определяют и выбирают подходящую мелодию.

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

- Итак, ребята, что же мы с вами делали на уроке?

- Читали, отвечали на вопросы, слушали музыку.

- А что мы узнали на уроке?

- Что в сказке есть главные герои: царица и царевна; что герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); что в сказке добро борется со злом; что добро всегда побеждает.

- Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки?

- Добро всегда побеждает.

Учитель может предложить варианты ответа, если учащиеся затрудняются ответить, например, “В сказках сталкиваются добро и зло. Что побеждает?”.

- Молодцы, правильно. Давайте ещё раз все вместе повторим:

Добро всегда побеждает зло.

- Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.

Учащиеся работают, учитель по ходу работы просит прокомментировать, какой цвет дети выбрали для оформления и почему.

- Очень хорошо, молодцы! Ребята, на доске записаны слова из сказки Пушкина “Сказка о золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

- Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.

III. Подведение итогов.

- Ещё раз повторим: положительный герой – это …; отрицательный герой – это .... Ребята, давайте вспомним некоторые моменты сказки и постараемся правильно ответить на вопросы при помощи вариантов ответов, данных в карточках. Учащиеся отвечают, выбрав один из предложенных вариантов.

Выставление оценок.

- Молодцы! Сегодня все поработали на славу. Спасибо за работу!

Учитель озвучивает оценку и награждает учащихся “стихотворными” отметками.

IV. Домашнее задание.

- Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно, отгадать, какому герою принадлежат слова, и выучить отрывок наизусть. У каждого – свое задание.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием, если что-то непонятно, уточняют у учителя.

V.   Итог урока.

- Каких же героев - положительных или отрицательных - больше в сказке? А какие люди окружают вас? Назовите их положительные черты.

- Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».

Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой....

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...

Конспект урока математики в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Деление на 8 равных частей"

Конспект урока изучения новой темы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».

Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...