План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».
план-конспект урока (7 класс) по теме

Мокринская Марина Михайловна

Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsvetiya_bio_7_kl_otkrytyy_urok.rar28.7 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  биологии в 7 классе

Подготовила и провела

Марина Михайловна  Мокринская

учитель биологии

ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа - интернат

                           

Тема урока «Соцветия»

Цель: формировать представление учащихся о соцветиях, их типах  и биологическом значении.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- формировать понятие о соцветии;

- формировать умение определять некоторые типы соцветий на рисунках и натуральных растениях;

- формировать умение работать с рисунками и схемами, читать и анализировать их.

Коррекционно - развивающие:

-развивать логическое мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы при выполнении заданий и лабораторной работы;

- развивать речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;

- развивать память при запоминании названий соцветий;

- развивать зрительное восприятие, внимание при работе с иллюстрациями, слайдами, натуральными растениями;

- развивать слуховое восприятие при слушании рассказов и объяснение учителя, ответов учащихся, аудиозаписи песни, стихов.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к растениям при проведении релаксации, изучении материала урока;

- формировать навыки коммуникативного общения при проведении лабораторной работы;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру при работе с иллюстрациями цветов, при проведении релаксации;

- воспитывать патриотические чувства при прослушивании аудиозаписи песни «Ромашковая Русь»;

- воспитывать организованность, аккуратность при выполнении лабораторной работы, работы  с моделями.

Новые понятия: соцветие, типы соцветий (колос, зонтик, корзинка, головка, кисть, щиток).

Тип урока: комбинированный .

Форма проведения: традиционный урок с использованием технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровых технологий, здоровьесберегающих технологий.

Принципы обучения: контроля, связи обучения с жизнью, краеведения, деятельностного подхода, сознательности и активности, коррекции, коррекционно-речевой направленности, научности, доступности, последовательности, дифференциации, воспитывающего обучения, развития.

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

1.По источнику знаний:

- Словесные: беседа, рассказ, объяснение.

- Наглядные: демонстрация схем соцветий, рисунков, растений с различными соцветиями, слайдов.

- Практические: определение соцветий у растений.

2.По характеру деятельности учителя – проблемные.

3.По характеру деятельности обучающихся – исследовательские.

Дидактическое сопровождение, оборудование: плакат «Органы цветкового растения, модели цветков, плакат «Строение цветка», карточки с названиями частей цветка, иллюстрации ландыша и тюльпана, таблички с темой и вопросами урока, индивидуальные карточки для повторения пройденного материала по теме «Строение цветка», табличка с определением «соцветие», слайды, аудиозапись песни «Ромашковая Русь», телевизор, компьютер, схемы и описания соцветий, индивидуальные карточки для лабораторной работы, таблица к игре «Третий лишний», цветы из бумаги синего, красного и желтого цвета по количеству учащихся, рисунок вазы для цветов.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие

- Я буду показывать части растения, когда покажу орган, который изучали на прошлом уроке, вы сядете за парты (учитель показывает указкой на части растения)

II. Повторение пройденного материала

- Итак, какой орган растения изучаем?

- Давайте вспомним строение цветка.

1. Индивидуальные ответы учащихся.

Двое учащихся описывают строение цветов по моделям цветов.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Остальные учащиеся выполняют работу по карточкам.

3. Рассказ учащегося с опорой на таблицу.

Один из учащихся у доски по таблице "Строение цветка" рассказывает о строении цветка.

III. Сообщение темы и цели постановка проблемы

- Перед вами два растения (вывешиваются иллюстрации тюльпана и ландыша). Скажите, как они называются?

- Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).

- Как вы думаете, почему у одних растений цветки одиночные, а у других собраны в группы? (Учащиеся высказывают предположения).

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).

- Сегодня на уроке вы узнаете, как называются цветы у ландыша и других подобных растений.

- Тема урока «Соцветия». Запишите в тетрадь дату, тему.

- В ходе урока мы ответим на проблемные вопросы (вывешиваются вопросы). Прочитайте.

1. Что называется соцветием?

2. Какое значение имеют соцветия?

3. Какие бывают типы соцветий?

IV. Изучение нового материала

  1. Беседа

- Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?

Вывод: цветки собраны в группы в определенном порядке.

- Как вы думаете, что же называется соцветием?

- Где мы можем найти определение нового слова? (в учебнике, в словаре).

  1. Работа с учебником. Словарная работа.

- Прочитайте определение.

- Давайте запишем новое для вас слово в тетрадь (вывешивается определение).

 Соцветие – это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Вывод: - Итак, что такое соцветие?

  1. Рассказ

- На первый вопрос мы ответили. А сейчас послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на второй вопрос.

- Какое значение имеют соцветия?

Рассказ. Растения, у которых цветки расположены поодиночке, встречаются редко. Гораздо чаще мы находим целые скопления, группы цветков – от нескольких штук до нескольких тысяч. В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки. Маленькие цветы почти не колышутся от ветра, а соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию пыльцы.

- Итак, какое значение имеют соцветия?

Релаксация.

- Давайте отдохнем. Положите голову на парту, закройте глаза, представьте, что вы сейчас не в классе, а на лесной поляне. (Включается аудиозапись «Ромашковая Русь» и показ слайдов с изображением ромашек и ромашкового поля на экране телевизора).

- Посмотрите, что вы увидели, поднимите голову и посмотрите на экран телевизора.

- Закройте глаза, положите голову на парту. Когда я прочту стихотворение, вы снова вернетесь в класс.

  1. Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь ...
    Все это называется природа
    Давайте же всегда ее беречь!
  2. В лугах ромашки солнечного цвета,
    Такие, что светлей на свете жить...
    Природой называется все это,
    Давайте же с природою дружить!
  3. Летят, звеня, снежинки с небосвода.
    Клубится на заре тумана дым...
    Все это называется природа,
    Давайте же сердца ей отдадим!
  4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
    Дрожит в окне вечерняя звезда.
    Природой называется все это.
    Давайте же любить ее всегда!
  1. Беседа, объяснение с показом слайдов, иллюстраций, схем.

- Посмотрите на эти растения (показ на экране соцветий растений). Назовите знакомые вам растения. 

- У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).

- Итак, у каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые долго сравнивали все соцветия и выделили несколько групп. Давайте их рассмотрим.

- Внимательно посмотрите и послушайте и постарайтесь запомнить их названия.

- Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).

А) Кисть: отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках. Такие соцветия у черемухи, ландыша (показ на слайдах).

Б) Колос: цветки расположены друг за другом на общей оси, без цветоножек, сидячие.  Такие соцветия у подорожника, пшеницы (показ на слайдах).

В) Зонтик: цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси. Такие соцветия у вишни, укропа (показ на слайдах).

Г) Корзинка: мелкие сидячие цветки расположены на расширенном, уплощенном ложе соцветия, имеют общую обертку. Такие соцветия у одуванчика, ромашка (показ на слайдах).

Д) Головка: мелкие, сидячие цветки на круглой оси соцветия. Такие соцветия у   клевера, чеснока (показ на слайдах).

Е) Щиток: цветки расположены поочередно один за другим на общей оси, но на одном горизонтальном уровне. Такие соцветия у боярышника, тысячелистника (показ на слайдах).

Вывод. Итак, какие типы соцветий запомнили? (ответы детей).

 

V. Закрепление изученного материала.

- Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал.

1. Фронтальная работа

- Какие же типы соцветий у этих растений, определите? (показ слайдов с изображением разных соцветий, дети называют соцветия, опираясь на схемы).

2 Лабораторная работа (работа в парах)

Определите виды соцветий, выполнив лабораторную работу, полученные результаты занесите в таблицу на карточке (Учащимся раздаются живые растения).

Выполнение детьми работы.

Давайте проверим, что у вас получилось (показ слайдов растений, определение соцветия).


3. Игра «Третий лишний»

А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?

1. Пшеница, черемуха, ландыш.

2. Пшеница, рожь, черемуха

3. Клевер, морковь, укроп.

4. Морковь, подсолнечник, астра.

VI. Итог урока

- Что понравилось, запомнилось на уроке?

- Давайте ответим на вопросы урока.

- Что называется соцветием?

- Какое значение имеют соцветия?

- Какие бывают типы соцветий?

VII. Домашнее задание

 1, 2 группа – прочитать текст в учебнике, ответить на вопросы, зарисовать схемы соцветий

 3 группа – зарисовать схемы соцветий

VIII. Оценивание.

IX. Рефлексия

- Ребята, у меня на доске ваза, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите составить букет. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – желтый цветок, если совсем не понравился – синий.

- Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти цветы тянутся к свету, так и вы стремитесь к знаниям.

- Урок мне хочется закончить этим стихотворением.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут,  сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Список используемой литературы:

1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, - 2002. – 432 с.

2. Колобковский Е.Ю. Экология для любознательных. – Ярославль: Академия развития, - 2003. – 43 с.

3. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2-х ч. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

4. www.eor.edu.ru

5. www. rusedu.ru

6. www.it-n.ru

7. www. uroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида

Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы  вида...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

План -конспект урока для учащихся специальной (*коррекционной )школы 8 вида.

Коспект урока по теме : Разновидности цветников .для специальной (коррекционной )школы 8 вида.Профильный труд....