«Разнообразие профессий в сельском хозяйстве"
методическая разработка (9 класс)

Еликова Евгения Николаевна
  Выбор профессии… Как это трудно. Особенно это трудно тогда, когда ты стоишь на пути становления как личность. Счастлив тот подросток, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский униципальный район Республика Татарстан

Республиканский конкурс: «Профориентационный марафон».

Номинация: «Школа профориентации»

Тема: «Разнообразие профессий в сельском хозяйстве»

Автор: Еликова Евгения Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «Чув.Бурнаевская СОШ»

Оглавление

  1. Пояснительная записка ............................................................3
  2. Актуальность ............................................................................3
  3. Подготовительный этап ...........................................................4
  4. Основная часть .........................................................................5
  5. Заключение ...............................................................................9
  6. Список использованных источников.....................................11
  7. Приложения..............................................................................12

Пояснительная записка

     Выбор профессии… Как это трудно. Особенно это трудно тогда, когда ты стоишь на пути становления как личность. Счастлив тот подросток, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия?

 Основой профессиональной ориентации сельских школьников является общеобразовательная подготовка и профессиональное обучение, в процессе которых учащиеся получают необходимые знания и умения, у них формируются понятия о едином народнохозяйственном комплексе страны, о роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, о характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства. В старших классах нашей  школы осуществляется профессиональное обучение по сельскохозяйственным профессиям, Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней. 

 Значимость профориентации сельских школьников усилилась в период технического перевооружения сельского хозяйства.

          Часто, выбирая будущую профессию, молодые люди не задумываются о последующем трудоустройстве. И совершенно напрасно. Мало получить престижную профессию, главное, получить работу, соответствующую этой профессии. Таким образом, страна перенасыщена юристами, стоматологами и специалистами банковского дела. Зато, совершенно не хватает людей с рабочими профессиями. Никто не хочет работать столяром или каменщиком, сварщиком или слесарем. Все хотят управлять персоналом, а персонала не хватает. Ещё острее ситуация с кадрами обстоит в деревне. Совершенно никто не хочет быть агрономом или зоотехником. Фермерские хозяйства нашего района буквально на коленях просят молодёжь учиться необходимым профессиям.Выбирая будущую профессию, всегда нужно обращать внимание на потребности рынка труда. Нет смысла получать профессию для галочки или потому, что престижно. Профессия должна быть интересной и приносить материальные блага, то есть, обеспечивать нормальную жизнь вам и вашей семье.

Актуальность проекта: Представления школьников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны, о востребованных профессиях в сельском хозяйстве. Провести цикл классных часов с экскурсиями в сельхопредприятия КФХ «Ерусланов», «Сутягин», «Ензаев», ООО «Хузангаевское».

Цель:

- повысить престиж сельских профессий;

сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей.

Задачи:

1.Формировать у учащихся позитивного отношения к сельским профессиям.

2. Воспитывать у учащихся любви к родному краю, труду земледельца.

3. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

Форма проведения и приемы: 1 классный час: беседа, деловая игра, мозговой штурм, составление ресурсной карты.

2 классный час:  экскурсии в КФХ «Ерусланов», «Сутягин», «Ензаев», ООО «Хузангаевское»

Целевая аудитория: 8 – 9 классы.

Оборудование: оформление выставки литературы, рассказывающей о сельских профессиях; выставка о крупнейших сельхозформированиях Алькеевского района: ООО «Хузангаевское», Агрохолдинг «Красный Восток»; презентация, компьютер.

Подготовительный этап:

- поиск необходимой информации для разработки классного часа (методическая литература, сеть Интернет);

- разработка мультимедийного кроссворда;

- подготовка памяток «Что нужно знать при выборе профессий».

Основная часть

До начала мероприятия звучит песня «Маленькая Деревенька» ( Автор текста и композитор Лена Василёк) Приложение 1

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Совсем не за горами выпускные экзамены, а там… дорога в жизнь. Вы только-только готовитесь стать на нее для того, чтобы продолжить образование по профессии, которую вы выберете. Часто вы задаетесь вопросом – «Кем быть?» Да, действительно, этот вопрос очень сложный. Здесь очень важно не ошибиться и выбрать правильный путь.

Ребята, мы начинаем с вами серию классных часов по самоопределению будущих профессий. Сегодня на уроке пойдет речь о сельском хозяйстве и о профессиях, которые нужны на селе. Проблема кадров на сегодняшний день стоит очень остро. Не хватает рабочих, специалистов — от доярок до руководителей хозяйств. Кто желает приносить людям пользу, работая в сельском хозяйстве, поднимите руки.. (Ученики поднимают руки)

  • Как я вижу, желающих не очень много. Назовите мне, пожалуйста причины нежелания выбирать профессии связанные с сельским хозяйством? (ответы учащихся)
  • А что вас привлекает в жизни на селе? (чистый воздух, природа, натуральные продукты)

    Мы с вами все живем в селе и знаем, какие профессии у ваших родителей, родственников, знакомых. Многим эти профессии приходятся по душе. Не редки случаи, когда семьи приезжают из города, чтобы заняться сельским хозяйством. Это говорит о том, что жизнь на селе тоже интересна, а профессии любимы. На самом деле сельское хозяйство тоже испытывает нехватку квалифицированных рабочих. Давайте послушаем   о сельских хозяйствах нашего района, которые занимаются животноводством и растениеводством

(во время выступления демонстрируются слайды Приложение 2)

Ученик 1: «В нашем районе два крупных сельско хозяйственных предприятия: Агрохолдинг «Красный Восток» и ООО «Хузангаевское», а в нашем селе три фермерских хозяйства по производству зерновых культур «Ерусланов» и «Сутягин», и КФХ «Ензаев», который занимается птицеводством разводит гусей и выращивает страусов (Слайд1) Многие из вас, в том числе и я подрабатываем в этих сельхозпредприятиях. И мы не понаслышке знаем, какие профессии востребованы у этих предприятий». (Слайд 2). Также я хочу познакомить вас с вакантными местами в этих фермерских хозяйствах. (Слайд 3)

Ученик 2.   «Сегодня, фермерские хозяйства совершенно по-новому работают, чем 20 лет назад.  Естественно, работа в фермерском хозяйстве предполагает и ручной труд, но такая работа облагораживает человека.      Да и тракторист сегодня уже не тот, что был прежде. Современный тракторист не ходит в грязной спецовке, а трактор не рычит на всю деревню. Фермерские хозяйства закупают современные импортные и отечественные трактора, на которых приятно работать – обслуживать поля, скот или теплицы. Новая техника редко ремонтируется и оснащена всеми необходимыми аксессуарами для нормальной работы. Это и кондиционер, и функциональная панель управления, и многое, многое другое. (слайды 4-5)

       Даже доярки в современном хозяйстве не доят коров уставшими руками. Это делают специальные доильные аппараты, а доярки лишь контролируют процесс, да следят за за своими подопечными.» (слайды 6-7)

 Учитель: Рабочие руки в деревнях, пока, есть. Но молодёжь уходит из деревни на учёбу и не хочет сюда возвращаться. Деревня скоро умрёт, если в ней не будет высококлассных специалистов. Получив аграрное образование,вы  можете заниматься, практически, любой деятельностью, связанной с агропромышленным комплексом. Можно выращивать скот, птицу или выращивать зерновые культуры. Главное, не дать умереть своей родной деревне, которая кормит всю страну.

  • Что могло бы вас привлечь остаться работать на селе? (заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Ребята, а вы знаете, что в нашей республике действуют программы  «Социальное развитие села», которая оказывает финансовую помощь для молодых специалистов? (ответы учащихся)

«Программа для специалистов на селе предусматривает два основных направления государственной поддержки квалифицированных молодых работников:

во-первых, обеспечение жильем молодых специалистов на селе;

во-вторых, предоставление им «подъемной» субсидии на улучшение условий проживания».

          Самое главное, что получив профессию, можно быть уверенным, что с трудоустройством не возникнет никаких проблем. Более того, если вы не возвращаетесь в родную деревню, а едите поднимать чужое хозяйство, вам обязательно предложат хорошие условия для жизни. Бесплатно получите дом и всё необходимое для ведения собственного приусадебного хозяйства.

            Такие же условия предлагаются и врачам, и учителям, которых тоже не хватает в сельской местности.

        Какую бы профессию вы ни выбрали, которая предполагает проживание и работу в деревне, что бы вы ни делали – разводили бы поросят, птицу или коров, вы будете чувствовать себя нужным человеком в нужном месте. А не получив диплом юриста, носить цемент и подавать кирпичи на стройке, потому что устроиться можно только подсобником.

  • Кто на таких условиях согласился бы остаться в деревне и работать в сельском хозяйстве? Ведь все хотят есть, но работать в сельском хозяйстве не хотят. Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?
  • Я предлагаю вам посмотреть фрагмент  видеоролика о предприятии «Хузангаевское» (Приложение 3)

Учитель: Ребята, что вам понравилось в этом ролике? (ученики отвечают)

Ребята, как вы думаете с какими трудностями сталкивались фермеры, которые сейчас успешно занимаются своими делами?

Предлагаю сыграть в деловую игру «Фермер». Представьте, что государство выделило вам 5 млн. рублей на занятие фермерским хозяйством. Подумайте и скажите, чем бы каждый из вас занимался? (ответы учащихся)

 А сейчас разделитесь на группы по 4 человек по направлениям. Ваша задача – составить совместно бизнес-план деятельности вашего фермерского хозяйства, причем вам нужно выбрать руководителя, экономиста, инженера, менеджера. Образец бизнес-плана я вам дам. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Для работы вам дается 5-7 минут. Затем выходим к и демонстрируем свои идеи.

Ученики  демонстрируют свои бизнес планы.

Учитель: Ребята, подумайте, а на самом деле государство даст нам 5 млн. рублей на развитее своего бизнеса? НетДавайте мы с вами продолжим нашу работу на следующем занятии. к следующему уроку вы  составите ресурсную карту, где нужно будет указать , какие ресурсы, имеющиеся у вас, можно использовать для открытия своего фермерского хозяйства. Ваши работы будут оценены специальной комиссией, а лучших ждут награды.

Учитель: Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в мир профессий сельского хозяйства. Что для вас показалось интересным? Что заставило задуматься?

( используется прием рефлексии «Утверждение»)

Возможные ответы учащихся:

- Я узнал много нового.

- Мне это пригодится в жизни.

- На уроке было над чем подумать.

- На все вопросы, возникшие у меня, я нашел ответы.

Впереди у вас сложный путь, путь от сдачи экзаменов до выбора профессии. Я хочу пожелать вам не ошибиться в выборе этого пути. (Раздаются памятки «Что нужно знать при выборе профессий» - Приложение 5)

На следующих занятиях мы с вами отправимся в гости в КФХ «Ензаев», где познакомимся с разведением гусей и страусов. КФХ «Сутягин» и «Ерусланов» нас познакомят с выращиванием зерновых культур. Подготовьте интересующие вас вопросы, мы с вами возьмем интервью у руководителей этих предприятий, поговорим с рабочими. На последнем занятии, мы с вами подведем результаты ваших бизнес-планов и ресурсных карт. Пригласим в гости учеников 5-7 классов и вы уже познакомите их с востребованными профессиями нашей местности.  Спасибо за урок.

Заключение

В настоящее время в нашей стране, в условиях бурного научно-технического и социального прогресса на одно из первых мест выдвигается проблема подготовки и воспитания всесторонне развитого человека, труженика, способного в условиях возрастающего материально-технического уровня производства работать с максимальной пользой для общества.

       В решении этой задачи важное место принадлежит профессиональной ориентации молодежи -- системе государственных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и осознанно выбрать профессию в соответствии со своими личными интересами и способностями и с учетом потребностей общества. Осознанный выбор профессии -- одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранная  профессия позволяет ему занять именно свое место в профессиональной структуре общества, с наибольшей эффективностью, материальной и моральной, применять свои знания, умения и навыки.

      Работа по профессиональной ориентации в школе должна проводится начиная с младших классов. Школа обеспечивает высокий уровень общего образования учащихся, воспитывает у них моральную готовность трудиться, формирует начальные трудовые и профессионально важные навыки, создает основу для сознательного выбора профессии. В профориентационной работе активное участие принимают родители, работники различных отраслей народного хозяйства, средства массовой информации.

      Наибольшими возможностями подготовки учащихся к выбору профессии располагает цикл классных часов посвященных профессиям сельского хозяйства. Именно на этих занятиях у школьников формируются первоначальные трудовые и некоторые профессиональные умения и навыки, проверяется практическая пригодность к тому или иному виду трудовой деятельности. А если эти занятия сопровождаются с экскурсиями, встречами с руководителями фермерских хозяйств, это дает мотивацию для выбора профессий связанных с жизнью на селе.

Список использованных источников

  1.  Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.
  2. Т.В.Черникова. Профориентация старшеклассников (Текст): Сборник учебно-методических материалов. Волгоград, Учитель, 2005 – 120с.
  3. http://www.stavgubernia.ru/2015/10/14/est-takaya-professiya-stranu-kormit/ 
  4. https://rynok-apk.ru/articles/animals/huzangaevskij/
  5. http://www.kvagro.ru/ 

Приложения

  1. приложение 1.

Текст песни Белый день - Деревенька

Маленькая деревенька за горой,
Мы туда с тобой поедем, милый мой.
Никогда не будем ссориться с тобой,
Потому что все печали за горой.
Эх, в золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед Богом и перед людьми,
Пополам обиды, пополам печали,
Век в согласьи да в любви.
Я перины да подушки распушу
И с тобою рядом тихо посижу,
Никого к тебе я близко не пущу,
Ты меня за всё прости, и я прощу.
Эх, в золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед Богом и перед людьми,
Пополам обиды, пополам печали,
Век в согласьи да в любви.
Пролетают наши годики-года,
Только это всё не горе, не беда.
Будем мы с тобою рядышком вдвоём
И на этом белом свете, и на том.
Эх, в золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед Богом и перед людьми,
Пополам обиды, пополам печали,
Век в согласьи да в любви.
Эх, в золочёной церкви
Нас с тобой венчали
Перед Богом и перед людьми,
Пополам обиды, пополам печали,
Век в согласьи да в любви.
Пополам обиды, пополам печали,
Век в согласьи да в любви.

Приложение 3.

https://yandex.ru/video/preview/6908747312731911016 

приложение 4

Материально-технические ресурсы

количество

стоимость

оформление документов, разработка бизнес плана

строительство хозблока

приобретение животных

заготовка кормов

оплата рабочим

итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессиям СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа общеобразовательной учебной  дисциплины составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессиям СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образоват...