Мастер- класс "«Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ»
классный час (11 класс)

Вазеева Светлана Фаритовна

- педагогическая проблема: Цель данного мастер-класса – представить методику работы по созданию учебного проекта.

Задачи: - смотивировать участников на принятие данной технологии;

- создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx28.76 КБ
Файл proishozhdenie_slova.docx16.02 КБ
Файл lyubov.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класса по русскому языку

«Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ»

- педагогическая проблема: Цель данного мастер-класса – представить методику работы по созданию учебного проекта.

Задачи: - смотивировать участников на принятие данной технологии;

- создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса-

Цель проекта: является создание проекта - Энциклопедия слова «любовь».

Задачи: - изучить слова как языковую единицу;

             - совершенствовать навыки работы со словарями;

             - воспитывать интерес к слову.

Процесс реализации проекта:

№ п/п

Этап Пути и методы достижения

Срок реализации

1.Мотивация

Сравнение слов, несущих негативный настрой и слов с положительным значением

1-2 мин

2.Подготовительный

Создание групп

Выбор руководителя

Распределение ролей в группе

2 мин

3. Целеполагания

Определение цели работы.

Формулирование задач

1 мин

4.Выдвижение гипотезы

Предположим, что лучше рассмотреть одно слово с 10 разных сторон, чем 10 слов с одной стороны

1 мин

5.Реализации

Систематизация вопросов, оформление сценария. Работа над проектом с использованием словарей и ресурсов интернета

10-15 мин

6.Защита проекта

Создание синквейна и выступление энциклопедиста

10-15 мин

7.Рефлексия

Создание солнышка любви (какая бывает любовь)

Свеча любви 5 мин

Ожидаемый результат:

Продукт: энциклопедия слова ЛЮБОВЬ.

  Этот проект является  одним из видов словарной работы. Работа заключалась в том, что слово рассматривалось  с разных сторон (происхождение, значение, грамматические, орфографические, лексические свойства слова).

   Участникам были даны задания поискового характера, которые позволяют работать со словарями, энциклопедиями, справочными пособиями.

   Данная форма работы способствует не только формированию различных компетенций (коммуникативных,  языковых, лингвистических и культуроведческих), но и развивает познавательный интерес, воспитывает любовь родному языку.

Структура занятия предполагает его построение в несколько этапов, которые мне удалось реализовать: мотивационный; организационный, поисково-исследовательский; заключительный.

  Считаю, что поставленные цели перед занятием успешно достигнуты. Удалось создать благоприятную психологическую обстановку, сформировать комфортные способы взаимоотношений между участниками. Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия мне удалось.

  Для достижения максимального результата я использовала словесные, наглядные, практические методы.

  Форма организации занятия – групповая. На предпоследнем этапе внимание обращено на психологические основы общения, так как считаю, что мастерство учителя определяется его мастерством не только профессиональным, но и мастерством общения с «учеником». Этот вид упражнения способствовал поддержанию положительного эмоционального настроя.

   На итоговом этапе участники получили возможность указать на успехи мастер-класса.

Сценарий мастер-класса «Энциклопедия слов ЛЮБОВЬ»

1. Вступление:

-Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель языка и литературы МБОУ «Калмашской СОШ»  Вазеева Светлана Фаритовна. Тема моего мастер-класса «Создание проекта».

Девиз моей работы: «Учись делать, делая — учись».

- Уважаемые коллеги!

Для работы мне потребуется 5 групп.

Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:

«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся». В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.)

-Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?

-Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…)

     Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать. Люди интересуются языком, на котором говорят. Им хочется знать, например, откуда произошли те или иные слова. Уже долгое время интернет (и не только) наводнён разнообразными толкованиями и указаниями, как надо понимать смысл и происхождение слов русского языка. К сожалению, большая часть этих материалов — бездоказательный вымысел, к реальной истории языка отношения не имеющий. Но опыт подсказывает, что распознать обман или заблуждение обычно может специалист или, по крайней мере, человек, знакомый с лингвистикой. А читатели, которые не разбираются в этой науке (и это зачастую не их вина), рискуют получить превратное представление о жизни и законах родного языка.

     Вот, например, слово любовь. С подачи сатирика Михаила Задорнова многие считают, что оно произошло от сочетания трех слов: люди бога ведают. Красивое толкование, возвышенное. И понятное к тому же. Но принимать его за истину не стоит, и вот почему.

2. Сообщение темы.

Я приглашаю вас поработать над мини - проектом по теме: Энциклопедия слова «любовь».

- Что такое энциклопедия? (научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)

3. Основная часть.

Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения должен проходить ряд последовательных этапов. Давайте вспомним эти этапы.

(Этапы проектной деятельности. 1. Организация группы, выбор руководителя.) Группа создана.

Для дальнейшей работы нужно распределить роли в группе. Выберите энциклопедиста (он будет руководить работой, следить за временем, защищать проект). Энциклопедиста вы выбрали. Вам ещё потребуются:

архивариус (изучает этимологию слова и его значение),

грамматик (определит морфологические свойства),

орфограф ( подберёт родственные слова),

лексиколог (синонимы и антонимы).

Расставьте таблички в соответствии с занимаемой ролью.

Тема известна, обозначим цель.

Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)

 - Итак, наша цель – создать «Энциклопедию слова «любовь».

-Сформулируем задачи. Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.

- изучить слово «любовь», как языковую единицу.

- закрепить навыки работы со словарями

Итак, следующее - выдвижение гипотезы (предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная)

Предположим, что лучше рассмотреть одно слово с 10 разных сторон, чем 10 слов с одной стороны.

  Выбор приёмов исследования.

- Перед вами список доступных приёмов исследования. Выберите те, которые, как вы думаете, помогут проверить гипотезу, в данной обстановке.

-Покажите соответствующую карточку.

- Итак, для поиска информации вы воспользуетесь приёмами: подумай сам; посмотри книги (для этого на столах лежат словари, справочники); спроси у других (можете обратиться за помощью аудитории).

  У вас на столе план предстоящей работы. Ознакомьтесь с ним

1) Этимология слова и его значение.

2) Морфологические свойства.

3) Родственные слова.

4) Слово и его «друзья-синонимы», «враги- антонимы».

5) Творческие задания: (выполняете сообща)

  Приступим к самому важному этапу создания проекта -Поисково – исследовательскому.

Для создания проекта даю …...

Пишем на заготовках. Всем удачи!

Вспомните и запишите пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «любовь».

-Время истекло.

Мы подошли к этапу – защита проекта.

Главное условие – выход «продукта» деятельности.

Слово предоставляется каждому представителю группы

  Рефлексия. «Ромашка любви»

Посмотрите на доску. Что вы видите? Давайте на лучиках солнца запишем, что можно любить, кого можно любить?

Посмотрите, какая бывает разная любовь, но каждая любовь имеет свою ценность, она словно солнышко, которое освещает и согревает весь мир.

Этот свет заполняет все пространство вокруг.

Нам хорошо вместе и мы любим друг друга.

-Давайте начинать день с Любви, наполнять день Любовью, завершать день с Любовью.

- Спасибо всем за хорошую работу.

Энциклопедист

(будет руководить работой)

Архивариус

(изучает этимологию слова)

Грамматик

(определяет морфологические свойства слова)

Орфограф (подбирает однокоренные слова)

Лексиколог

(подбирает синонимы и антонимы)

Лист работы Энциклопедиста

Мини-проект «Энциклопедия слова «любовь»

Цель проекта:_______________________________________________

___________________________________________________________

Задачи проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотеза проекта: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделы:

1.Этимология слова «любовь»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Морфологические признаки слова «любовь»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Родственные слова к слову «любовь»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Антонимы и синонимы к слову «любовь»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Заключение (вывод):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Создаем СИНКВЕЙН

1строка-существительное

2строка 2прилагательных

3строка-3глагола

4 строка- предложение -основная мысль

5 строка – итог одним словом

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист работы Грамматика

Мини-проект «Энциклопедия слова «любовь»

Морфологические свойства слова «любовь»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист работы Лексиколога

Мини-проект «Энциклопедия слова «любовь»

Синонимы и антонимы к слову «любовь»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист работы Орфографа

Мини-проект «Энциклопедия слова «любовь»

Однокоренные слова к слову «любовь»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист работы Архивариуса

Мини-проект «Энциклопедия слова «любовь»

Этимология слова «любовь»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Происхождение слова любовь

Происхождение слова любовь в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

Любо́вь. Общеславянское слово индоевропейской природы. В немецком находим Liebe, в английском — love.

Происхождение слова  любовь в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

ЛюбовьДревнерусское — любы. Слово образовано из общеславянского ljub и имеет тот же корень, что и глагол «любить». Значение слова: «сильное влечение к кому-либо или чему-либо». Родственными являются: Украинское — любов. Болгарское — любов. Сербохорватское — льубав. Производные: любимый, возлюбленный, любовник, любовный.

Происхождение слова любовь в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

Любо́вь. Начало слова в прилагательном «любъ» — «милый», «желанный». В старославянском оно звучало «любы́», с родительным падежом «любъве»: у многих слов («бры — бръве», «кры — кръве») было такое склонение. Из их косвенных падежей и образовались наши формы на «-овь»: «любовь», «бровь», «кровь».

Происхождение слова любовь в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

Любо́вь. Общеслав. Суф. производное (суф.  < ) от той же основы, что любитьлюбой (см.). Исходное любы > любовь — под влиянием форм косв. падежей (род. п. любъве, вин. п. любъвь и т. д.), аналогично свекровьморковь.



Предварительный просмотр:

  1. Любовь - это яростный всплеск.
  2. Любовь - это бурный поток.
  3. Любовь - это глаз твоих блеск.
  4. Любовь - это чудный цветок.
  5. Любовь - это клёкот орлов.
  6. Любовь- это шторм и волна.
  7. Любовь - это колокол, зов.
  8. Любовь - это радость, весна.
  9. Любовь - это зло и беда.
  10. Любовь - это зависть и ложь.
  11. Любовь - это в небе звезда.
  12. Любовь - это солнце и дождь.
  13. Любовь - это казнь и плач.
  14. Любовь - одиночества лёд.
  15. Любовь - это первенца плач.
  16. Любовь - это жизни полет.
  17. Любовь - это грусть и печаль.
  18. Любовь - это нежность и боль.
  19. Любовь - это синяя даль.
  20. Любовь - это к сердцу пароль.
  21. Любовь - это пламя костра.
  22. Любовь - это песнь соловья.
  23. Любовь - это счастья пора.
  24. Любовь - это мы - ты и я..

. Любовь - это яростный всплеск.

Любовь - это бурный поток.

Любовь - это глаз твоих блеск.

Любовь - это чудный цветок.

Любовь - это клёкот орлов.

Любовь- это шторм и волна.

Любовь - это колокол, зов.

Любовь - это радость, весна.

Любовь - это зло и беда.

Любовь - это зависть и ложь.

Любовь - это в небе звезда.

Любовь - это солнце и дождь.

Любовь - это казнь и плач.

Любовь - одиночества лёд.

Любовь - это первенца плач.

Любовь - это жизни полет.

Любовь - это грусть и печаль.

Любовь - это нежность и боль.

Любовь - это синяя даль.

Любовь - это к сердцу пароль.

Любовь - это пламя костра.

Любовь - это песнь соловья.

Любовь - это счастья пора.

Любовь - это мы - ты и я...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

"Это вечное слово-ЛЮБОВЬ!"

Сценарий литературного вечера содержит материал любовной лирики поэтов 17-21 века....

Исследовательский проект по русскому языку в 6 классе "Энциклопедия слова "Язык"

Учебное исследовние на уроках русского языка -одна из важных форм работы на уроках русского языка....

Урок русского языка в 5 классе. «Энциклопедия одного слова»

Защита творческих проектов «Энциклопедия одного слова»...

мастер – классе, организованном Питкевич Любовь Петровной и нашей родительницей Мальцевой Еленой Владимировной 2 апреля в музее

Мудрец сказал ведь неспроста, что жизнь спасает красота. Чем век свой маяться бездельем, займёмся лучше рукодельем. Рукоделие  - самый замечательный способ для развития личностного роста, самовыр...

Мастер-класс Открытка «С любовью!»

Мастер-класс Открытка «С любовью!»...