"Это вечное слово-ЛЮБОВЬ!"
материал по литературе (11 класс) на тему

Коваль Татьяна Михайловна

Сценарий литературного вечера содержит материал любовной лирики поэтов 17-21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

" Я помню чудное мгновенье..." Кто не знает этого проникновенного, пожалуй, лучшего лирического стихотворения А.С.Пушкина ?

Многие писатели классики и современники посвящали свои произведения любви, без которой немыслима жизнь человека.

"Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь..."невольно на ум приходят эти строки. Жизнь человека без любви немыслима. Человек живет ради любви, творит с любовью, страдает из-за любви. Но, пожалуй ,во всем мире нельзя найти человека , который бы не познал это чувство.        

Любовь - это единственное чувство , которое подвластно человеческому разуму прекрасно и ужасно , никто не в силах разгадать тайну любви.

Сегодня, на нашем вечере мы будем говорить о любви великих поэтов и писателей. Любви к женщине в их жизни и в творчестве.

Ученик : Тайна сия велика есть …Хочется повторить старинную, возвышенную формулу любви, повторить не бездумно и без иронии.

Ведь это действительно тайна. И она, в самом деле ,велика. Эта тайна явственно живет в строках великого поэта А.С.Пушкина, в его письмах к невесте и жене Наталье Гончаровой, она пульсирует в них, как живая.

Читая эти строки испытываешь особое волнение по тому, что было неведомо Пушкину , когда он писал. Нам известно, что будет потом и с ней, и с ним . Нам открыто то, о чем он , писавший эти строки, не помышлял в высокие минуты, когда силы души сосредоточены на одном чувстве и перо не остается от учащенного сердцебиения.

Ученик : 1819 год. Петербург.

В доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, сановника, вельможи, но милого и доброго человека и радушного хозяина встретил Пушкин 19-летнюю красавицу, поразившую его.

Ученик читает стихотворение " Я помню чудное мгновенье " А.С.Пушкина.

Я помню чудное мгновенье :

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томлениях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы, бурь порыв мятежный

 Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный ,        ,

Твои небесные черты.

В глуши , во мраке заточенья.

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без жизни, без любви

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты ;

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресни вновь.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы и любовь.

Ученик : Когда бродил  по аллеям Михайловского парка ,Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке, пестрых по настроению , полных противоречивых чувств, искрящихся страстью и ревностью и одновременно насыщенных преклонением перед поразившей его красотой.

Ученик : Любовные стихи - дневник души поэта.

Вдруг вспомнились глаза Олениной :

Ее глаза

Она мила - скажу меж нами –

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

 Сравнить особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей,

Но сам признайся ,то ли дело

Глаза Олениной моей !

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты ,

И сколько томных выражений ,

И сколько неги и мечты!...

Потушит их с улыбкой Леля-

В них скромных граций торжество .

Поднимет - ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

г

Ученик : А что ж она ? Как относится ко всему этому ? Он влюблен, ей же только льстит , что гений припал к ее ногам. Хотя, впрочем, его буйная, неуемная страсть все- таки передавалась и ей : еще не любила, но уже и не была равнодушной.

Ученик : Вот так все круто замешивалось : тоска и предчувствие конца , загнанность и любовь. Жизнь как "дар напрасный и случайный " и " глаза Олениной моей", а без этого как выжить ? За " Нетти" сердцем я летаю - скажет Пушкин наконец и напишет на полях рукописи , что называется бездумно, неосознанно, сердцем минуя осторожность разума : Аннета Пушкина .

Ученик : Душа решила так , он покорился и сделал ей предложение ... Такой милый, такой добрый, почти родной дом Олениных - и ... полный яростный отказ матери Аннет, Елизаветы Макаровны . Вчера опальный поэт, ныне входящий в славу и в моду, которому покровительствовать обещался государь - это одно , но муж дочери , фрейлины императрицы - совсем же другое.

Ученик : Пушкин переживал , страдал. С его-то темпераментом, гордостью- отказ получить!

Он не бывает у Олениных, он замкнулся, несколько месяцев молчит. Душа работает, стонет, переплавляет удар - во что ? Сейчас мы знаем эти строчки наизусть , но подумайте, более ста восьмидесяти лет назад их не было, а значит не было огромнейшей части нашей души...

Ученик читает на фоне музыки :

Я Вас любил,

любовь еще быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она Вас больше

не тревожит,

Я не хочу печалить Вас ничем ,

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то нежностью томим,

Я Вас любил так искренне,

так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть

другим.

Ученик : Только любовь могла породить это. Ну, что ж, что не свершилось любовь всегда права, она бывает неразделенной, но не бывает несчастной.

Ученик : На взлете 1828 год, на балу Александр Сергеевич увидел юную девушку.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатая любовь. Но те увлечения, те порывы радостей, которые волновали его раньше, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватывало его теперь. Бурно прожитая молодость, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы.

Ученик : И вот свершилось : Наталья Гончарова стала женой Пушкина. Восемнадцатилетняя Наталья Пушкина проснулась после вчерашней свадьбы и глаза ее встретились с восторженными глазами мужа. Он стоял на коленях около кровати. "Очевидно, так он простоял всю ночь",- подумала она, и ее охватило волнующее недоумение. " Моя Мадонна", - шепотом сказал он, складывая руки, как перед иконой.

Ученик читает стихотворение "Мадонна"

Не множеством картин старинных

мастеров,

Украсить я всегда желал свою

Обитель,

 Чтоб суеверно им дивился

посетитель,

Внимая важному сужденью

знатоков.

В простом углу моем, средь

медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечный

зритель,

Одной, чтоб на меня с холста, как

с облаков

Пречистая и наш божественный

спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах-

 Взирали кроткие, во славе и лучах,

Они, без ангелов, под пальмою Сиона,

Исполнились мои желанья.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя

Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший

образец.

Ученик : " Поэтическая красота госпожи Пушкиной " проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена ! Сейчас ей все улыбаются, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова ее склоняется и весь облик как будто говорит : " Я страдаю". Но какую трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин", - так писал в своем дневнике близкий друг Пушкина - графиня Дарья Федоровна Фикельмон. В Петербурге она получила прозвище Сивиллы Флорентийской, т.е. предсказательницы будущего своим знакомым, а порой предугадывающей общественные события. И как же верно она предсказала судьбу Натальи Гончаровой.

Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Пушкин считал, что жена его - прелесть, любил душу ее больше красивого лица.

ЗВУЧИТ РОМАНС

Учитель : Любовь вечна, и первая любовь бывает у каждого. Она не забывается никогда, так как его- первое чувство, которое только зарождается, можно сравнить с утренней росой- хрустально-чистой , хрупкой. Достаточно одного неосторожного движения, чтобы эту росу струсить. И , конечно же необходимо определенное количество времени, чтобы убедиться, что то первое чувство, которое овладело вами, это не временное увлечение, а настоящая любовь, правдивая и светлая.

Когда любишь, то такое богатство ощущаешь в себе, столько нежности, радушия. Душа петь хочет. Благодаря любви рождаются прекрасные жемчужины интимной лирики.

Ученик : Многие стихотворения А.А.Фета связаны с его любовью к Марии Лазич.

Ученик :        Ты        раз явилась мне, как дивное

видение,

Среди бесчисленных, бесчувственных

людей ,- Но быстры молодость, любовь

и наслаждение. И слава, и мечты, а ты еще быстрей.

Мне что-то новое сказали эти очи.

И новой истиной невольно грудь

полна ,-

Как будто на заре, подняв завесу

ночи,

Я вижу образы пленительного сна.

Ученик : Мария Лазич была серьезной образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей поэзии. Ее симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта . А сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства.

 Ученик читает стихотворение " Шепот, робкое дыхание..."

 Шепот, робкое, дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания, и слезы,

И заря, и заря !..

Ученик : Весной 1849 года Фет писал другу детства Борисову : " Я ... встретил существо , которое люблю - и что еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем ... и сочетался законным браком хотя с царицей Помаре, то это существо стояло бы до последней минуты сознанья моего передо мною - как возможного для меня счастья и примирения с гадкою действительностью ".

Ученик : Казалось бы, чего еще надо ? Женись и будь счастлив .Это ли не твоя судьба ? Но уже в этом письме прозвучала сухая и далекая от романтической влюбленности фраза : " Но у ней ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места..."

Ученик:

Помнишь час последнего свидания !

Безотраден сумрак ночи был ;

Ты ждала, ждала признанья- Я молчал: тебя я не любил.

Холодела кровь, и сердце ныло :

Так тяжка была твоя печаль ;

Горько мне за нас обоих было,

И сказать мне правду было жаль.

Но теперь , когда дрожу , и млею,

И, как раб твой каждый взор ловлю,

Я не лгу, назвав тебя своею И клянусь, что я тебя люблю !

Ученик : Постепенно расчетливый разум человека, решившего вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, берет верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и надеявшимся на семейное счастье. Возвышенная любовь не выдержала столкновения с житейским расчетом. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Ученик : Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия : Мария сгорела. Пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя Фету.

Ученик:

Я верить не хочу ! Когда в степи

как диво

В полночной темноте безвременно горя,

Вдали перед тобой, прозрачно

и красиво,

Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В тот величавый блеск за темный

весь предел ,- Ужель ничто тебе в то время

не шепнуло :

там человек сгорел !

Ученик : Вчерашняя бесприданница, та , которая по одному его слову отправилась бы за ним на край света, зримая и покорная, в одно мгновение стала недосягаемой, непреклонной и царственно величественной, как бесре- дельное звездное небо, куда унеслась ее грешная душа. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло.

Ученик : Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви.

ЗВУЧИТ РОМАНС " Я ВСТРЕТИЛ ВАС ”.

1. Я встретил Вас И все былое

В отжившем сердце ожило

 Я встретил время золотое

 И сердцу стало так тепло

г

  1.  Как поздней осени порою

Бывает день, бывает час

 Когда повеет вдруг весною

 И что-то встрепенется в нас

  1.  Как после вековой разлуки

Гляжу на Вас

Как бы во сне

 И вот слышнее стали звуки

Не умолкавшие во мне.

  1.  Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь

 И то же в Вас очарованье

И та в душе моей любовь.

Ученик : В творчестве Федора Тютчева - любовь это сложнейшее человеческое чувство. Оно вдохновило его на создание гениальной интимной лирики . В середине 1822 года в русскую миссию Мюнхена прибывает молодой дипломат Тютчев. Ему восемнадцать. Он успел за два года окончить Московский университет, что, впрочем, не было сенсацией того времени, как и избрание 15-летнего поэта сотрудником Общества любителей российской словесности.

Ученик : Столица Баварии принимает Тютчева в свои объятия, обволакивает блеском придворных балов, изяществом музыкальных и литературных салонов. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную 14- летнюю Амалию Лерхенфельд - побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III двоюродную сестру будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая I. Амалия поразила своей красотой, образованностью, глубиной чувств; Тютчев околдован и очарован.

Ученик : Однако в 1826 году он женится на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера. Шли годы. Баронесса Крюденер блистает на петербургских балах, Вяземский пишет о ней довольно язвительно, более благосклонен к ней Александр Пушкин, что вызвало ревность Натальи Николаевны, впрочем, напрасную. Внимание баронессы ищут и царь , и шеф жандармов Бенкендорф , и финский генерал-губернатор Адлерберг...

Ученик : А что же Тютчев ? Oн  продолжает свою дипломатическую карьеру. Живя от русской столицы, в письмах друзьям он всегда спрашивает о госпоже Крюденер.

Ученик : Он беспокоится : счастлива ли она, как того заслуживает ? В 1838 году через нее Тютчев передал друзьям в Петербург рукописи своих стихов . Эти стихи, которым, кстати, сам автор не придавал такого высокого значения, вызвали восторг у Пушкина, были напечатаны в Пушкинском " Современнике ". Среди них есть посвящение Амалии : " Я помню время золотое , я помню сердцу милый край, день вечерел, мы были двое, внизу в тени шумел Дунай ..." В 1840 году после смерти своей первой жены Тютчев женился во второй раз. Он уже был отец большого семейства. В одном из писем Тютчев признается в своей привязанности к госпоже Крюденер ; "После России - это моя самая давняя любовь " .

Ученик читает стихотворение " Она сидела на полу "

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело ...

О сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой

 О сколько горестных минут,

Любви и радости убитой !

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени

И страшно грустно стало мне ,

Как от присущей милой тени с

Ученик : Любовь всегда была для Тютчева " поединком роковым". Волнуясь о судьбе одной из своих дочерей, он писал : "...быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое

равновесие в жизни, эту жажду любви..."

Ученик : Тютчеву было 47 лет , когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство совсем молоденькой девушки Елены Денисьевой. Она пожертвовала всем ради любимого : не только "свет" отвернулся от нее, от нее отрекся родной отец. В этом трагическом союзе с Тютчевым, союзе непризнанном ни людьми, ни церковью, Денисьева родила троих детей. Но любимый человек не принадлежал ей полностью - Тютчев не только не порывал со своей семьей, но продолжал боготворить жену, дорожить ею. Эта мучительная любовь длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой , которая сошла в могилу от чахотки.

Ученик:        '

" О, как убийственно мы любим ,

Как в буйной слепоте своей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей !..

Давно ль, гордясь своей победой ,

Ты говорил : Она моя ...

Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея ?

ЗВУЧИТ РОМАНС " ЛЮБОВЬ ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА".

Ученик : Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи же остаются... ибо каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания, и каждая такая строка - памятник известным и безвестным женщинам, чьи любовь и есть стихи .

г

Учитель : Любовь... Но почему же она приносит не только радость, но и слезы ? Когда любовь бывает счастливой ? Какого человека можно назвать счастливым : того который любит без взаимности, или того , который никого не любит? Ответить на эти вопросы и многие другие мы ищем в художественной литературе. Свою жизнь сравниваем с жизнью литературных героев. Любовь не подвластна времени, тема любви не может устареть, как и многие поэты и писатели. Таковым является Островский Александр Николаевич.

Ученик : И нам по-прежнему необходимо то , о чем писал Островский : " и глубокий вдох на весь театр, и непритворные теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу."

В своих пьесах Островский рисует героев с "горячим сердцем " и нежной душой : это нежные и любящие женщины в " Горячем сердце " и " Бесприданнице ", "Снегурочке" ив" Последней любви ".

Ученик : Героиня последней пьесы погибает, но смерть ее воспринимается как приговор "подлому времени ", как протест против бездушия, как утверждение права человека на счастье и любовь, без которых человеку " жить холод - но".

ЗВУЧИТ РОМАНС "А НА ПОСЛЕДОК Я СКАЖУ ".

А напоследок я скажу:

 Прощай, любить не обязуюсь,

С ума схожу иль восхожу

 К высокой степени безумства

Как ты любил, ты пригубил,

 погибели не в этом дело.

Как ты любил, ты погубил,

 но погубил , так неумело.

Так напоследок я скажу.

Работу малую высоко

еще вершат нам наши руки

 И стайкою наискосок

 уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:

 Прощай, любить не обязуюсь,

С ума схожу иль восхожу

 к высокой степени безумства

 А напоследок я скажу.

ИСЦЕНИРОВКА ИЗ ПЬЕСЫ А. ОСТРОВСКОГО " БЕСПРИДАННИЦА ".

Лариса . ( поднимая голову ) . Как вы мне противны, кабы вы знали ! Зачем вы здесь ?

Карандышев. Где же быть мне ?

Лариса. Не знаю. Где хотите, только не там, где я .

 Карандышев. Вы ошибаетесь, я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать вас. И теперь я здесь, чтобы отомстить за ваше оскорбление !

Лариса . Для меня самое тяжкое оскорбление - это ваше покровительство ; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было .

Карандышев . Уж вы слишком невзыскательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий , кому вы достанетесь, играют в орлянку - и это не оскорбление ? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам ! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека - человек сам располагает своей судьбой ; они смотрят на вас как на вещь. Ну, если вы вещь, это другое дело. Вещь , конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может .

Лариса . ( глубоко оскорбленная ) . Вещь ... да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя ... я вещь ! ( С горячностью). Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите ! Прошу вас , оставьте меня !

Карандышев . Оставить вас ? Как я вас оставлю, на кого я вас оставлю ?

Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.

Карандышев . ( с жаром ) . Я беру вас, я ваш хозяин . (хватает ее за руку).

Лариса. (оттолкнув его ). О нет ! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас.

Карандышев. Что вы говорите ! Мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов ?

Лариса . ( со слезами ). Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу : подите пошлите ко мне Кнурова.

Карандышев. Что вы, что вы, опомнитесь !

Лариса . Ну, так я сама пойду .

Карандышев. Лариса Дмитриевна ! Остановитесь ! Я вас прощаю, я все прощаю.

Лариса ( с горькой улыбкой ). Вы мне прощаете ? Благодарю вас. Только я-то себя не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы .

Карандышев . Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен.

Лариса .Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать ; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе .

Карандышев . Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня !

Лариса . Поздно . Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты .

Карандышев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас .

Лариса ( с отвращением ) . Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня.

Карандышев. Скажите же : чем мне заслужить любовь вашу ? ( падает на колени ). Я вас люблю, люблю.

Лариса . Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву . Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого , сердечного слова . А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла...ее нет на свете ...нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите , я вашей быть не могу.

Карандышев. (вставая ). О, не раскайтесь ! ( Кладет руку за борт сюртука ). Вы должны быть моей.

Лариса. Чьей ни быть, но не вашей !

Карандышев (запальчиво ) . Не моей ?

Лариса. Никогда.

Карандышев. Так не доставайся ж ты никому !

(стреляет в нее из пистолета ).

Лариса . (хватаясь за грудь ). Ах ! Благодарю вас ! (опускается на стул ).

Карандышев . Что я , что я... ах, безумный ! (роняет пистолет).

Лариса (нежно ) Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали ! Пистолет сюда, сюда на стол ! Это я сама... сама...Ах, какое благодеяние !.. ( Поднимает пистолет и кладет на стол ) .

Из кофейной выходят Паратов , Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Гаврило и Иван .

Лариса, Карандышев, Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Гаврило и Иван .

Все. Что такое, что такое ?

Лариса . Это я сама ... Никто не виноват, никто ... Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню .

Паратов . Велите замолчать ! Велите замолчать !

Лариса . ( постепенно слабеющим голосом ) . Нет, нет, зачем !.. Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому ! Живите, живите все ! Вам надо жить, а мне надо ... умереть ... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь, вы все хорошие люди... я вас всех ... всех люблю. ( Посылает поцелуй . )

Учитель : Плавно переходя из года в год , из века в век, мы входим в 20 столетие и обращаемся к творчеству Владимира Владимировича Маяковского.

Говорить о любовной лирике , о любовной теме Маяковского - это значит в первую очередь говорить о поэте " Про это ”, которая является, несомненно, не только одним из вершинных творений поэта, но и выдающимся произведением в отечественной и мировой "песне песней " любви.

Ученик . Эта поэма автобиографична . Владимир Маяковский писал поэму в своей " добровольной тюрьме после долгого, мучительного разговора-размолвки с Лилей Брик, когда оба плакали, он решил не видеться с ней - только ходил под ее окнами и посылал записки, а потом шел к себе, запирался и писал .

Ученик . В поэме любовь предстает как чувство, истоки которого глубоко скрыты в "тайниках инстинктов". Оно далеко не всегда готово следовать за доводами разума, может взбунтоваться, если его долго сдерживать.

Ученик. Заключительная часть поэмы "Прошение на имя... содержит заголовки : "Вера", "Надежда " и "Любовь ".

Поэт уповает на "мастерскую человеческих воскрешений" он хочет любить, потому что еще " на земле свое недолюбил ". Ему важно, что любовь пойдет по всей Вселенной,- любовь, освобожденная от мелкого, пошлого, такая любовь, которая душу делает огромной. Он мечтает о том чувстве любви, которая делает человека человечнее, мягче, добрее.

Ученик читает стихотворение " Любовь "

Может, может быть, когда-нибудь

дорожкой зоологических аллей

и она -

она зверей любила - тоже ступит в сад, улыбаясь,

вот такая, как на карточке в столе.

Она красивая - ее, наверно, воскресят

Ваш тридцатый век обгонит стан сердце раздиравших мелочей.

Нынче недолюбленное наверстаем звездностью бесчисленных ночей.

Воскреси хотя б за то , что я поэтом ждал тебя, откинул будничную чушь!

Воскреси меня хотя б за это !

Воскреси - свое дожить хочу !

Чтоб не было любви- служанки замужеств, похоти, хлебов.

Постели прокляв, встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.

Чтоб день, который горем старящ , не Христа радничать , моля.

Чтоб вся на первый крик : - Товарищ ! - оборачивалась земля.

Чтоб жить не в жертву дома даром.

Чтоб мог в родне

отныне стать

отец

по крайней мере миром, землей по крайней мере - мать.

Учитель . " За мной , читатель ! Кто сказал , что нет на свете настоящей, верной , вечной любви ? .. За мной , мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь !.. Эти слова из романа Михаила Афанасьевича Булгакова . Вся история любви в нем Мастера и Маргариты - вызовы обыденности, окружающей пошлости , протест против пассивного принятия существующего порядка вещей, нежелания сопротивляться обстоятельствам.

Ученик : Своей мучительной бессмыслицей эта " обыкновенность " доводит человека до отчаяния, когда впору крикнуть как Пилат : " О боги , боги мои, яду мне , яду !" И страшно, страшно, когда давит пошлость. Но когда Мастер говорит Ивану : " Жизнь моя, надо сказать, сложилась не совсем обыкновенно ..." в роман врывается светлая струя - спасительное, хотя и трагичное опровержение этой обыденности, которая может поглотить жизнь.

Чтение стихов А. Кочеткова .

Учитель включает запись " Адажио " Альбиони, и на фоне негромкой музыки ученик и ученица попеременно читают отрывки из стихотворения.

1 Как больно, милая , как странно ,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями ,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана –

 Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

2 Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь неразделимы.

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду –

Не забывай меня , любимый ,-

Ты понесешь с собой повсюду

 Родную землю, милый мой .

3 Но если мне укрыться нечем

 От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

 От холода и темноты ?

4 За расставаньем будет встреча,

Не забывай , меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

5 Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного ,-

 Но если я безвестно кану-

 Короткий свет луча дневного , -

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

-Я за тебя молиться стану ,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим...

Учитель : Любовь - наивысшее духовное благо, которое дает силу и воодушевление. Но не всегда можно было объяснить то чувство, которое овладевает тобою. Любовь приносит человеку радость, и одновременно приносит и печаль. Часто так происходит, что узнав радость любви, обязательно поймешь, что такое слезы любви .

Отрывок из стихотворения " Две песни " :

" Вчера еще в глаза глядел..."

Нежно печальный мотив любви звучит в только что прочитанной поэзии. Чувство горечи на душе, когда не можешь вернуть к себе того единственного, любимого. Того , без которого, по-твоему мнению, жизнь не имеет смысла. Но как бы грустно не было, а эта печаль должна быть светлой, потому что удивительная песня любви навсегда остается в сердце , к которому дотронулось это прекрасное, чистое чувство.

Как близки нашему сердцу стихотворения Марины Ивановны Цветаевой и о ней хотелось рассказать многое .

Ученик : В 1906 учебном году внимание всех гимназисток привлекла "новенькая " пансионерка, очень живая экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ, причесана под мальчика , с челкой, закрывающей высокий лоб . Смотрела на всех дерзко, вызывающе, не только на старших по классу, но и на учителей и классных дам.

Марина Цветаева поступила в четвертый класс, хотя по годам была ровесницей шестиклассниц. Очень способная к гуманитарным наукам, все схватывала на лету , хотя не хотела приложить усилий, чтобы овладеть навыками точных наук..." - так вспоминает Софья Петровская, гимназическая подруга, автор ряда книг по русской литературе.

Ученица : Татьяна Остаповна - одноклассница по гимназии : "... Из ее внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, " жемчужный " цвет лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек . Но, пожалуй, самым характерным для нее были движения, походка - легкая, неслышная . Она как-то внезапно , вдруг появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет ".

Ученица : Вскоре в Маринину жизнь входит первый живой поэт - Эллис - Лев Львович Кобылинский : " Переводчик Бодлера, один из самых ранних символистов, разбросанный поэт, гениальный человек ", - так пишет об Эллисе Марина. Это были незабываемые вечера, Эллис , будто метеор , промелькнул на горизонте сестер Цветаевых. Он ввел Марину в современную русскую поэзию и неожиданно сделал предложение семнадцатилетней Марине, но получил отказ. Именно Эллис стоял у истоков первой книги Цветаевой - " Вечернего альбома", именно Эллис познакомил сестер со своим другом Владимиром Оттоновичем Нилендером, а он , новый друг, был первым молодым человеком, заставившим Марину ждать встреч, плакать и тосковать.

Ученик читает стихотворение " Писала я на аспидной доске" .

Писала я на аспидной доске ,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке ,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которых сотни зим,

И, наконец- чтоб было всем известно !

 - Что ты любим ! любим ! любим !

 - любим !

 - Расписывалась - радугой небесной .

Как я хотела, чтобы каждый цвел

 В веках со мной ! под кольцами моими !

И как потом , склонивши лоб на стол ,

Крест-накрест перечеркивала - имя ...

Но ты , в руке продажного писца

Зажатое ! ты, что мне сердце жалишь !

Непроданное мной ! внутри кольца !

Ты - уцелеешь на скрижалях .

Ученик : Между Максом Волошиным и Мариной возникла чисто литературная дружба . Волошин пытался приобщить ее к книгам , которыми сам тогда увлекался. Несмотря на значительную (16 лет) разницу в возрасте, между ними установилось удивительное взаимопонимание.

Макс Волошин возник неожиданно. Он сам пришел в дом Цветаевых на Трехпрудном.

Ученик : В жизнь Марины Цветаевой входит еще один друг , который станет не только мужем , но и ее ребенком , о котором всю жизнь она будет заботиться, совместная дорога с которым приведет к страшному концу .

Коктебель. Это слово переводится как " синяя вершина ". Эта окруженная горами долина на юго-восточном побережье Крыма возникла на месте извержения вулкана Кара-Даг ( Черная гора ). Здесь был дом Макса Волошина, куда он летом 1911 года пригласил Марину и Асю. Здесь они встретились : Сережа и Марина , ей шел девятнадцатый, ему - восемнадцатый .

Может быть, все началось с коктебельских камешков ?

" 1911 г. Я после кори стриженая . Лежу на берегу, рою , рядом роет Волошин Макс.

- Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень .

- Марина ! ( Вкрадчивый голос Макса ) - влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, - глупеют . И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе ( сладчайшим голосом ) булыжник , ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень !

- Макс ! Я от всего умнею ! Даже от любви !

А с камешком - сбылось, ибо С.Я.Эфрон... чуть ли не в первый день знакомства отрыл и вручил мне - величайшая редкость ! - генуэзскую сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной ". Это написано в 1931 году, но и в начале семидесятых тот коктебельский камешек хранился у их дочери.

Марина и Сережа нашли друг друга мгновенно и навсегда.

Учитель : Речь о Марине Цветаевой хотелось бы закончить ее стихами, которые позднее были положены на музыку " Мне нравится ,

что Вы больны не мной ..."

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывает под нашими ногами,

Мне нравится, что можно быть смешной

 - Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

 Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

 Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

 Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе ...

Что никогда в церковной тишине г

 Не пропоют над нами : аллилуйя !

Спасибо вам и сердцем и рукой

 За то, что вы меня - не зная сами

! - Так любите : за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами ,

 - За то , что вы больны - увы ! - не мной ,

За то , что я больна - увы ! - не вами !

Учитель : Шагнув уверено в наш век. Тема женской самодостаточности и тема любви рассматривается в самой парадоксальной трактовке, с точки зрения устоявшихся житейских понятий. " Биархатные перевороты - это коренная перестройка всех женских ролей ... При патриархате смысл жизни женщины - это быть матерью, женой, домохозяйкой. Главная арена - дом, главное дело - растить детей, обслуживать мужа...С рождением биархата у женщины начинает рождаться новый смысл жизни - сдвоенный. Рост личности начинает рождать в женщинах новые душевные потребности : в развитии своего " Я " , в уважении к себе в свободе поведения , выбора... Эти новые потребности встают рядом со старыми ( в замужестве, материнстве, домохозяйстве ) теснит из, а часто отодвигают на другой план .

МОНОЛОГ ИЗ РАССКАЗА ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ "СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ " ЧИТАЕТ УЧЕНИЦА .

Учитель : Любовь неиссякаема и вечна, как и сама жизнь. Она является животворящим огнем в душе человека. Любовь способна творить чудеса . Поэзия, которая сегодня прозвучала, это лишь малейшая частица от всего количества жемчужин интимной лирики, которую создали поэты в разные времена. А сколько еще создадут ? Наверное, нет на свете поэта, который бы не воспевал это прекрасное и светлое человеческое чувство , не выразив в своих стихотворениях неповторимую историю любви . Любовь каждого человека - это отдельная история . Творите историю своей любви ,юные мои друзья. А я желаю, чтобы она была у вас нежной, верной , вечной... Чтобы душа ваша поднялась как можно выше над всем обыденным, т.к. любовь - это души наивысший взлет .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"

Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...

«ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».

Речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам ра...

Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"....

Литературная гостиная « Вечно молод и вечно живой», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов. Цель: заинтересовать детей личностью Лермонтова М.Ю., увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление челов...

Музыкально-литературная композия "Вечный огонь - вечная слава"

Стихи, сценки, исторические факты времен Великой Отечественной войны, рассказы детей о своих предках - участниках сражений....

Мастер- класс "«Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ»

- педагогическая проблема: Цель данного мастер-класса – представить методику работы по созданию учебного проекта.Задачи: - смотивировать участников на принятие данной технологии;- создать у...