Проектная деятельность в патриотическом воспитании школьников
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Статья раскрывает роль проектной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova_oosh_s.n.bykovka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Татаренкова Наталья Викторовна, учитель ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский Самарской области      

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент — это патриотизм.

В. В. Путин

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, путем приобщения детей к героическому прошлому, истокам культуры своего народа, страны, края.

Осознавая важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего нашей страны, в своей педагогической деятельности решаю заявленную проблему путем вовлечения детей в проектно-исследовательскую деятельность. Уроки русского языка и литературы несут большую воспитательную функцию: прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре своего народа, служат средством формирования общечеловеческих ценностей,  высокого патриотического сознания. Ежегодно с обучающимися принимаем участие в научно-практической конференции. За время работы было проведено немало исследований, посвященных изучению героических страниц нашей истории, боевому и духовному подвигу предков. Изучая семейные архивы и фотографии военных лет, ученик 9 класса выполнил проект о роли войны в истории своей семьи, в котором рассказал о прадедушке и прабабушке - участниках Великой Отечественной войны. С гордостью и уважением написал автор о своих близких родственниках, внесших достойный вклад в дело Великой Победы. Не менее актуальной стала его идея создать научно-практическую работу о профессии военных лет «Святые женщины России» - самой гуманной профессии среднего медицинского персонала - медицинской сестре, показать роль сестер милосердия в военные годы на примере подвигов отдельных героинь и родной прабабушки. Тема проектной работы «Маленькие герои большой войны» также была продиктована патриотическими чувствами. В преддверии юбилея Победы ученице 6 класса стало интересно узнать о героическом прошлом юных участников войны, прочитать военную литературу о подвигах героев-антифашистов, заслуживающих не меньшего уважения, чем подвиги взрослых.

Важной частью системы патриотического воспитания является литературное краеведение, так как оно призвано воспитывать у обучающихся причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм. Особый интерес в практике моей работы вызвало литературное творчество самобытного поэта-земляка, автора четырнадцати поэтических сборников, члена Союза писателей и Союза литераторов России, чьи произведения переведены на украинский и болгарский языки, И.Ф. Акулиничева. По материалам его произведений созданы научно-исследовательские работы «С чего начинается родина?», «Поэта родного живое слово. Особенности языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», которые были представлены на окружном, региональном этапах НПК, конкурсе исследовательских проектов «Взлет». Творческий материал послужил базой для создания буклетов, «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», проведения  литературной гостиной «Певец земли Кошкинской»,  читательской конференции «Стихи живут рядом», поэтического ринга «Есть поэты в нашей глубинке с душою родниковой чистоты», урока русского языка в 9 классе по теме: «Авторская пунктуация». Литературная экспозиция, посвященная творчеству И.Ф. Акулиничева, также пополнила виртуальное пространство интерактивного музея Самарской лингвистической школы.

Работая в данном направлении, я разработала программу внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов «Слово о словах, или занимательная этимология». В основу программы входит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела  мини-проекты на темы: «Почему Кошки?», «К истокам Кондурчи», «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»; «Семь чудес Кошкинского района», «Вот моя деревня… Что означает село Нижняя Быковка?» Собранный языковой материал служит основой для дальнейшего использования при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях.

Огромным воспитательным потенциалом обладает творчество А.С. Пушкина. В год 222-летия  великого русского классика ученица 9 класса провела исследование восприятия его творчества современниками в России и за рубежом, в ходе которого была раскрыта роль пушкинского наследия в истории русской литературы, развитии русского литературного языка, исследована актуальность пушкинского слова, определено место А.С. Пушкина в современном общественном сознании и успешно доказана гипотеза о том, что творчество национального гения востребовано и интересно читателям во все времена, потому что он утверждал вечные жизненные ценности - нравственные ориентиры для каждого человека, важные для духовного развития личности. Проект формирует представление обучающихся о нравственных ценностях, идеалах, патриотическом самосознании.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию обучающихся через проектную деятельность обеспечивает непрерывность и системность в образовательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

«Литература»

  1. Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.
  2. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 5, 6.
  3. Владимир Путин о патриотизме // Культура здоровой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://ros-idea.ru/site/163.
  4. Калашникова О. М. Метод исследования  и интерпретирования  при работе с текстами на уроках литературного краеведения // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 4.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  6. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.
  8. Табарданова Т. Б.  Живое краеведение в школе:  методические рекомендации. Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"

В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...

Научная статья "Роль проектной деятельности в военно-патриотическом воспитании школьников"

Раскрывается роль проектной деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения на примере проекта "Великая отечественная война" в истории моей семьи. В проекте обозначены сильные...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

В данной работе приводятся примеры как используя внеурочную деятельность, сделать увлекательными мероприятия,имеющие патриотическую направленность....

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру к...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Роль патриотического воспитания школьников на внеурочных занятиях по ОБЖ...