Организация проектных дней
учебно-методическое пособие

Александр Михайлович Кошелев

Цель проектных дней: совершенствование образовательно-развивающего пространства школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_proektnyh_dney.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектных дней

Цель проектных дней: совершенствование образовательно-развивающего пространства школы.

Задачи:

Развитие инициативы и ответственности учащихся, их активной жизненной позиции, развитие способности к изменению себя и среды, развитие опыта эмоционально-оценочного отношения к миру

Формирование и развитие навыков самоорганизации обучающихся с целью решения учебных задач, умений приобретать знания самостоятельно

Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, работать с разными источниками информации, критически осмысливать и перерабатывать информацию, вычленять главное, сопоставлять разные подходы, структурировать текст

Формирование и развитие компетентности выявлять познавательные и жизненные проблемы, решать их на основе имеющихся знаний

Научить обучающихся делать выбор проблемы, выбор типа проекта и выбор уровня и глубины изучения материала на основе потребностей, интересов и возможностей, личностного опыта ученика

Подходы к организации проектных дней.

  • Проектная деятельность - развивающая образовательная ситуация, совместная деятельность учителя и ученика, возможно участие родителей, специалистов и социальных партнёров
  • Роль учителя – организатор, консультант, тьютор в интерактивном взаимодействии
  • Даёт направления и обеспечивает технологиями для активного взаимодействия в рамках информационно-образовательного пространства
  • Осуществляет информационно-методическую поддержку в процессе самоконтроля и самооценки деятельности ученика в его продвижении
  • Ученики могут создавать групповые, коллективные, парные или индивидуальные проекты.
  • Индивидуальные или парные проекты выбирают дети с высокой учебной мотивацией, развитыми информационными и коммуникативными умениями, хорошим уровнем самоорганизации. Эти дети имеют сформированные познавательные интересы и потребности, умело ориентируются в информационном пространстве, умеют приобретать знания самостоятельно, используют свои знания для решения познавательных и жизненных проблем.
  • Групповые и коллективные проекты стоит выбирать ученикам, которые нуждаются в пошаговом информационно-методическом сопровождении учителя, умеют работать в коллективе при активном взаимодействии с информационно-образовательной средой.
  • Определиться с типом проекта – монопредметный или межпредметный, учебный или социальный.
  • Определиться с видом проекта – исследовательский, информационный (поисковый), игровой (ролевой), практико-ориентированный (прикладной), творческий.
  • Игровой, творческий и практико-ориентированный проекты лучше создавать группой или коллективом, в том числе детьми разного возраста.
  • Исследовательский, информационный лучше создавать индивидуально или парой.

Проектная деятельность строится от «результата»:

Цель—план---действия----контроль---рефлексия

Хотеть- уметь----выявлять----анализировать----решать проблему

Цель- это проектируемый результат

Этапы работы в первый проектный день

Название этапа

Цель - результат

Мотивация на проектную деятельность

Дать понимание, что проектная деятельность – это способ для саморазвития и самовыражения, форма самообразования и самоорганизации

Актуализация понятия «Проект». Виды, типы проектов.

Создать условия для формирования ответственного выбора

Технология создания проекта. Деловая игра.

Создать игровую учебную игру, в ходе которой ученик поймёт сложный путь создания проекта

Выбор темы. Создание «Банка идей». Мозговой штурм.

Создать ситуацию. Чтобы ученик осознал свои потребности, увидел поле своих возможностей и определился со своими интересами

Проектная деятельность состоит из пяти основных этапов

Название этапа

Содержание деятельности

Поисковый

Определение темы, поиск и анализ проблемы, постановка цели-результата, выдвижение гипотез

Аналитический

Поиск и анализ информации по теме, проблеме, поиск и анализ вариантов решения проблем, планирование деятельности поэтапно

Практический

Выполнение запланированных действий, проверка гипотезы, техническая стадия – проведение эксперимента. мониторинг качества выполненных задач

Презентационный

Подготовка презентации проекта

Контрольный

Анализ результатов руководителем проекта, самоконтроль и самооценка

В ходе работы над проектом реализуются все 4 блока УУД (универсальных учебных действий)

Вид УУД

Конкретные умения

Личностные

Действия по самоопределению,

действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях

Регулятивные

Самоорганизация учебной деятельности (умение ставить цели учебной деятельности, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы, давать самооценку и контролировать свою деятельность)

Познавательные

Умение учиться, общеучебные умения, логические действия, умение ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно проводить исследования, владение основами рефлексивного чтения, умение работать с разными источниками информации

Коммуникативные

Умение формулировать собственное мнение, координировать своё мнение с позициями своих партнёров, работать в сотрудничестве с другими людьми, умение грамотно вести диалог, участвовать в дискуссии. Публично представлять результаты своей деятельности и другое.

Последовательность работы над проектом

(примерные схемы)

Технологический проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

1. Сделать подарок.

2. Подготовиться к празднику.

3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали

и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

Информационный проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

1. Выступить перед школьниками.

2. Выступить перед взрослыми.

3. Что-то другое…

Что будем

делать?

  1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
  2. Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета, компьютерная презентация).
  3. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.
  4. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Решаем, где искать информацию.
  2. Продумываем возможные проблемы и их решение.
  3. Подбираем материалы, инструменты, технические средства.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).
  2. Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии).
  3. Оформляем информационный проект.
  4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).

3-й этап. Защита проекта

Что делали

и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как работали над замыслом.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

Примерные темы проектов

  1. Мир техники и искусства
  1. Волшебный мир космоса.
  2. Космонавты рисуют космос (например, творчество Леонова).
  3. Лунный город.
  4. Компьютеры в моём доме.
  5. Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).
  6. Человек поднялся в воздух.
  7. Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).
  8. Художник и будущее.
  9. Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).
  10. Сказка подводного мира.
  11. Что подсказала природа мастеру, художнику.
  12. Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).

И другие.

II. Мир профессий

  1. Кем работают мои родные.
  2. Профессии моего рода.
  3. Кем я хочу быть?
  4. Опасные профессии.
  5. Добрые профессии.
  6. Сладкие профессии.
  7. Строгие профессии.
  8. Музыкальные профессии.
  9. Людям каких профессий нужны краски?
  10. Поэты о труде крестьянина.
  11. Кто делает города (села, деревни) красивыми?
  12. Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?
  13. Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.
  14. История моей рубашки (брюк, носков, репродукции, …)

И другие.

III. Из истории техники и технологий

  1. История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
  2. История происхождения любого предмета из детского окружения.
  3. Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)
  4. История телевизора (радио, видео)

И другие.

IV. Великие изобретатели и ученые

  1. Тульский мастер Левша.
  2. О чём мечтал К.Э. Циолковский.
  3. С.П. Королёв и освоение космоса.
  4. Кто изобрёл радио?
  5. Кто изобрёл компьютер? И т.п.
  6. Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.
  7. Открытия М. Ломоносова.
  8. Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.
  9. Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.

И другие.

V. Праздники и традиции

  1. Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
  2. Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
  3. История нашего Кремля (городской крепости).
  4. Исторические здания моего города.
  5. Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
  6. День рождения в нашем классе.
  7. Новогодняя мастерская.
  8. День защитника Отечества.
  9. 8 Марта.
  10. Масленица.
  11. День Победы.

И другие.

VI. Социальные проекты1 

Направления деятельности:

  1. Спектакли для малышей.
  2. Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).
  3. Участие в праздниках детских садов.
  4. Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству.
  5. Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).
  6. Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.

И другие.

Журнал проектной работы.__________________________________________________

(ФИО ученика)

Этапы работы над проектом

I Погружение в проект.

Готовый продукт.

Деятельность

Куратор

Дата выполнения.

Отметка о выполнении.

Ученика

Учителя

1.Рассмотреть темы предоставленные учителями – предметниками. Выбрать.

+

+

2. Сформулировать проблему

+

+

3. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.

+

+

4. Сформировать сюжетную ситуацию

+

+

5. Определить цель и задачи проекта

+

+

6. Планирование деятельности по реализации проекта.

+

+

7. Определить формы будущего продукта

+

+

II Организация и осуществление деятельности.

  1. Сбор информации.

+

  1. Структурирование информации.

+

  1. Изготовление продукта.

+

  1. Оформление продукта

+

  1. Выбор формы презентации.

+

  1. Подготовка презентации.

+

На этом этапе деятельность учителя носит консультативный характер.

III Презентация продукта.

  1. Получение и резюме результата

+

+

  1. Итоги работы

+

+

  1. Оценивание умений и навыков.

+

+

  1. Защита проекта

+

Учитель:

Куратор:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«1000 Олимпийских искр знаний» (единый олимпийский урок, посвящённый празднованию 1000 дней до игр зимней олимпиады 2014 )

Цели урока: познакомить  с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.развивать  познавательный  интерес к олимпийским играм.воспитывать патриотизм, гражда...

Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

От Коперника до наших дней

Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...

История моды от Древнего Египта до наших дней

Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....

Сценарий внеклассного мероприятия " Во имя тех священных дней"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы....