История моды от Древнего Египта до наших дней
занимательные факты по технологии по теме

  Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_mody.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

  История моды от Древнего Египта до наших дней

  Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику.

  Действительно, ничто не является более типичным  и живописным, более соответствующим характеру, духу и нравственности известного народа или эпохи, чем господствующая тогда мода. Одежда и манера одеваться влияют на литературу, живопись и скульптуру. Наука и медицина тоже не могут игнорировать вопроса о костюме.

  Мода является точным указателем господствующих идей данных эпох. Франция с незапамятных времён была законодательницей моды. Она сумела и другие страны подчиниться изменчивости моды. Поэтому, знакомясь с историей французской моды, мы знакомимся с историей мод всей Европы.

  Сегодня наши модельеры успешно конкурируют на мировом рынке моды. Мы видим постоянные демонстрации мод, которые поднимают нас с бытового уровня на художественно-философский. Это поиски гармонии, эстетики, стиля, благодаря им развивается искусство моды.

Ведь ещё в начале 19 в. Лабрюйер писал в своих мемуарах: «Едва одна мода заменила другую, как уже сама низложена последующей, за которой следом идёт другая, а та, в свою очередь, не будет последней. Таково наше легкомыслие и непостоянство».

                              Древний Египет

Древнейшее государство, о котором история даёт нам достаточно точные сведения, - это таинственная страна фараонов Египет.

  Египет представлял собой цветущую долину с тропическим климатом, а костюм – это непосредственное дитя страны, ведь уже по рисунку можно определить, к какому климатическому поясу принадлежат его модельеры.

  В Египте одежды должны были быть очень лёгкими, и на них можно смотреть как на неприятную необходимость. Вся одежда у мужчин состояла из передника «схенти», узкого куска ткани, который висел спереди на животе, или между ног и прикреплялся другим концом на задней стороне пояса.

  Женщины с большей заботой прикрывали своё тело. Они носили длинную рубашку, которая держалась на одной или двух лямках, перекинутых через плечи. Длиной она была до пят и называлась «клазирис». Иногда её ткали с рукавами, тогда она закрывала и плечи.

  Одной из отличительных черт египетского костюма был широкий воротник-ожерелье, прикрывавший плечи и верхнюю часть груди.

  Фараоны ходили в таких же передниках, что и все, только богаче украшенных. Впоследствии они стали надевать длинные прозрачные одежды.  

                               Ассиро-Вавилония

Искусство Западной Азии носит преимущественно характер этнографический. Ассиро-Вавилонская письменность, произведения искусства рассказывают нам о специфических особенностях ассирийского государства, завоёванного Мидией и Вавилонией.

  Всё мужское население страны носило рубашку с цельнокроеными рукавами – канди. Длинную рубашку мог носить только царь и его приближённые, все остальные облачались в короткие рубашки, подпоясанные на бёдрах широким поясом. Только царь мог надевать более одной рубашки кряду.

  Верхней одеждой царя был плащ – конас. Царские канди и конас отделывались вышитым орнаментом, в который вшивались золотые пластинки; по краям одежда украшалась пурпурной бахромой.

  Женщина на востоке была лишена какой-либо самостоятельности, и поэтому её костюм приблизился к мужскому; она могла радоваться только великолепным тканям, которыми славился восток, выделанным цветным и узорчатым материям.

                               Древняя Греция

                                  8-2 вв. до н. э.

  Древние греки считали человека «мерой всех вещей», и поэтому одежду они делали «по человеку». Вот как описывает молодого грека Э. Буливер-Литтон: «Хозяин их был строен, красив и имел то правильное телосложение, которое служило образцом для афинских скульпторов; светлые, спадающие густыми прядями волосы и совершенная гармония черт выдавали его греческое происхождение». Древнегреческую одежду отличали пять особенностей: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность и целесообразность.

  Всем этим особенностям отвечала одежда грека, состоящая из двух четырёхугольных кусков ткани, из которых костюм не выкраивался, а составлялся искусным сочетанием складок. Нижняя одежда – рубашка, верхняя – плащ. Делались они из превосходной шерсти или льна и носились соответственно времени года.

  Мужская рубашка – хитон – представляла собой кусок материи, сложенный пополам, с прорезом на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне – с прорезом для другой руки. Наверху хитон схватывался наплечной пряжкой, на талии стягивался поясом.

  Мужской плащ – гиматий – запахивался через левое плечо на спину и пропускался справа под мышкой, чтобы сделать свободным движение правой руки; свободный конец закреплялся на левом плече.

  Костюмы греческих женщин были подобны мужским и подчинялись тем же эстетическим требованиям, однако были более закрытыми.

  Чтобы придать фигуре стройность гречанки стягивали грудь страфионом, а талию туго охватывали куском ткани наподобие корсета.

                                    Древний Рим

                                    8-5вв. до н. э

Одежда, которую носили римляне, была подобна греческой, но римляне свой костюм всегда сшивали, отдавая предпочтение белой ткани. Позже, в зависимости от моды, употреблялись ткани различных оттенков – от интенсивно-чёрного до бледно-розового.

  Традиционная римская одежда состояла из тоги и туники. Туника надевалась непосредственно на тело и напоминала греческий хитон, отличаясь от него тем, что в тунику заворачивались, а хитон надевали через голову.

  Тога представляла из себя род широчайшего плаща: этот кусок ткани в длину превышал человеческий рост в три раза, что давало возможность разнообразить складки.

  В Древнем Риме по тому, как задрапирована тога, судили не только о культуре, но и об образованности человека.

  Женский костюм по своему силуэту был схож с мужским. Нижней одеждой была туника, верхней – стола. Поверх столы они надевали паллу.

                               Романский стиль

                                      9-12 вв.

  Романский стиль складывался в Средней Европе в период раннего средневековья; его можно назвать переходным периодом моды, в котором смешались античная, византийская и местная культуры, что не могло не отразиться на костюме. Женщины носили закрытые платья с драпировкой на животе.

  Мужская одежда была подобна римской и греческой, но мужчины обязательно носили штаны, что естественно, так как климат в Европе суровей, чем в Греции.

  К 13 в. Одежду стали шить более облегающую, соответствующую культу «прекрасной дамы», которую воспевали придворные поэты и которой поклонялись закованные в латы рыцари.

                                      Готика

                                     14-15вв.

  Готический период в Европе – время зарождения нового стиля: в одежде, как и в архитектуре, он подчиняется одной идее готики – стремлению вверх, где прямые линии сходятся в бесконечном пространстве у престола Господня. Госпожа мода стала стройной, очень высокой, величавой, полной достоинства.

  В женской одежде всё устремилось ввысь; головной убор – эннен - достиг высоты одного метра для знатных дам и 50-60 см для простых горожанок. Костюм стал плотно прилегать к телу и стягиваться двумя или тремя поясами. Появилась подчёркнутая линия талии. Рукава иногда опускались до пола, расширяясь до огромных размеров к запястью.

  У элегантных платьев появился шлейф, он достигал иногда 5м.

 Женские платья украшают золотой и серебряной отделкой, вошедшим в моду тончайшим фламандским кружевом, к поясу прикрепляются зеркальце, талисманы. На пальцы нанизывается до 20 колец, грудь украшают тяжёлые цепи. Появляется носовой платок для обмахивания – фаццолетто.

  В конце 15 в. На европейской моде начинает сказываться влияние итальянского Возрождения, мода теряет черты готического стиля и и приобретает спокойные линии.

                               Эпоха Возрождения

                                   (Ренессанс)

  Мода эпохи Возрождения выступила против неестественной готической моды и зародилась в 14 в. в Италии, где были живы традиции античной культуры. И талия сумела создать такой тип одежды, который явился образцом для всех слоёв общества в период невиданного расцвета искусства.

  В одежде основными линиями стали горизонтальные – в противовес горизонтальным, готическим.

  Женщины носили два платья:  нижнее с длинными рукавами, а поверх распашное, называемое гамурра. Платья стали отрезными по талии, длиной до пола и со шлейфом, шились они из дорогих тканей типа тафты, бархата, шёлка; так как это были тяжёлые ткани, юбка делалась широкой и закладывалась мягкими складками. Особое внимание уделялось рукаву: узкие рукава обычно разрезались вдоль и скреплялись пуговицами или шнуровкой, иногда их разрезали поперёк локтя и соединяли шнурками.

  Вошли в моду перчатки, кружевные носовые платки, веера, муфты, чёрные полумаски.

  В мужской моде появляется плащ, в основе которого лежит античная тога. Это широкий длинный, ниспадающий красивыми складками плащ с длинными рукавами  и широким воротником. Эта одежда дожила до наших дней: это официальная одежда для университетских церемоний, это сегодняшняя одежда судей, в частности в России.

                                     Барокко

  В переводе с французского это слово означает «странный, причудливый». Мода в стиле барокко достигла расцвета в годы правления короля – солнца Людовика XIV(1638-1715). В это время Франция уже была создательницей и законодательницей моды, поэтому-то, начиная с 17 в., знакомясь с историей французской моды, мы знакомимся с историей моды всей Европы.

  В этот период стремления к величию и пышности шёлк и кружево оттеснили бархат и металл. Костюм становится очень сложным и декоративным: кружево, шнуры, ленты, разные другие отделки нашиваются на платье, выполненное из узорной парчи. Сквозь разрезы в верхней одежде можно видеть роскошное нижнее бельё.

  Мольер так описал костюм того времени: «От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты…»

  В женской моде талия становится тоньше с помощью корсета, сделанного из китового уса, туго шнуруется, декольте увеличивается и обшивается кружевом или оборкой. На лиф пришиваются банты, образуя «лестницу».

  Женщины носят сразу две юбки, верхняя постепенно превращается в шлейф.

  В мужской моде утверждается жюстокор длиной до колен, украшенный всевозможными отделками, подобный военной одежде, которую довольно часто носил Людовик XIV.

                                    Рококо

                          Первая половина 18 в.

  В переводе с французского означает «украшение в форме раковины». Рококо – это последний этап развития аристократической культуры, как бы закат стиля барокко, несколько манерный, чувственный, и хрупкий как раковина.

  В этот период изменяется цветовая гамма костюмов, появляются ткани постельных тонов: белого, розового, голубого. Платья шьют из атласа и сатина.

  Модным силуэтом считается изящная фигура с узкими плечами, тонкой талией, округлой линией бёдер. В женской моде вновь появляется платье на обручах, круглое как купол. Декольте у платья увеличивается, узкие к локтю рукава заканчиваются каскадом великолепных кружев. Модным типом женского платья становится контуш, или, как его называют, платье со «складками Ватто», так как этот знаменитый художник написал немало картин, на которых изображены женщины в этих прелестных нарядах. Все платья украшаются бантами, букетами цветов, вышивками, кружевом.

  В этот период украшения и аксессуары самые разнообразные, но непременным предметом является веер, зачастую расписанный Буше или Ватто.

  Мужской силуэт в этот период становится женственным: мужчина румянит лицо, носит кружева, надевает на пальцы перстни, сверкает золотом и драгоценностями. Костюмы шьют из дорогих тканей: парчи, бархата – расшивают их золотом и серебром.

                                 Классицизм

                             Вторая половина 18 в.

  Период классицизма является переходным от периода рококо до французской революции (1789-1794). Многие заинтересовались простотой быта и демократичностью политического устройства Греции и Рима. Всё это усилило отрицательное отношение к манерному стилю рококо.

  К 70-м гг. 18в. большую роль в Европе стала играть английская мода.

  В мужской одежде появляется фрак со стояче- отложным воротником, редингот и круглая шляпа с высокой тульей – прообраз цилиндра. Мужская мода стала ориентироваться на практичность.

  Женщины в этот период становятся предметом внимания и преклонения. Этот культ отражается на характере женского костюма. В женском костюме юбка начинает расширяться в стороны с помощью фижм, и кавалер уже не может идти рядом с дамой, а вынужден идти только впереди, ведя её за руку.

  Женская причёска росла вверх и, наконец, превзошла всё, что было по этой части изобретено человечеством до конца 18 в.

                                 Директория

                            Конец 18 – начало 19 в.

  В период Французской революции всевозможные одежды были заменены античным плащом, сандалиями и туниками – как для мужчин, так и для женщин. И в первые годы республики стали носить преимущественно греческую тунику, хламиду, котурны и непременно белые парики.

  Дамские костюмы были красивы, изящны и откровенны; совершенно не подходили к местному климату и к  условиям жизни.

 Днём все дамы одевались в батистовые или газовые платья античного покроя; они назывались платьями Дианы, Миневры, Галатеи, Венеры.

  Довольно быстро эти нимфы сошли со сцены, костюмы стали более приличными и строгими, хотя следы античности в них остались. В моде же проявилось влияние Англии, и француженки были вознаграждены тёплыми сапогами с меховой опушкой, доломанами.

                                    Ампир

                                 1804 - 1815 гг.

  Стиль ампир (в переводе с французского «империя») воплотил в себе идеи мирового господства римлян. Появление новой моды было связано с созданием императорского двора, для которого сам Наполеон выработал этикет.

  Следы античности в дамском костюме остались. Стремление к простоте заставило убрать шнуровку, сузить юбку, убрать рукава и подпоясать талию под грудью. Талия поднялась так высоко, что непосредственно от неё начинался шейный вырез, юбка не доходила до земли. Поверх этих платьев надевали меховые шубки, куафюры приняли античный вид.

  Всё это выглядело так карикатурно, что вновь в моде появился корсет, талия опустилась на своё место, рукава у лифа делались в виде буфа, очень пышными, платье ложилось красивыми складками.

  Законодательницей мод теперь была супруга Наполеона Жозефина Богарне. После победного возвращения войск из Египта она полюбила восточные ткани, шали, кружева и персидские вышивки. Жозефина перестаёт носить античные костюмы, чтобы одеться в восточные ткани, носит тюрбан, расшитый золотом. Французские дамы сразу стали ей подражать.

                                  Бидермейер

                                         1825 – 1848

  Это стиль в прикладном искусстве, который стал синонимом бюргерского благополучия. Основой бидермейера стала семья. Рукоделие стало одним из самых важных занятий для женщины, она должна была быть наивной и простодушной, что поддерживалось одеждой и причёской.

  Чтобы зрительно уменьшить талию, стали подчёркивать величину плеч. Для этого рукава делались очень широкими сверху и сужались к кисти, вошло в моду расширяющееся в направлении плеч декольте. Нововведением было боа.

  Головные уборы были трёх типов: чепцы, богато украшенные по переднему краю рюшем, кружевом, лентами; широкополые шляпы, украшенные цветами, перьями; капор, который представлял собой чепец и шляпу одновременно.

  Мужской костюм этого времени принципиальных изменений не претерпевает, но на представление об его элегантности оказала влияние Англия.

                                    Реставрация

                                    1815 – 1825 гг.

   С возвращением Бурбонов вернулась мода на белые ткани, которые стали преобладать в костюме.

  Присутствие в Париже союзных войск ввело в моду английские, русские и польские одежды.

  На балах дамы появлялись в белых платьях с отделкой из цветов по низу юбки. Носили платья а-ля экозес и платья, отделанные мехом шиншиллы. Рукава делались очень пышными, отеделывались у плеча многими рядами рюшек, другие принимали воронкообразную форму, очень широкие у плеча и узкие, плотно застёгивающиеся у кисти руки.

Лифы были по преимуществу вырезные, при коротких рукавах надевали длинные перчатки.

  Зимой носили громадные лисьи муфты или муфты из шиншиллы. Меховые боа и боа из страусовых перьев были обязательной принадлежностью выходного костюма каждой модницы.

                    Фешенебельность и фешенебли

                                        1840 - 1850 гг.

  В 40 – е гг. 19в. под влиянием новых идеалов характер костюма во Франции меняется. Силуэт платья в это время приобрёл некоторую вытянутость за счёт того, что плечи сузились, а юбка удлинилась. Теперь был виден лишь кончик дамской ножки. Ворот, как правило, делали закрытым, но на бальных платьях было глубокое, горизонтально расположенное декольте. Чтобы платье было пышнее, под него надевали до восьми накрахмаленных нижних юбок.

  Появилась зимняя одежда: короткая, нередко бархатная, с закруглёнными полами кофта с меховой  опушкой.

  В мужской моде появились новые верхние вещи: бурнус, каррик. В моде были цилиндр, шляпы боливар и гарибальди.

  В мужской и женской моде появилось увлечение шотландскими клетчатыми тканями.

                                Второе рококо

                                       1850 – 1870 гг.

  После революции 1848 года происходит расслоение общества на крупную и мелкую буржуазию, и вместо мелкобуржуазных мод бидермейера наступает время роскоши.  Большим успехом пользуется стиль 18 в. рококо, поэтому этот период стал называться вторым рококо.

  Огромную роль в распространении моды в это время сыграло изобретение швейной машины.

  Женский костюм возвращается к временам маркизы де Помпадур.

Силуэт платьев определяется естественной длиной талии, пониженной длиной плеч и огромной ширины юбкой, подол которой украшается буфами, оборками, воланами, для того, чтобы юбка внизу казалась ещё шире. Сначала пытались расширять верхнюю юбку за счёт нескольких крахмальных нижних, но, в конце концов, в моду вошёл кринолин. Под платье обязательно надевали корсет. Юбки молодых девушек были несколько укороченными. Верхними одеждами были: фигаро, накидки, ротонды, но самой модной вещью была шаль, особенно из китайского крепа, вышитая шёлком.

 Головные уборы не очень изменились: в моде оставались чепчики и наколки. Их делали из дорогих кружев, например, шантильи или блонд, с лентами. Фурор произвели шляпки из «флорентийской соломы»

  В мужской моде появляются новые типы костюмов: пиджак, жакет, визитка, смокинг. В 60-е появляются манишки и манжеты, заменяющие рубашки.

  Из головных уборов в моде остаётся цилиндр, но появляются и новые: мелона, канотье, котелок.

  В этот период исчезают последние цветные мужские костюмы, и на долгие годы воцаряются монотонно-однообразные и чёрные фраки и сюртуки.

                         Париж второй империи

                                     1870 – 1880 гг.

  Начиная с 1870 г., мода во Франции во всех своих проявлениях стремится к обезображиванию всех форм и линий женской фигуры.

  Мода этих лет мало отличалась от моды второго рококо, только главенствующее место теперь занимают кринолин, и туго накрахмаленные юбки теперь становятся невероятными по объёму.

 Роскошные платья, тканные золотом, перегруженные всяческими отделками, из кружев, бархата, цветов и лент, собранных рюшкой, корсажи, покрытые дорогими вышивками, золотые кружева тончайшей работы – всё это носилось в подражание императрице Евгении.

   Наряды дам того времени были безвкусны и вульгарны.

                                      Модерн

                                       1890 – 1910 гг.

  На рубеже 19 – 20 вв. появляется новый стиль – модерн, провозгласивший программу всеобщего обновления.

Вместе с изменившимся ритмом жизни, с появлением автомобилей, фотографии, кино, велосипедов, новый стиль стал важным фактором, влияющим на женскую моду.

  В обиход входят юбки – клёш с блузками, жакетами и пальто.

  Несмотря на то, что против корсетов активно выступали врачи, большинство женщин по–прежнему готовы ходить в панцире, на 10 – 15 см уже нормальной талии.

  Большое внимание стало уделяться белью, которое отделывали кружевом и вышивками.

  Шляпы носили с большими полями, украшенные цветами, лентами, перьями, вуалью.

  В 90 – х годах пытались ввести в моду юбку-брюки, но оказалось, что её время ещё не пришло, хотя тенденцию к упрощению костюма остановить уже было невозможно.

                       История русского костюма

  История русского костюма делится на два периода: допетровский и послепетровский, так называемый «немецкий».

  Исторические условия развития России в допетровский период прямо влияли на формирование русского костюма. До 13 в. мода подчинялась византийскому влиянию, затем восточному, так как отношения с Ордой убедили русских в большей целесообразности татарского костюма, и восточный парчовый, богато расшитый кафтан с узкими рукавами заменил среди вельмож и царедворцев византийскую одежду.

  В 1682 г. На престол взошёл Пётр I, и в 1701 г. Издал указ, в котором говорилось, что всем, кроме духовенства, следует носить платье немецкое, верхнее саксонское и французское.

  Впоследствии одежда на Руси стала следовать образцам Запада. Собрания при дворе Екатерины не уступали версальским празднествам.

  В конце 18 в. в русской моде появляется влияние античной. Один из современников писал: «И они из русских Матрён перешли в римские матроны».

 В последующие годы в России высшее общество следовало французским и английским модам, часто выписывая костюмы из-за границы.

                              Мода ХХ века

  Начало 20 в. представляет собой новую эпоху в отношениях между мужчинами и женщинами. Известный французский режиссёр Жан Ренуар пишет в воспоминаниях: «Словно насколько смелых движений ножницами открыли женщине, новое место в обществе, факт, что она может совершать дела, считавшиеся исключительно мужскими. Навсегда ушла в прошлое легенда о гегемонии мужчины-повелителя».

  В первую половину ХХ в. мода занималась преимущественно женщиной. Продолжалась демократизация моды. Этому помогало бурное развитие швейной промышленности: появляется готовая одежда промышленного пошива. Открытия в области химии позволяют выпускать дешёвые искусственные ткани взамен натуральных.

  Коко Шанель создаёт свои практичные блузки, юбки, костюмы, которые практически не выходят из моды.

  В 20-е годы модные журналы проповедуют унифицированием мужской и  женской одежды.

  Благодаря успеху кино, Америка занимает ведущие позиции в моде наряду с Францией, Италией, Англией.

  В 30-е годы возвращается забытая женственность – мягкая линия плеча, тонкая талия, удлинённая юбка.

  В 1935-1936 гг. появляется одежда военной направленности – с рукавами реглан, расширенными плечами, при этом бёдра зрительно казались более узкими.

   Вкусы, пристрастия, идеалы, актуальные для своего времени, проявляются в стиле. Но вкусы и пристрастия меняются, старые идеалы тускнеют, на смену им приходят новые, и внутри стиля зарождаются и развиваются различные направления, их соперничество порождает появление нового стиля.

 

   

 

   

 

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней

Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деят...

История России с древнейших времен до наших дней (в документах)

Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов....

Методическая разработка «Реализация технологии историзации на уроках геометрии основной школы». Элективный курс «История математики от Древних цивилизаций до наших дней».

При проведении уроков маематики крайне редко удается излагать исторические сведения. Здесь сказывается нехватка учебного времени, желание уделить больше внимания закреплению и многое другое. Поэтому я...

Статья. История развития логики с древних времен до наших дней.

Логика – это наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Особую роль в ускорении ...

Статья-"История резьбы по дереву- от Древней Руси до наших дней."

Статья будет полезна при прохождении темы " Декоративная обработка древесины", для руководителей внеклассных занятий и всех, кто увлекается резьбой по дереву....

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...


 

Комментарии

Вкусы, пристрастия, идеалы, актуальные для своего времени, проявляются в стиле. Но вкусы и пристрастия меняются, старые идеалы тускнеют, на смену им приходят новые, и внутри стиля зарождаются и развиваются различные направления, их соперничество порождает появление нового стиля.