Рабочая программа Внеурочной деятельности «Юный медиатор/Школа волонтера»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Сухарева Татьяна Викторовна

В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.

Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.

Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_yunyy_mediator_9_ya_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Юный медиатор/Школа волонтера»

(1 ч)

9 я класс

Составитель

Сухарева Т.В.

Пояснительная записка

В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.

Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.

Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.

Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.

В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений нравственного воспитания, в том числе и социализация личности. На сегодняшний день актуальным становится развитие волонтерского движения, т.к. решать проблемы снижения уровня воспитанности детей, утраты любви к человеку и равнодушия, проблемы асоциального образа жизни подростка и употребления им наркотических веществ, проблема алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа среди молодежи только силами кадров специализированных учреждений практически невозможно. В связи с этим возникает потребность привлечения к этой работе широких слоев общественности. Одним из направлений профилактической работы является подготовка волонтеров – лиц, имеющих активную жизненную позицию, умеющих взаимодействовать и включаться в проект, получать и передавать информацию.

Новизна программы «Юный медиатор /Школа волонтера» основана на привлечении волонтеров из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе.

Программа внеурочной деятельности «Юный медиатор /Школа волонтера» ориентирована на обучающихся 8-11 классов, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения, а также стать волонтерами.

Данный курс рассчитан на 1 учебный год - 34 занятия. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Цель программы: теоретическая и практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения и волонтеров.

Развитие нового направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, формирование личностных и коммуникативных качеств.

Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Организация занятости детей для развития их самостоятельной, познавательной, социально-значимой деятельности.

Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Создание условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных подростков.

Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи программы:

сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде;

создать условия для освоения участниками позиции медиатора;

ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с подростками;

способствовать развитию коммуникативных навыков у участников.

Наполнение досуга детей содержанием, имеющим социально- общественный характер.

Разработка плана и определение деятельности волонтера.

Создание условий для развития коммуникативных навыков у подростков, навыков в организации содержательного досуга.

Формирование лидерской компетентности.

Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам.

Обучение навыкам проведения профилактической работы в молодежной среде.

Вовлекать учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды.

Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:

тренинговые и интерактивные занятия;

ролевая игра;

разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);

проектирование;

обратная связь;

диспут;

мозговой штурм;

лекция;

беседа.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа.

Личностные результаты освоения программы «Юный медиатор /Школа волонтера»:

формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Метапредметные результаты освоения программы «Юный медиатор /Школа волонтера»:

умение структурировать материал;

умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

умение организовывать волонтёрскую деятельность;

способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

умение строить сообщение исследовательского характера в устной форме;

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал;

Обучающиеся должны научиться:

владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;

стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию к здоровой, нравственной личности;

формировать у сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для создания творческих работ, проектов, организации дискуссий;

вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

уметь аргументировано отстаивать свою позицию;

уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах;

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

Активность участия.

Умение спланировать работу.

Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе.

Самостоятельность.

Ожидаемый результат:

Сформированность личностных качеств обучающихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.

Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.

Сформировать навык конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде.

Умение использовать медиативный подход и создавать условия для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.

Умение транслировать полученные знания в ученической среде.

Развитие переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора.

Календарно- тематическое планирование

пп

Темы занятий

Дата

план

факт

1.

Вводное занятие. Для чего нужна служба школьной медиации.

2.

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

3.

Виды школьных конфликтов. Изучение правил ведения спора

4.

Изучение причин возникновения конфликта. Изучение видов протекания конфликта.

5.

Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

6.

Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики конфликтов

7.

Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте

8.

Осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее мониторинг.

9.

Работа с гневом и злостью. Тренинг.

10.

Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов.

11.

Программа примирения. Этапы и задачи программы примирения

12.

Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации

13.

Компетенции медиатора на этапах примирительных программ

14.

Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в работе медиатора

15.

Отработка первого этапа – получение дела

16.

Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим

17.

Заключение примирительного договора

18.

Организационное заседание «Мы волонтёры».

19.

Значение волонтёрского движения.

20.

«Кто такие волонтеры?» Возникновение и развитие волонтёрского движения.

21.

Мифы о волонтёрстве. Кодекс волонтёров.

22.

Международное добровольчество.

23.

Деятельность основных международных волонтёрских программ.

24.

Составление плана работы. Распределение поручений.

25.

Специфика добровольческой помощи пожилым людям.

26.

Дискуссия «Мы за здоровый образ жизни».

27.

Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. Выпуск листовок.

28.

Причины и последствия употребления наркотических веществ.

29.

Школьнику об электробезопасности. Создание презентации.

30.

Причины и последствия употребления наркотических веществ.

31.

Профилактика безопасного поведения с огнем. «С огнем шутить нельзя!». Выпуск листовок.

32.

Донорство. Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Круглый стол «Что я знаю о донорстве»

33.

Трудовой десант «Ветеран живёт рядом» (оказание адресной помощи)

34.

Итоговое занятие

Литература

Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru

Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200

Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.М., 2012.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"

Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ»

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно см...