Рабочая программа Внеурочной деятельности «Юный медиатор/Школа волонтера»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_yunyy_mediator_9_ya_klass.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Юный медиатор/Школа волонтера»
(1 ч)
9 я класс
Составитель
Сухарева Т.В.
Пояснительная записка
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.
Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.
В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений нравственного воспитания, в том числе и социализация личности. На сегодняшний день актуальным становится развитие волонтерского движения, т.к. решать проблемы снижения уровня воспитанности детей, утраты любви к человеку и равнодушия, проблемы асоциального образа жизни подростка и употребления им наркотических веществ, проблема алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа среди молодежи только силами кадров специализированных учреждений практически невозможно. В связи с этим возникает потребность привлечения к этой работе широких слоев общественности. Одним из направлений профилактической работы является подготовка волонтеров – лиц, имеющих активную жизненную позицию, умеющих взаимодействовать и включаться в проект, получать и передавать информацию.
Новизна программы «Юный медиатор /Школа волонтера» основана на привлечении волонтеров из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе.
Программа внеурочной деятельности «Юный медиатор /Школа волонтера» ориентирована на обучающихся 8-11 классов, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения, а также стать волонтерами.
Данный курс рассчитан на 1 учебный год - 34 занятия. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Цель программы: теоретическая и практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения и волонтеров.
Развитие нового направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, формирование личностных и коммуникативных качеств.
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Организация занятости детей для развития их самостоятельной, познавательной, социально-значимой деятельности.
Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
Создание условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных подростков.
Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Задачи программы:
сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде;
создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с подростками;
способствовать развитию коммуникативных навыков у участников.
Наполнение досуга детей содержанием, имеющим социально- общественный характер.
Разработка плана и определение деятельности волонтера.
Создание условий для развития коммуникативных навыков у подростков, навыков в организации содержательного досуга.
Формирование лидерской компетентности.
Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам.
Обучение навыкам проведения профилактической работы в молодежной среде.
Вовлекать учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды.
Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:
тренинговые и интерактивные занятия;
ролевая игра;
разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
проектирование;
обратная связь;
диспут;
мозговой штурм;
лекция;
беседа.
Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Личностные результаты освоения программы «Юный медиатор /Школа волонтера»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Метапредметные результаты освоения программы «Юный медиатор /Школа волонтера»:
умение структурировать материал;
умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умение организовывать волонтёрскую деятельность;
способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
умение строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал;
Обучающиеся должны научиться:
владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию к здоровой, нравственной личности;
формировать у сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для создания творческих работ, проектов, организации дискуссий;
вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
уметь аргументировано отстаивать свою позицию;
уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах;
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу.
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе.
Самостоятельность.
Ожидаемый результат:
Сформированность личностных качеств обучающихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.
Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.
Сформировать навык конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде.
Умение использовать медиативный подход и создавать условия для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.
Умение транслировать полученные знания в ученической среде.
Развитие переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора.
Календарно- тематическое планирование
№ пп | Темы занятий | Дата | |
план | факт | ||
1. | Вводное занятие. Для чего нужна служба школьной медиации. | ||
2. | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия» | ||
3. | Виды школьных конфликтов. Изучение правил ведения спора | ||
4. | Изучение причин возникновения конфликта. Изучение видов протекания конфликта. | ||
5. | Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации | ||
6. | Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики конфликтов | ||
7. | Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте | ||
8. | Осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее мониторинг. | ||
9. | Работа с гневом и злостью. Тренинг. | ||
10. | Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. | ||
11. | Программа примирения. Этапы и задачи программы примирения | ||
12. | Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации | ||
13. | Компетенции медиатора на этапах примирительных программ | ||
14. | Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в работе медиатора | ||
15. | Отработка первого этапа – получение дела | ||
16. | Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим | ||
17. | Заключение примирительного договора | ||
18. | Организационное заседание «Мы волонтёры». | ||
19. | Значение волонтёрского движения. | ||
20. | «Кто такие волонтеры?» Возникновение и развитие волонтёрского движения. | ||
21. | Мифы о волонтёрстве. Кодекс волонтёров. | ||
22. | Международное добровольчество. | ||
23. | Деятельность основных международных волонтёрских программ. | ||
24. | Составление плана работы. Распределение поручений. | ||
25. | Специфика добровольческой помощи пожилым людям. | ||
26. | Дискуссия «Мы за здоровый образ жизни». | ||
27. | Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. Выпуск листовок. | ||
28. | Причины и последствия употребления наркотических веществ. | ||
29. | Школьнику об электробезопасности. Создание презентации. | ||
30. | Причины и последствия употребления наркотических веществ. | ||
31. | Профилактика безопасного поведения с огнем. «С огнем шутить нельзя!». Выпуск листовок. | ||
32. | Донорство. Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Круглый стол «Что я знаю о донорстве» | ||
33. | Трудовой десант «Ветеран живёт рядом» (оказание адресной помощи) | ||
34. | Итоговое занятие |
Литература
Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.М., 2012.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"
Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ»
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно см...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"6 класс
Внеурочная деятельность....