Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование культуры общения как условие нравственного становления школьника"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Цель: Формирование у школьников культуры общения, т..е. , образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом предудущих поколений.

Задачи: формировать культуру общения школьника с друзьями, родственниками, учителями, взрослыми людьми. Познакомить с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека. Развивать способность детей соотносить культурные и социальные нормы с поведением во всех видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – Югры « Колледж – интернат Центр искусств для одаренных детей Севера»

 Рабочая программа внеурочной деятельности

«Формирование культуры общения как условие нравственного становления школьника»

Для обучающихся 7-9 классов.

Составитель

Воспитатель: Левдина М. А

Ханты – Мансийск 2020

Пояснительная записка

          Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование культуры общения как условие нравственного становления школьника» разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Данная программа определяет содержание  и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно- нравственное, социальное, личностное и  интеллектуальное развитие, обеспечивающее успешность в развитии творческих способностей, самосовершенствование.

           В основе реализации внеурочной программы лежит системно - деятельный подход, который предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей старших школьников.    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких – дома, в кругу друзей; хорошо знакомых или малознакомых – на улице, в школе, в гостях, в автобусе, в театре. Но готовы ли мы и наши воспитанники правильно вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми, чтобы чувствовать взаимное удовлетворение от общения с окружающим миром.  Как и все знания, которые мы приобретаем в жизни, овладение культурой общения не появляется само собой, этому надо учиться. Предполагаемая программа поможет школьнику сделать первые шаги в постижении культуры общения и правил поведения среди людей.

 Цель программы:

Формирование у школьников культуры общения, т. е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом предыдущих поколений.

   Задачи программы:

- формировать культуру общения школьников с друзьями, родственниками, учителями, взрослыми;

- познакомить с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

- развивать способность воспитанников соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;

- способствовать созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена;

- создать условия для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-приемлемого поведения.

В данной программе представлены три раздела

  1. Искусство общения
  2. Я  и другие
  3. Культура общения – способ организации жизни

Внутри каждого раздела программы перечень тем проводимых занятий. Система работы предусматривает использование таких форм работы как беседы, классные часы, тренинги, ролевые игры, тестирование.

Рабочая программа разработана для учащихся 7, 8, 9 классов с учетом специализации колледжа-интерната и на основе программы воспитания учащихся в условиях колледжа-интерната искусств. Занятия, включенные в программу, проводятся согласно циклограмме воспитателя, которая координируется и взаимодействует со всеми структурами учебного заведения.

Предполагаемый результат реализации программы:

        Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения.

По окончании курса воспитанники должны соблюдать правила культуры общения, проявлять дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к окружающим; сострадание и помощь слабому; должны быть самокритичны, должны уметь разумно использовать свое время, ставить перед собой благородные цели.

Подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения; будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения: сформируются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать.

Тематический план

Содержание      

Кол-во часов

Раздел 1. «Искусство общения» 7 класс

1. Давайте познакомимся.

2. Общение в моей жизни.

3. Планета друзей.

4. Культура речи, что такое сквернословие?

5.Учимся слушать и слышать.

6. Учимся говорить и принимать комплименты.

7. Поведение и культура.

8. Этикет на каждый день.

.                                                                                                          

Раздел 2. «Я  и другие» 8 класс.

  1. Познавая себя – познаешь других.
  2. Я в мире людей, или живи в согласии с другими.
  3. Что такое личность.
  4. Как нас воспринимают другие или чем я отличаюсь от других.
  5. Практическое занятие (Социометрия, диагностика уровня воспитанности).
  6. Внимание и внимательность.
  7. Мы дружный класс.
  8. Защита от манипуляций. Умеешь ли ты сказать «нет»?

9.     Что значит быть порядочным человеком        

 

Раздел 3. «Культура общения – способ организации жизни» 9 класс.

1.Конструктивное взаимодействие.

2. Что значит быть человеком интеллигентным.

3. Технология преодоления конфликтных ситуаций.

4. «Ты» и «Вы» в общении.

5. Визиты, визиты, визиты…  

6. Психологическая игра «Взаимодействие»

7. Человек и его манеры.

8. Мир толерантности.

9.Практическое занятие. Диагностика уровня культуры общения, нравственной мотивации.

10. Между нами, девочками (между нами, мальчиками)

всего

1

1

1

1

1  

1

1

1

             

              1

1

1

1

1

1

              1  

1

              1

              1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

27

                                      Содержание занятий.

Раздел 1 «Искусство общения». 7 класс.

1 Занятие «Давайте познакомимся»

Цель: создать в классе атмосферу доброжелательности для установления контакта друг с другом, развивать способность к совместному игровому поведению как основе социального взаимодействия.

Упражнения: «Снежный ком», «Нетрадиционный способ приветствия», «Первое впечатление», «Портрет важного качества Личности», «Образ команды», «Цветочные фантазии».

Работа с понятием «команда»

2 Занятие «Общение в моей жизни»

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками, совершенствование коммуникативных навыков.

Упражнение: «Приветствие», «Дыхание»

Информационный блок – беседа по теме занятия: что такое общение, какие трудности бывают в общении между людьми

Обсуждение вопросов:

  1. Всегда ли общение с другими людьми бывает успешным?
  2.  Нужно ли учиться общению?
  3. Говорил ли вам кто-нибудь слова «я не хочу с тобой общаться»

Игра «Пустой стул», «Ива на ветру». Обсуждение правил общения.

3 Занятие «А без друзей на свете трудно жить»

Цель: способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережение их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками.

Беседа по теме занятия. Обсуждение вопросов:

1.Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2. Какие проступки ты мог бы простить другу? А какие нет?

3. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

Упражнение «Закончи предложение», «Сиамские близнецы», «Помощь друга»

Тест «Умеешь ли ты дружить»

  1. Занятие «Культура речи, что такое сквернословие?»

Цель: расширить знания подростков о вредных привычках; познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием на личность, формировать отрицательное отношение к вредным привычкам, побуждать к нравственному самосовершенствованию.

1. Беседа  по теме «Слово с большой буквы»

2. Игра «Эстафета добрых слов»

3. Информационный блок «Заразные слова»

4. Творческие задания: «Как избавиться от сквернословия». Антиреклама сквернословия.

5 Занятие «Учимся слушать и слышать»

Цель: осознание важности умения слушать в процессе общения с окружающими людьми, помочь учащимся в овладении правилами «хорошего слушания», побудить к работе над собой в процессе общения.

Беседа о важности умения слушать другого человека. Тест «Хороший ли вы слушатель»

Упражнение по теме: «Иностранец и переводчик» «Испорченный телефон»

6 Занятие «Учимся говорить и принимать комплименты»

Цель: помочь учащимся лучше усвоить суть комплимента; содействовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

Упражнение «Мешочек кричалок»

Беседа «Что такое комплимент?»

Упражнение «Шаг на встречу». Обсуждение «Зачем и как делаются комплименты». Игра «Король комплимента». Шесть правил «Как понравиться людям» - Дейл Карнеги.

7 Занятие «Поведение и культура»

Цель: формирование у подростков потребности в понимании другого человека, о необходимости хороших манер и воспитание постоянной потребности культурного поведения.

Упражнение «Приветствие», Разминка «Массаж по кругу»

Беседа по теме занятия: Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным? Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура»? Что означает культурное поведение? Чему учат способы общения?

Упражнение «Ворвись в круг» «Оцени ситуацию»

8 Занятие «Этикет на каждый день»

Цель: повысить уровень знаний по этикету, опираясь на уже известные сведения.

Задание детям: подготовить сценки о культуре поведения. Занятие проводится в форме устного журнала.

Страницы журнала: «Здравствуйте и привет», «Шляпа и этикет», «В гостях не дома», «Правила на каждый день»

  Раздел 2. « Я  и другие». 8 класс.

1 Занятие «Познавая себя – познаёшь других»

Цель: развитие у подростков умения презентовать себя группе; создание в группе атмосферы доброжелательности, толерантного взаимодействия; развитие интереса к познанию других через самопознание.

Упражнение: «История моего имени», «Я самый-самый», «Человек-оркестр», «Капельки дождя». Притча «Лавка возможностей» - обсуждение смысла в притче. Игра «Паровоз»

2 Занятие «Я в мире людей, или живи в согласии с другими»

Цель: выявить уровень представления учащихся о взаимопонимании; раскрыть причины отсутствия взаимопонимания; содействовать развитию умения «входить в положение других людей»; лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Беседа о том, что человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Что необходимо чтобы отношения между людьми носили характер взаимной поддержки:

- уважение друг к другу

- стремление понимать и сопереживать друг другу;

- возможность открыто высказать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя «инструменты» подавления).

Задание «Словесный портрет», «Улови настроение класса», «Сопереживание», «Войди в положение другого человека»

Обсуждение советов В. А. Сухомлинского «Ты живешь среди людей»

3 Занятие «Что такое личность»

  Цель: познакомить подростков с понятиями «личность», «индивидуальность», развитие интереса к самопознанию, формирование групповой сплоченности.

Упражнение «Я уникальный», Тест «Что вы за птица»

    4.Занятие «Как нас воспринимают другие или чем я отличаюсь от других»

Цель: отработка социальных навыков взаимодействия с другими людьми, формирование позитивного образа «Я», чувства эмпатии.

Беседа. Каждый человек обладает своими достоинствами и недостатками. Опора на положительные черты характера – одна из основ успешного общения с людьми.

Упражнения: «Ассоциации», «Прожектор», «Достоинства и недостатки» .Тест «Нравишься ли ты людям?»

Практическое занятие: изучение индивидуально-типологических особенностей.

Социометрия. Цель: изучение взаимоотношений учащихся в классе и определение лидеров.

Тест: «Умеете ли вы слушать?»

  1. Занятие «Внимание и внимательность к другому человеку»

Цель: выявить уровень представления детей о внимании и внимательности, раскрыть причины невнимательности, содействовать умению быть внимательными к другому человеку.

Беседа по теме. Внимание на уроке. Когда ученик не слушает объяснения и разговаривает с соседом по парте, тем самым нарушает установленные законы поведения. К чему это приводит? Можем ли мы быть внимательными к другому человеку? Можем ли мы сосредотачиваться и не упускать ничего в общении с другими людьми?

Упражнения «Разведчик», «Описание другого человека», «Восстанови действие». Тест «Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

5.Занятие «Мы дружный класс»

Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

Упражнения на развитие групповой сплоченности. «Сосчитать до 10», «Сцепиться взглядом», «Построиться по росту» (с закрытыми глазами).

6.Занятие «Защита от манипуляций. Умеешь ли ты сказать «нет»?»

Цель: развить навыки общения, умение убеждать и распознавать обман, умение говорить «нет»; научить противостоять групповому давлению.

Познакомить с понятием «манипуляция», способами противостояния манипуляции.

Упражнения «Волк и семеро козлят», «Признак». Тест  «Проницательны ли вы?»

7.Занятие «Что значит быть порядочным человеком

Цель: формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность» Беседа по теме занятия. Обсуждение ситуаций. Анкета «Какие качества присущи порядочному человеку?» «Назовите порядочного человека из числа ваших знакомых?» Упражнение «Музей обидных воспоминаний»

Раздел 3 «Культура общения – способ организации жизни» 9 класс.

1 Занятие «Конструктивное взаимодействие»

Цель: сформировать взаимное доверие и умение координировать совместные действия, развитие умений конструктивного взаимодействия.

Упражнение «Беседа», Тест «Ваш стиль общения». Притча «Как попугай с черепахой общался».

2. Занятие «Что значит быть человеком  интеллигентным?»

Цель: формирование нравственного самосознания, чувств  и поведения, активной жизненной позиции; уточнение понятия интеллигентность, порядочность, вычленение и обоснование нравственных качеств интеллигентного и порядочного человека как составляющих нравственного облика гражданина.

Беседа по теме. Диагностика отношения к выделенным качествам. Притчи для размышления: «Разбитая ваза», «Двое в пустыне».

3. Занятие «Технология преодоления конфликтных ситуаций»

Цель: помочь учащимся усвоить правила разрешения конфликтов; развивать умения анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Дать определение что такое «конфликт», стратегии поведения в конфликтной ситуации .Тест «Поведение в конфликтной ситуации» Упражнение «Конфликты», «Агрессивный контакт».

4. Занятие «Ты» и «Вы» в общении

Цель: познакомить учащихся с основами речевого этикета, стилями общения; дать представление, каково должно быть обращение к людям в зависимости от ситуации.

Беседа по теме. Заполнение таблицы: Кому, и при каких обстоятельствах мы говорим «Вы», «Ты». Анализ ситуаций. Тест «Умеете ли вы общаться?»

5. Занятие «Визиты, визиты, визиты…»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, а также правилами приема гостей и организацией их досуга.

Анализ ситуаций. Сценка «Соблюдение этикета в одежде». Информационный материал: о правилах знакомства, о подарках

6. Занятие Психологическая игра «Взаимодействие».

Цель: укрепление межличностных отношений, культуры общения.

Игры: «Тройки», «Карусель», «Топотушки», «Люди – к людям», «Рыжий», «Мое новое имя», «Свечка».

7. Занятие «Человек и его манеры»

Цель: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Беседа по теме. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

8. Занятие «Мир толерантности»

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Чтение сказки «Девушка по имени Любовь». Информация по теме.

Упражнения «Комплимент», «Чем мы похожи», «Насколько я толерантен?» Китайская притча «Ладная семья» Правила толерантного общения.

9. Практическое  занятие с целью изучения индивидуальных особенностей.

Диагностика уровня культуры общения. Диагностика нравственной мотивации.

   10 Занятие «Между нами, девочками (между нами, мальчиками)»

Цель: познакомить детей с культурой взаимоотношений между девушками и юношами, формировать отрицательное отношение к вульгарности, доступности, позитивное отношение к целомудрию, нравственной чистоте.

Беседа «Про это». Информация к размышлению «Грустная статистика любви», «Безмолвный крик», «Мода на целомудрие»

Заключение

             Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение – является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Главное назначение занятий – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

        Предполагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения как условие нравственного развития подростков» - это практический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Подростки приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие наилучшему развитию личности ребенка и подготовке к дальнейшей жизни.

Список литературы

       1.   Давыдова А.В, Классные часы. – М.: 2008.

  1.  Волович А. И, Основы этикета и искусства общения. Воспитание школьников. – 2004. - №1.
  2. Ещеркина О. А. Личностное становление подростка.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Житников В. Ф. Умеете ли вы общаться? – М.: Педагогика, 1991.
  4. Картушина Е.П. Психологический комфорт в школе: как его достичь.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Кобзева В. В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель.- 2001.-№7
  6. Кузнецова Л. Основы этической культуры. Воспитание школьников.- 1998.- №3
  7. Лупоядова Л, Ю. Копилка классного руководителя.- Брянск: 2008.
  8. Максименко Н. А.Спутник классного руководителя. 8-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9.  Михайлина М. Ю. Классные часы. 5-9 классы: «Сюрпризы» переходного возраста.- Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы.- М.: Глобус, 2007.
  11. Рудякова О. Н. Развитие культуры общения в подростковой среде.- Волгоград: Учитель, 2011.
  12. Шемшурина А. И. Основы этической культуры.- М.: 2001.
  13.  Юдина Н. А. Воспитание коммуникативной культуры школьников. Классный руководитель.- 2001.- №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 8 класс Общекультурное направление

    Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности Час общения: уроки нравственности, 7-9 классы

Жизнь общества напрямую зависит от уровня его духовности и степени нравственного развития отдельной личности, поэтому духовно-нравственное образование является обязательным компонентом школьного образ...