"Говори публично"
рабочая программа (10 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках проекта "Взлетай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_govori_publichno_.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа села Кудеевский»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

И ПРИНЯТО

на заседании ШМО

Протокол

от _________2023 г. № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы

по УВР________ Ю.В. Пермина

______________2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________  Н.В. Колесникова

___________2023 г.

Рабочая программа   курса                                                                                                                                                                                                      внеурочной деятельности

 «Говори публично!»  

  для 10 класса  

уровень среднего общего образования

Срок реализации: 1 год

                                                                                                               

Составители: учитель русского языка и литературы


Хисамутдинова Эльвира Фанисовна

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочные занятия «Говори публично!» (в рамках реализации проекта «Взлетай») ориентированы на обучающихся 10 класса, желающих повысить свою языковую культуру, овладеть не только культурой слова, но и культурой  мысли об избранном предмете. Кроме того, искусство слова - риторика – единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения  словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники.

Направление деятельности: познавательное.

Внеурочная познавательная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение риторики дает  возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем на повышенном уровне, причем содержание заданий носит практический характер и связан с применением изученного в различных сферах нашей жизни

Цели изучения программы:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
  • развитие творческих способностей и логического мышления;
  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по материалу, полученному по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и другим предметам  в основной школе;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно - исторической ценности языка, звучащей речи.

Задачи изучения программы:

  • создание условий для реализации познавательных и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • формирование у подростков навыков применения  знаний для решения различных жизненных задач;
  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
  • развитие речевой культуры школьников
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи риторики с жизнью

Место курса в учебном плане

    Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.

     Курс рассчитан на 34 ч. и изучается в течение 1 учебного года  по 1 часу в неделю.

Формы проведения занятий:

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– тренинги, на которых обучающиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– семинары, на которых обучающиеся  совершенствуют умения, представляют, обсуждают, защищают свои творческие работы.

Виды деятельности:   групповая работа, индивидуальная работа, исследовательская деятельность, проектная деятельность. 

Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью  - предоставление обучающимся современного риторического образования и её основными задачами:

- приобщить обучающихся к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них  в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного индивидуального, культурного и свободного слова;

- помочь обучающимся овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, то есть получить необходимые для успешной социализации  компетенции.

Программа предполагает:

- предоставление обучающимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;

- в освоении обучающимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;

- формирование понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение обучающимися основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.

Формы контроля: сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, презентация.

Отметки на занятиях не выставляются,  в конце курса обучающиеся получают «зачет» или «незачет».

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОВОРИ ПУБЛИЧНО!»

                       Планируемые личностные результаты

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Планируемые метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Десятиклассник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Десятиклассник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Десятиклассник научится:

  • осуществлять  коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для  коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

Десятиклассник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Десятиклассник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные   нормативные   словари   и   справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОВОРИ ПУБЛИЧНО!»

Часть 1  Секреты успешной речи

        Введение. Сила слова в общественной жизни.

Традиционное определение риторики. Особенности и сущность современного красноречия. Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики.

        Истоки риторики. Великие риторы прошлого

Софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля. «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая риторика» Н. Ф. Кошанского.

        Качества хорошей речи. Мастера искусства слова в современном мире

 Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики.

        Мастерство беседы. Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего. Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение.

        Законы риторики. Секреты успешной речи.

Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики.

Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи.

Третий закон риторики — закон эмоциональности речи.

Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия.

Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей   риторики

Часть 2.  

Речевой практикум

Практикум представляет собой систему практических занятий, тематика которых представлена в виде  актуальных для подростков  проблемных  вопросов,  а также отдельных тем  из направлений итогового сочинения. В ходе подготовки и реализации публичного выступления обучающиеся прорабатывают структуру и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях,  работают  с аргументами и их расположением; осваивают работу ритора по управлению вниманием, используют мимику, жесты, движения тела и «язык позы»,  пространство в публичном выступлении. Также учитывают возможности импровизированного выступления: особенности ситуации общения, ожидание аудитории и речевое поведение ритора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Раздел

Количество часов

Секреты успешной речи

5

Речевой практикум

29

Всего:                     34

                                                                                                                                                                                                                                             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Положение о проведении тематической акции "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говоришь "ДА" здоровью!"

Тематическая акция "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говорришь "ДА" здоровью направлена на популяризацию здорового образа жизни обучающихся. Настоящее положение определяет порядок проведения и крите...

книга "Учимся говорить публично"

Книга полезна как родителям, так и их детям....

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говори публично"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори публично» разработана на основе программы внеурочной деятельности «Учимся выступать публично», автор Е.В.Ми...