Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говори публично"
рабочая программа

Грузденко Ирина Анатолиевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори публично» разработана на основе программы внеурочной деятельности «Учимся выступать публично», автор Е.В.Миронов. «Говори публично» по содержанию является социально- педагогической; по функциональному предназначению - досуговой; по форме организации - групповой; по времени реализации двухгодичной.

Новизна программы заключается в определении комплекса дидактических условий, позволяющих сформировать у школьников коммуникативную компетентность; в разработке и использовании коммуникативных ситуаций на занятиях курса.

Актуальность данной программы состоит в том, что в последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезной проблемы с развитием у детей коммуникативной компетентности. Это связывается со снижением уровня читательской культуры, речевой активности, низким уровнем сформированности у учащихся личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на качестве грамматических умений, способностей к конструктивному диалогу и на личностной самореализации и социальной продуктивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govori_publichno.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«Утверждаю»

 директор МБУ ДО ДПШ г. Янаул

 ____________Д.Ф. Шамсутдинова

 «____» ____________ 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Говори публично»

Возраст обучающихся: 17- 18 лет

Срок реализации программы: 2 года

Принята на заседании педагогического совета

протокол № _____

от «___» __________2020г.

                                                                                       Составитель программы:

                                                                       Грузденко Ирина Анатолиевна,

                                                                                   педагог дополнительного образования

                                                           МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Янаул, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори публично» разработана на основе программы внеурочной деятельности «Учимся выступать публично», автор Е.В.Миронов.

Каждый современный человек большую часть жизни проводит на людях, постоянно вступает в разнообразные социальные контактыПри этом большая часть представителей человечества отмечают, что самое болезненное и неудобное в общении – это публичное выступление. По исследованиям, приведенным в материалах тренингов Растислава Гандапаса, у большинства людей страх публичных выступлений стоит на втором месте, сразу после страха смерти. Он считал, что публика реагирует на оратора, повинуясь не голосу разума, а воплю инстинктов. Наш успех в зале на 60% зависит от того, как мы смотримся, на 30% – от того, как мы говорим, и лишь на 10% оттого, что мы говорим. Люди боятся оценивания, боятся показаться смешными и быть не правильно понятыми, боятся услышать вопрос, на который не знают ответа и пр. Однако от наличия у человека страха необходимость выступать на публике никуда не уходит. Современность требует, чтобы каждый человек обладал коммуникативной компетенцией, а значит, умел:

  • эффективно конструировать прямую и обратную связь с другим человеком;
  • легко устанавливать контакт с людьми любого возраста и социального положения;
  • вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • убеждать, аргументировать свою позицию;
  • владеть ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Направленность программы  «Говори публично» по содержанию является социально- педагогической; по функциональному предназначению - досуговой; по форме организации - групповой; по времени реализации двухгодичной.

Новизна программы заключается в определении комплекса дидактических условий, позволяющих сформировать у школьников коммуникативную компетентность; в разработке и использовании коммуникативных ситуаций на занятиях курса.

Актуальность данной программы состоит в том, что в последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезной проблемы с развитием у детей коммуникативной компетентности. Это связывается со снижением уровня читательской культуры, речевой активности, низким уровнем сформированности у учащихся личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на качестве грамматических умений, способностей к конструктивному диалогу и на личностной самореализации и социальной продуктивности.

Педагогическая целесообразность

В активно развивающемся обществе каждому человеку, достаточно часто приходится выступать на лекциях, семинарах, тренингах, концертах, делать доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, проводить интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия. Здесь человек просто вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми и малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или самого себя.

Более чем остро этот вопрос стоит и в школе. Ученики сталкиваются с публичными выступлениями почти каждый день – когда отвечают у доски, выступают с докладами и презентациями, защищают проекты и пр. При этом, если знания по школьным предметам они получают в процессе освоения образовательных программ, то знания и навыки публичных выступлений приобретаются отрывочно, только на основе собственного, не всегда удачного, опыта. Поэтому часто оказывается так, что качество образования ребенка, его самооценка, уверенность в себе снижаются из-за неумения говорить перед аудиторией.

Цель программы: способствовать формированию  обучающихся навыков эффективного публичного выступления.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

- раскрытие общественной значимости ораторской деятельности и ответственности оратора за свое речевое поведение;

- вооружение обучающегося рациональной и эффективной технологией подготовки публичного выступления и результативной техникой его произнесения;

- теоретическое и практическое ознакомление с видами, функциональными группами и жанрами красноречия (монологическими и диалогическими), которые наиболее полно соответствуют личностным запросам обучающихся.

Отличительные особенности программы в том, что она включает в себя авторские находки ведущего, полученные в ходе многолетней работы над программами для подростков, переосмысления и адаптации идей программ других авторов, в частности программа Растислава Гандапаса «Учимся выступать публично».

Адресность программы

Данная программа предназначена для учащихся подросткового возраста (17-18 лет), что обусловлено особой ситуацией развития детей данного возраста. Программа строится с учетом возрастных особенностей, интересов детей обучающихся в школе. Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей детей подросткового возраста. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. А для этого необходимо умение публично выступать.

Срок реализации программы –  2 года. Форма обучения: очная. Режим занятий: одно занятие в неделю, общее количество – 36 ч. Продолжительность занятия – 1 час.

Форма организации

Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.

Группы формируются по возрастному принципу, по интегративному принципу: в одной группе могут заниматься дети с разными проблемами, у каждого из них есть сильные стороны, которые позволяют ребенку почувствовать себя успешным в группе, помочь другим детям и в чем-то быть им примером. В объединение дети принимаются на свободной основе.

Режим занятий: Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего 36 часов в год.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся к концу первого года обучения будут знать:

- о подготовке к публичным выступлениям и практический опыт произнесения ораторской речи;

-   об особенностях постановки целей публичных выступлений;

-   о способах позитивного настроя на выступление;

- рекомендации по структурному и композиционному построению ораторской речи;

-   об особенностях поведения при выступлении, о способах привлечения и удержания внимания публики.

Будут уметь:

-  возможность исследовать собственные страхи перед выступлениями на публике;

- определять свои возможности в выработке уверенности в себе, уверенном поведении и уверенном выступлении;

- использовать быстрые способы саморегуляции, работы с голосом и дыхательной гимнастики;

-  применять методы и способы невербального воздействия на публику, смогут приобрести практический опыт самопрезентации;

-  отрабатывать навыки конструктивного восприятия вопросов публики, критических замечаний.

В результате второго года обучения учащиеся будут знать:

     -   характерные черты высказываний, принадлежащих  к различным видам красноречия;

     - этапы и методику работы над публичным выступлением, приемы организации взаимодействия с аудиторией в процессе его произнесения;

     -  основные речевые средства усиления воздействия речи;

     -  характерные особенности влияния образа оратора на качество речи;

уметь:

     - планировать последовательность и способы работы над устным выступлением;

     - применять средства привлечения и удержания внимания аудитории, установления контакта со слушателями;

     - анализировать, оценивать, корректировать чужое и собственное выступление в соответствии с поставленной целью и типом аудитории.

Формы контроля деятельности– это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия учащихся объединения в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий)

является отсутствие назидательности и прямолинейности.

Способы проверки по результатам освоения материала данной программы:

- входная диагностика;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п №

Название тем

Общее

количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение в тему.

1

0,5

0,5

2.

Публичные выступления и эмоции, связанные с ним.

4

1

3

3.

Учимся ставить цель выступления.

3

1

2

4.

Способы самонастройки и саморегуляции.

3

1

2

5.

Первичные способы привлечения внимания аудитории.

5

1

4

6.

Композиция выступления. Рекомендации по построению речи.

4

1

3

7.

Воздействие на публику.

4

1

3

8.

Способы привлечения

и удержание внимания, поведение на сцене.

4

1

3

9.

Как научиться отвечать

на вопросы из зала.

4

1

3

10.

Конференция по итогам курса.

1

3

Итого:

36

9,5

26,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 первого года обучения

Тема 1. Введение в тему.

Цель: первичное ознакомление участников с целями и содержанием курса, сбор запросов и ожиданий от содержания занятий, погружение в тему курса.

Формы и методы проведения занятия: лекция, беседа, индивидуальная и фронтальная работа, практическая работа, упражнения социально-психологического тренинга и стресс-менеджмента.

Теория: Краткое озвучивание содержания курса.

Практика: Упражнение «Самопрезентация». Эмоциональный шерринг. Рефлексия по упражнению. Знакомство. Упражнение «Атомы». Сбор запросов и ожиданий по курсу. Выработка общегрупповых целей и задач, соотнесение их с целями и задачами курса. Выработка групповых правил. Шерринг по занятию. Обобщение и резюмирование занятия.

Формы контроля: наблюдение, рефлексия, шерринги, анализ выбора групповых целей и задач.

Материальное обеспечение: разноформатная бумага, булавки, флипчат, маркеры, фломастеры

Будут знать: о публичном выступлении.

Будут уметь: работать в группе и индивидуально, получат опыт межгруппового взаимодействия.

 Тема 2. Публичные выступления и эмоции, связанные с ним.

Цель: актуализация страхов перед публичным выступлением, определение условий для выработки уверенности в себе в процессе выступления.

Формы и методы проведения занятия: самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальный и групповой анализ понятий, метод кластера, обобщение, упражнения социально-психологического тренинга

Теория: Сбор наличного состояния на начало занятия. Разминка «Здравствуйте». Самостоятельная работа «Мой страх выступления на публике» (ответы на вопросы, рисунок).

Практика: Рефлексия упражнения и рисунков (индивидуальная работа, работа в парах). Шерринг в круг. Определение собственных ресурсов по преодолению страхов. Сбор общегрупповой копилки способов работы со страхом публичных выступлений.

Индивидуальная и групповая работа по определению понятий «Уверенность в себе», «Уверенное поведение», «Уверенное выступление». Обобщение и выведение этих понятий в малых подгруппах. Представление выработанных понятий на всю группу. Обобщение, выделение основного с использованием метода кластера. Рефлексия об опыте работы над понятиями и о новых выступлениях. Практическое упражнение «Уверенная поза» (работа в парах). Рефлексия упражнения, шерринг.

Обобщение и анализ работы по теме, рефлексия, шерринг.

Формы контроля: наблюдение, анализ выработанных понятий, рисунков, рефлексии участников, шерринги, анализ «Копилки способов работы со страхом публичных выступлений».

Материальное обеспечение: разноформатная бумага, булавки, флипчат, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, большое зеркало, Правила работы группы.

Будут знать: о страхах публичных выступлений, о выработке стратегий преодоления этих страхов.

Будут уметь: пополнять собственную копилку работы со страхами; определять для себя понятия «Уверенность», «Уверенное поведение», «Уверенное выступление»; смогут определить, чего им не хватает для того, чтобы выступать уверенно; смогут найти свою собственную «позу уверенности»; получат возможность общегруппового взаимодействия, опыт самоанализа, саморефлексии.

Тема 3. Учимся ставить цель выступления.

Цель: создание условий для приобретения навыка определения истинной цели любого публичного выступления как мотивационного залога успешного овладения ораторским мастерством.

Формы и методы проведения занятия: лекция, беседа, индивидуальная, групповая работа, работа в микрогруппах, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Разминка. Индивидуальная работа «Зачем мне нужно уметь выступать публично». Групповой шерринг упражнения. Обобщение итогов упражнения. Изложение теоретического материала по вопросам: истинная цель публичного выступления; энергетический компонент цели; действенный аспект цели как основа для выбора форм и содержания выступления; умение получать удовольствие от вытсупления; волевой аспект постановки цели выступления и получения от него удовольствия; роль практики в публичном выступлении.

Практика: Упражнение «Истинная цель публичного выступления». Рефлексия упражнения в микрогруппах. Групповой шерринг упражнения. Подведение итогов занятия, сбор актуального состояния и достижений участников.

Формы контроля: наблюдение, анализ упражнений, рефлексии участников, шерринги.

Материальное обеспечение: разноформатная бумага, флипчат, маркеры, фломастеры, Правила работы группы.

Будут знать: о том, как определять истинные цели публичного выступления.

Будут уметь: отрабатывать навыки рефлексии, групповой работы, навыки предоставления обратной связи.

Тема 4. Способы самонастройки и саморегуляции.

Цель: выработка навыков самонастройки и саморегуляции.

Формы и методы проведения занятия: упражнения социально-психологического тренинга, лекция, беседа, индивидуальная, групповая работа, работа в микрогруппах.

Теория: Приветствие, сбор наличного состояния. Разминка. Озвучивание темы работы. Лекция «Самонастройка».

Практика: Практическая работа «Поиск самомотиватора». Работа в парах. Шерринг на круг по результатам практической работы. Лекция «Саморегуляция». Сбор копилки способов саморегуляции (индивидуально, в микрогруппах, в группе). Резюме. Анализ раздаточных материалов по саморегуляции. Упражнения по отработке навыков саморегуляции (дыхательная гимнастика, быстрые способы саморегуляции, работа с голосом). Шерринг упражнений. Рефлексия занятия. Обобщение и резюмирование.

Формы контроля: наблюдение, анализ рефлексии, шеррингов, Копилки способов саморегуляции.

Материальное обеспечение: разноформатная бумага, маркеры, фломастеры, доска для закрепления материалов, флипчат, раздаточные материалы по саморегуляции, Правила работы группы.

Будут знать: о фразе-самомотиваторе, о быстрой саморегуляции (работа с телом, дыханием, голосом).

Будут уметь: создавать  общегрупповую копилку способов саморегуляции.

Тема 5. Первичные способы привлечения внимания аудитории.

Цель: знакомство с особенностями первичного захвата внимания и чувствования аудитории.

Формы и методы проведения занятия: лекция, практическая работа, индивидуальная и групповая работа, работа в микрогруппах, анализ печатных источников, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Приветствие. Сбор актуальных состояний. Разминка. Лекция «Захват аудитории». Игра «Волк и семеро козлят». Чувствование группы, исследование процесса чувствования себя и контакта с аудиторией. Рефлексия. Резюме и обобщение. Медитация-визуализация «Образ группы».

Практика: Рисунок образа группы Рефлексия упражнения в микрогруппах. Раздаточный материал «Четыре стадии общения». Шерринг итогов занятия.

Формы контроля: анализ шеррингов и рефлексии, анализ игры, упражнения и рисунков.

Материальное обеспечение: разноформатная бумага, флипчат, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, Правила работы группы, раздаточный материал «Четыре стадии общения».

Будут знать: о способах захвата вниманием аудитории.

Будут уметь: анализировать особенности собственных контактов с группой, определяя свои сильные стороны и зону для дальнейшего развития.

Тема 6. Композиция выступления. Рекомендации по построению речи.

Цель: знакомство со способами построения речи публичного выступления.

Формы и методы проведения занятия: лекция, беседа, анализ печатных источников, практические упражнения, индивидуальная, групповая работа, работа в парах, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Приветствие. Разминка. Сбор наличного состояния. Вопрос для участников «Как строить свою публичную речь». Групповая работа «Анализ предложений по построению публичной речи». Лекция «Композиция построения выступления. Виды композиций. Структура выступлений».

Практика: Изучение раздаточного материала «Характеристика монологического и диалогического типов говорения в процессе публичного выступления», «Публичное выступление». Практическая работа «Самопрезентация по правилам» (индивидуально, в группе с видеофиксацией). Обратная связь. Анализ видеозаписей выступлений. Шерринг по кругу. Рефлексия. Резюме и обобщение.

Формы контроля: анализ шеррингов и рефлексии, анализ видеозаписей выступлений.

Материальное обеспечение: раздаточный материал «Характеристика монологического и диалогического типов говорения в процессе публичного выступления», «Публичное выступление», компьютер, проектор, мультимедийная доска, видеокамера, Правила работы группы.

Будут знать: о навыках построения речи публичного выступления.

Будут уметь: анализировать  собственные выступления, предоставления и восприятия обратной связи.

Тема 7. Воздействие на публику.

Цель: информирование о психологических особенностях, о тонкостях воздействия на публику.

Формы и методы проведения занятия: работа с видеоматериалами и печатными изданиями, групповая работа и работа в парах, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Приветствие. Разминка. Сбор наличного состояния. Просмотр видеоролика «Растислав Гандапас. Факторы воздействия на публику». Групповой анализ видеоролика.

Практика: Раздаточный материал «Секрет публичных выступлений Дейла Карнеги». Практическая работа по кругу «Передача информации с использованием полученных навыков». Работа в парах «Рефлексия упражнения». Групповой шерринг. Резюмирование и обобщение итогов занятия.

Формы контроля: наблюдение, анализ шеррингов и рефлексии.

Материальное обеспечение: компьютер, проектор, мультимедийная доска, видеозапись «Растислав Гандапас. Урок №6. Факторы воздействия на публику» раздаточный материал «Секрет публичных выступлений Дейла Карнеги», Правила работы группы.

Будут знать: о секретах воздействия на публику, получат навыки использования этих секретов в реальных выступлениях.

Будут уметь: применять навык групповой работы, рефлексии и обратной связи.

Тема 8. Способы привлечения и удержание внимания, поведение на сцене.

Цель: знакомство с особенностями управления вниманием аудитории и собственного поведения на сцене.

Формы и методы проведения занятия: лекция, практическая работа, индивидуальная и групповая работа, работа в микрогруппах, анализ печатных источников, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Приветствие. Сбор актуальных состояний. Разминка. Лекция «Привлечение внимания аудитории и поведение на сцене».

Практика: Анализ раздаточного материала «Первые четыре минуты». Практическая работа на сцене «Выход на сцену и уход с нее» с видеофиксацией. Работа с материалами на сцене (записи, микрофон, кафедра и пр.). Обратная связь. Просмотр видеороликов. Рефлексия. Резюме и обобщение. Шерринг итогов занятия.

Формы контроля: наблюдение, анализ шеррингов и рефлексии, анализ видеозаписей выступлений.

Материальное обеспечение: раздаточный материал «Первые четыре минуты», компьютер, проектор, мультимедийная доска, видеокамера, микрофон, кафедра, Правила работы группы.

Будут знать: о способах поведения на сцене и управления вниманием аудитории.

Будут уметь: анализировать собственные выступления, определяя свои сильные стороны и зону для дальнейшего развития.

Тема 9. Как научиться отвечать на вопросы из зала.

Цель: создание условий для отработки навыков адекватной реакции на критические замечания и вопросы из зала

Формы и методы проведения занятия: лекция, практическая работа, индивидуальная и групповая работа, работа в микрогруппах, анализ печатных источников, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Приветствие. Разминка. Сбор актуальных состояний. Практическая работа «Я и критика в мой адрес» (индивидуальная работа, рефлексия в микрогруппах, групповая работа). Лекция «Теория восприятия критики». Анализ раздаточного материала «Принятие критики».

Практика:  Работа в парах «Восприятие критических замечаний». Рефлексия, рефлексивные вопросы. Шерринг в круг. Рефлексия занятия. Обобщение, резюмирование. Определение домашнего задания «Подготовка пятиминутного публичного выступления на свободную тему»

Формы контроля: наблюдение, анализ шеррингов, рефлексии.

Материальное обеспечение: раздаточный материал «Принятие критики», Правила работы группы.

Будут знать: о способах конструктивного принятия критики.

Будут уметь: анализировать свои «болевые точки» при восприятии критических замечаний и определить сферу дальнейшей тренировки.

Тема 10. Конференция по итогам курса.

Цель: закрепление на практике всех знаний и навыков по построению и ведению публичного выступления.

Формы и методы проведения занятия: практическая работа, групповая работа, работа в микрогруппах, обратная связь, работа с видеоматериалами, упражнения социально-психологического тренинга.

Теория: Приветствие. Сбор актуальных состояний. Задания на практическую работу.

Практика: Конференция «Публичные выступления» с видеофиксацией и вопросами из зала. Эмоциональный шерринг. Рефлексия в индивидуальной форме, и в микрогруппах. Групповой просмотр и анализ отдельных моментов видеозаписей выступлений. Шерринг по занятию. Рефлексия занятия.

Рефлексия курса. Заполнение анкеты обратной связи по курсу. Упражнение «Я желаю вам…». Упражнение «Свеча. Прощание с группой».

Формы контроля: наблюдение, анализ видеороликов, рефлексии и шеррингов участников, анализ анкеты обратной связи.

Материальное обеспечение: проектор, мультимедийная доска, видеокамера, микрофон, кафедра, анкеты обратной связи, свеча, зажигалка, Правила работы группы.

Будут знать: о мастерстве публичных выступлений.

Будут уметь: публично выступать, анализировать видеозаписи своих выступлений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второго года обучения

п/п №

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Образ оратора.

2

2

4

2.

Подготовка и проведение деловых бесед.

4

6

10

3.

Публичная речь.

4

6

10

4.

Речевые средства оратора.

2

4

6

5.

Ораторский турнир.

-

6

6

Итого:

10

26

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

второго года обучения

Раздел 1. Образ оратора.

Теория.

Основные понятия и проблемы. Влияние впечатления на результат убеждения. Умение не только говорить, но и слушать оппонента. Эффективные приемы слушания. Скрытые комплименты. Интерес к собеседнику. Как часто следует обращаться по имени - отчеству. Приемы мгновенного запоминания имен. Искусство комплимента. Универсальность и сила воздействия этого приема. Определение комплимента, его отличие от похвалы и лести. Правила эффективного комплимента: фактическая основа, домысливание, краткость, недвусмысленность, комплимент собеседнику на фоне антикомплимента себе. Как часто следует говорить комплименты. Внешний вид делового человека. Одежда для успеха делового мужчины и деловой женщины.

Практика.

Практическое применение эффективных приемов слушания и правил комплимента. Моделирование ситуации влияния внешнего облика собеседников на успешность диалога.

Будут знать: об эффективных приемах слушания.

Будут уметь: применять эффективные приемы слушания и правила комплимента.

Раздел 2. Подготовка и проведение деловых бесед.

Теория.

Основные понятия и проблемы. Деловой разговор, переговоры. Значение и особенности делового общения. Роль подготовки. Повторные беседы. Правила подготовки и проведения разговора: сформулируйте конкретные цели; составьте план; выберите время и место; создайте атмосферу доверия; подчините тактику целям; фиксируйте полученную информацию. Типы деловых бесед. Прием на работу. Поручение задания. Беседы при увольнении. Критика. Причины неудачной критики. Способы и правила созидательной критики. Как прекратить разговор, не обидев собеседника.

Практика.

Практическое применение способов и правил эффективного ведения деловой беседы. Создание моделей различных типов деловых бесед.

Будут знать:  о значении и особенностях делового общения.

Будут уметь: создавать  модели различных типов деловых бесед.

Раздел 3. Публичная речь.

Теория. Основные понятия и проблемы. Особенности публичного выступления. Подготовка выступления. Текст речи. Сокращенная фиксация будущей речи: конспект, тезисы, план. Репетиция. Стержневая идея. Объем выступления. Техника выступления. Вступление. Роль первых слов. Привлечение внимания и интереса. Пауза перед началом выступления. Основная часть выступления. Методы изложения материала. Цифровой материал. Речевой инструмент. Шутки. Наглядный материал. Поза. Руки. Одежда. Жесты. Дыхание. Визуальный контакт. Заключительное слово. Психологические факторы публичной речи. Привлечение и удержание внимания.

Практика.

Определение стержневой идеи выступления, ее варьирование для повторения и лучшего усвоения слушателями. Подбор точного, выразительного, заинтересовывающего названия выступления. Выделение ключевых слов в готовом фрагменте выступления. Написание и исполнение текста небольшого выступления на основе цепочки ключевых слов. Редактирование плана выступления, содержащего логические ошибки. Сопоставление различных форм сокращенной записи одной и той же речи (плана, тезисов, конспекта). Свертывание предварительно подготовленного выступления с учетом изменения регламента. Использование в начале высказывания «зацепляющих крючков» - приемов привлечения внимания и интереса (начальной паузы, постановки вопросов, яркой иллюстрации, эпизода, юмористического замечания, цитирования и др.) Использование эффективных приемов построения заключительной части речи (резюмирования, показа перспектив, призыва к действию и др.). Озвучивание одной и той же фразы в различной тональности (мажорной или мрачной; просительной, предостерегающей или сердитой). Составление и произнесение микротекстов на предложенную тему с определенной эмоциональной интонацией.

Будут знать:  об особенностях  публичного выступления.

Будут уметь: определять стержневые идеи выступления, ее варьирование для повторения и лучшего усвоения слушателями.

Раздел 4. Речевые средства оратора.

Теория.

Основные понятия и проблемы. Что мешает восприятию речи. Словесные штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргоны, многословие, слова-паразиты, неправильное произношение, злоупотребление иностранными словами. Плохая дикция. Что способствует убедительности речи. Богатство словаря. Литературный язык. Образность речи. Четкая дикция. Средства словесной образности (тропы) и фигуры речи. Искусство задавать вопросы. Развитие возможностей речи. Характеристики и свойства голоса. Работа над дикцией. Гимнастика голоса.

Практика.

Подбор альтернативных слов и выражений для замены стилистически неуместных. Упрощение высказываний, перенасыщенных терминологией. Подбор вводных слов и выражений — расширение их запаса для предупреждения речевого однообразия. Сокращение выступления без ущерба для полноты изложения. Разграничение функционально оправданных и немотивированных повторов. Устранение повторов, свидетельствующих о бедности словарного запаса говорящего, путем нахождения синонимов (в том числе с использованием словарей). Подбор к одному и тому же предмету речи максимального числа эпитетов. Домысливание образов сравнения к заданным объектам. Поиск конкретных словесных образов для иллюстрации отвлеченных идей. Отработка тактик парирования наиболее распространенных видов реплик и замечаний. Упражнения для постановки правильного дыхания, развития речевого дыхания. Выполнение упражнений для постановки голоса. Работа над дикцией. Артикуляционная гимнастика. Тренировочные упражнения на произнесение скороговорок, насыщенных звуками с различными артикуляционными характеристиками.

Будут знать: о словесных штампах, шаблонности, канцеляризмах, вульгаризмах, жаргонах, многословии. О словах-паразитах, неправильном произношении, злоупотреблении иностранными словами.

Будут уметь: подбирать альтернативные слова и выражения для замены стилистически неуместных.

Раздел 5. Ораторский турнир.

Практика.

Деловая игра «Ритор». Создание речевых произведений в одном из ораторских жанров и его публичное исполнение. Анализ чужого и собственного выступления. Корректировка материалов выступления на этапе посткоммуникативного анализа текста с учетом реакции аудитории. 

Будут уметь: Корректировка материалов выступления на этапе посткоммуникативного анализа текста с учетом реакции аудитории. 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Используются следующие группы форм организации обучения: по количеству детей, участвующих в занятии - коллективная, групповая, индивидуальная. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей— лекция, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д. По дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие. По систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков. Комбинированные формы занятий по данной программе состоят из теоретических и практических частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную, студийную деятельность детей. Используются: методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, сценарии концертов, игровых программ, проектов, развивающие и дидактические презентации: дидактические, психологические игры и упражнения, и дидактические материалы.

При реализации курса содержание каждого отдельного занятия может варьироваться и видоизменяться в зависимости от особенностей конкретной группы, в которой проводится занятие. При отсутствии возможности использовать видеоаппаратуру, можно углубить вопросы обратной связи и рефлексии.

Лекционные материалы строятся на основе материалов Растислава Гандапаса, Дейла Карнеги, Джозефа Лусиани, Герба Коэна, Андрея Филиппова и Натальи Романовой, Александра Мурашова, Натальи Михайличенко, Николая Кохтева. Содержание раздаточного материала представлено в Приложениях. Каждое упражнение (за исключением разминочных) обязательно должно сопровождаться:

  • шеррингами – снятие актуальных эмоциональных и интеллектуальных состояний;
  • рефлексией по заданным вопросам – каждый вопрос продумывается с точки зрения значимости проделанного упражнения и возможности применения полученных знаний в практике жизни;
  • обратной связью в разных формах – с целью предоставления участникам информации о сильных сторонах и возможных зонах дальнейшего развития по изучаемым темам.

Для ведущего занятий важно владеть навыками проведения тренинговой работой, особенно важны следующие виды умений:

  • умение организовывать групповую работу;
  • умение управлять групповой динамикой;
  • умение организовывать эффективную обратную связь;
  • навыки саморефлексии, а также умение организовывать работу по рефлексии участников группы;
  • запас терминов, обозначающих эмоциональные состояния (для проведения шеррингов) с целью повышения качества овладения навыками публичных выступлений;
  • личный опыт участия в публичных выступлениях;
  • желателен опыт участия в тренингах по схожей тематике;
  • опыт в проведении медитаций-визуализаций и арт-терапевтических упражнений;
  • личная заинтересованность в реализации программы или навыки самомотивации и пр.

Педагогические технологии

Для реализации программы используются такие педагогические технологии обучения, как технология личностно-ориентированного обучения и уровневой дифференциации, технологии проблемного обучения и критического мышления с учетом педагогических инноваций, направленных на формирование надпредметных навыков, что соответствует новейшим требованиям ФГОС. Технологии подбираются для каждой конкретной группы, конкретного занятия.

Методы, призванные решать цели и задачи курса также сочетают в себе методы дидактики и методы социально-психологического тренинга:

  • метод функционального биоуправления (усвоение навыков саморегуляции до уровня автоматизма, как части личностной реакции человека);
  • обучение практикой действий – каждому участнику дается возможность получить свой индивидуальный опыт поведения и разрешения тех или иных ситуаций;
  • обсуждение в группах – личностно задействует участников и, при условии создания благоприятной атмосферы во время работы и высокой мотивации участников группы, позволяет им подробно рассказывать о своих личностных переживаниях, чувствах, выслушивать мнения других участников и на основе собственного опыта приходить к каким-то выводам;
  • использование наглядных пособий – позволяет задействовать в усвоении информации не только аудиальный канал, но и визуальный и кинестетический каналы. Использование диаграмм, моделей, плакатов позволит также структурировать и обобщить информацию;
  • аудиально-визуальные средства всегда в большей степени привлекают внимание людей, поскольку каждый может увидеть себя со стороны.
  • лекция – традиционная форма обучения, позволяющая быстро предоставить большому количеству слушателей всю необходимую информацию.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • компьютер,
  • проектор,
  • мультимедийная доска,
  • микрофон,
  • зеркало,
  • разноформатная бумага,
  • письменные принадлежности,
  • фломастеры и (или) маркеры,
  • простые и цветные карандаши,
  • краски,
  • ластики,
  • доска для прикрепления наглядных пособий,
  • раздаточные материалы;
  • видеопособия,
  • раздаточные материалы и пр.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

1.Нормативные документы:

1)  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

     2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6) Устав МБУ ДО ДПШ г.Янаул.

2. Литература для педагога

1). Андреев, В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров,

разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань, 2016.

2). Подобед, А. С. Практическая риторика: учебное пособие /

А. С. Подобед. – Мн., 2015.

3). Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. –

Мн., 2017.

3. Литература для обучающихся

1). Панкратов, В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация: практ. рук. для

деловых людей / В. Н. Панкратов. – М., 2016.

2). Пиз, А. Говорите точно... Как соединить радость общения и пользу убе-

ждения / А. Пиз, А. Гарнер. – М., 2017.

3). Михневич, А. Е. Ораторское искусство лектора: учеб. пособие /

А. Е. Михневич. – М., 2015.

4. Интернет - ресурсы:

  1. http://kpip.kbsu.ru
  2. http://realalfa.blogspot.com
  3. http://studentguide.ru
  4. http://treko.ru
  5. http://www.iworld.ru
  6. http://www.rb.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

 образования Дом пионеров и школьников г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Согласовано

зам. директора по УВР

____________________

Э.Ф. Хайретдинова

«Утверждаю»

Директор

____________________

Д.Ф. Шамсутдинова

Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

« Говори публично»

                                                                                                                          Место реализации: МБУ ДО ДПШ г. Янаул

                                                                                         Срок реализации: 1 год

                                                                                      Год обучения: первый

                                                                                                  Возраст учащихся: 17 -18 лет

                                                                                           Составитель: педагог ДО

                                                                                                       Грузденко Ирина Анатолиевна

Янаул, 2020

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Дата проведения занятия

Корректировка даты

Причина корректировки

всего

теория

практика

Введение в тему. Входная диагностика.

1

0,5

0,5

Лекция, тестирование

Публичные выступления и эмоции, связанные с ним.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Определение собственных ресурсов по преодолению страхов.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа по определению понятия «Уверенность в себе».

1

1

Практическое занятие

Практическое упражнение «Уверенная поза».

1

1

Практическое занятие

Учимся ставить цель выступления.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Истинная цель публичного выступления.

1

0,5

0,5

Лекция, беседа

Групповой шерринг упражнения.

1

1

Практическое занятие

Способы самонастройки и саморегуляции.

1

0,5

0,5

Беседа, тестовая

Практическая работа «Поиск самомотиватора».

1

1

Практическое занятие

Сбор копилки способов саморегуляции.

1

1

Практическое занятие

Первичные способы привлечения внимания аудитории.

1

0,5

0,5

Лекция, практическое занятие

Лекция «Захват аудитории».

1

1

Лекция

Рисунок образа группы. Рефлексия упражнения в микрогруппах.

1

1

Беседа, самостоятельная работа

Игра «Четыре стадии общения».

1

1

Практическое занятие

Шерринг итогов занятия.

Промежуточная аттестация.

1

1

Самостоятельная работа, тестирование

Композиция выступления. Рекомендации по построению речи.

1

1

Практическое занятие

Как строить свою публичную речь.

1

0,5

0,5

Беседа, тестирование

Групповая работа «Анализ предложений по построению публичной речи».

1

1

Практическое занятие

Виды композиций. Структура выступлений.

1

0,5

0,5

Беседа,

практическое занятие

Воздействие на публику.

1

0,5

0,5

Зачётная

Просмотр видеоролика «Растислав Гандапас. Факторы воздействия на публику».Анализ видеоролика.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Практическая работа «Передача информации с использованием полученных навыков».

1

1

Практическое занятие

Способы привлечения

и удержание внимания, поведение на сцене.

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа, лекция

Анализ раздаточного материала «Первые четыре минуты».

1

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

Практическая работа на сцене «Выход на сцену и уход с нее» с видеофиксацией.

1

1

Практическое занятие

Работа с материалами на сцене (записи, микрофон).

1

1

Практическое занятие

Как научиться отвечать

на вопросы из зала.

1

0,5

0,5

Практическое занятие, лекция

Практическая работа «Я и критика в мой адрес».

1

1

Практическое занятие

Лекция «Теория восприятия критики».

1

1

Лекция

Анализ раздаточного материала «Принятие критики».

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Конференция по итогам курса. Задания на практическую работу.

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Конференция «Публичные выступления».

1

1

Практическое занятие

Эмоциональный шерринг. Итоговая аттестация.

1

1

Тестирование

Групповой просмотр и анализ отдельных моментов видеозаписей выступлений.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

Рефлексия курса. Заполнение анкеты обратной связи по курсу.

1

0,5

0,5

Беседа, самостоятельная работа

Итого:

36

12

24

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

 образования Дом пионеров и школьников г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Согласовано

зам. директора по УВР

____________________

Э.Ф. Хайретдинова

«Утверждаю»

Директор

____________________

Д.Ф. Шамсутдинова

Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

« Говори публично»

                                                                                                                          Место реализации: МБУ ДО ДПШ г. Янаул

                                                                                        Срок реализации: 1 год

                                                                                     Год обучения: второй

                                                                                                  Возраст учащихся: 17 -18 лет

                                                                                           Составитель: педагог ДО

                                                                                                       Грузденко Ирина Анатолиевна

Янаул, 2020

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Дата проведения занятия

Корректировка даты

всего

теория

практика

1.

Образ оратора. Входная диагностика. ТБ.

1

0,5

0,5

Лекция, тестовая

2.

Основные понятия и проблемы. Эффективные приемы слушания.

1

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

3.

Практическое применение эффективных приемов слушания и правил комплимента.

1

1

Практическое занятие

4.

Моделирование ситуации влияния внешнего облика собеседников на успешность диалога.

1

1

Наблюдение

5.

Искусство комплимента. Универсальность и сила воздействия этого приема.

1

0,5

0,5

Практическое занятие, беседа

6.

Внешний вид делового человека.

1

1

Практическое занятие

7.

Подготовка и проведение деловых бесед.

1

0,5

0,5

Беседа.

Практическое занятие

8.

Основные понятия и проблемы. Деловой разговор, переговоры.

1

0,5

0,5

Беседа.

Практическое занятие

9.

Значение и особенности делового общения. Роль подготовки. Повторные беседы.

1

0,5

0,5

Лекция, беседа

10.

Типы деловых бесед. Прием на работу.

1

0,5

0,5

Лекция, беседа

11.

Поручение задания. Беседы при увольнении. Критика. Причины неудачной критики.

1

1

Практическое занятие

12.

Правила подготовки и проведения разговора.

1

0,5

0,5

Наблюдение

13.

Способы и правила созидательной критики. Как прекратить разговор, не обидев собеседника.

1

0,5

0,5

Лекция, беседа

14.

Создание моделей различных типов деловых бесед.

1

1

Практическое занятие

15.

Практическое применение способов и правил эффективного ведения деловой беседы.

1

1

Практическое занятие

16.

Занятие- зачёт. Промежуточная аттестация.

1

1

Тестирование

17.

Публичная речь. Основные понятия и проблемы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие

18.

Особенности публичного выступления. Репетиция. Стержневая идея.

1

1

Лекция, беседа, самостоятельная работа

19.

Подготовка выступления. Текст речи.

1

0,5

0,5

Наблюдение

20.

Сокращенная фиксация будущей речи: конспект, тезисы, план.

1

0,5

0,5

Беседа, тестирование

21.

Использование в начале высказывания «зацепляющих крючков».

1

0,5

0,5

Лекция, беседа, самостоятельная работа

22.

Выделение ключевых слов в готовом фрагменте выступления.

1

1

Практическое занятие

23.

Использование эффективных приемов построения заключительной части речи.

1

1

Практическое занятие

24.

Составление и произнесение микротекстов на предложенную тему с определенной эмоциональной интонацией.

1

1

Практическое занятие

25.

Речевые средства оратора. Основные понятия и проблемы. Что мешает восприятию речи.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа

26.

Словесные штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргоны, многословие, слова-паразиты, неправильное произношение, злоупотребление иностранными словами. Образность речи.

1

0,5

0,5

Лекция, диагностика

27.

Плохая дикция. Что способствует убедительности речи. Богатство словаря. Литературный язык.

1

0,5

0,5

Диагностика, беседа

28.

Подбор альтернативных слов и выражений для замены стилистически неуместных.

1

1

Практическое занятие

29

Отработка тактик парирования наиболее распространенных видов реплик и замечаний.

1

1

Практическое занятие

30.

Выполнение упражнений для постановки голоса. Работа над дикцией.

1

1

Практическое занятие

31.

Ораторский турнир. Подбор жанра выступления.

1

1

Практическое занятие

32.

Деловая игра «Ритор».

1

1

Практическое занятие

33.

Создание речевых произведений в одном из ораторских жанров и его публичное исполнение.

1

1

Лекция, беседа

34.

Корректировка материалов выступления на этапе посткоммуникативного анализа текста с учетом реакции аудитории.

1

1

Практическое занятие

35.

Итоговая аттестация.

1

1

Беседа, тестовая

36.

Выступление и анализ собственного выступления.

1

1

Практическое занятие

Итого:

36

8

28

Входная диагностика

             Объединение « Говори публично»

            Форма проведения: входная диагностика - зачёт

            Структура проверочная  работы: зачёт проводится в виде тестовой работы из 10 вопросов с выбором ответа.

Вопрос 1. Какие признаки не являются признаками страха, испытываемого при публичных выступлениях? 

  • а) сердцебиение E
  • б) дрожь
  • в) изменение цвета лица – покраснение, бледность, лицо покрывается пятнами;
  • г) затрудненное дыхание;
  • д) эйфория;
  • е) забывание текста;
  • ж) трудность в поддержании зрительного контакта со слушателями;
  • з) появление в речи «мусорных» слов и междометий;
  • и) использование навязчивых жестов, неадекватных ситуации.

Вопрос 2. Что нужно знать об аудитории, перед которой планируется вступать, представляя новую модель гаджета? Отметьте 2 неправильных ответа (в вопросе правильных ответов: 2):

  • а) возрастной диапазон;
  • б) средний вес;
  • в) пол;
  • г) средний рост;
  • д) доход;
  • е) образование;
  • ж) семейное положение;
  • з) род занятий.

Вопрос 3. Отметьте 1 правильный ответ, кто из приведенных ниже категорий слушателей не относится к сложным слушателям:

  • a) антилидеры;
  • б) привлекающие к себе внимание;
  • в) неосознанные манипуляторы;
  • г) ваши конкуренты;
  • д) молчаливые слушатели;
  • е) любители задавать каверзные вопросы;
  • ж) любители задавать вопросы некстати.

Вопрос 4. Что в идеале должно остаться у вас после правильно подготовленного выступления на публике (в вопросе правильных ответов: 4):

  • а) видеозапись вашего выступления;
  • б) фотографии с вашего выступления;
  • в) баннеры ваших коллег и конкурентов;
  • г) отзывы о вашем выступлении;
  • д) контакты новых клиентов и партнеров.

Вопрос 5. Опытный оратор в течение своего выступления:

  • а) меняет темп речи и громкость голоса так, чтобы подчеркнуть важность тех или иных моментов своего выступления;
  • б) стремится к тому, чтобы темп речи изменялся, а громкость голоса была одной и той же;
  • в) стремится к тому, чтобы громкость голоса изменялась, а темп речи оставался одним и тем же;
  • г) стремится, чтобы темп речи и громкость голоса в течение выступления не менялись, т. к. это выделяет его как оратора на фоне других.

Вопрос 6. Отметьте 1 правильное определение, обозначающее мимику:

  • а) движение мышц лица, демонстрирующее наши управляемые или неуправляемые эмоции
  • б) движения рук, подчеркивающие смысл сказанного;
  • в) прием, позволяющий сделать речь весомой, убедительной;
  • г) прием, демонстрирующий высокий статус выступающего.

Вопрос 7. Выделите ВЕРНЫЕ суждения (в вопросе правильных ответов: 2):

  • а) Жестикуляция делает публичное выступление более искренним, живым, конечно, если доминируют закрытые, а не открытые жесты.
  • б) Хороший оратор должен уметь «считывать» эмоции с лиц своих слушателей/зрителей, чтобы действовать соответственно.
  • в) Результаты исследований показывают, что мимика лица считывается представителями различных народов по-разному, и оратор должен знать это.
  • г) Неустойчивая поза оратора транслирует: «Вы можете мне не верить, я и сам не очень уверен в том, что говорю».

Вопрос 8. Выберите (отметьте) ВЕРНЫЕ суждения (в вопросе правильных ответов: 3):

  • а)           В процессе подготовки публичного выступления необходимо первым делом прояснить его цель, чего же вы хотите добиться с его помощью, какой результат получить.
  • б)           Рекомендуется сформировать отдельный файл или записную книжку, где бы вы хранили цитаты, истории, видео- и аудиофайлы, которые могут усилить ваши типовые выступления.
  • в)           При подготовке к публичному выступлению хорошо узнать, кто выступал перед аудиторией до вас и какое впечатление оставил у публики этот оратор.
  • г)            Публичное выступление должно начинаться с основного тезиса и аргументов в его защиту, а в завершение обязательно необходимо описать ту проблему, которую ваше решение поможет решить.

Вопрос 9. Отметьте все (4) классические способы завершения выступления оратора:

  • а) резюме сказанному, суммировать идеи;
  • б) благодарность за внимание;
  • в) выдвинуть конкретное предложение;
  • г) прямой призыв;
  • д) эпатировать публику – уйти не прощаясь;
  • е) описание проблем, связанных с предметом выступления.

Вопрос 10. Отметьте все (3) классические приемы усиления воздействия на публику оратором:

  • а) комплимент публике;
  • б) цитата;
  • в) пожелание аудитории;
  • г) пение фальцетом
  • д) громкий голос.

 

Промежуточная аттестация

            Объединение « Говори публично»

            Форма проведения: промежуточная  аттестация - зачёт

            Структура проверочная  работы: зачёт проводится в виде тестовой работы из 10 вопросов с выбором ответа.

Вопрос 1

Укажите, где правда, а где ложь. 

Варианты ответов

  • устное выступление обычно оформляется в публицистическом стиле
  • очень важно овладеть мастерством публицистического выступления
  • для речи вовсе необязательно составлять план
  • мы собираем ровно столько же информации, сколько хотим дать слушателю

Вопрос 2

Сколько аргументов мы обычно приводим для подтверждения какой-то мысли? 

Варианты ответов

  • 1-2
  • 2-3
  • 3-5

Вопрос 3

Сколько в совокупности должны занимать начало и конец речи? 

Варианты ответов

  • не более половины речи
  • не более четверти речи
  • не более трети речи
  • не более 20 % речи

Вопрос 4

От чего зависит успех речи? 

Варианты ответов

  • подготовка
  • возраст оратора
  • оценка аудитории
  • умение преподнести речь

Вопрос 5

Что включает в себя оценка аудитории? 

Варианты ответов

  • количество людей в аудитории
  • фамилии и имена людей в аудитории
  • пол и возраст присутствующих
  • образование присутствующих

Вопрос 6

Укажите, где правда, а где ложь. 

Варианты ответов

  • желательно знать, как аудитория относится к проблеме
  • если в аудитории разное отношение к проблеме, речь лучше не произносить
  • мы составляем для речи только тезисный план
  • при составлении плана учитывается объём речи

Вопрос 7

Расположите по порядку этапы работы над речью. 

Варианты ответов

  • оценка аудитории
  • формулирование основного тезиса
  • составление плана речи
  • отбор информации
  • корректировка плана
  • написание речи

Вопрос 8

Выберите два наиболее удачных начала речи о защите животных.

Варианты ответов

  • Вообще-то, я очень волнуюсь, так что попрошу поддержать меня аплодисментами.
  • Знаете, как-то раз я спешил домой, и вдруг увидел маленького, жмущегося к крыльцу котёнка...
  • А вы знаете, сколько бездомных животных прямо сейчас ходит по нашим улицам?
  • Я понимаю, что эта тема, возможно, для вас неинтересна...
  • Давайте же уделим хоть толику нашего времени на спасение бездомных животных!

Вопрос 9

Какой не должна быть наша речь? 

Варианты ответов

  • затянутой
  • слишком сухой
  • слишком монотонной
  • эмоциональной
  • близкой к разговорной речи

Вопрос 10

Выберите верные высказывания. 

Варианты ответов

  • при произнесении речи не допускаются никакие конспекты
  • речь должна быть внятной, ясной
  • мимика и жесты должны быть чётко выученными, отрепетированными
  • громкость и темп речи нужно изменять в зависимости от важности информации
  • нужно избегать научного стиля и канцеляризмов

Итоговая  аттестация

            Объединение « Говори публично»

            Форма проведения: итоговая  аттестация - зачёт

            Структура проверочная  работы: зачёт проводится в виде тестовой работы из 10 вопросов с выбором ответа.

Вопрос 1

Правило публичного выступления «Не нарушай границ личной сферы!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)

1) скромности;

2) согласия;

3) симпатии;

4) такта.

Вопрос 2

Правило публичного выступления «Отстраняй от себя похвалы!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)

1) скромности;

2) согласия;

3) симпатии;

4) такта.

Вопрос 3

Правило публичного выступления «Не ругай других!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)

1) одобрения;

2) согласия;

3) симпатии;

4) великодушия.

Вопрос 4

Правило публичного выступления «Избегай возражений!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)

1) одобрения;

2) согласия;

3) симпатии;

4) великодушия.

Вопрос 5

Какова может быть цель выступления на тему «Солнечная энергия - будущее Земли» (выберите один вариант ответа)?

1) Побуждающая;

2) агитационная;

3) информационная;

4) развлекательная.

Вопрос 6

Какова была цель выступления Марка Твена, когда он произнес следующее: «Почтенная старушка Теория вероятностей за свои правильные предсказания пользуется хорошей и вполне заслуженной репутацией. Вы берете газету и смотрите, как решительно и уверенно она рассчитывает, какая погода будет на Тихом океане, на юге, в центральных штатах, с каким горделивым сознанием своей правоты она шествует дальше, пока очередь не доходит до Новой Англии. Здесь хвост сразу опускается. Она не в силах предугадать, какая здесь будет погода» (выберите один вариант ответа)?

1) Побуждающая;

2) агитационная;

3) информационная;

4) развлекательная.

Вопрос 7

В одном из выступлений В. В. Путин сказал следующее: «За первое десятилетие XXI в. принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 1012 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь “средний класс”, образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг». Какова была его цель в данном случае (выберите один вариант ответа)?

1) побуждающая;

2) агитационная;

3) информационная;

4) развлекательная.

Вопрос 8

В каком случае уместно использование этого текста: «Отремонтировали здание Счетной палаты на 160 млн. Даже выстроили сауну. Будут отмывать руки, сидя в сауне» (выберите один вариант ответа)?

1) В официальных документах;

2) в развлекательной телевизионной передаче;

3) в тексте лекции;

4) в приветственной речи.

Вопрос 9

Какова правильная последовательность этапов подготовки к публичному выступлению: 1) составление плана; 2) сбор материала; 3) выбор темы; 4) написание текста (выберите один вариант ответа)?

1) 3, 1, 2, 4;

2) 3, 2, 1, 4;

3) 1, 3, 2, 4;

4) 1, 2, 3, 4.

Вопрос 10

Тезисом называется (выберите несколько вариантов ответа)

1) положение, которое нужно доказать;

2) положение, которое нужно опровергнуть;

3) прием изложения материала;

4) способ привлечения внимания слушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Лаборатория рассказа: мастерская публичных выступлений"

Аннотация к программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ​составлена с целью развития навыков публичных выступлений у старшеклассников.Программа курса предполагает выработку у...