Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности / дополнительного образования
рабочая программа

Широков Евгений Павлович

Программа предназначена для людей пожилого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lfk_aktivnoe_dolgoletie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

          “Политехнический колледж им. Н. Н. Годовикова”

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ ПК им.Н.Н.Годовикова

__________ Михайлов С.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КРУЖОК «ЛФК»

В РАМКАХ ПРОЕКТА «АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»

Составитель:

Широков Е.П.

                                                      Москва, 2020 год

Пояснительная записка к рабочей программе ЛФК

(активное долголетие)

  «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других» (китайская пословица).

«Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, для человека науки – золотая осень» (Вольтер)

 «Здоровое тело – продукт здорового рассудка» (Б.Шоу)  

«Тренируя своё тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким, так же следует тренировать свой разум, свою волю» (М.Горький)

«Нет лучше одёжи, чем крепость мускул и свежесть кожи» (В.Маяковский)

Пожилой возраст, как и любой возрастной этап жизни человека, имеет свои особенности, которые обусловлены естественным биологическим старением, социальным окружением, профессиональным опытом и т д.  Биологическое старение - естественный этап жизни человека, его постепенное физическое угасание, повышение утомляемости, сужается пространство, часто даёт  «сбои» память, тускнеют краски окружающего мира и другие негативные проявления, что предопределяет смену образа жизни и психологического состояния.

Культура старения  (геронтокультура) – это  не «культура для пожилых», а философия жизни  пожилых людей в социуме. Геронтокультура  - свод не писаных правил, обычаев взаимоотношений поколений, в которых центральное место занимают отношения новых поколений к пожилым людям. Именно это определяет образ жизни пожилых людей, влияет на их жизненные ценности и позиции по отношению к самим себе, обеспечивает  социальное самочувствие, социальное настроение, самосознание и образ жизни.

Различают три группы пожилых людей:

Первая  - характеризуется высокой социальной активностью;

Вторая – категория «одиноких» людей (в силу разных обстоятельств);

Третья – категория «нуждающиеся в помощи других».

В настоящее время пенсионеры (60-80 лет и старше) – это многочисленная категория населения, прошедшая разный жизненный путь и по - разному осмысливающая позиции собственных достижений – для себя и для России. Одни – с удовольствием, другие – с упреком себе, третьи – с упреком той стране,  в которой они прожили жизнь (по сравнению со сверстниками за рубежом), четвертые – с покаянием перед детьми и человечеством,  пятые – с осуждением нынешнего положения России и с ностальгией по прошлому, шестые – с реалистической оценкой настоящего и прошлого. Это наиболее типичные позиции пожилых людей (по данным Российской  академии образования).

  На основе выше сказанного предопределяется необходимость организации физкультурно-оздоровительной работы в рамках проекта "активное долголетие".                                                                                                                          В рабочую  программу оздоровления и реабилитации пожилых людей рассчитанную на 52 часа включены знания о значении физической культуре и спорте.  А также практические занятия, которые чередуются с интеллектуальными видами спорта  . Всё это снижает дефицит двигательной активности пожилых людей, создаёт условия для общения людей в коллективе единомышленников, расширяет общий кругозор членов группы занимающихся, поддерживает постоянный жизненный тонус.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ГРУППЫ  ЗДОРОВЬЯ

Комплектование группы начинается после того, как будут определены и подготовлены места для занятий, выделены руководители, решены финансовые и другие вопросы. Для группы необходимо чётко определить постоянный график занятий. Для занятий могут быть использованы спортивные площадки ,спортивный зал.  Места занятий должны быть оборудованы раздевалками, душевыми. При комплектовании группы здоровья необходимо учитывать:

-  возраст занимающихся  (55-65, 66-75 лет), разница в возрасте которых не превышает 10 лет;

- состояние здоровья (желающие заниматься проходят медосмотр по месту жительства);

- пол занимающихся (занятия отдельно для мужчин и женщин, возможны смешанные группы,    при  этом необходимо учитывать их функциональные возможности);

- уровень физического развития  и физической подготовленности.

        В группах обычно занимаются  20 – 25 человек, может быть и меньше. Целесообразно комплектовать группы  по показателям состояния здоровья и их производственной специальности   (инженерно-технические работники,  медицинские, работники культуры,  педагоги и т. д.)  

        Занятия с лицами среднего и пожилого возраста направлены на решение следующих задач:

        - укрепление здоровья, закаливание, повышение устойчивости организма к  неблагоприятным факторам внешней среды;

        - максимальное повышение и  поддержание уровни работоспособности,   продление активной творческой жизни;

        - приобретение занимающимися определенного круга знаний по основам физической культуры и самостоятельному использованию физических упражнений;                                                   - воспитание уверенности в своих силах, развитие физических способностей личности.

Группы здоровья можно организовывать  в учреждениях, учебных заведениях.

Основные направления  групп здоровья   предусматривают:

  • непосредственные практические занятия;  
  • теоретические знания  в области физической культуры  и спорта и здорового образа жизни;
  • пропаганда основ здорового образа жизни в быту.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ УТОМЛЕНИЯ

(по В.А.Зотову)

Признаки

Небольшое

утомление

Среднее

утомление

Большое

утомление

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность покровов

Потливость

Небольшая

Большая

Очень резкая потливость, выступление солей

Дыхание

Учащённое, ровное

Учащённое, периодически наступающее дыхание через рот

Резкое учащение: поверхностное непрерывное дыхание через рот. Отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием (одышка)

Движения

Бодрая походка

Неуравновешенный шаг, покачивание тела

Резкое покачивание тела, отставание  на марше, появление нескоординированных движений

Внимание

Хорошее безошибочное выполнение указаний

Неточность  в выполнении команд, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд

Самочувствие

Нет никаких жалоб

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку

Жалобы на те же явления, а так же на головную боль, жжение в груди, тошноту и рвоту

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На занятиях с лицами среднего и старшего возраста используются разнообразные  упражнения, которые оказывают комплексные воздействия на организм.  В программу включаются  общеразвивающие  упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, упражнения для мышц ног (с учетом всех мышечных подгрупп),  упражнения для мышц туловища (в различных исходных положениях и направлениях).  К упражнениям без предметов относятся упражнения  в  сопротивлении, выполняемые в парах. ОРУ   с предметами: гимнастическая палка, скакалка, малые мячи, гантели, гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка. Широко используются упражнения специального воздействия для укрепления осанки, для укрепления подвижности суставов,  для укрепления мышц тазового дна, для увеличения подвижности грудной клетки и глубины дыхания. Целесообразно использовать  ходьбу и ее разновидности, как не  незаменимое средство в восстановлении функции всех органов и систем организма. Бег – замечательное оздоровительное упражнения для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем организма,  а также для улучшения обмена веществ. В процессе занятий  хороший эффект оказывают  подскоки,  прыжки, которые  воздействуют на  развитие координационных способностей.

Элементы настольного тенниса способствует развитию общей и специальной выносливости, укреплению дыхательной мускулатуры, повышению обмена веществ, лучшей адаптации организма к изменениям температуры внешней среды,  положительно воздействует на нервную систему, способствуют развитию реакции и глазомеру.

ОСОБЕННОСТИ  МЕТОДИКИ  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЙ

Основной вопрос в методике занятий  в группе здоровья заключается в определении необходимого уровня физической нагрузки с учётом состояния здоровья, возрастных физиологических изменений, уровня подготовленности и пола занимающихся. При проведении занятий нужно следить за тем, как занимающиеся переносят физические нагрузки. Об этом можно судить по самочувствию, работоспособности, внешним показателям  (см. схему признаков утомления). Следует особенно осторожно дозировать нагрузку в течение первых двух месяцев, так как в группе могут быть неоднородные по уровню подготовленности, состоянию здоровья, по  степени реакции на физическую нагрузку занимающиеся. Величина физической нагрузки зависит отряда факторов: подбор физических упражнений и их количество, темп, ритм и амплитуда движений, плотность занятия, продолжительность занятия, паузы отдыха  и другие факторы. Следует избегать упражнения на быстроту, задержку дыхания, переходы из положения, сидя в положение, лёжа на спине и обратно, а также на снарядах. Трудность упражнений надо увеличивать постепенно. Большое значение приобретает правильный подбор упражнений для различных групп мышц, чередование напряжений и расслаблений. Количество упражнений в занятии колеблется от 30-40 до 55 и более, чередуемых с ходьбой, бегом, танцевальными и прыжковыми действиями. Количество повторений каждого упражнения варьируется от 6-8 раз (в первые месяцы занятий) до 10-12 повторений (в конце тренировочного цикла). Количество занятий в неделю по опыту работы  с группами здоровья подсказывает, что самое правильное проводить занятия два раза в неделю . Такая продолжительность обусловлена замедленной врабатываемостью и приспособляемостью стареющего организма к физической нагрузке.

Исходное положение (и.п.) определяет трудность, доступность упражнений, влияет на качество их выполнения. Используются следующие И.П.: лёжа на спине - улучшается питание межпозвоночных дисков, оказывается положительное влияние на функции желудочно–кишечного тракта, нормализуется перистальтика кишечника, функции печени и желчного пузыря, укрепляются мышцы тазового дна; лёжа на животе – упражнения положительно влияют на укрепление мышц спины, всего туловища,  но трудны для тучных людей; стоя на четвереньках – при выполнении упражнений разгружается позвоночник, укрепляется мышечный корсет, улучшается деятельность желудочно–кишечного тракта, укрепляются органы женской половой сферы. Темп, ритм и амплитуда выполнения упражнений создают благоприятные условия для крово- и  лимфообразования, содействуют подвижности суставов и  эластичности мышц, обеспечивают равномерное чередование работы и отдыха, предупреждают наступление утомления.

                      ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ  В  ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ

Планирование  физкультурно-оздоровительной работы в группах Здоровья определяется с учётом материально-технической базы, климатических условий, возраста занимающихся и их физической подготовленности. План работы составляется на основе интересов занимающихся и предусматривает количество занятий в неделю, в месяц, в течение года, нескольких лет. В годовой план включаются основные средства физической культуры, теоретические вопросы о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. В предложенном варианте плана можно дополнить то, что подсказывает личный опыт. Многолетний опыт работы оздоровительных групп в нашей стране подтверждает, что  правильное планирование позволяет значительно улучшить показатели здоровья, укрепить основные системы жизнеобеспечения, стабилизировать работу физиологических функций организма.

ФОРМЫ  ЗАНЯТИЙ  В  ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ

Основной формой проведения занятий является урок, который состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть несёт свою смысловую нагрузку и включает самые разнообразные физические упражнения из различных исходных положений. В подготовительную часть включаются: ходьба и её варианты, беговые упражнения, танцевальные шаги, повороты, различные перемещения  на занятии (можно использовать ритмичную музыку). В основной части применяются упражнения, которые способствуют укреплению всех систем организма, используя исходные положения: стоя, сидя, на четвереньках, лёжа на спине, лёжа на животе (ограниченно для полных людей). В заключительной части, продолжающейся 5-7 минут, интенсивность физической нагрузки и эмоциональный настрой снижаются. С этой целью вводятся упражнения дыхательной гимнастики, для глаз, упражнения для расслабления, выполняемые в положении сидя, лёжа на спине. Для лиц старшего возраста заключительная часть должна быть продолжительнее. На протяжении всего занятия руководитель группы создаёт положительное эмоциональное настроение занимающихся. Очень важно сформировать у занимающихся навыки самостоятельных занятий по выполнению  «зарядки», по закаливанию, самоконтролю организма.

А Н К Е Т А

Ценностные ориентации пожилых людей

  1. Познание и духовная культура как главная ценность жизни.
  2. Опека детей  и внуков.
  3. Продолжение жизни в любых сферах приложения сил.
  4. Продолжение профессиональной жизни в прежней сфере.
  5. Прикладная деятельность.
  6. Накопительская ориентация.
  7. Социальная активность.
  8. Погружение в прошлое.
  9. Уход в религию.
  10. Уход в болезнь.
  11. Активный отдых и получение радости от жизни.
  12. Жизнь сегодняшним днем.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ЛФК

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1

2

3

1

Ходьба, её варианты.

2

2

Беговые упражнения, варианты.

2

3

Упражнения с медицинболлами.

2

4

Обще развивающие упражнения (ОРУ): с предметами, в парах, с изменением исходного положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, на четвереньках).

2

5

Упражнения на растягивание и расслабление.

2

6

Оздоровительные ФУ при нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА).

2

7

Оздоровительные физические упражнения при терапевтических и гинекологических заболеваниях

2

8

ЛФК при ССС заболеваниях.

2

9

Дыхательная гимнастика, их разновидности.

2

10

Пальчиковая гимнастика.

2

11

Интеллектуальные игры (шашки )

13

Интеллектуальные игры (шахматы)

13

12

Элементы настольного тенниса.

2

13

Волейбольные упражнения с мячом.

2

14

Работа на тренажерах.

2

Всего:

52

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Введение. Техника безопасности на занятиях. Ходьба с различной скоростью.

1

Правила игры в шашки.

1

Совершенствование различных способов ходьбы.

1

Правила игры в шахматы.

1

Упражнения с медицинболлами.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Закрепление упражнений с медицинболлами.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Общеразвивающие упражнения с предметами, в парах.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Закрепление ОРУ.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Упражнения на растягивание.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Упражнения на расслабление.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Оздоровительные ФУ при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Закрепление оздоровительных ФУ при нарушении (ОДА)

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Упражнения для профилактики терапевтических заболеваниях.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Упражнения для профилактики гинекологических заболеваниях.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Лечебная физкультура для профилактики сердечнососудистых заболеваний.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Закрепление упражнений для профилактики СС  заболеваний.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Дыхательная гимнастика.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Совершенствование  упражнений дыхательной гимнастики.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Пальчиковая гимнастика.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Закрепление пальчиковой гимнастики.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Элементы упражнений  из настольного тенниса  для профилактики зрения и реакции.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

  Совершенствование элементов упражнений  из настольного тенниса  для профилактики зрения и реакции.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Волейбольные упражнения с мячом.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Закрепление волейбольных упражнений с  мячом.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

Работа на тренажерах.

1

Игровая практика игры  в шашки.

1

Работа на тренажерах.

1

Игровая практика игры в шахматы.

1

        49.

Бег. Беговые упражнения.

1

        50.

Игровая практика игры  в шашки.

1

        51.

Совершенствование элементов бега и беговых упражнений.

1

        52.

Игровая практика игры в шахматы.

1

Итого

52

Используемая  литература

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Спортивный массаж

А.А. Бирюкова

Москва, «Академия»,2006 год

2

Основы силовой подготовки

Ю.И. Гришин

С-Петербург «Бизнес-пресса», 2007 год

3

Прикладная физическая подготовка

В.С. Кузнецов

Москва, «Владос-пресс», 2008 год

4

Волейбол на уроках физической культуры

А.В. Беляев

Москва «Спорт Академ Пресс», 2003 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы "ШНО «Эрудиты»"

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 6-7 классов

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельно...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Плетение из бумажной лозы»

     Программа «Плетение из бумажной лозы» создана с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала прогр...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет

Дополнительная образовательная программа   «Ты: твой род и твоя семья», включающая  подпрограмму «История малой Родины в лицах»,   разработана  на основе и в соответствии...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"

Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...