Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 6-7 классов
рабочая программа (6 класс) на тему

Шемуранова Дарья Сергеевна

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

         Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа37.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа

Дополнительная образовательная программа

 внеурочной деятельности

«Очумелые руки»

Для учащихся 6-7 классов

Возраст участников 12-15 лет

Срок реализации программы 2 года

             

                                                      Автор программы: Д.С.Шемуранова

с. Глухово,

Нижегородская область

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

         Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

         В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

         Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

         Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

          Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности программы.

         Программа работы творческого объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 6 классов. Количество детей в группе для освоения программы – 20 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу.

Структура программы

         Программа кружка «Очумелые руки» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

        Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

         Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

       Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с бумагой
  • Ниточная страна
  • Остров ненужных вещей
  • Роспись
  • Лепка
  • Работа с тканью
  • Работа с бисером
  • Работа с природным материалом.
  • Вязание крючком.
  • Творческий проект
  • Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  • Исторический аспект
  • Связь с современностью
  • Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  • Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

       Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  • эскиз
  • воплощение в материале
  • выявление формы с помощью декоративных фактур.

      Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

 

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;

   Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

  • Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  • Занятия будут проходить в послеурочное время.
  • Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  • Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 

Материальное обеспечение

 

  • Природный материал
  • Глина
  • Соломка
  • Ткани разных цветов
  • Перья птиц
  • Нитки разных цветов
  • Капрон, шёлк
  • Опил
  • Полиэтиленовые мешки
  • Картон
  • Спичечные коробки
  • Мочало
  • Яичная скорлупа
  • Стружки
  • Газетная бумага
  • Мука
  • Бумага цветная
  • Ножницы, клей
  • Коряга-ветка для декоративного здоровья

 

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах;
  • о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства ( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
  • о чувашских народных промыслах;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
  • об особенностях лепных игрушек;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
  • о вышивке лентами;
  • о проектной деятельности.

 

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
  • вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  • работать в программе Power Point.

 

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Очумелые руки» (1 час в неделю)

п/п

Раздел

Темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Дата проведен

Теоретич. часы

Практич.

часы

1

2

3

4

5

6

7

1-й год обучения(34 ч)

1

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

1

1

0

2-5

«В чудесном лесу»

Работа с природным материалом

 4

 1

3

 6-21

«Бумажный город»

 

 

 

a) Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация;

15

5

10

 

 3

 

 

1

2

б). Узоры из бумажных лент (квиллинг);

5

2

3

в) бумажная мозаика.

5

1

4

г) оригами

2

1

1

22-28

«Ниточная страна»

 

 

а)Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

б) аппликация из нитяной крошки;

в) ниткопись (изонить)

7

1,5

5,5

 

1

1

5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4,5

29-33

Творческий проект

Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту.

Проект «Подарок»

5

1

4

34

Итоговая выставка

1

1

0

2-й год обучения(34 ч)

1

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

1

1

0

2-7

Остров ненужных вещей

 

 Поделки из бросовых материалов:

Фантиков

Открыток,

Спичечных коробков.

6

3

3

2

2

2

1

1

1

1

1

1

8-11

«Лебединое озеро»

 

 

Знакомство с новым материалом для творчества- яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

 

4

 

1

 

3

12-17

Вышивка лентами

Панно ЦВЕТЫ

6

1

5

18-23

Лепка. Глина. Пластилин

 Беседа

a)Дымковская игрушка

б) филимоновская игрушка

 1

2,5

2,5

 1

0,5

0,5

 0

2

2

24-27

Работа с бисером

Декоративное дерево из монет и гипса.

4

1

3

 

28-32

Вязание крючком

 

вязание столбиков с накидами и без накидов.

5

 1

4

 

33

«Пуховая фантазия»

 

 

Изготовление картины из перьев.

1

0

1

34

Итоговая выставка

1

1

 ИТОГО:

 68

 

 

Литература (для руководителя кружка)

  1. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001;
  2. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 2003
  3. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
  4. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005
  5. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005
  6. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006
  7. Журнал «Школа и производство»
  8. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.
  9. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом мсп, 2007. – 96 С.
  10. Необычные сувениры и игрушки.Самоделки из природных материвлов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.

 

Интернет ресурсы.

  1. http://stranamasterov.ru/blogs_recent
  2. http://mk.delki.ru/2013/02/serdce-iz-cvetov.html
  3. http://masterclassy.ru/pedagogam/vneklassnaya-rabota/