Проект "Здоровье и безопасность"
статья (5 класс)
Научно-практическая конференция «Эффективные практики проведения занятий в современной образовательной организации как условие здоровьесберегающей деятельности в рамках реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Здоровье и безопасность»
Е.И.Гагарина,
учитель русского языка
ГКОУ КШ № 8 г. Арзамаса
Забота о здоровье детей –
это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Состояние здоровья детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических условиях является проблемой первоочередной важности, так как именно хорошее самочувствие позволяет человеку реализовать физические, духовно-нравственные и социальные возможности, составляющие его потенциал.
Сегодня в обществе наблюдаются снижение культуры здорового образа жизни, недостаточно развитые навыки социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь себе и окружающим. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования, поскольку мы видим резкое уменьшение количества здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки и т. д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, то есть невладение ими элементарными навыками здоровьесбережения. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Итак, мы можем сформулировать проблему – недостаточное понимание учащимися важности и ценности ЗОЖ, в связи с чем необходимо формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового и безопасного образа жизни. На ее решение и направлен проект «Здоровье и безопасность», который реализуется в рамках программы развития школы и носит социально-педагогический, краткосрочный характер.
Цель: создание благоприятных условий для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями ценностного и ответственного отношения к своему здоровью, устойчивой потребности в ЗОЖ.
Задачи:
- расширять информационное пространство по вопросам формирования у обучающихся здорового образа жизни;
- обучать практическим способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- содействовать развитию у учащихся навыков ЗОЖ;
- формировать в семейной среде системы мотивации к активной деятельности и здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом, развивать культуру здорового питания;
- организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде ЗОЖ.
Ожидаемые результаты:
- для детей:
- повышение интереса к физкультурным занятиям и спорту;
- сформированные представления о здоровом образе жизни и правилах безопасности жизнедеятельности;
- отношение учащихся к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- для педагогов:
- укрепление физического, психического и социального здоровья детей;
- повышение уровня профилактической работы;
- умение планировать проектную деятельность;
- систематизация методических материалов по итогам реализации проекта;
- совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение мероприятий проекта;
- доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями;
- для родителей:
- активизация участия в школьной жизни ребенка;
- сформированная мотивация сотрудничества со школой;
- повышение коммуникативной, психолого-педагогической культуры;
- самореализация как субъектов образовательной деятельности;
- доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
Формы и методы:
- информационно-аналитические:
- анкетирование;
- опросы;
- консультации;
- тренинги;
- дискуссии;
- наглядно-информационные:
- фотовыставки;
- презентации;
- видеоролик по итогам проекта для учащихся и родителей;
- познавательные:
- акции;
- круглый стол;
- информационно-практические занятия;
- родительские встречи;
- досуговые:
- спортивные мероприятия;
- совместные праздники, экскурсии;
- воспитательные занятия;
- итоговые мероприятия проекта – коллективно-творческое дело «Тропинками безопасности», игровая программа «Молодое поколение выбирает здоровье!»
Проект «Здоровье и безопасность» разработан и реализован творческой группой классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня, педагога-психолога, социального педагога, руководителя детского общественного объединения, педагогов дополнительного образования.
Материально-технические условия: специализированные кабинеты, спортивные залы, мультимедийное оборудование, цифровой фотоаппарат, оргтехника.
Целевая аудитория: В проекте принимают участие учащиеся 5–6-х классов и их родители.
План мероприятий проекта
Мероприятия | Цель | Ответственные |
Вводная диагностика; психологическое заключение по ее итогам | Определение исходного уровня сформированности стремления учащихся к здоровому образу жизни и навыков его поддержания | Педагог-психолог |
Выставка детских рисунков «Моя семья за ЗОЖ!» | Популяризация здорового образа жизни среди учащихся | Воспитатели группы продлённого дня |
Фестиваль спортивных игр | Формирование у подростков потребности в ЗОЖ; развитие интереса к различным видам спорта | Преподаватель спортивно-массовой работы |
Информационный час «Моя личная безопасность» | Ознакомление школьников с различными опасными ситуациями и правильным поведением для их предотвращения | Социальный педагог |
Акция «Мы говорим вредным привычкам – НЕТ!» | Пропаганда здорового образа жизни; воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки; развитие творческого мышления | Председатель детского общественного объединения |
Интеллектуально-спортивная игра «Молодое поколение выбирает здоровье!» | Популяризация ЗОЖ среди детей и родителей | Классные руководители |
Квест-игра «В поисках здоровья» | Формирование представлений о здоровом образе жизни и изучение практических приемов его поддержания | Классные руководители |
Спортивная эстафета «Мы – ребята бравые!» | Укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств, обучение умению быстро и точно выполнять поставленные задания | Классные руководители |
Веселые старты «Дорожная азбука» | Повторение правил дорожного движения | Преподаватель спортивно-массовой работы |
Спортивный КВН «Богатырские забавы» | Развитие ловкости, внимательности, двигательных навыков, умения взаимодействовать в команде; формирование дружеских отношений между детьми | Преподаватель спортивно-массовой работы |
Оформление памятки «Детская безопасность» | Напоминание родителям о необходимости обучения детей навыкам здорового образа жизни | Педагог-психолог |
Спортивный лабиринт на базе центра внешкольной работы города | Развитие внимания, ловкости, точности движений | Воспитатели группы продлённого дня |
Оздоровительная лыжная прогулка (физкультурно-оздоровительная база «Снежинка») | Обеспечение активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни | Классные руководители |
Просмотр фильма «Движение вверх» с дальнейшим обсуждением | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну | Классные руководители |
Игра по станциям «Здоровье и безопасность» | Формирование представлений об основных источниках опасности на улице и дома | Классные руководители |
Викторина «Знатоки правильного питания» | Расширение и систематизация знаний учащихся о правильном питании | Классные руководители |
Круглый стол с родителями «Наша семья – за здоровый образ жизни!» | Создание условий для осознания родителями важности проблемы здорового и безопасного образа жизни | Педагог-психолог |
Дискуссионная площадка «Безопасность на улице» | Совершенствование навыков наблюдательности; формирование осознания ответственности за свою жизнь и здоровье | Воспитатели группы продлённого дня |
Обсуждение на тему «Почему погибли люди?» на основе материалов печатных СМИ | Развитие умения работать с печатными изданиями, получать и передавать нужную информацию | Классные руководители |
Сюжетно-ролевая игра «Мои действия в чрезвычайной ситуации» | Закрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях | Воспитатель группы продлённого дня |
Посещение пожарной части | Расширение кругозора учащихся; воспитание уважения и интереса к опасной профессии пожарного | Классные руководители |
Консультация для родителей детей группы риска «Организация активного семейного отдыха в каникулы» | Формирование представлений родителей о значимости активного семейного отдыха в каникулы | Социальный педагог |
Создание видеоролика «По страничкам проекта “Здоровье и безопасность”» | Формирование у учащихся чувства удовлетворения своей деятельностью в рамках реализации проекта | Руководитель проекта |
Коллективное оформление плаката «Везде и всюду будем осторожны!» | Обучение школьников планированию, обобщению и оформлению собранного материала | Классные руководители; воспитатели группы продлённого дня |
Фотоотчет по реализации проекта «Здоровье и безопасность» | Иллюстрированный отчет о проведенных мероприятиях в фойе школы | Руководитель проекта |
Коллективно-творческое дело «Тропинками безопасности» | Формирование у учащихся навыков здорового и безопасного образа жизни | Воспитатели группы продлённого дня |
Совместное посещение детьми и родителями физкультурно-оздоровительного комплекса (ледовой арены) с последующим оформлением фоторепортажа | Обучение учащихся и родителей практическим приемам организации совместного досуга в семье | Классные руководители |
Итоговая диагностика по проекту «Здоровье и безопасность» | Оценка уровня сформированности у обучающихся знаний о здоровом и безопасном образе жизни | Педагог-психолог |
Обобщение и систематизация материалов проекта | Подведение и обобщение итогов проекта, анализ эффективности проектной деятельности, оформление отчетной документации | Руководитель проекта |
Оценка эффективности проекта проходила при помощи опросов и анкетирования его участников и организаторов, совместного обсуждения промежуточных и заключительных результатов, отзывов учащихся, педагогов и родителей о проведенных мероприятиях.
Полученные результаты позволили сделать выводы о том, что:
- проект оказался успешным и значимым для образовательной организации;
- участники удовлетворены своей деятельностью в рамках его реализации;
- были применены эффективные формы и методы работы с учетом возрастных и психофизических особенностей детей;
- повысился уровень понимания учащимися и родителями ценностного и ответственного отношения к здоровью;
- у участников проекта были сформированы мотивационные установки на ведение безопасного и здорового образа жизни;
- совместные мероприятия положительно повлияли на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами образовательной организации и позволили включить семьи в развивающее образовательное пространство школы.
ЛИТЕРАТУРА:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117
В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194818-1359894336.jpg)
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».
Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе «Основы безопасности жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-579228-1422903254.jpg)
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-996961-1516790155.jpg)
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/16/picture-1038388-1526470122.jpg)
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»
Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!» Актуальность и просто жизненная не...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/23/picture-1394762-1671782376.jpg)
Безопасность детей на улице и на дороге. Безопасность детей дома. Информационная безопасность в сети интернет.
Презентация для классного часа и педвсеобуча....