Предметная неделя «Грамотеи»
методическая разработка

Цель мероприятия: Углубить знания учащихся по русскому языку; Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству; Способствовать развитию логического мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotei_2020.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Предметная неделя

«Грамотеи»

  Подготовила:

учитель письма и чтения

  Кочетова Елена Геннадьевна

р.п. Благовещенка

октябрь 2020 год

Цель мероприятия: Углубить знания учащихся по русскому языку; Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству; Способствовать развитию логического мышления учащихся.


Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.


Наше мероприятие  имеет необычное название - "ВИКТОРИНА".

Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

(Викторина – это  когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них).

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.

Вы будете соревноваться, отвечая  на вопросы по русскому языку.

Внимательно слушайте  задания и условия их выполнения.

Вперёд! К победе!

 «Дальше, дальше...»

  Я  буду задавать вопросы. Каждый правильный ответ дает  очко.

Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

 Чем Предложный падеж отличается от других падежей?( Может употребляться только с предлогами.)

Какого лица и числа местоимение «вы»? (Мн. ч., 2- го л.)

 Сколько букв в русском алфавите? (33)

Как называются элементы русского языка, которые слышатся, но не видятся? (звуки)

С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

Какие буквы не обозначают звука? ( ь и ъ)

Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Как произносится согласный звук? (Отрывисто)

Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)

Какая часть речи в предложении обозначает действие? (глагол)

На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

Что такое однокоренные слова? (Слова с общим корнем.)

С помощью каких частей слова могут образовываться новые слова? (С помощью приставки, суффикса.)


«Конкурс пословиц»

Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

 «Крылатые выражения»

А.С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.

1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохо работать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать)


 «Пословицы шутят».

(Послушать пословицу и исправить слово, которое искажает смысл).

 Ус хорошо, а два лучше.

 Голод – не щётка.

Один в золе не воин.

 Жди у горя погоды.

Дружба дружбой, а кабачок врозь.

Толочь в ступе соду.

Нашла коза на камень.

Не зная броду, не суйся в моду.

Трус кормит, а лень портит.

Лес рубят – кепки летят

 Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

От добра бобра не ищут.

 В здоровом теле здоровый пух.

Крутится, как булка в колесе.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Купить кита в мешке.

Соловья башнями не кормят.

Ответьте, о ком или о чем говорится.

1. «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

2. Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

3. Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

4. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

5. Как называется школьный известняк? (Мел.)

6. Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

7. Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

8. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

9. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

10. В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

«Постижение народной мудрости»

 Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.

1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)

2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)

3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

4. Обвершка строения или крыша (Кровля)

5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)

7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)

8. Куча, толпа насекомых (Рой)

9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)

10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)

«Эстафета»

Можно использовать флажок (эстафетную палочку, мячик, кубик). Ведущий (учитель) произносит заранее подобранные слова, имеющие антонимы. Вам необходимо встать, быстро называет антоним и передает предмет другому участнику игры.

большой (маленький)

высокий (низкий)

длинный (короткий)

широкий (узкий)

нежный (грубый)

храбрый (трусливый)

умный (глупый)

чистый (грязный)

толстый (тонкий)

глубокий (мелкий)

прямой (кривой)

левый (правый)

первый (последний)

верхний (нижний)

тяжелый (легкий)

острый (тупой)

горячий (холодный)

светлый (темный)

белый (черный)

мокрый (сухой)

громкий (тихий)

сладкий (горький)

хороший (плохой)

скупой (щедрый)

больной (здоровый)

дорогой (дешевый)

передовой (отсталый)

смеяться (плакать)

хвалить (ругать)

заболеть (выздороветь)

здороваться (прощаться)

поднимать (опускать)

поломать (починить)

нагревать (охлаждать)

труд (безделье)

добро (зло)

правда (ложь)

мир (война)

холод (жар)

свобода (рабство)

Вопросы-шутки

1.В каком слове сорок гласных? 
2. В каком слове сто согласных? 
3. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? 
4. В каком числительном содержится приказ? 
5. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? 
6. В каком слове 100 отрицаний. 

"Доскажи словечко".         

За каждый правильный ответ – 1 балл

1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).

2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).

3. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол на наш с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).

4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).

5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).

6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).

7. В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).

8. В зелёном  поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).

9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).

Подведение итогов

Я хочу закончить наше мероприятие словами Ивана Сергеевича Тургенева:  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Сценарий проведения предметной недели в начальной школе. (Неделя информатики).

В школе № 1234 очень много традиций. Одной из таких традиций является проведение предметных недель.  Данные мероприятия проводятся уже не первый год. С начала учебного года учащиеся начальной сту...

«Организация предметной недели – на примере недели географии»

цели, задачи, принципы организации недели географии. Ожидаемые результаты. мероприятия , проводимые в рамках недели географии...

"Неделя спорта и искусств" - план мероприятий предметной недели

План предметной недели ШМО учителей физической культуры, технологии, музыки и изобразительного искусства....

Неделя истории (материалы предметной недели в школе)

Материалы предметной недели истории в КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3, проведенной 20-25 января 2014 года с учениками старших классов (8-11 классы)....

Из опыта работы. Предметные недели. Неделя технологии.

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире п...