2024 г. Сценарий мероприятия "Масленица широкая!"
методическая разработка

Нина Андреевна Данилова

Материал предназначен для детей школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

                            Сценарий праздничного мероприятия

                                    «Масленица широкая!»

 

Цель мероприятия: Приобщение детей к национальным традициям русского народа.

Основные задачи:

  • формирование у детей устойчивого интереса к русской культуре, к обычаям народа;
  • расширение представлений о разнообразных традициях, которые характерны русской Масленице;
  • воспитание любви и уважения к культурному наследию, чувства патриотизма;
  • доставить детям радость от совместной игровой деятельности;
  • способствовать развитию творческих способностей воспитанников.

Форма организации мероприятия: литературно-музыкальная композиция с просмотром презентации и играми.

Количество участников: 55 детей.

Оснащение мероприятия:

  • русские народные костюмы;
  • чучело Масленицы;
  • ПК, проектор, экран;
  • музыкальный центр.

Подготовка:

Для украшения зала, в котором будет проходить мероприятие, можно использовать яркие платки и шали, изображение солнца, рисунки.

Звучит веселая музыка.

Ведущие встречают пришедших на праздник детей, родителей, гостей.  

Ход мероприятия

Ведущий(1):

В город нынче пришла

В гости Масленица!

Русская, старинная,

Румяная да блинная!

Со «Снежными городками»,

Горячими пирогами,

С бубликами да баранками,

Тройками да санками!

Ведущий(2):

Привезли мы подарки вам разные,

Зашумел уже ярмарки ряд.

Ждут вас игры и песни

прекрасные,

И старинный славянский обряд.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (1): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем праздновать Масленицу! Масленица — один из самых древних, любимых и веселых народных праздников. Издавна любили на Руси Масленицу. В это время прощались с зимой и прославляли весну.

Чтец (1):

Ой, да масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой, да масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Чтец (2):

Широкая Масленица - Сырная неделя! 

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. 

Печь блины и развлекаться будем всю неделю, 

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (1): Всю неделю гостит у нас Масленица. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". 

Яркие салазки с горочек скользят. 

Целый день веселье. Наступает вечер... 

Накатавшись вволю, все блины едят.

Ведущий (1): Понедельник называли «Встречей Масленицы», и отведен он был для подготовки праздника. Люди поднимались на высокую гору, пели песни, зазывали Масленицу.

(Демонстрируется слайд.)

Все решали, с кем и как проводить праздник, с кем встречаться на Масленой неделе.

В этот день строили ярмарочные балаганы, различные аттракционы, карусели и качели, заливали ледяные горы и шили чучело Масленицы.

(Демонстрируется слайд.)

Проводится конкурс «Качели».  (Используем ведерко, которое подвешивается на скакалку или веревку. Два помощника раскачивают «качели», участники команд по очереди бросают в ведерко «снежки»)

Ведущий (2): А дети в это время разносили маленькие блиночки-приглашения тем, кого родители желали видеть у себя в доме в последний день Масленицы.

Разносили не все маленькие блинчики - часть их была предназначена для магического действия: их бросали как можно выше, приговаривая:

Уходи, зима сопливая,

Приходи, лето красное,

С сохою-бороною, с пшеничкою.

Показывая тем настоящему солнышку, на примере его блинного изображения, как высоко оно должно подниматься в небе, чтобы сильнее греть землю.

Упавшие блинчики не выбрасывали, потому что на исходе зачастую голодной зимы такое расточительство было просто немыслимо. Поэтому, отряхнув от снега, блинчики съедали, приговаривая: «Не поваляешь - не поешь».

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (1): Пока мужчины строили, а дети разносили приглашения, женщины делали из соломы чучело Масленицы. Набивали уродливую голову, чтобы хорошо горела, сеном и наряжали чучело в изодранные ветхие одежды.

(Демонстрируется слайд.)

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. 

Все гулять, резвиться вышли, как один! 

Игры и потехи, а за них - награда: 

Сдобный и румяный масленичный блин!

Ведущий (2): Во вторник начиналось катание с гор и на качелях. Парни и девушки заигрывали друг с другом. Этот день так и называли — «Заигрыш».

(Демонстрируется слайд.)

Давайте и мы вспомним старинные русские забавы.

Проводится конкурс «Перепляс». (Делим зал на две команды, желательно на женскую и мужскую. Включаем записи песен сначала для одной команды, а затем – для другой. )

Ведущий(1):

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. 

Каждая хозяюшка колдует у печи. 

Кулебяки, сырники - всё им удаётся. 

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Ведущий (1): Среду называли «Лакомкой». Одна из трапез в этот день, по обычаю, обязательно должна быть блинной. Блины — не просто еда. Это символ долголетия, здоровья и богатства. Блины были домашние и уличные. С утра до вечера по площадям и улицам городов ходили блинщики и выкрикивали: «Кому блины горячи, кому маслены».

В этот день тещи зазывали зятьев на блины и всячески старались им угодить, а зятья без опаски могли высказать обиды.

(Демонстрируется слайд.)

Ансамбль «Сударушка» исполняет песню «Ой, блиночки мои» 

Как на Масленой неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть!

 Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 Как на Масленой неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Проводится конкурс «Блиноеды». (Приглашаем для участия два игрока. Завязываем им руки за спиной. Без помощи рук им необходимо съесть блин, который лежит на тарелке. Кто быстрее это сделает, тот и победит)

Ведущий(2):

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. 

Ледяные крепости, снежные бои... 

Тройки с бубенцами на поля выходят. 

Парни ищут девушек - суженых своих.

Ведущий (2): Четвертый день - Широкий четверг. В это день начинался разгул: ряженые, скоморохи, катание на лошадях и с горы, игры, кулачные бои. Все шумело и веселилось. Все трапезы в этот день были блинные. И уж в четверг-то можно было всяких блинов покушать, каких только душа пожелает. А уж такое веселье на неделе можно было увидеть только еще в воскресенье, на проводах Масленицы.

(Демонстрируется слайд.)

Проводится конкурс «Катание на лошадях». ( Участники команд соревнуются в гонке на лошадях-швабрах)

Ведущий (2):  Часто ради забавы шли «стенка на стенку» и устраивали поединки «сам на сам» вовсе не потому, что были агрессивны. Языческий смысл кулачного боя заключен в том, что бог Ярила-пахарь борется с Мором (Морозом), чтобы вернуть земле материнство, способность плодоносить.

За боем следил самый сильный и уважаемый из мужчин. Свято соблюдалось правило: не бить лежачего.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий(1):

Эй, народ наш озорной,

Сейчас увидите вы славный бой.

По традиции старинной,

По легенде самой длинной

Объявляем сей же час

Бой кулачный лишь для вас!

Проводится конкурс «Кулачный бой» Участники команд выстраиваются в шеренгу, становятся лицом друг к другу. Сжимая кулаки, прислоняют их к кулакам соперников и пытаются таким образом вытолкнуть соперника за линию.

 

Ведущий (1):

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... 

Тёща приглашает зятя на блины! 

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, 

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Ведущий (1): В пятницу теща гостила в доме зятя и учила дочь печь блины. Называли этот день «Тещины вечерки».

(Демонстрируется слайд.)

Проводится конкурс «Напеки блинов». Участники команд соревнуются в ловкости: носят блин (из пластелина) в сковородке. Когда бегут, подбрасывают блин вверх так, чтобы не удержать его в сковороде и не уронить.

Ведущий (2):

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". 

Вся родня встречается, водит хоровод. 

Праздник продолжается, общее веселье. 

Славно провожает Зимушку народ!

Ведущий (2): Суббота называлась «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий(2):

Проводится конкурс «Дорогу Весне!» «Чистим снег» лопаточками. Снежки разбросаны по залу. Участники лопатками собирают снежки и относят их в свои коробки.

Ведущий (1):

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. 

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". 

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, 

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Ведущий (1): В воскресенье - «Широкая Масленица». И, наконец, наступал последний день. Если все шесть дней в основном Масленицу праздновали в кругу семьи, ходили друг к другу в гости, то последний день был всеобщим праздником. Начинается праздник в полдень. Весь народ собирается на площади, где шумит веселая ярмарка.

(Демонстрируется слайд.)

Ансамбль «Сударушка» исполняет частушки.

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

2. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

3. Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя –

Можно съесть и лишнего.

4. Прилетали марсиане,

Были все довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

6. Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

7..На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

8.Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

9.Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

После задорного и веселого пения частушек начинались все остальные развлечения: катание на санях и качелях, валяние в снегу.

Вершина праздника — взятие снежного городка.

 (Демонстрируется слайд.)

Мы с вами сейчас поиграем в похожую игру.

Конкурс «Снежный волейбол»

 Ребята делятся на две команды, им выдается одинаковое количество «снежков» из синтепона.  Команды размещаются на импровизированной волейбольной площадке. (Используем сетку для настольного тенниса, которую крепим к двум шестам. Сверху шесты декорируем расписными варежками) Ведущий включает музыку, и команды начинают друг друга «забрасывать снежками». Как только Ведущий выключает музыку, игра останавливается. Каждая команда подсчитывает «снежки», которые оказались на их стороне к моменту окончания игры. Выигрывает та команда, у которой «снежков» оказалось меньше.

Ведущий (1): Как вы думаете, кто должен был победить в игре, которая символизирует взятие «снежного городка»? (Ребята отвечают.)

Снежный город обязательно должен пасть - это символизирует победу над зимой. После игр и забав все собирались в круг возле чучела Масленицы и кричали ей:

(Действующие лица встают в круг и водят хоровод, в центре круга — чучело Масленицы. Звучит музыка. Все произносят текст.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Чтобы все метели

Разом улетели,

Чтобы птички пели,

Травки зеленели,

Небеса синели

И колосья зрели!

Чтобы все невзгоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы —

Пусть горят, сгорают,

К солнцу улетают!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

С этими словами чучело сжигали. Масленица погибала в огне. Огонь - символ солнца и тепла - одерживал победу над зимой.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (2): Еще этот день называли «Прощеным воскресеньем»: все просили прощения друг у друга за причиненные обиды.

Вот так заканчивалась Масленица.

Ведущий(2):Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Все участники и гости мероприятия угощаются блинами.

                                                                                            Авторы – разработчики:

                                                                                            Данилова Н.А.

                                                                                            Козлова М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Широкая Масленица"

Данный сценарий можно использовать для подготовки гуляний на улице....

Сценарий праздника "Широкая Масленица"

Масленица - это старинный славянский праздник проводов зимы.   ...

Сценарий праздника «Широкая масленица»

Праздник знакомит учащихся с народным праздником «Масленица»,  расширяет представления учащихся о народных традициях  и обычаях  проведения этого праздника, развивает память, внимание, ...

Сценарий праздника: "ШИРОКА МАСЛЕНИЦА"

Сценарий праздника: "ШИРОКА МАСЛЕНИЦА"...

Сценарий праздника "Широкая Масленица на Дону"

Праздник Масленица имеет свои особенности в каждом регионе....

Сценарий праздника " Широкая Масленица"

Цель: Познакомить с традициями праздника «Широкая Масленица». Задачи:   1.Познакомить с праздником “Широкая Масленица” , дать представление детям о народных традициях, обрядах.2. Р...

Сценарий мероприятия "Широкая Масленица"

Классный час – это школьное мероприятие, направленное на организацию воспитательной работы с детьми. Как правило, он проводится регулярно в одно и то же время, но при этом не входит в стандартное расп...