Региональный компонент "Мы разные, мы вместе!"
методическая разработка (8, 9 класс)

Ахмадулина Дина Александровна

Методическая разработка занятия "Разговоры о важном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разговоры о важном175.99 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к культурному наследию

______________________________________________________________

Тематическое направление

 «Мы разные, мы вместе»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8–9 классов по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ», Региональный компонент к федеральному занятию,

дополненное содержание Республики Бурятия.

_____________________________________

Автор: Ахмадулина Дина Александровна,

МБОУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа»

2023 год

Структура описания методической разработки
II Республиканского конкурса методических материалов педагогов на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном»

с использованием регионального компонента:

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление методической разработки воспитательного

мероприятия «Приобщение к культурному наследию».

1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия «Мы разные, мы вместе».

1.3. Актуальность и обоснование выбора темы: Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных языках, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки на языках народов Российской Федерации.

   Известно, что языки могут исчезнуть, если люди перестанут говорить, писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех странах: идёт сужение языковой карты мира.

Лингвисты говорят, что набирает обороты так называемый планетарный

языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдаётся не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации. Мир встаёт перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Без любви к Отечеству и своей малой Родине, уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): 8 – 9 класс (13-15 лет).

1.6. Цель: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового  разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

Задачи:

1. Сохранить историческую память и преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.

2. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свою семью, школу, класс.

1.7. Планируемые результаты:

- создать положительную мотивацию для сохранения родных языков;

- воспитание чувства уважения и гордости за свою Родину.

1.8. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Форма проведения воспитательного  мероприятия -классный час. Классный час содержит     большие         возможности для решения названных задач. Он развивает личность ученика, его творческое мышление, учит анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.  

1.9. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

    Классному часу как форме внеурочной воспитательной деятельности присуще неформальное общение, что дает возможность для реализации пристрастий и особенностей обучающихся, развивая их индивидуальности, а также для дополнительного общения с одноклассниками, для самоутверждения в школьном коллективе. И напротив, неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать которые не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности учащихся.    

1.10. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (Кл. руководитель, методическая разработка).

1.11. Материально-технические, информационные ресурсы:

 - сценарий;

- методические рекомендации;

- комплект интерактивных заданий;

- презентационные материалы;

- видеоролик;

- листы формата А2 или А1 для записи.

2. Основная часть

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет родной язык в жизни каждого человека. Показ видеофильма, обсуждение. Значение сохранения бурятского языка в РБ.

Часть 2. Основная

Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в группах. Дискуссия.

Часть 3. Заключение. Варианты творческого задания.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут)

Учитель.

  Наша страна является не только крупнейшей державой мира. На её территории проживают представители свыше 190 национальностей. Большинство народов России на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Мы очень разные, но веками живём вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем единое целое. Мы, граждане России, – единая общность, россияне. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. Большую роль в жизни нашей многонациональной страны играет русский язык. Давайте вспомним, какие слова в русском языке обозначают общение, речь.

Работа с интерактивным заданием №1. Филворд «Общение»

Слова: коммуникация, речь, говорение, диалог, изречение, высказывание, произношение, молва.

  В нашей республике, да и на всей нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Внутренние качества людей тоже бывают разные: одни качества помогают нам жить в обществе, это положительные качества, а другие – наоборот, мешают – это отрицательные качества. (С помощью таблицы ребята зачеркивают те качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, а качества, которыми должны обладать).

Учитель.

Наше сегодняшнее занятие будет посвящено не только русскому языку как языку межнационального общения народов нашей страны, языку государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, но и родным языкам. Это важный факт: в нашей стране люди разговаривают не только на русском языке, но и на своих родных языках, сохраняя культуру своего народа. Давайте посмотрим видеофильм о разнообразии родных языков в нашей стране. Демонстрация видеофильма (дикторский текст).

Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни человека.  Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных языках, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки на языках народов Российской Федерации. Известно, что языки могут исчезнуть, если люди перестанут говорить, писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех странах: идёт сужение языковой карты мира.

Лингвисты говорят, что набирает обороты так называемый планетарный языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдаётся не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации.

Мир встаёт перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж. Правительство нашей страны понимает: теряя языки, общество беднеет, поскольку каждый язык – уникальное явление человеческой мысли и культуры. Поэтому так многое делается в нашей стране для сохранения языков

народов Российской Федерации. А также для популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям являются основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Учитель.

Посмотрите на карту нашей республики. Она расположена на  берегу Байкала. Бурятия является многонациональным регионом. Много столетий на этой территории проживают представители более ста национальностей, из них наиболее многочисленны русские, буряты,  украинцы, татары, армяне, белорусы. Самые многочисленные по численности - буряты. Вторые -русские. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Уважать и поддерживать родной язык республики.

– Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.

Комментарий: далее приводятся варианты организации деятельности

учащихся. Можно использовать интерактивное задание или упражнения для

работы в группах с учётом особенностей класса и технических

(организационных) возможностей.

Интерактивное задание.

 Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». «Народов много — страна одна!»

(Описание: Пояснения, которые даются после каждого вопроса, зачитывает учитель)

Учитель.

Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта:

«Народов много — страна одна!»

Попробуйте ответить на вопросы диктанта 2022 года. (Задать вопросы).

Учитель.

Национальный костюм — всегда отражение народных традиций. Поэтому, давайте познакомимся с бурятскими национальными костюмами (карточки, презентация).

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.

  Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.

С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой. Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

C:\Users\Кабинет1\Desktop\разговоры о важном\b53da1ca2728002934deeb4fc7807602-800x.jpg

Учитель.

– Ребята, как вы думаете, нужно ли сохранять старинные костюмы? Разве они сейчас кому-то интересны?

Народная песня – зачем она современным молодым людям?

Народное творчество – зачем музеи собирают старинные вещи, поделки?

Почему на уроках литературы мы изучаем народный эпос?

(Ответы учащихся)

Учитель.

– Вы правы. Конечно, сохранение предметов старины, быта, изучение памятников культуры, литературы, искусства позволяет нам сохранять культуру наших предков, знать наши традиции, нашу историю, передавать из поколения в поколение духовные ценности. Мы говорим на разных языках, а эти духовно-нравственные ценности для нас всех одинаковы. Вот почему тема сегодняшних занятий называется «Мы разные, мы вместе».

Язык.

Современное состояние бурятского языка

     Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются духовные ценности, сохраняется культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями. Похвально знать много языков. Сколько языков столько и культур.

     По данным Росстата, буряты стали вторыми по образованности в стране. В то же время вошли в тройку национальностей с самым низким владением родным языком. 45% не говорит на бурятском языке. Носителей бурятского  языка в республике  Бурятия - 286869 человек. На 1000 человек 181 считают родным языком русский язык.

     Причиной угрозы исчезновения языка социологи назвали невостребованность. Родной язык, оказывается, может стать ненужным. «Человечество столкнулось с проблемой массового вымирания: языковое разнообразие нашего мира стремительно сокращается. Когда язык исчезает, с ним исчезает целый мир знаний. Со смертью каждого языка мы теряем невоспроизводимое культурное наследие; уникальную перспективу окружающего мира, и, самое главное, мы теряем память о том, как целое общество выражало юмор, любовь, жизнь. По существу, мы теряем память многих веков жизни народа».

Задание: предложить пути сохранения бурятского языка. Работа в группах. Обсуждение.

Задание: напишите, какие духовно-нравственные ценности объединяют

нас (4–5 понятий). По завершении работы мы уточним наши представления. В беседе в свободной форме подводятся итоги выполнения задания, обсуждаются выбранные ребятами ценности.

(Для подведения итогов обсуждения)

Учитель.

– Среди этих ценностей – то, что дорого каждому народу, каждой семье, каждому человеку: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.И нам важно сохранить эти ценности, объединяющие нас.

Задание. «Как я это понимаю»

Оборудование: листы ватмана, ручки / карандаши / фломастеры.

На листах бумаги большого формата написаны слова: «Родина», «труд»,

«семья». Обучающиеся делятся на 3 команды. Члены команды в течение 2–3 минут пишут на листе ватмана, что для них означает слово, вынесенное в заголовок; можно нарисовать небольшой рисунок. По сигналу учителя команды меняются листами, выполняют аналогичное задание. Каждая команда должна поработать с 3 листами. Педагог избирательно зачитывает записи на листах.

Возможные примеры:

✓ Родина: Россия, земля, народ, герой, подвиг;

✓ Семья: любовь, верность, здоровье, забота, дети, родители;

✓ Труд: цель, взаимопомощь, творчество, настойчивость, усердие.

Листы ватмана можно прикрепить на доску: к результатам работы в группах педагог и обучающиеся ещё раз обратятся в завершение основной части занятия.

3. Заключение (до 5 минут)

Учитель.

Так почему мы, живя в такой большой многоязычной стране, все же понимаем друг друга?

(Ответы ребят)

Учитель. Думаю, вы правы – наш народ объединяют одинаковые духовно-нравственные ценности.

Это самое дорогое для нас: справедливость и честь, достоинство и гордость за героев нашей истории, воля и вера в добро, ответственность, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Объединяет нас наша общая история, наша культура, русский

литературный язык и уважение к родным языкам и культурам народов России.

Важно понимать, что нам нужно беречь эти ценности, объединяющие нас.

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

классные руководители 8-9 классов могут использовать данную методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых культуре народов. По желанию классные руководители могут внести изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но вместе мы - Россия"

Проект "Мы разные, но вместе мы - Россия" заканчивает курс изучения литературного краеведения в 5 классе...

Фестиваль"Мы разные,мы вместе!"

Демонстрация творческих способностей детей....

Открытый классный час на тему "Мы все такие разные, но вместе"

Этот материал можно использовать среди 5,6 классов...

Классный час "Мы разные. Мы вместе"

Данный классный час призван содействовать воспитанию толерантности у студентов в условиях многонациональной России;  расширить и обобщить знания о понятии «толерантность»; познакомить с законодат...

Мой мастер- класс "Мы разные-мы вместе"

Мастер-класс по теме ""Мы разные-мы вместе"...

Творческий конкурс "Мы разные, мы вместе-2019"

Открытый областной творческий конкурс для обучающихся образовательных учреждений, реализующих АООП «Мы разные, мы вместе - 2019» Организатор конкурса: Митрофанова Валерия Александровн...

Классный час "Мы -разные, мы - вместе"

Я, ты, он, она – вместе дружная страна, в слове « мы» - сто тысяч «я»!- так оптимистично и жизнеутверждающе начиналась популярная в мое время песня. Далее в песне следует...