Проект "Тени сказок Севера"
рабочая программа

Мировалова Светлана Муссалимовна

Ключевая идея

Создание  видео-экранизации одной сказки на выбор по книге Анны Митрофановны Коньковой (от первых знакомств со сказкой до монтажа готового видео) и как итог – понимание уникальности истории и культуры родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teni_skazok_severa.docx60 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..
  2. Содержание программы………………………………………………………….
  3. Планируемые результаты………………………………………………………
  4. Тематическое планирование…………………………………………………....
  5. Календарно-тематическое планирование…………………………………….
  6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………………………
  7. Список использованной литературы………………………………………….

Пояснительная записка

Всякий театр – тайна, а теневой, самый древний и поэтичный, - особенно. Таинственна вся его обстановка. Когда в тишине затемненного зала на слабо светящемся экране проступают силуэты персонажей, от ожидания чуда перехватывает горло…

В царстве театра теней нет ничего мрачного. Искусство теневого театра - светлое искусство. Это магический, волшебный театр. Теневой театр - это древнейший прототип кино. А кино - усовершенствованный двадцатым веком театр теней. Уже много сотен лет люди с помощью света, темноты и экрана превращают легенды в реальность.

По всему миру театры теней любимы людьми, особенно в странах Востока. Там его традиции бережно охраняют. В Китае, наверное, самый древний теневой театр, ему больше двух тысяч лет. Легенды рассказывают об императоре Ву Ту, жившем в 121 году до н.э. Правитель потерял любимую супругу, и ничто не могло утешить его в горе. Тогда некий помощник вырезал из бумаги тень супруги императора и показал ему сценку на освещенном экране. Император успокоился и ежедневно садился перед экраном и смотрел на свою жену. Так родился теневой театр.

В наши дни теневой театр переживает второе рождение, по всему миру проводятся фестивали, открываются новые теневые театры, а элементы этого искусства активно используются в драматических постановках в качестве особенного выразительного средства.

В России тоже полюбили теневой театр и стали показывать представления по сказкам, литературным произведениям, стихотворениям.

Главный в теневом театре, конечно, художник. Только он может нарисовать выразительные силуэты героев спектакля и декораций. В остальном устроить теневой театр совсем нетрудно.

Свет играет в теневом театре очень важную роль. Лампу устанавливают позади ширмы. Зрители сидят по другую сторону экрана и видят тени движущихся на экране фигур.

Фигуры (вырезанные силуэты) нужно водить за специально прикрепленные подставки. Водить следует плавно, без дрожания и рывков.

Показывать спектакль удобно вдвоем. Показывающие распределяют между собой роли заранее, договариваются, кто, когда и откуда появляется на экране. Фигуры перед постановкой лучше разложить перед экраном. Неподвижные силуэты – декорации перед спектаклем прикрепляют к планкам.

Благодаря театру ребенок познает мир в первую очередь сердцем. Здесь он учится выражать свое собственное отношение к добру и злу, преодолеть робость, неуверенность. Для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя.

Искусство театра теней способно быть многоликим, что является отличной возможностью для творчества. Все виды художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой) гармонично и полно сочетаются в искусстве театра теней. Теневая фигура – визуальный образ, способный трансформироваться. На экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность дофантазировать, домыслить увиденное.

Театр теней – одна из популярных забав, как у детей, так и у взрослых. Театр – одно из любимых зрелищ детей разного возраста и важнейшее средств их всестороннего развития, в первую очередь за счет живого общения со зрителем.

В современном мире все больше становится актуальной тема гармонии человека и природы. Сказки северных народов в данном случае – лучший способ донести мудрость древних северных людей, как до маленького человека, так и для взрослых, мыслящих людей.

Высокий потенциал фольклорного наследия северных народов объединит существующее наследие кондинской сказительницы и творческого мышления детей.

Ключевая идея

Создание видео-экранизации одной сказки на выбор по книге Анны Митрофановны Коньковой (от первых знакомств со сказкой до монтажа готового видео) и как итог – понимание уникальности истории и культуры родного края.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Популяризацию литературного наследия мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой (известной более как «бабушка Аннэ»), культуры и мировоззрения северных народов на примере героев мансийских сказок и легенд, посредством экранизации в форме театра теней с использованием современных мультимедийных технологий и погружения детей в атмосферу съемочных работ.

* Посещение экскурсий и практических занятий в

МУК «Районный краеведческий музей им. Н.С. Цехновой»

* Формирование творческой группы для создания контента по сказкам

А.М. Коньковой

* Проведение серии мастер-классов "Театр теней своими руками"

* Создание цикла видео-спектаклей по книге А.М. Коньковой с детьми.

Содержание программы

Бабушка Аннэ - так звали легендарную мансийскую сказительницу, писательницу, фольклориста, Заслуженного деятеля культуры ХМАО-Югры Анна Митрофановну Конькову (уроженка мансийской деревни Евра из рода "Чайки", ныне территория Кондинского района, ХМАО-Югры). Исследователь фольклора манси И. Авдеев указывал, что «певцы и сказители у манси – не профессионалы. Однако, исполнение фольклорных произведений требует большого мастерства». А. М. Конькову называли сказительницей большого дарования, трансформировавшей услышанное в детстве в оригинальные произведения. Их можно считать своеобразной «мансийской энциклопедией».

Культуру обских угров (ханты и манси) часто называют "говорящей" из-за отсутствия письменности до ХХ столетия. Именно ярко развитый фольклор северных народов - уникальное устное художественное наследие, в нем заложено мировоззрение этих народов. Это не только кладезь мудрости, но великолепная основа для современных видов творчества, таких как театр, кино, анимация и многое другое. Сказки и легенды манси, по книгам Анны Коньковой практически отсутствуют в образно-зрительных формах современной культуры, незаслуженно остаются невостребованными на полках книг в библиотеках.

Проект "Тени сказок Севера" призван вдохнуть жизнь в эти сказки, используя при этом старый добрый театр теней - излюбленное развлечение всех детей всех времен и современные мультимедийные технологии, которые позволят максимально эффектно и красочно оформить мансийские сказки в качестве уникального контента, способного стать востребованным в современном мире.

Выбранный формат работы проекта "Тени сказок Севера"- теневой театр + мультимедийные формы анимационного сопровождения - наиболее выгодно подчеркнет притягательную таинственность, необычность и образность уникальной культуры манси и предоставит возможность для развития воображения. Ведь сказки любят все.

Симбиоз архаичных образов из мансийских сказаний и легенд и современные технологии станут отправной точкой для созданий новых произведений визуального искусства, которые смогут преодолеть время. Непосредственное участие детей для создания этих сказок наполнят их теплом и трогательностью. Дети, вовлеченные в проект, получат уникальный творческий опыт работы с образами из мансийских сказок, погрузившись в атмосферу съемочных работ, сумеют понять работу в команде: от подготовки до результата. Главное – погрузятся в уникальную историю своей Малой Родины.

В 2021 году на базе Муниципального учреждения культуры «Районный краеведческий музей имени Нины Степановны Цехновой» был создан проект «Сказки бабушки Аннэ», посвященный 105-летию мансийской сказительницы А.М. Коньковой. Этот проект гармонично объединил два разных уникальных явления культуры театр теней и сказки народа манси. На основе проекта, в котором могли участвовать все желающие посетители музея, был создан ряд экранизаций, опубликованных в сети Интернет на страницах музея в соцсетях. Этот проект вызвал не только интерес у разновозрастной публики, но и получил высокие оценки Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в конкурсе Музейный Олимп в номинации «Лучшая музейная программа для детей». Позднее совместная работа музея и Детского этно-центра «Мит-Ущ» вызвала интерес на Международном этно-фестивале «Живущие по солнцу», где проекту был вручен диплом первой степени.

Сегодня при МКОУ Кондинская СОШ создана студия театр «Югорка», где дети знакомятся с различными сказками коренных народов и организованно посещают музей для создания экранизаций мансийских сказок по книге А.М. Коньковой. Таким образом, сложилась определенная системность и организованность в развитие общего с музеем проекта.

Создано 7 экранизированных сказок, доступных любому жителю не только Кондинского района, но и всего мира. Сказки, снятые в проекте доступны по хэштэгу #Сказки_бабушки_Аннэ, размещаются на страницах музея и школы в социальных сетях.

В связи с этим, учитывая все вышесказанное и высокий потенциал фольклорного наследия северных народов, отмечаем, что есть необходимость продолжения данного проекта, который бы объединил в едином стиле не только сказки А.М. Коньковой, но и охватил произведения других сказителей Югры, а так же дал возможность неограниченного доступа к уникальной культуре сказок народов Севера.

Кроме того, процесс экранизации сказок включает знакомство с различными специальностями индустрии театра и кино, знакомятся с современными технологиями монтажа и спецэффектов, декорациями и озвучивания, и мировыми шедеврами анимации и театрализации на основе сказок народов мира.

Театр теней здесь является уникальной формой для развития творческого мышления детей. Выбранный формат знакомства с культурой коренных народов в форме театра теней наиболее выгодно подчеркивает таинственность, образность культуры северных народов и предоставляет возможность для развития воображения и творческих потенциалов детей разных возрастов.

Программа включает пять подпрограмм:

#1054;знакомительная подпрограмма (изучение сказки, посещение выставки этнографии в музее, изучение мансийских слов);

2. Подготовка декораций (изучение форм теневого театра, детальный подбор атрибутики).

3. Непосредственная съёмка (изучение работы видео-камеры, секреты съемки в темноте и пр.).

4. Монтаж сказки (изучение популярных программ по видеомонтажу, подбор спецэффектов, титров и т.д.).

#1054;звучка и завершающий просмотр перед экранизацией (работа со звуком, подавление шумов, запись сопровождающих звуков, изучение мансийских инструментов и их звуков и прочее).

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Главная составляющая это конечно, знание сказок Анны Митрофановны Коньковой, жительницы Кондинского района. А также приобщение к сохранению культуры наших народов ханты и манси. К уважительному отношению к их традициям и обычаям. Воспитанию любви к родному краю.

Также учить детей творчески мыслить и фантазировать при изготовлении декораций к сказке или легенде Анны Митрофановны Коньковой. Уметь использовать простые приёмы спецэффектов при создании спектакля.

Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,
  • доброжелательное отношение к сверстникам,
  • бесконфликтное поведение,
  • стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД.

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
  • проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог,
  • в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе,
  • учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
  • приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по произведениям;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Формы контроля.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях, экранизация, постановка сказок и легенд для свободного просмотра.

Цикл сказок также будет участвовать в проекте «Рюкзак добра», где ребята из Макеевки могут познакомиться и посмотреть наши сказки через ресурсы интернет. Сазки доступны по хеш тегу #Сказки бабушки Аннэ.

СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕНИ СКАЗОК СЕВЕРА»

СХЕМАРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ

МУК «Районный

краеведческий музей

им. Н.С. Цехновой»

Планируемые результаты

Всего снято 9 сказок из существующих 24 сказок по книге А.М. Коньковой «Сказки бабушки Аннэ». Съемка одной сказки, согласно программе, занимает не менее 2 месяцев. Таким образом, работа по созданию экранизаций способна продлиться еще очень продолжительный период, который застанет несколько поколений школьников, начиная с начальной школы, заканчивая средним звеном. Кроме того, форма театра теней, при всей ее плоскостности, своеобразна и совсем не ограничивает фантазии ребенка. Изучая опыт мирового анимационного искусства, одновременно изучая архаичные пласты своей Малой Родины, ребенок максимально эффективно погружается в атмосферу уникального прошлого своей земли. Итоговый результат, который доступен в сети Интернет становится своего рода общим творческим воспоминанием детей – участников создания экранизации конкретной сказки с воспоминаниями сказительницы, оставившей замечательное литературное наследие, созданное на основе фольклора кондинских манси. А творческий процесс – вещь постоянная.

Театральный студия «Югорка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Календарный план интерактивной комплексной

культурно-образовательной программы «Тени сказок Севера»

Название подпрограммы

Мероприятия

Ответственные

Кол-во часов

1.

Ознакомительная

изучение сказки, посещение выставок музея по теме этнографии, изучение мансийских слов,

знакомство с этнографическими работами художника Д.М. Змановского.

Мировалова С.М.

Ефимова А.В.

1

2.

Декорации своими руками

изучение форм теневого театра, детальный подбор атрибутики, знакомство с базовыми эффектами теневых театров.

Мировалова С.М.

Ефимова А.В.

10

3.

Непосредственная сьёмка

изучение работы видео-камеры, секреты съемки в темноте и пр.

Ефимова А.В.

8

4.

Монтаж сказки

Знакомство с классическими образцами мирового анимационного искусства,

изучение популярных программ по видеомонтажу, подбор спецэффектов, титров и т.д.

Ефимова А.В.

8

5.

Озвучка и завершающий просмотр

работа со звуком, подавление шумов, запись сопровождающих звуков, изучение мансийских инструментов и их звуков, подбор природных звучаний животных, птиц, костра, ветра и прочее.

Мировалова С.М.

Ефимова А.В.

6

6.

Итоговое занятие

1

Всего часов:

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Ознакомительная

1

1.

Вводное занятие. ТБ. Понятие о Теневом театре.

Утверждение плана работы.

1

2 неделя 09

Декорации своими руками

10

2.

Изготовление главного героя к легенде «Вожак Ивыр»

1

3 неделя

09

3.

Изготовление животных к легенде «Вожак Ивыр»

1

4 неделя

09

4.

Изготовление декораций леса к легенде «Вожак Ивыр»

1

2 неделя

09

5.

Изготовление деревьев к легенде «Вожак Ивыр»

1

3 неделя

10

6.

Изготовление юрт к легенде «Вожак Ивыр»

1

4 неделя

10

7.

Изготовление природной зоны для легенды (река, облака, и др.)

1

5 неделя

10

8.

Изготовление предметов быта в легенде

1

2 неделя

11

9.

Работа над образами героев легенды

1

3 неделя

11

10.

Работа над созданием света и его подачи в легенде

1

4 неделя

11

Непосредственная сьёмка

1

12.

Инструктаж по технике безопасности с видеокамерой, компьютерной техникой.

8

5 неделя

11

13.

Чтение легенды и выполнение движений в соответствии с текстом.

1

2 неделя

12

14.

Работа в группе (учить детей безконфликтному общению, включаться в диалог, в коллективное обсуждение спектакля, умение слушать собеседника, учитывать мнение других ребят).

1

4 неделя

12

15.

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий. Умение слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество.

1

2 неделя

01

16.

Изучение различных способов анимации. Просмотр мультфильма.

1

3 неделя

01

17.

Использование тени и светотени в спектакле

1

4 неделя

01

18.

Применение спецэффектов в спектакле.

1

1 неделя

02

19.

Просмотр снятых моментов их оценка и качество.

1

2 неделя

02

Монтаж

8

20.

Знакомство с понятием монтаж. Как это работает?

1

3 неделя

02

21.

Применение монтажа в спектакле «Вожак Ивыр».

1

4 неделя

02

22.

Виды монтажа в современном искусстве.

1

2 неделя

03

23.

Использование и применение спецэффектов в спектакле.

1

3 неделя

03

24.

Использование музыкального сопровождения в спектакле: голоса, звуков, шума и т.д.

1

4 неделя

03

25.

Работа со светом. Его значение в теневом театре.

1

5 неделя

03

26.

Что такое титры? Их применение.

1

1 неделя

04

27.

Результат работы по теме монтажа. Их оценка.

1

2 неделя

04

Озвучка и завершающий просмотр

6

28.

Использование звуков в спектакле.

1

3 неделя

04

29.

Использование музыки для героев

1

4 неделя

04

30.

Использование звуков в спектакле

1

1 неделя

04

31.

Озвучивание главных героев в спектакле

1

2 неделя

04

32.

Использование натуральной тени в спектакле

1

3 неделя

04

33.

Общее впечатление от сьемки и их корректировка

1

4 неделя

Итоговое занятие

1

34.

Просмотр спектакля. Его оценка.

1

5 неделя

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Ширма для теневого театра

Проектор

Световая лампа

Прожектор

Ткань для оформления ширмы

Принтер (черно-белый, цветной)

Бумага для офисной техники

Картон

Клей-пистолет

Спашки

Видеокамера для съёмок и анализа выступлений

Фотоаппарат

Музыкальный центр; компьютер;

музыкальная фонотека;

Флеш-носители;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных

постановок;

элементы костюмов для создания образов;

сценический грим;

Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

Сценарии северасказок, пьес, детские книги.

Список литературы

1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов /Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова,

Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина Н.А., Жокина Н.В. – М.: Педагогический поиск,

2002. – 160 с.

2. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001. – 270 с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические

рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. –

сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

5. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144

с.

6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:

Просвещение, 2011. – 223 с.

8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.

Художественное творчество. – М.: Просвещение, 2011. –76 с.

9. Давыдова М.А. Праздник в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 300 с.

10. Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2008– 249 с.

11. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание

школьника. –2000. –№5. – С.29-36.

12. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М.:

Школьная пресса, 2000. – 96 с.

13. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ

#1052;етодическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной

студии. – Белгород, 2003.

14. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. –М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:

Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

16. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе:

Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

17. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград:

Учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

18. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских

театральных коллективов/Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит.изд.центр

ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

19. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у

учащихся. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

Литература для обучающихся и родителей

1. Воронова Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый –

звонок последний. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 333 с.

3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»

2004, 2005 г.г.

4. Каришев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей

школьного возраста. – М., 2005.

5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. –

М., 2003.

6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД,

2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

7. Шекспир В. Полное собрание сочинений в восьми томах. – М.: Academia, 1949.

8. Школьный театр. Классные шоу-программы/ серия «Здравствуй школа» –

Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

9. Школьные вечера и мероприятия (сборник сценариев). – Волгоград. Учитель,

2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...