Научные труды обучающихся
проект (7 класс)

Бойтунова Альбина Васильевна

Вы можете посмотреть научных трудов моих исследователей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx194.4 КБ
Microsoft Office document icon k.g._orosin_i_e.k._pekarskiy.doc60 КБ
Файл o_mestnosti_dierenneeh.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МБОО «ИГИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. Э.К.ПЕКАРСКОГО».

«ЕГО ИМЯ НОСИТ НАША ШКОЛА»

Выполнила: Захарова Айыына, Луковцева Таня, ученицы 7 класса

МБОО «Игидейской СОШ им.Э.К.Пекарского».

Руководители: Бойтунова А.В., учитель физики,

Попова Г.С., педагог - библиотекарь.

                                   

2023 г.

       

Введение

        Мы очень любим родное село, любим школу, в которой учимся. Кода мы идем в школу, нас очень интересовал вопрос «Почему наша школа носит имя Э.К.Пекарского?»

        Наша школа славится традициями в образовательном и воспитательном процессах, любящими свое дело педагогами и благодарными учащимися.

        В этом году, 25 октября 2023 года исполняется 165 лет Э.К.Пекарскому. Но, к сожалению, мы, мало знаем о нем. А мы не должны забывать первых героев. Недаром человеческая мудрость гласит: "Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего".

Актуальность: актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что мы мало имеем информации о человеке, чье имя присвоено школе, в которой мы учимся.

Цель исследования: на основе анализа документальных и архивных источников, поисковых материалов, изучить жизнь Эдуарда Карловича Пекарского.

Задачи:

1.  Изучить документы, хранящиеся в музее.

2. Собрать сведения о жизни Э.К.Пекарского.

3. Привлечь внимание сверстников к изучению истории нашего села Дебдиргэ.

Объект исследования: Э.К.Пекарский.

Методы исследования:

1. Проведение опроса группы учащихся школы, анализ данных.

2. Изучение документальных материалов, хранящихся в музее.

3. Анализ и обобщение собранной информации.

  1. Детство и юность Э.К. Пекарского

Э.К.Пекарский родился 25 октября 1858 году в Игуменском уезде бывшей Минской губернии в семье разоренных дворян Пекарских. Отец Карл Пекарский рано овдовел и ребенка отдал на воспитание деду Ромуальду Пекарскому, бывшему управляющему одного из имений местного помещика. По воспоминаниям, дед был человеком своенравным, скупым и с тяжелым характером. Он не имел своей семьи, и за домом следила его сестра - очень сварливая бабка.

      Э.К.Пекарский на иждивении деда учился сначала в Мозырской, Минской и Таганровской гимназии, где учащиеся увлекались чтением произведений В.Белинского, А.Герцена, Д.Писарева, Н.Добролюбова, Н.Чернышевского и другой нелегальной литературы. Э.Пекарский входил в ученическую организацию с революционным уклоном. Здесь любили с молодым задором петь революционные песни, призывающие отдать все свои силы для счастливого будущего:

                                                       «Светает, товарищ, работать давай,

                                                         Работы усиленной требует край !

                                                         Работать руками, работать умом,

                                                         Работать без устали ночью и днем !»

     В Чернигове Э.Пекарский состоял в тайном кружке учащихся и вместе с другими его членами распространял среди гимназистов сочинения Д. Писарева, Н.Чернышевского, народническую газету «Вперед», журналы «Современник» и «Русское слово».

    В феврале 1877 г. Э.Пекарский со своими близкими друзьями покинул гимназию, чтобы «идти народ». Осенью того же года он поступает в Харьковский ветеринарный институт.

     В Харькове Э.Пекарский принимает самое активное участие в работе студенческого кружка, который занимался пропагандой народнических идей среди студенческой молодежи и части городского населения. Но, вскоре, 18 декабря 1878 г., Э.Пекарский был исключен из института без права поступления в высшее учебное заведение и осужден к 5-ти годам ссылки в Архангельскую губернию. Это вынудило Эдуарда Карловича перейти на нелегальное положение и он под именем Ивана Кирилловича Пекарского работает волостным писарем в Княж-Богородицкой волости Тамбовского уезда, затем там же был письмоводителем участкового члена по крестьянским делам Присутствия.

      В августе 1879 года Э.К.Пекарский, узнав о предстоящем аресте, скрывается вторично. 24 декабря этого года его арестовывают в Москве. В Петровских выселках под чужим именем Николая Ивановича Полунина за принадлежность к партии социалистов-революционеров и хранение нелегальной литературы. Дело разбиралось в Московском Военно-Окружном суде, который присудил к 15 годам каторжных работ, но в виду молодости и слабого здоровья подсудимого, заменил приговор ссылкой на поселение в Якутскую область с лишением всех прав состояния.

  1. Э.К. Пекарский в якутской ссылке

      Прибыл Э.К.Пекарский в Якутск в 1881 г. и был поселен на жительство в 1-м Игидейском наслеге Ботурусского улуса. В то время головой улуса был Иван Васильевич Оросин. Он хотел привести в свой родной наслег образованного политссыльного, чтобы он стал просветителем и распространил грамоту среди населения: «Бэйэм улууспар, нэһилиэкпэр үчүгэй аҕай суругу-бичиги билэр үѳрэхтээх дьонум, киһим суох, онон үѳрэҕи-сырдыгы дойдум дьонугар-сэргэтигэр тарҕатыһар кыахтаах үѳрэхтээх политссыльнайдартан аҕалыҥ, кулуҥ, анааҥ»,- диэн кѳрдѳһѳн, хас да киһи иһигэр Э.К.Пекарскайы сонно тута сѳбүлэһиннэрэн Уйбаан Оруоһун дойдутугар илдьэ тахсыбыт. 1. (Е.Д.Андросов «Оруоһуттар» Дьокуускай, 2000 с., стр. 42)

      Попав в очень тяжелые условия, оторванный от всякой культурной жизни, однако Эдуард Карлович очень скоро сближается с якутами и часто выступает в защиту бедного населения от произвола царской администрации и местного тойоната и кулачества.

      В первую зиму его поместили жить у бедных Васильевых в местности «Чараҥ», летом переселили в алас «Дьиэрэҥнээх». На небольшом участке земли, отведенном ему, Эдуарду Карловичу построили юрту, где он завел корову и стал сеять немного хлеба. Женился он на якутке из бедной семьи Анне Шестаковой, 4 июня 1894 г. у них родилась дочь Сусанна, через год, 14 ноября 1895 г. – сын Николай. Это обстоятельство несколько улучшило материальное положение Эдуарда Карловича, у других политических ссыльных было очень тяжелым. Вся забота администрации о них ограничивалась выделением крохотного земельного надела и выдачей ежемесячного пособия, в начале в размере 6 руб, впоследствии повышенного до 12 руб.

     Самое близкое знакомство Э.К. Пекарского с бытом якутов началось с того времени, когда он сам стал заниматься земледелием, огородничеством и разведением скота, т.е. с 1885 г. Местные якуты помогли ему обрабатывать небольшой участок, где он высевал хлеб и высаживал картофель. Косил траву косой-литовкой, пахал землю деревянной сохой. Исключительно трудолюбивый и способный к крестьянскому труду, с помощью своих друзей – сонаслежников Э.К. Пекарский впоследствии обзавелся довольно крепким личным хозяйством, доходом от которого охотно делился с бедняками. Вместе с бедняками, Э.К. Пекарский ходил на охоту и рыбалку и каждой удачной добыче радовался «как дитя». Особенно любил охотиться на турпанов в местности «Биэрэ Манда».

     Э.К. Пекарский сравнительно быстро приспособился к непривычным для него условиям ссылки. За короткое время успел подружиться со многими местными жителями, в том числе с Я. Ивановым, С. Григорьевым, Нилом Оросиным. В этом решающую роль сыграла его преданность идеалом русских революционеров-народников того времени, боровшихся за интересы всего трудового народа необъятной России. «Я думал, - писал он, - что ведь якутский народ – это часть российского народа, и я буду продолжать делать то, что делал в России, т.е. вести пропаганду». Действительно, он продолжал борьбу против угнетения и бесправия, чем быстро завоевал популярность среди простого народа.

     Через полгода он свободно объяснялся на якутском языке. Его стали приглашать на общественные собрания в качестве переводчика между уголовными поселенцами и наслежными властями. Одновременно он помогал наслежному писарю в составлении актов, протоколов, различных судебных, административных постановлений и других официальных документов родового управления. К нему стали обращаться обиженные и униженные с просьбами помочь в оформлении жалоб и прошений в административные и судебные органы. Так, как Пекарский брался лишь за такие дела, которые казались ему вполне справедливыми и имевшими шансы на успех, то почти все они выигрывались. Здесь во многом помогал опыт, набранный за время работы в качестве волостного писаря в Тамбовском уезде.

     Э.К. Пекарский с самого своего приезда в Якутию держался независимо от местных богачей. Первые стычки с ними окончились неудачей «родовичей». В то время классовые противоречия в более яркой форме выступали в жизненно важном для каждого якута земельном вопросе. Особенно много жалоб поступало по земельным делам, рассмотрение которых тянулась годами. Глубоко изучив существующие земельные отношения, Э.К. Пекарский твердо встал за более справедливое уравнительное распределение земли между всему членами общества. В 1899 г. по его инициативе в наслеге был проведен передел среди бедняков внесписочной земли, которой раньше пользовались богатеи, в результате безнадельные получили земельные участки. В результате, как свидетельствуют воспоминания (хранящиеся в музее Игидейской средней школы), свыше двадцати безнадельных получили земельные участки.

      Компетентность Э.К.Пекарского, как делового человека, становится настолько общеизвестной, что по распоряжению областного начальства ему был прислан проект «Инструкции об уравнительном распределении земель» с предложением дать свои замечания. В 1902 г. его пригласили на съезд сведующих лиц для упорядочения инородческого землепользования. По этой же проблеме он выступил со статьей в журнале «Сибирские вопросы», где предложил «уравнительное распределение в наслеге земель с обязательным уничтожением классной системы».

      Э.К. Пекарский пользовался среди народа «таким авторитетом и влиянием, каким не пользуются старосты и старшины», а униженные и оскорбленные шли к нему, как к своему защитнику, а не как «к писцу, который может за сколько-то и столько-то настрочить любое прошение». Как свидетельствуют архивные данные, об Э.К. Пекарском из уст в уста шла молва как о «баай дьон симиэрдэ, кыра дьон таҥарата» («он для богачей как смерть, а для бедняков как бог». Бедняки любовно и уважительно звали его «Хаарылабыс» («Карлович»).

      Когда в 1892 г. губернатор В.Н. Скрипицын, будучи председателем Якутского областного статистического комитета, пожелал организовать издание «Памятной книжки», в которую вошли бы статьи, затрагивающие самые разнообразные стороны якутской жизни, к сотрудничеству был привлечен Э.К. Пекарский, опубликованный в этой «Памятной книжке» несколько своих статей.

      В 1894 г. на средства иркутского золотопромышленника была организована Якутская сибиряковская экспедиция, к работе, которой были привлечены в наряду с местной интеллегенцией, и политссыльные. Руководителем экспедиции назначили революционера-народовольца, известного этнографа и археолога. Д.А.Клеменца. Программа экспедиции была весьма обширной и охватывала все стороны хозяйственной, культурной жизни якутов и их демографическое состояние. В обязанности Э.К.Пекарского входило ведение обширной переписки в качестве посредника между участниками экспедиции, Якутским статистическим комитетом и распределительным комитетом ВСОРГО. Благодаря Д.А.Клеменцу, организатору экспедиции, началась его постоянная связь с этими двумя научными учреждениями. Но главным занятием Пекарского оставалась обработка накапливаемого словарного материала.

     По воспоминаниям Якова Николаевича Горбунова, в первые годы пребывания Э.К.Пекарский выглядел так: «Он был среднего роста, с темными волосами и с овальным лицом русского. И говорил спокойным тоном». 2 (Воспоминания очевидцев. Материалы музея). Гаврил Семенович Егоров пишет, что он одевался в русскую одежду, в юрте имел якутский круглый стол, где стояли стеклянная тарелка, старинные чашки с подстаканником. Употреблял в пищу якутские блюда. На стенах юрты развешивал газеты. Из Национального архива РС /Я/ в 2007 г. найден документ Ытык-Кюельской Преображенской церкви – метрическая книга, где написано о рождении сына А.П. Шестаковой, родившегося 14 августа 1885 г. В книге «Черкехский музей» Суоруна Омоллоона приведено письмо Э.К.Пекарского к отцу в 1887 г., которое подтверждает о рождении первого сына.

     Интерес к языку Эдуарда Карловича, в то время не имевшего специальной подготовки, был вызван необходимостью уметь объясняться с якутами, тогда совершенно не знавшими русского языка. Для этой цели он заводит себе две тетрадки. В одну из них записывает якутские слова с якутским переводом. При этом использует также краткие словари, составленные, прибывшими ранее политическими ссыльными М. А. Натансоном, Альбовым и др.

      Первым учителем якутского языка был у Эдуарда Карловича слепой старик Очекун, отец содержателя междворной станции 1-го Игидейского наслега. Он с большим усердием, указывая на предметы, сообщал их названия. Наряду с этим, Эдуард Карлович выписывал в свои тетрадки слова из случайно попадавших ему изданий Миссионерского Общества, как-то: «Краткой грамматики якутского языка» Д.Хитрова, «Евангелия», «Деянии апостолов», «Часослова», «Псалтыри» и других, опубликованных на якутском языке. Первая жена Анна Петровна Шестакова познакомила с названиями предметов быта, хозяйства, с простыми словами общения.

     Большое значение для более успешных занятий языком имела встреча Э.К.Пекарского с протоиереем Д.Д.Поповым. О ней в своих записках он пишет следующее:

     «Мои серьезные занятия начались с момента знакомства с моим долголетним сотрудником протоиереем Димитрианом Дмитриевичем Поповым, который, проезжая через мой наслег для отправления каких-то треб, заехал в родовое управление на этот раз не в юрте, а в стоявшем рядом «русском доме». Мы наблюдали друг друга, не говоря ни слова. Я не решился заговорить первый потому, что мне было известно, насколько высшая духовная власть относится неблагосклонно к политическим ссыльным, и я боялся попасть в неловкое положение, если бы пастырь вовсе не пожелал разговаривать со мной. Но когда священнику подали вскипевший чайник с заваренным чаем, то он обратился ко мне буквально со следующими словами: «Не угодно ли выпить чаю с сельским священником?». Сказано это было таким тоном, что отказаться было бы неделикатно. Я подсел к столу, назвав себя.

      С этого момента началось наше знакомство, продолжавшееся до самой смерти Попова в 1896 году.

      Свою многолетнюю помощь (в течение почти 13 лет) протоиерей Попов оказывал мне совершенно бескорыстно, не ставя никаких условий, и за все время раз только спросил упомяну ли я когда-нибудь о нем, как о своем сотруднике ? Оба мы были далеки от мысли, что предпринятая мною работа выльется в такой труд, который заслужит апробацию Академии Наук и даже его будут печатать. Я, конечно, поспешил заявить, что никогда его не забуду печатно заявить об оказанной мне помощи.»

     Другим неоценимым своим помощником Эдуард Карлович считал своего товарища по ссылке, известного этнографа Всеволода Михайловича Ионова, который отдал в его распоряжение весь материал, собранный им в течении многих лет и до конца своей жизни принимал деятельное участие в составлении «Якутского словаря».  

         

  1. О научной и общественной работе Э.К.Пекарского

      Много труда вложил Э.К. Пекарский в исследовании этнографии, фольклора и языка якутского народа. Его перу принадлежит ряд интересных этнографических работ, частично написанных им в соавторстве с другими исследователями.

      Первой этнографической работой Э.К. Пекарского считается статья «Якутский род до и после прихода русских», написанная совместно с политическим ссыльным Г. Осмоловским. В ней на основе фольклорных и этнографических данных авторы попытались дать характеристику общественной жизни якутов до прихода русских. В статье впервые показана возможность использования умело подобранных фольклорных, этнографических и языковых материалов в качестве первоисточников для описания общественной жизни якутов бесписьменного периода.

      Как признанный знаток материальной и духовной культуры якутов, Э.К. Пекарский был привлечен Восточно-Сибирским отделением Русского географического общества к Якутской Сибиряковской экспедиции 1894-1896 г.г. и вместе с И.И. Майновым разработал «Программу для исследования домашнего и семейного быта якутов», состоящую из десяти разделов. Программа была широко использована участниками экспедиции и опубликована в 1897 г.

      В 1903 г., будучи членом Нелькано-Аянской экспедиции, Э.К.Пекарский изучал жизнь и быт приаянских тунгусов (эвенков) и собрал этнографические коллекции для Русского музея (около 400 экспонатов). Результаты исследований были изданы сначала в 1904 г. как отчет, а затем отдельной книгой в дополненном виде.

      Широк круг вопросов, интересовавших Э.К.Пекарского. Так, совместно с В.Н. Васильевым он писал работу «Плащ и бубен якутского шамана» (Спб., 1910), где дается подробное описание назначений отдельных частей и деталей шаманского костюма, бубна и колотушки.

      В соавторстве с Н.П. Поповым он выпустил две статьи – «Средняя якутская свадьба» и «Среди якутов». В первой из них воспроизводится свадебный обряд, увиденный в 1892 г. Э.К. Пекарским в Игидейском наслеге Ботурусского улуса Якутской области. Во второй статье представлена краткая, но весьма ценная сводка материалов о космогонических, антропологических и зоологических понятиях якутов, собранных авторами в 80-90-х годах в Центральной Якутии. Несколько статьей Э.К.Пекарский посвятил правовому положению якутов, подвергнув в них резкой критике состояние судопроизводства и земельного права в Якутии.

      Велики заслуги Э.К. Пекарского в деле сбора и издания произведений якутского устного народного творчества, прежде всего его монументального жанра-олонхо. Для «Словаря» им были использованы полные, фрагментарные и сокращенные записи 31 олонхо. Еще в 1894 г, он писал: «Я и Ионов придерживаемся того мнения, что прежде всего нужно позаботиться о собирании и издании возможно большего количества якутских текстов.

      Э.К.Пекарский сделал многое и как составитель и как редактор академического издания серии «Образцы народной литературы якутов» в 3 томах, 8 выпусках. В первый том вошло двадцать одно произведение устного творчества народов, в том числе – тринадцать текстов олонхо, записанных Э.К.Пекарским и местными грамотными под его же руководством. В числе прочих помещены такие популярные олонхо, как «Дьулуруйар Ньургун Боотур», «Өлбѳт бэргэн», «Баһымньы Баатыр», «Эрбэхтэй Бэргэн», «Элик Боотур и Ньыгыл Боотур». Второй том представляет собой якутский текст «Верхоянских сборников» И.А.Худякова. Третий том состоит из текста олонхо «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», записанного известным собирателем якутского и эвенкийского фольклора В.Н.Васильевым.

    Необходимо отметить, что подготовка к печати и редактирование малограмотных записей олонхо при отсутствии общепринятой тогда для якутских текстов транскрипции представляли огромные трудности, ибо каждый записывал по своему разумению. Благодаря выработанной на протяжении многих лет соответствующей методике текстологической работы Э.К.Пекарскому удалось добиться точности и научной достоверности в передаче оригинала текстов. «Основная научная ценность сборника Пекарского,- пишет фольклорист И.В.Пухов, - состоит именно в высокой точности и достоверности текстов»

    Всецело поглощенный прежде всего работой над «Словарем», Э.К.Пекарский не смог завершить задуманное им здание, аналогичное «Образцам народной литературы тюркских племен» В.В.Радлова. Он нескрываемой грустью писал: «Жаль, только, что век мой уже короток, и мне не удастся завершить начатую в широких размерах работу по изданию «Образцов якутской народной словесности».

    Он оставил несколько работ, где поднимает жанровые и другие проблемные вопросы якутского фольклора. Ему же принадлежит заслуга составления первой библиографии по устному народному творчеству якутов.

    Много сил отдавал Э.К.Пекарский редактированию научных работ своих товарищей по ссылке. Ему принадлежит редакция переведенных на русский язык «Образцов народной литературы якутов» С. В. Ястремского. По этому поводу С. В. Ястремский писал: «Я очень рад, что Вы согласились редактировать мои «Образцы». Лучшего редактора я и не мог желать». Особенно много сделал Э.К.Пекарский в подготовке посмертных изданий трудов политссыльного В. Ф. Трощанского. Он не просто редактировал работы В. Ф. Трощанского, но и производил выверку якутских терминов, снабжал их примечаниями, дополнениями и приложениями.

     Еще в годы работы в Якутском областном Статистическом Комитете он редактировал «Общее обозрение Якутской области за 1892-1902 г.г». (Якутск,1902), составил «Обзор Якутской области за 1901 г.» (Якутск, 1903).

    Под редакцией Э.К.Пекарского вышла работа П.П. Хороших «Опыт указателя историко-этнографической литературы о якутской народности» (Иркутск, 1924).

    Э.К.Пекарским были опубликованы многочисленные заметки, небольшие статьи, отзывы и рецензии. Во многих из них он поднимал серьезные, проблемные вопросы. Так, например, в статье «Знание якутского языка в школах» («Сибирские вести», 1906, №1) Э.К.Пекарский ставит вопрос о введении в якутских школах обучения на родном языке и преподавании русского языка в качестве учебного предмета. Он пишет, что «действительно у якутов нет письменной литературы, но есть у них очень богатая устная литература». Что касается азбуки, то, по мнению автора, «имеется безупречный научный алфавит акад. О.Н. Бетлинга».

     В своих статьях и заметках Э.К.Пекарский выступает как активный общественный деятель, ревностно следящий за всеми значительными событиями народной жизни в Якутской области и за ее пределами.

     Э.К.Пекарский состоял членом около 20 научно-исследовательских и краеведческих обществ и организаций.

       За заслуги в области филологического и этнографического изучения якутов он был избран почетным членом Русского географического общества (с 1909 г.), Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (с 1927 г.) и Якутского отдела РГО (с 1914 г.). По представлению этнографического отдела 13 октября 1911 г. он был избран действительным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Э.К.Пекарский состоял членом Совета общества по изучению истории освободительного и революционного движения в России, Общества взаимопомощи сибиряков, Петербургского литературного общества и бессменным председателем его ревизионной комиссии, Научно-исследовательского Института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока. Деятельное участие он принимал в комиссиях, связанных с изучением Якутской АССР. Будучи членом Комиссии Академии наук по изучению Якутской АССР (1924-1931 гг., КЯР), Э.К.Пекарский руководил секцией «Человек». Членами секции были: С.Ф.Ольденбург, В.В.Бартольд, А.Н.Самойлович, Д.В.Штернберг, В.Г.Богораз, И.И.Майнов. После ликвидации КЯР в 1931 г. ее функции перешли к якутской секции Совета по изучению производительных сил Союза ССР (СОПР), в работе которой Э.К.Пекарский принимал непосредственное участие. В качестве специалиста-якутоведа он руководил работой по составлению на якутском языке научного этнографического труда по материалам Хатанго-Анабарского отряда Якутской экспедиции АН СССР 1928-1929 гг. Он просмотрел и отредактировал якутские географические названия для «Карты Якутии», которая вышла в свет при его жизни.

     В 1928 г. Польское востоковедное общества избрало его своим почетным членом.

     В октябре 1926 г. Э.К.Пекарский дописал последнее слово в рукописи якутско-русского словаря. Об этом он телеграфировал Председателю СНК Якутии тов. М.К. Аммосову. Якутское правительство совместно с Ленинградским обществом политкаторжан организовало чествование автора «Словаря якутского языка».

      По представлению академиков В.В. Бартольда, С.Ф. Ольденбурга и И.Ю. Крачковского 15 января 1927 г. Э.К.Пекарский был избран членом-корреспондентом АН СССР, 6 марта 1927 г. состоялось заседание Президиума Академии наук в честь окончания «Словаря» и избрания Эдуарда Карловича членом-корреспондентом АН СССР. В приветственной речи президента АН СССР академика А.Карпинского, в частности, говорилось: «Избрав Вас своим членом-корреспондентом, Академия наук выразила свое отношение к такому крупному событию в жизни русской науки, как окончание монументального «Словаря якутского языка» …

     Юбилейные торжества явились достойным венцом признания разносторонней научно-общественной деятельности и выдающихся заслуг Э.К.Пекарского в развитии русской советской тюркологии со стороны научных учреждений, широкой общественности и бесконечно благодарного якутского народа

     За заслуги в области тюркологии Э.К.Пекарский 1 февраля 1931 г. был избран почетным членом Академии наук СССР.

  1. Память

Заслуги Эдуарда Карловича Пекарского чтут у нас в республике и сегодня:

1. в г. Якутск есть улица имени Э.К. Пекарского;

2. в Таттинском улусе Игидейская СОШ носит имя Э.К. Пекарского;

3. в Игидейской СОШ систематически проводят НПК "Пекарские чтения";

4. в местности "Дьиэрэннээх", где Пекарский провёл годы ссылки, находится отреставрированный дом-музей;

5. В селе Черкех находится дом-музей Э.К. Пекарского;

6. в 2008 году в Республике Саха благодаря меценатской деятельности акционерной компании «Якутскэнерго» был переиздан «Словарь якутского языка». Представители местной интеллигенции отмечают — этот труд не только не теряет своей актуальности, более того, с годами его значение и востребованность только возрастают. Экземпляр издания бесплатно получили все библиотеки и школы республики;

7. В 2007 году за средства Республики Саха был отреставрирован памятник на могиле Эдуарда Пекарского в Санкт-Петербурге. В последние годы он был заброшен и находился в полуразрушенном состоянии. И то, что именно якутяне позаботились о месте последнего приюта ученого, говорит о многом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – в начале ХХ веков. - Новосибирск, 1975;
  2. Антонов Н. К. Наследие предков. – Якутск: Бичик, 1993;
  3. Боло С.И., Лиэнэҕэ нуучча кэлиэн иннинээҕи саха олоҕо. - Якутск: «Бичик», 1994;
  4. Бравина Р.И. Киһи уонна дьылҕа. – Дьокуускай: Бичик, 2002;
  5. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр. – Новосибирск: Наука, 1998;
  6. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. - Новосибирск, 1988;
  7. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – Москва, 1980;
  8. Ксенофонтов Г.В., Шаманизм. Избранные труды. – Якутск, 1992;
  9. Ксенофонтов Г.В., Эллэйада. – Москва: «Наука», 1977;
  10. Күн сирин Айыытын ойууна. – Дьокуускай, 2010;
  11. Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской области. – Москва: Яна, 1994;
  12. Новиков А. Г. О менталитете саха. – Якутск, 1996;
  13. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – Москва, 1993;
  14. Сидоров О. Г. Платон Ойунский. – Москва: Молодая гвардия, 2016;
  15. Уваровский А.И. Воспоминания. – Якутск, 1995;
  16. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Якутск: Бичик, 2016.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МБОО «ИГИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. Э.К.ПЕКАРСКОГО».

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА: Э.К.ПЕКАРСКИЙ И КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ ОРОСИН

Выполнили: Захарова Сайыына,

 Маркова Лиана, ученицы 7 класса

МБОО «Игидейской СОШ им.Э.К.Пекарского».

Руководители: Бойтунова А.В., учитель физики,

Попова Г.С., педагог - библиотекарь.

                                   

2023 г.

Введение

При проведении опроса среди детей нашей школы у многих из них вызвал затруднение вопрос: «Назовите известных людей вашей деревни».

Многие затруднились ответить на этот вопрос. Я не думаю, что эта беда только наших школьников, но и беда молодого поколения страны в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что перед нашим обществом стоит опасность потери исторической памяти.

Мы остановили свой выбор на данной теме, потому что скоро исполнятся 165 лет Э.К.Пекарскому и К.Г.Оросину. Нам стало интересно узнать, какие знаменитые люди побывали на нашей земле в те далекие времена.

 Актуальность: Наша исследовательская работа актуальна, тем что в ней рассматривается тема изучения исторических фактов из жизни известных людей, какие замечательные люди выросли на нашей земле и какой вклад внесли в процветание нашей Республики и нашего района.

Цель: изучить с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашего села, а именно Э.К.Пекарского и Константин Григорьевич Оросина.

Задачи:

  1. собрать как можно больше материала о Э.К.Пекарском и К.Г.Оросине из архива, литературы;                    
  2. донести   эту информацию на научно-практической конференции;
  3. напечатать свою исследовательскую работу на страницах республиканской газеты «Кэскил».

Объект исследования: знаменитые люди нашего села: Э.К.Пекарский и Константин Григорьевич Оросин.

Предмет исследования: обработка исторических, краеведческих и архивных

документов.

Гипотеза: В моем селе есть знаменитые люди, чей труд и вклад мало кому известен.

  1. Э.К. Пекарский

                               

              Э.К.Пекарский родился 25 октября 1858 году в Игуменском уезде бывшей Минской губернии в семье разоренных дворян Пекарских.      Э.К.Пекарский на иждивении деда учился сначала в Мозырской, Минской и Таганровской гимназии, где учащиеся увлекались чтением произведений В.Белинского, А.Герцена, Д.Писарева, Н.Добролюбова, Н.Чернышевского и другой нелегальной литературы. Э.Пекарский входил в ученическую организацию с революционным уклоном.

             В Чернигове Э.Пекарский состоял в тайном кружке учащихся и вместе с другими его членами распространял среди гимназистов сочинения Д. Писарева, Н.Чернышевского, народническую газету «Вперед», журналы «Современник» и «Русское слово».

           В феврале 1877 г. Э.Пекарский со своими близкими друзьями покинул гимназию, чтобы «идти народ». Осенью того же года он поступает в Харьковский ветеринарный институт.

             В Харькове Э.Пекарский принимает самое активное участие в работе студенческого кружка, который занимался пропагандой народнических идей среди студенческой молодежи и части городского населения. Но, вскоре, 18 декабря 1878 г., Э.Пекарский был исключен из института без права поступления в высшее учебное заведение.

Прибыл Э.К.Пекарский в Якутск в 1881 г. и был поселен на жительство в 1-м Игидейском наслеге Ботурусского улуса.

  1. Э.К. Пекарский и олонхо К.Оросин

«Ньургун Боотур Стремительный»

     

Весной в 1881 г. в Якутск привезли политссыльных. Голова Боотурусского улуса Иван Васильевич Оросин привез с собой образованного поляка Э.К.Пекарского, чтобы он «распространял грамоту» и поселил его в местности «Чараӊ», а потом переселил «Дьиэрэӊнээх». Пекарский заинтересовался якутским фольклором и языком. Он просто очарован языком и образом якутского олонхо и решил собирать материалы по олонхо. Особенно он приблизился с Константином Оросином (1859-1903 г.г.).

По просьбе Э.К.Пекарского, в 1895 г. Константин Оросин записал олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» со слов великого сказителя Егора Миновича Егорова сына Миинэ. Не зря Константин Оросин записал это олонхо. Он сам был великолепным олонхосутом, тойуксутом и часто собирал известных олонхосутов и устраивал вечера олонхо. Поэтому он сразу согласился и через 2 месяца закончил работу и сдал Пекарскому. Именно это олонхо в настоящее время приобрело большое значение. В 2006 г. ЮНЕСКО объявило 10 лет Годом Олонхо. Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» провозглашен шедевром устного и нематериального наследия человечества.

В 1975 г. В. Державин перевел и напечатал олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», где имеется комментарий об олонхо К. Оросина.

Семья К. Оросина.

Отец Константина Оросина Григорий Васильевич, мать Екатерина Оросины постоянно жили зимой в местности Көндү, летом в Күөрэлээйи. Родина Константина Оросина славилась плодородием, красотой природы: нежными березами, обилием красочных мест, историческими достопримечательностями. Эти места всегда богаты наличием зверей «золотой пушнины», густым лесом, полноводными озерами, плодородными пастбищами. Природа как-будто одарила эти места красотой и богатством. Недаром Григорий Оросин имел около 700 голов скота, 2 стады табун.

В семье Григория Оросина родились 4 сына: Константин, Иннокентий, Иван, Нил и дочка Екатерина. Все дети Оросиных обзавелись семьями.

Родители, стремясь обеспечить своих детей, постарались всем дать образование и отдали в школу Дмитриана Попова. Все сыновья Григория Оросина стали влиятельными людьми, по мере своих сил старались жить нуждами и заботами своего наслега.

Константин Оросин женился на средней дочери богача Ивана Куукума (Слепцова) из Баяги. У Ивана Куукумы были 4 дочери и 4 сына. Константин Оросин взял в жены среднюю дочь Матрену. В 1883 г. у них родилась единственная дочь Евдокия. Потом они удочерили дочь Егора Петровича Шестакова Александру. Свою дочь Евдокию отдали на обучение Э.К.Пекарскому, а после 4 года училась у В.М. Ионова в городе. В 1916 году Евдокия вышла замуж за жителя Мэҥэ Иннокентия Родионовича Стручкова. Умерла после Великой Отечественной войны.

     

Олонхо и олонхосуты

Константин Оросин приглашал в свой дом известных в свое время олонхосутов, сказителей и устраивал соревнование олонхосутов и начал тихо собирать и записывать народные песни, сказки, олонхо. Он сам был великолепным импровизатором с сильным красивым глубоким голосом. Его олонхо любили слушать, собравшиеся люди до поздней ночи.

      В каждое лето, после долгой зимы, перед сенокосом Оросины устраивали традиционный национальный праздник ысыах и приглашали всех жителей наслега. Приезжали издалека известные гости, лучшие олонхосуты, сказители, певцы, среди них, без сомнения, были легендарные олонхосуты, Николай Тихонович Абрамов, Бабыат Макаров, Егор Минович Егоров, Ырыа Кириинньэ, Ырыа Тиэхээн Борисовы (все из Жулейского наслега), Күөх Өндөрөй- Слепцов, сын Таллаха Иван (оба из Бэрээйи) и др. По якутскому обычаю там, где жил известный олонхосут, собирались по нескольку дней лучшие певцы и олонхосуты. Они пользовались уважением и любовью народа благодаря непревзойденным угощением, доброжелательным отношением. Оросины устраивали многодневные соревнования олонхосутов, где участвовали великие олонхосуты Таттинского улуса, приезжали из Чурапчинского улуса из Алаҕара сын Сынсыйа Афанасий, из Борогонского улуса известный Олонхосут Ырыа Ыгылла и др.

Песни К. Оросина

        «Тэӊкэ тиит мастардаах, тардыы көмүс талахтардаах, ханыылаһан үүнэр хампа күөх  солко хатыӊнардаах Таатта эбэ хотун»,- так он воспевал в своих песнях красоту родной земли в своей короткой жизни Константин Оросин. После себя он оставил в наследство свои песни, несколько олонхо и тойук. Любимой песней была «Сир ийэ айыллыбыт ырыата». Он часто пел эту песню. Песня напечатана в 1912 г. в журнале «Саха саӊата» после смерти Константина Оросина. Это песня состояла их 278 строк.

        А также у него были такие песни: «Сир халлаан үөскээбит ырыата», «Дьыл ырыата», «Дьыл оҕуһун ырыата», «Таатта ырыата», «Сайын ырыата», «Саас ырыата», «Сут ырыата», «Ыһыах үӊкүүтүн ырыата», «Хомус ырыата», «Дьахтар ырыата», «Кэҕэ ырыата», «Амма ырыата» и другие песни.

В свой короткий век Константин вместе с единственной дочерью Евдокией собирали и записывали фольклор своего народа и сдавали Э.К.Пекарскому. Этим он вносил свой вклад в дело развития фольклора своего народа.

         В конце ХIХ века К.Г. Оросин впервые поднимает вопрос об алкоголизме в поэзии. Он образно показал разрушительную сторону спиртного напитка. Правдиво и убедительно раскрыл образ пьяного человека во всем своем безобразии. Автор убежден в том, что слишком высокое восхваление спиртного напитка приведут наш народ к гибели. Это понял К. Оросин и написал стихотворение «Арыгы ырыата».

   

Староста Игидейского наслега

  К.Г. Оросин как патриот и прогрессивный человек принимал участие в общественной жизни своего наслега, улуса. По воспоминаниям Андрея Степановича Аргунова, К.Г. Оросин принимал участие в работе родовой управы и снискал уважение и доверие своих земляков. 10 лет был старостой наслега, он был справедливым и общительным человеком.

     

Олонхо К.Г. Оросина и современность

Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» записанный 100 лет назад, по просьбе Э.К.Пекарского, переведена на русский язык Г.У. Эргисом и был опубликован отдельной книгой Якутским книжным издательством в 1947 г. Здесь вошли статья Э.К.Пекарского о К. Оросине и 12 схем. Именно эта книга попала в руки французского исследователя Жака Карро. Он достал «Словарь якутского языка» Э.К.Пекарского и начал переводить на французский язык. В 1990 г. олонхо К. Оросина в переводе Жака Карро, основанное на русском переводе и комментариях Г.У. Эргиса, вышло отдельной книгой в Париже общим тиражом 1000 экземпляров под названием «Сибирь Легенд: Якут Нюргун, небесный воин» на французском языке.

     

Заключение:

В заключении можно сказать, олонхо, записанная К. Оросиным, заинтересовало многих народов, стал шедевром мировой культуры. В наше время огромную роль в понимании идеи и сюжета олонхо, его практическому использованию огромную роль сыграло олонхо Константина Оросина.

     

     



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МБОО «ИГИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. Э.К.ПЕКАРСКОГО».

Легенда о местности Дьиэрэҥнээх

Работа: Ордаховой Юлианы, Васильевой Сардааны,

ученицы 6 класса.

Руководитель: Бойтунова А.В., учитель физики,

Попова Г.С., педагог-библиотекарь

2024 г.

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Географическое положение
  2. Легенды, рассказывающие об истории Дьиэрэннээх
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

Введение

Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…

Деревья, реки и озера, птицы и растения – все это является частью жизни каждого человека, и все это малая родина.

Для нас любовь к Родине начинается с любви к малой родине – это значит – любить то место, в котором родился ты, это любовь к природе и близким людям. У каждого своя малая родина, но вместе они образуют огромную страну. Человек становится гражданином, испытывает уважение к своей стране, проникает патриотизмом.

В нашем наслеге есть священное место – Дьиэрэннээх и мне захотелось узнать происхождение родного края, выяснить особенности развития истории, познакомиться с достопримечательностями.

Цель исследования: изучить понятие «малая родина», её историю.

Задачи исследования: 

  • изучить историю родного края
  • выяснить особенности развития истории родного края
  • узнать о знаменитых людях малой родины
  • найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины

Объект исследования: Местность Дьиэрэннээх Игидейского наслега, в котором мы живём. 

Предмет исследования: история местности Дьиэрэннээх.

Гипотеза: знать историю своей малой Родины очень важно.

2. Основная часть

2.1.  Географическое положение.

Игидейский наслег (якут. Игидэй нэhилиэгэ) — сельское поселение в Таттинском улусе Республики Саха (Якутия).

Административный центр и единственный населённый пункт наслега — село Дебдирге.

Глава наслега — Марков Егор Алексеевич.

Наслег расположен в 45 км к северо-западу от улусного центра с. Ытык-Кюёль, в западной части Таттинского улуса. Общая территория МО «Игидейский наслег» составляет — 86 406 га. Из них: земли населенных пунктов — 538 га, земли сельскохозяйственного назначения — 5243 га, земли промышленности, энергетики, транспорта и т. д. — 88 га, земли лесного фонда — 72 232 га, земли водного фонда — 841 га, земли запаса — 7464 га. Территориально граничит с Чурапчинским улусом и Баягинским, Уолбинским, Жулейским, Таттинским наслегами. На территории наслега расположено озеро Дебдирге, также Мендийе и Чабычах (якут. Дэбдиргэ, Мээндийэ, Чабычах).

Название «Игидейская волость» впервые упоминается в сборнике под редакцией С. В. Бахрушева и С. А. Токарева «Якутия в 17 веке» (Якутск, 1953, 86—89 с.). Игидейский наслег был образован в 1924 году Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР. Начиная с XVII века в течение двух столетий здесь правил и процветал знаменитый род Оросиных, которые будучи элитой своего времени, занимались обширной просветительской деятельностью и меценатством. Роман и Петр Ивановичи Оросины работали при Совете Народных Комиссариатов, были одними из основоположников якутской литературы, членами общественно-политического объединения «Саха омук». Неоценимый вклад в развитии национального искусства внёс Константин Григорьевич Оросин — олонхосут, который первым в истории якутской письменности увековечил текст монументального эпоса — олонхо «Нюргун Ботур Стремительный» (якутский героический эпос).

В 1881 году в местности Жеренняхского наслега по ходатайству тогдашнего головы Ботурусского улуса Ивана Васильевича Оросина был определён на отбывание политической ссылки революционер-народник Эдуард Карлович Пекарский. За 18 лет проживания здесь Эдуард Карлович написал основную часть своей фундаментальной работы трёхтомного «Словаря якутского языка», имеющего всемирную известность во всём тюркоязычном пространстве.

В 1941—1945 гг. на войну из Игидейского и Жерейняхского наслегов был мобилизован 151 человек, из них 82 погибли на поле боя или пропали без вести, 69 солдат вернулись с победой. На трудовой фронт был мобилизован 31 человек, общее число ветеранов тыла составляет 390 человек.

Местность Дьиэрэннээх находится в Игидейском наслеге. Когда-то был административный центром трех Игидейских наслегов. Родовое управление 1 Игидейского рода.

 Расположен в 20 км к северо-западу от улусного центра с. Ытык-Кюёль, в западной части Таттинского улуса.

2.2. Легенды, рассказывающие об истории местности Дьиэрэннээх.

        Существует легенда, рассказывающие о происхождении местности Дьиэрэннээх:

«Бу алаас хайдах Дьиэрэҥнээх диэн ааттаммытай?

Былыыр-былыр Игидэй нэһилиэгэр улахан баай олорбут. Кини соҕотох кыыстааҕа үһү. Ол кыыһын Бахсы баайын уола сүгүннэрэр күнэ тирээн кэлбит. Баай оҕонньор эмээхсининээн сүбэлэһэллэр. Соҕотох оҕобутун ынах, сылгы этинэн кэһиилээн ыыттахпытына ким да сөҕүө-махтайыа суоҕа.

- Дьэ оччоҕуна тугу кэһиилиибит?

Бэйи эрэ, оҕонньор, саамай аҕыйах уонна саамай күндү көтөр этинэн кэһиилиэххэ. Оннук көтөр дьиэрэҥ баар, кинини бултаан кэһиилээбит киһи дьэ, кырдьык, муодаргыах этилэр, - диэн эмээхсин күлэ-үөрэ лаһыгырыы түһэр.

Сонно улуу булчуттарын ыҥыртаран ыла охсон, суоһар сорудаҕы биэрэллэр.

- Сэттэ хонук иһигэр сэттэ ат ындыыта дьиэрэҥи бултаан аҕал, - диэн. Көр эрэ, ол булчут сэттэ күн иһигэр бултаан аҕалбыт. Дьэ, ол кэнниттэн бу алааһы Дьиэрэҥнээх диэн ааттаабыттар.

Кэлин бу алаас үс Игидэй нэһилиэгин киинэ буолбут.

В.Н. Быгынанова-Матвеева. 2001 с. СГУ саха салаатыгар үѳрэнэ сылдьан «Таатта улууһун Игидэй нэһилиэгэр дьон олоро сылдьыбыт сирдэрэ» диэн курсовой үлэтиттэн».

История местности Дьиэрэҥнээх неразрывно связана с историей Игидейского наслега:

Местность Дьиэрэннээх находится в Игидейском наслеге. Когда -то был административный центром трех Игидейских наслегов. Родовое управление 1 Игидейского рода.

Первой половине XVIII века вся огромная территория северного края была устроена по образцу Якутского округа, то есть по улусно-волостной (в другой редакции: «улусно-наслежной») системе. Первоначально его функциональное назначение заключалось в обеспечении сбора ясака с инородцев, то есть носил фискальный характер. Никаких культурных задач Россия в отношении инородцев Якутии не ставила.

Родовое управление в соответствии с Уставом выступало как низовой уровень организации публичной власти. Структура дел, отнесенных к решению на уровне наслега, представляла собой совокупность вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. Компетенцию родовых управлений условно можно разделить на 3 группы:

1) хозяйственные полномочия, связанные с содержанием хлебных магазинов и вообще с заботой о продовольствии и иных нуждах наслежного общества; содержанием дорог, переправ, мостов; очисткой сенокосных участков, городьбой поскотин и т.д.;

2)   социально-культурные полномочия, связанные с содержанием школ, выплатой стипендий, субсидий учебным заведениям; организацией врачебного дела; призрением бедных и т.д.;

3) полномочия, связанные с религиозным культом (ремонт церковных зданий и домов духовенства, содержание сторожей и трапезников; сборы на общественные молебны и т.д.

В соответствии с положениями Устава родовое управление должно было учреждаться в каждом стойбище или улусе, в которых числится не менее 15 семейств (§ 94), и должно было состоять из старосты (князца) и одного или двух помощников из «почетных и лучших» инородцев (§ 96). Практическая реализация соответствующих положений в Якутской области столкнулась с некоторыми сложностями, можно сказать, связанными с местной спецификой.

Управлялись одним старшиной, в большинстве же случаев каждый род имел своего главу. В состав родового управления входил наслежный писарь.

В структуре родовых управлений некоторых наслегов были предусмотрены должности «хозяйственных старост», функции которых весьма неясны.

“Ытык сир - Дьиэрэҥнээх

 «Таатта-ытык –бэлиэ сирдэрэ» Е.Д. Андросов, Е.Ф. Кузьмина суруйбут кинигэлэригэр Дьиэрэӊнээх туһунан маннык суруллар:

«Дьиэрэҥнээх үрэҕин өрө сыыйан баран истэххэ, үрэҕин муҥурданыытын чугаһыгар сытар Дьиэрэҥнээх бэйэтэ кыараҕас соҕус, оччо-бачча уһуна суох сир. Бастаан Ытык Күөлтэн барыыга Наммара Кулаадатыттан салҕанан, үрэх Мэйи Баалы диэн, илинтэн арҕаа диэки ньолбоччу сытар, күөлгэ түһэр. Бу күөлтэн биэрэстэттэн ордугу барбыт кэннэ Илин Хачай диэн күөл кэлэр, оттон Арҕаа Хачай кэлэр. Кинилэр хоту өттүлэригэр былыр ыал бөҕө олорон ааспыт бэлиэлэрэ, өтөхтөрүн оннулара, сэргэлэрэ бааллар. Илин Хачайга тиийэри кытта илин кыракый тумул халдьаайы кэлэр. Онно балачча элбэх саҥатык даҕаны, эргэ даҕаны киһи уҥуохтара бааллар. Саҥатык киһи уҥуохтарыгар Чьямов Петр Николаевич икки кыргыттарын уҥуохтара, о.д.а. бааллар. Ол халдьаайыны эргийэ баттыы- ры кытта хоту өттүнэн үргүлдьү Дьиэрэҥнээх нэлэһийэр.

Дьон көрүүтүгэр кэлин чөлүгэр түһэриллибит Э. К. Пекарскай музей-дьиэтэ, ампаара, күрүөтэ, сууллан түспүт титиик тобохторо, аҕыйах сэргэлэр, оскуола онно, сыныйан көрдөххө элбэх, уонунан ааҕыллар өтөх эрэ оннулара бааллар. Былыргыта нэһилиэк үөскүү илигинэ, 1793 сылтан ыла быһыылаах, бу сир сүрдээх өр «Родовое управление 1 Игидейского рода» дэнэр этэ. Э. К. Пекарскай 1881 сыллааха сыылкаҕа кэлэр уонна 1900 сыллаахха диэри бу Дьиэрэҥнээххэ ананан, дьиэ туттаран олорор. Оттон Дьокуускайга киирэн үлэтин салгыыр.

Дьиэрэҥнээххэ олорбут дьиҥнээх дьиэтин Чөркөөх музейыгар көһөрбүттэрин кэннэ бу алааска кэлин Игидэй нэһилиэгин Дэбдиргэ олохтоохторо олорбут дьиэтин үтүгүннэрэн саҥаттан туппуттара, оттон кыра ампаара былыргытынан турар».

Э. К. Пекарскай - Минскай губерния Игуменскай уһаайбатыгар польскай дворяннар дьиэ кэргэттэригэр күн сирин көрбүтэ. Черниговскай классическай гимназияҕа 7 кылааска дылы үөрэммитэ. 1877 сыллаахха Харьковтааҕы ветеринарнай институтка көспүтэ. Онтон 1878 сыллаахха студеннар хамсааһыннарыгар кыттыыны ылан уһуллубута. Саха сирин уобалаһыгар сыылкаҕа ыыппыттара.

Дьокуускайга Пекарскай 1881 сыллаахха кэлбитэ Боотурусскай улууһун (билиҥҥи Таатта улууһа) 1-кы Игидэй нэһилиэгэр олохтообуттара.

 «Дьэ, бу дьиэҕэ Э. К. Пекарскай аан дойдуга биллэр саха тылдьытын, элбэх саха фольклорун хомуйбута, суруйбута. Кини оччотооҕу Таатта былыргы үөрэхтээхтэригэр тирэҕирбитэ, үгүс, уонунан көмөлөһөөччүлээх этэ, ордук улаханнык Д. Д. Попов бэйэтэ өлүөр диэри көмөлөспүтэ.

 Дьэ, ол иһин бу Дьиэрэҥнээх нэһилиэгин ородобуойа буолан, элбэх полит-сыылынайдар мусталлар, саха былыргытын туһунан сүбэлэһэллэр. Итинтэн салгыы «II Игидэй», «Социализм», «Ворошилов» холкуостар сирдэрэ, кэлин Тааттыныскай нэһилиэк буолан Даккыга кииннэммиттэрэ.

 Өрөбөлүүссүйэ иннинэ Дьиэрэҥнээххэ аҕыс-тоҕус, оннооҕор да ордук ыал олорбут. Алаас ортото томтор курдук үрдүүр, хоту өттүнэн үрүйэ курдук барар, киһи кутун-сүрүн баттыыр сүрдээх бүтэй сир. Тула тыатыгар отон бөҕө үүнэр. Оттон арҕаалыы-хоту бардахха Ньуоллаайы диэн уһун үрүйэлээх Пекарскай оттуур сирэ кэлэр. Ол кыараҕас сыһыы-Кычкиннар олохторо. Дьиэрэҥнээххэ баар ородобуой киинигэр 1880-1890 сылларга Григорий Тихонович Васильев диэн Дьөгүөр Оруоһун баай арахсыспат атаһа, туллубат доҕоро киһи ыстаарыһанан көтө-көтө талыллан үлэлии сылдьыбыт. Бу киһи архыыптан да көрдөххө, дьон да кэпсииринэн XIX үйэ 80 - 90 сылларыгар итиннэ олорбут.

Э.К. Пекарскай аан маҥнай Чкалов сиригэр Чараҥҥа олоро сылдьыбыт. Оттон нэһилиэк ородобуойун үрдүттэн көрө сылдьарга үчүгэй диэн Пекарскайы Дьиэрэҥнээххэ көһөрбүттэр. Нэһилиэк дьоно дьиэтин тутан биэрбиттэр, 20-чэ сүөһү, ат биэрэллэр. Дьиэ көрөөччү биэрбиттэрин кэргэн ылбыт, онтон икки оҕону төрөтөр: Сусанна 1894 сыллаахха төрөөбүт, кырата Николай 1895 сыллаахха төрөөбүт. Э.К. Пекарскай ол олорон атын политсыылынайдары кытта сибээстэһэрэ быдан үчүгэй буолан, кинилэргэ сурук ыыталаан, сыл аайы онтон-мантан мустар буолбуттар. Ол курдук Петр Алексеев, Александр Данилов - Дьүлэйтэн; Виташевскай - Уолбаттан; Уус Тааттаттан - Трощанскай; Чөркөөхтөн - И. И. Рябицкай; Баайаҕаттан - Полторацкай, В. М. Ионов, В. Л. Серошевскай; Ястремскай - Игидэйтэн; Сиэллээхтэн Н. С. Тютчев, о.д.а, сүүрбэччэҕэ чугаһыыр маҕан ырбаахылаах дьон сомуоһуна күлүгэр мусталлар эбит. Ону Туккуруур-Григорий Григорьевич Васильев, 1893 сыллаах төрүөх оҕонньор, оҕо сылдьан көрөрө үһү. Оччолорго Туккуруур эһэтигэр Григорий Тихонович Васильевка иитиллибит. Ол киһинэн дуруускалатан Пекарскай доҕор-атас дьоннорун мунньуммут, олортон улаханнара, чаҕылхайдара Григорий Оросин көйгө уола Нил Григорьевич Оросин, наар баайдары утары барбыт киһи, Дэбдиргэттэн ааттаах куолуһут Мондолусов-Яков Иванов уонна Хохоруйа Ыстапаан уола Сэргээнэй Григорьев диэн дьоннор.

Оччолорго Сэргээнэй Ыстапаан Дэбдиргэттэн түөрт биэрэстэ бэттэх баар кыра Чуйуку диэн алааска олорбут, Хохоруйа Ыстапаан дьоно арыый кыахтаах буолан бастаан Д.Д. Поповка, оттон Чурапчыга үөрэммит, уутунньук - буоспа быһааччы, сүрдээх санарбыт-иҥэрбит, хабытайдаммыт, туттубут-хаптыбыт киһи эбит. Пекарскай сүбэтинэн, кини көмөлөһөн, бэйэтэ үөрэхтээх буолан куоракка киирэн оҕолорун барыларын үөрэттэрбит, Бэйэтэ саалтыыр ааҕар. Улахан, кыра Мааппа диэн кыргыттардаах, Улахан Мааппа үөрэммэтэх, эстэрээппэ буолан, танас сууйан балта үөрэнэригэр көмөлөспүт, саамай сыҕарым Емельян Ярославскайга үлэлээбит. Уола Михаил Степанович Григорьев 1896 сыллаах төрүөх быһыылаах, куоракка киирэн биэлсэр үөрэҕэр үөрэнэн бүтэрбит, ол былыргыга улахан үөрэҕинэн ааҕыллар. Үөрэнэн, сайдан, кэлин Гражданскай сэриигэ Аммаҕа кыһылларга биэлсэринэн сылдьыбыт, саа да тутан сэриилэспит. Ол сылдьан үчүгэй сэрииһит, эмчит дэтэн, хайҕанан 1925 сыллаахха Москватааҕы медицинскэй институкка үөрэххэ атаарыллар. Ол үөрэнэ сырыттаҕына Алампа тюркологическай съезкэ хаһыа да буолан Баку куоракка бараллар. Онно баран иһэн Москваҕа Таатталар түмсэн хаартыскаҕа түспүттэр. Онно бааллар: Өксөкүлээх Өлөксөй, Алампа, Григорий Иванович Оросин - үрдүк үөрэхтээх хайа инженерэ, Иван Николаевич Винокуров - постпредство тойоно, Георгий Федорович Сивцев - ССРС госпланын үлэһитэ ойоҕунаан, оҕотунаан, кэннигэр Эллэй, Вонифатий Григорьевич Слепцов идэтийбит саахыматчыт, Иван Канаев - хайа инженерэ, Иван Пудович Жегусов, Иван Алексеевич Слепцов Ойуунускай быраата, кыһыл бартыһаан, о.д.а тураллар. Өксөкүлээх Өлөксөй улаханнык ыалдьан бу съезкэ кыайан барбатаҕа, сотору балыыһаҕа сытан өлбүтэ. Григорьев Михаил Степанович Өксөкүлээх Өлөксөйү, өлөр ыарыытыгар охтон сыттаҕына ыарыылаабыт, өлбүтүн кэннэ улуу киһибит көмүс уҥуоҕун көтөхсүһүүгэ сылдьыспыт киһи буолар.

Ыстапаан иккис уола Көстөкүүн куоракка ханнык эрэ үөрэҕи бүтэрэн, кэлин өлүөр диэри Холбоско бухгалтерынан үлэлиир. Оттон Никита диэн уола учуутал үөрэхтээх буолан Мэҥэҕэ дуу, ханна дуу учууталлыы олорон өлбүт быһыылаах. Кыра кыыһа Мааппа фельдшерскэй оскуоланы бүтэрэн, эмчит буолбута, Чөркөөх балыыһатыгар убайа үлэлиир кэмигэр үлэлэспит. Дэбдиргэттэн, ол аата I Игидэй нэһилиэгиттэн Григорьевтар аныгылыы, революционнай өйдөөх- санаалаах киһиттэн төрөөбүт буоланнар, Сэбиэскэй былаас бастакы сылларыгар соччо элбэҕэ суох, арыычча үөрэхтээх дьиэ кэргэттэринэн, суругу-бичиги билэр, онно тардыспыт дьоннорунан ааҕыллаллара.

1870-с сылларга Дьиэрэҥнээх куулатыгар баар арыы тыатын саҕатынан Григорий Васильевич Оросин боппуолдьалаах кыра чочуобунаны Батаах уола Маастаар диэн киһинэн маастардатан туттарбыт. Бу чочуобунаҕа аҕабыыт тутуллубат. Саас муус устар саҥатыгар, күһүн Ытык Күөлтэн Д. Д. Попов, Баһылай, Лөгөнтөй, о.д.а. аҕабыыттар сылга биирдэ эбэтэр иккитэ тиийэннэр оһоҕу отуннаран оҕо сүрэхтииллэрэ, ким өлбүтүн, тыыннааҕын, төрөөбүтүн суруйаллара, дьону таҥараҕа тиксиһиннэрэллэрэ, бэргэһэлииллэрэ эбэтэр ханнык эмэ таҥараҕа тахсан малыыппа (литургия) ааҕаллара үһү. Бу чочуобуна улахан кинээс дьаһалыгар киирэр, онон аҕабыыт кэлэрин биллэрдэхтэринэ икки хонук иннинэ ириэрэн отуннараллара. Онон манна дьоннор наһаа мусталлара үһү. Ханна эрэ ааһан иһэн буоллаҕа буолуо, туохха сылдьыбыта биллибэт, биирдэ Мелетий аккыырай (владыка) сылдьыбыт. Ол сылдьарыгар биир ыалга эбиэттээбит, бука баай ыалга буоллаҕа буолуо. Дьон бөҕө сылдьыбыттар, дьокутааттар, дэһээтинньиктэр, о.д.а. араас чыыннаах-сололоох тойоттор барыта мустаннар кини аһыырын кэтэспиттэр. Оччолорго Кылгас Кириһээн 17-18 саастаах уол, ити арааһа 1899-1900 сыл диэки быһыылаах, санаатыгар саахарга эҥин тигистэрбин диэн бүччүм санаалаах олорбута үһү. Мелетий аккыырай аһаан бүтэн тахсан барарын кытта мусту- бут тойоттор ас үрдүгэр түспүттэр, астарын былдьасыһан биир чаччыына кинээс дэһээтинньиктиин охсуспуттар. Ол мучумааныгар Кылгас Кириһээн биир куһуох саахар сиргэ үҥкүрүйбүтүн хаба тардан ылаат, таһырдьа куоппут. Дьоно онно мучумааннаһа хаалбыттар. Ити кэмҥэ Э.К. Пекарскай куоракка киирээри сылдьара эбитэ үһү. Соҕуруу өттүнэн кырдалы батыһа элбэх киһи уҥуохтаах, ол уҥуохтара алааска киирии суолу нөҥүө тахсан, үрүйэ илин өттө бүтүннүү киһи уҥуоҕа этэ дииллэр. Тумул чугаһыгар 1806 сыллаахха хайа эрэ Оросина Маша диэн кыыс өлбүтүгэр ууруллубут суруктаах таастара тимирэн хаалбыта сытар. Ити 200 сыллааҕы тааһынан сылыктаатахха, Оросиннар оччоттон ити эҥэрдэринэн тиийэ олорбуттар быһыылаах. Ороһу Уоһук уола Хайыкы Бүөтүр, Чолобуут Өлөксөй былыр итиннэ олоро сылдьыбыт буолуохтарын эмиэ да сөп курдук. Онон Дьиэрэҥнээҕи Туккуруур оҕонньор ытык сир диэн этэрэ. Манна, арааһа, сүдү дьоннор олорбуттар быһыылаах, адьас былыр тыа хонноҕор кэлэн кыргыспыттара, былыр кыргыс үйэтигэр итинэн аартыктаналлара эбитэ үһү.

Манна кэлин 1932-1934 сыллардаахха Оросиннар дьиэлэрин Тугулуттуттан, Бээһэкээнтэн көһөрөн киллэрэн түөрт кылаастаах начаалынай оскуола аспыттар. Пекарскай дьиэтигэр Чьямовтар икки дьукаах буолан оҕолорун үөрэттэрээри олоро сылдьыбыттар. Бүөтүр Чьямов оскуола сэбиэдиссэйинэн, Куоста Чьямов учууталынан үлэлээбиттэр. Кэлин биирэ сэлликтэн, биирэ ыарыыттан ыалдьан ѳлбүттэр. Бу олордохторуна хайдах кинилэр оҕолорун илэ абааһы кэлэн сиэбитин туһунан Дария Чьямова маннык диэн кэпсээбитэ. Биирдэ саас ылааӊы буолуута, Даарыйа эт дуу, муус ыла дуу тахсыбыта, умуһах хаппаҕын аспыта арай умуһахха тириини кыһыахтыыр курдук тыас баар үһү. Оччолорго умуһахтарыгар икки сүөһү төбөлөрө уонна истэрэ бааллара үһү. Оннук тыас иһиллибитигэр Даарыйа умуһахха киирэн көрбүтүгэр ким да суох үһү уонна кыһыахтыыр тыас уурайан хаалбыт. Көрбүтэ ким эрэ сүөһүлэрин төбөлөрүн ып-ыраас гына кыһыахтаан кэбиспит. Онтон өйдөөн көрбүтэ муннукка ньаадьы уйата чөҥөрүйэн сытара үһү. Хайдах гынабыт диэн сүбэлэһии буолбутугар, хайа эрэ Оросин күтүөтэ, Тимофеев Бүөтүр учуутал убайа Тимофеев диэн киһи көтөҕөн таһааран суох гын диэн көрдөспүттэригэр хап-сабар дьиэтиттэн кэлэн сүөһү төбөлөрү, ньаадьы уйалары-баҕастары хотон таһыгар таһааран уматан кэбиспит. Ити кэнниттэн уола Коля диэн ааттаах быһыылааҕа, биир нэдиэлэ устата ыалдьаат, сотору өлөн хаалбыта. Ыалдьа сытан уоллара абааһы илэ сылдьар диэн ытыыра үһү уонна сүрэхпин наһаа эрийэр диэн саҥарара эбитэ үһү. Ити кэнниттэн эмиэ аҕыйах хонон баран, ньаадьы уйатын алдьаппыт киһи кыыһа, 17-лээх кыыс, дьаарбайа кэлбит. Уҥа ороҥҥо баар остуолга эбиэттии олордоҕуна, уҥа түннүк аннынан эмискэ холорук ытыллан кэлбит тыаһа иһиллибит уонна түннүк тааһын алдьаппакка эрэ ылан сиргэ уурбут курдук буолбут, ыыс быдаан бөҕө оҥорон, астарын бүтүннүү буорунан көмөн, киһи курдук аанынан тахсан барбыт. Бары куттанан уолуйуу бөҕө буолбуттар. Ити кэнниттэн кыыс «бээ, ыалдьаары гынным быһыылаах» диэн баран, сотору дьиэтигэр тиийэн эмискэ өлбүт сураҕа иһиллэн эрэ хаалбыта. Абааһы сиэри гыннаҕына оннук илэ барар эбит диэн наһаа хомойон, курутуйан даҕаны, муодарҕаан Даайа эмээхсин кэлин кэпсиир этэ. Инньэ гынан курутуйан Даайалаах атын ыалга көһөргө күһэллибиттэрэ. Бу ыаллара сатаан олоруо суох буоланнар атын сиргэ көспүттэрэ. Ичээн киһинэн ньаадьы уйатын көтөхтөрөн таһаарыахтаахтарын сыыһаннар умаппыттарын иэстэстэҕэ диэн кырдьаҕастар этэллэр этэ».

Дьиэрэннээхтэн киэн эйгэҕэ

«Таатта олоӊхоһуттарын үгэстэрин сурукка-бичиккэ киллэрэн үйэтитиигэ академик Э.К. Пекарскай уһулуччу оруоллаах. Кини кѳрдѳһүүтүнэн уонна сүбэтинэн К.Г. Оросин “Дьулуруйар Ньургун Боотур” диэн саха олоӊхотун бастакы текстин, М. Н. Ионова- Андросова «Үүт аас бэйэлээх Үрүҥ Аар Тойон ыччаттара» диэн олонхо киириитин суруйан биэрбиттэрэ. Р. Александров, Р. Большаков Дьүлэй олоҥхоһуттарын «Өлбөт Бэргэн», «Элик Боотур икки Ньыгыл Боотур икки», «Баһымньылаан Баатыр» диэн олоӊхолору суруйан туттарбыттара. Онтон бэйэтэ оччолорго киэҥник биллибит Н. Абрамов диэн олоҥхоһуттан «Удаҕаттар Уолумар Айгыр икки» диэн олонхону суруйан ылбыта. Онон уопсайа Э.К. Пекарскай Таатта XIX үйэ иккис аҥарыгар киэӊник биллибит алта олоҥхотун «Образцы народной литературы якутов» диэн серияҕа I томун биэс таһаарыытыгар киллэрбит. Атын сирдэргэ олоҥхо маннык кыайа-хото суруллан бэчээттэммитэ аҕыйах. Суруллубут да буоллаҕына олохтоох эпическэй үгэстэри ситэ арыйбаттар.

Советскай былаас сылларыгар аатырбыт олоҥхоһуттар Е. Я. Бытасытов «Модун Хара», И. М. Давыдов «Тойон Ньургун», «Элик Туйгун», С. Е. Андросов «Бэриэт Бэргэн», И. Е. Огочуяров «Айыы Дугуйдаах» диэн бөдөҥ олонхолорун суруйтарбыттара. Онон Таатта олоҥхоһуттарын үгэстэрэ Э. К. Пекарскайтан саҕалаан сурукка- бичиккэ киирэн үйэтилиннилэр. Ордук кини аан-маҥнай таһаартарбыт «Дьурулуйар Ньургун Боотур» олоҥхотун Г. У. Эргис сахалыы- нууччалыы тылларынан таһаартарыыта (1947 с.) научнай эргимтэҕэ киэҥник биллибитэ. Бөдөҥ советскай эпосоведтар академик B. М. Жирмунскай, профессордар В. Я. Пропп, E. М. Мелетинскэй бэйэлэрин үлэлэригэр бу олоҥхону үгүстүк холобурдууллар. Жак Карро французскай тылга тылбаастаан Парижка туспа кинигэнэн бэчээттэтэн аан дойду эйгэтигэр таһаарда Таатта олоҥхоһуттарын үтүө үгэстэригэр биһиктэнэн улааппыт, бэйэтэ бэртээхэй олоҥхоһут П. А. Ойуунускай отут суол олоҥхоттон» түмэн суруйбут «Дьулуруйар Ньургун Боотурун» В. В. Державин нууччалыы тыл- баастаан киэҥ ааҕааччыларга тириэртэ. Билигин английскай тылга тылбаастана сылдьар. Оччотугар олоҥхо аан дуйду эпостарын кытта тэҥҥэ тутуллан сыаналаныа турар.

Саха олоҥхотун аан дойдуга тиийэ аатырдыбыт Таатта олоҥхоһуттарын туһунан биһирэмнээн кэпсээһин бириэмэ ирдэбилэ буолла. Ону Е.  Д. Андросов таба өйдөөн, кинилэр албан ааттарын, суон сурахтарын үйэтитэргэ, кэнчээри ыччаттарга кэпсииргэ сорук оҥостон үлэлээбитэ кэрэхсэбиллээх. Атын түөлбэ олоҥхоһуттарын туһунан кэпсиир, сырдатар эмиэ наада. Қраевед-фольклористар Н. Д. Бурцев Уус-Алдан, Н. Л. Игнатьев Бүлүү олоҥхоһуттарын туһунан балачча толору матырыйааллары суруйан оройуон хаһыаттарыгар бэчээттэттилэр, Н. Т. Степанов Ньурба олоҥхоһуттарын анкеталарын өссө сүүрбэ сыллааҕыта нэһилиэктэринэн толору хомуйан турардаах. Билигин кинилэр хомуйбут, суруйбут үлэлэрэ төрүт культураны үөрэтээччилэргэ сыаната биллибэт матырыйаал быһыытынан көстөр.

B. Илларионов - ТЛИ Институтун ст. н. с., филологическай наука кандидата

1993 с. кулун тутар 22 күнэ».

        Важным событием в жизни Джеренняхского наслега стало открытие в 1929 году   школы, где началось обучение   детей из ближайших местностей.  «Дьиэрэӊээх оскуолата 1929 сыллаахха аһыллыбыта”.

Г.С. Попова “Дэбдиргэ холкуостара Аҕа дойду Улуу сэриитин сылларыгар”, 2020 с ”.

Великая Отечественная война — одна из самых тяжелых и кровопролитных войн в истории человечества. 1418 дней и ночей наши прадеды защищали огромную территорию Советского Союза от немецких оккупантов ценой собственной жизни, чтобы сегодня мы жили в мире с чистым небом над головой. С первых дней войны весь народ поднялся на войну. Сотни тысяч советских граждан добровольно уходили в армию. В том числе и из Джеренняхского наслега.

В жестокой схватке, на протяжение пяти лет СССР все-таки победила достойно своего противника.

С победой вернулись 40 человек. Из них Аргунов Николай Дмириевич, Варламов Софрон Корнилович, Тимофеев Алексей Петрович и другие. Учитель Константин Николаевич Чьямов в 1963 году 8 мая составил список погибших и умерших на фронтах ВОВ по Жеренняхскому наслегу. По его списку 44 человека не вернулись. До сих пор народ хранит в памяти имена своих сынов и дочерей, героически отдавших жизнь в боях за Родину, таких, как Васильев Василий Григорьевич, братьев Кычкиных, Иевлевых, Кобахова Сергея Илларионовича, Кузьмина Семена Семеновича и других.  Некоторые пропали без вести.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Джеренняхском наслеге было три колхоза: “Кыһыл Кулаада”, “Лыппа”, “Чкалов”. Центром была местность - Дьиэрэннээх. В годы войны балаган где жил Э.К. Пекарский был амбаром для хранения ячменья, пшеницы и рожь.

Из рассказов односельчан в те далекие и страшные годы во время засухи в тылу умерли очень много людей. Очень сильно пострадали колхозы. Высоко оценен трудовой подвиг рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Все труженики колхоза награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Великая Отечественная война принесла много горя и страданий. Эта война напоминает нам о том, что единство народа и патриотизм могут преодолеть любые трудности и препятствия, а также о том, что мир и свобода стоят высокой цены.

Таким образом, Великая Отечественная война 1941-1945 годов останется в истории как одна из самых значимых и героических страниц не только российской, но и мировой истории. Ее героические подвиги будут помнить всегда, и каждый человек должен сделать все возможное, чтобы сохранить память о тех, кто жертвовал своей жизнью за нашу свободу и независимость.

Заключение

Работая над проектом, мы знакомилась с историей своей малой родины, познакомилась с достопримечательностями и пришли к выводу. Что самое прекрасное на свете слово – Родина.  У каждого человека есть родина и каждый любит её.  Любит место, где он родился и живёт.  Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

        Мы очень гордимся историей Дьиэрэҥнээх, своим селением и его гостеприимными людьми, что родилась именно в Игидейском наслеге.

Использованная литература:

  1. Андросов Е.Д. Оруоһуттар. – Дьокуускай: Бичик, 2000. – 288 с.
  2. Варламова А.П. Таатта улууһа. Игидэй нэһилиэгэ. – Ытык Күөл, 2010. – 56 с.
  3. Кузьмина Е. Ф. Быраман былыргы. 1 кинигэ. / «Таттыыныскай нэһилиэк» /[Ытык- Күѳл: Таатта, 2015. -304с.]
  4. Попова Г.С. «Дэбдиргэ холкуостара Аҕа дойду Улуу сэриитин сылларыгар 1941-1945 сс.» -Дь.: Сайдам, 2020 с. – С.336.
  5. Сивцев Н.Н., Варламова А.П. «Игидэйдэр уоттаах сэрии сылларыгар» -Таатта улууһун типографията, 2006 с. - С. 156-159.
  6. Пахомов И.Н. Э.К. Пекарскай аатынан Игидэй оскуолатын историята. Сырдык санаа кыһата. 1917-2007 / [хомуйан оҥордулар: И.Н. Пахомов, Н.И. Лопатин]. – Дьокуускай: Бичик, 2007. – 256 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Отчет об участие Научного сообщества обучающихся в межвузовской научно-практической конференции "Экология и мы"

Секции "Химия" и "Биология" Научного сообщества обучающихся принимают активное участие в школьных и городских мероприятиях, направленных на активизацию  познавательной деятельности обучающихся, р...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Статья " в сборнике научных трудов VII всероссийской научно-практической конференции

quot;Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида"https://nsportal.ru/albom/...

Статья " в сборнике научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции

quot;Проектная деятельность в профессионально-трудовом обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОСов системы специального образования"https://nsportal.ru/...