Технологии в работе классного руководителя
учебно-методический материал

Трибунская Елена Жановна

Воспитательная работа в рамках ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификации технологии коллективного воспитания учащихся Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся Технология принятия общих решении в классе

Слайд 2

Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен

Слайд 3

Технология принятия общих решении в классе. Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?); подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса); представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна); направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками); помощь группе в претворении ее решений в действие

Слайд 4

Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми: «Наше классное сообщество»; «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашей школе»; «Наша игровая площадка»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»; «В школу и домой»;

Слайд 5

«Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Помощники в школе»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);

Слайд 6

«Оставаться здоровым»; «Здоровье и посещение школы»; «Подменный учитель»; «Школьное имущество»; «Законы нашей страны»; «Законы образования»; «Законы, обеспечивающие заботу о детях»; «Права и обязанности»; «Жизнь на нашей планете»; «Забота о нашем мире»

Слайд 7

Тренинговые технологии воспитания Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы

Слайд 8

Классификация тренингов по социальной направленности коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом); когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.); Социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста

Слайд 9

Статичные формы воспитательной работы (тип представление) Торжественное собрание детского коллектива Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) Фронтальная беседа Диспут Дискуссия Концерт «Яблоня возможностей» Представление-соревнование

Слайд 10

Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние») Танцевальная программа (дискотека, бал) Вечер общения в импровизированном кафе Трудовая акция (субботник) Изготовление объекта демонстрации Подготовка к представлению Ситуационно-ролевая игра Продуктивная (инновационная) игра

Слайд 11

Вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов Как реализуется в Вашем коллективе принцип: «Один за всех, и все за одного»? Приведите примеры. Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах? «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», - писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя? Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы?

Слайд 12

Классификации технологии коллективного воспитания учащихся Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся Технология принятия общих решении в классе

Слайд 13

Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен

Слайд 14

Технология принятия общих решении в классе. Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?); подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса); представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна); направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками); помощь группе в претворении ее решений в действие

Слайд 15

Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми: «Наше классное сообщество»; «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашей школе»; «Наша игровая площадка»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»; «В школу и домой»;

Слайд 16

«Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Помощники в школе»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);

Слайд 17

«Оставаться здоровым»; «Здоровье и посещение школы»; «Подменный учитель»; «Школьное имущество»; «Законы нашей страны»; «Законы образования»; «Законы, обеспечивающие заботу о детях»; «Права и обязанности»; «Жизнь на нашей планете»; «Забота о нашем мире»

Слайд 18

Тренинговые технологии воспитания Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы

Слайд 19

Классификация тренингов по социальной направленности коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом); когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.); Социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста

Слайд 20

Статичные формы воспитательной работы (тип представление) Торжественное собрание детского коллектива Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) Фронтальная беседа Диспут Дискуссия Концерт «Яблоня возможностей» Представление-соревнование

Слайд 21

Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние») Танцевальная программа (дискотека, бал) Вечер общения в импровизированном кафе Трудовая акция (субботник) Изготовление объекта демонстрации Подготовка к представлению Ситуационно-ролевая игра Продуктивная (инновационная) игра


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

технология развития критического мышления Учитель химии и биологии , МАОУ СОШ № 7 Трибунская Елена Жановна

Слайд 2

Технология развития критического мышления РКМЧП — это название программы , которая в 1997 г. При поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в Россиии ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии . В нашей стране первыми стали Москва , Санкт - Петербург , Самара , Нижний Новгород и Нововсибирск , постепенно география расширялась , и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов . Эта программа охватывает более 30 стран во всем мире - в Европе , Азии , Северной и Южной Америке , Африке и Океании . Использование РКМ предполагает отказ от традиционных представлений об обучении . Важна не только технологичность процесса , но и характер работы учеников и учителя : свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин - всё можно обсуждать или подвергать анализу .

Слайд 3

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса . Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету . Современное образование , рассчитанное на перспективу , должно строиться на основе двух принципов : умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное , и умения осмыслить и применить полученную информацию . Получая новую информацию , ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения , делать выводы относительно ее точности и ценности . В связи с этим формирование критического мышления школьников , основанное на универсальном умении работать с информацией ( находить , отбирать , анализировать информацию , оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования . Анализируя мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся по школе, прихожу к выводу, что за последние 5 лет качество знаний учащихся не превышает 35%

Слайд 4

Критическое мышление и качество образования На уровне ценностей , критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами , принципиально принимая многополярность окружающего мира , возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей . Когда мы говорим о качестве образования , то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик , адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям , учет изменений этих условий , которые могут произойти в будущем , наличие неких дополнительных параметров , которые повышают достоинство образования ( это могут быть связи , дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру , подразумевающего вариативную , самостоятельную , осмысленную позицию . Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности .

Слайд 5

Критическое мышление как образовательная технология В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления Во-первых , учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации . Во-вторых , фазы этой технологии ( вызов , осмысление , рефлексия ) инструментально обеспечены таким образом , что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени : речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом , организации дискуссий и процесса реализации проектов . В- третьих , стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества , совместного планирования и осмысленности . Любая форма работы , любой метод , стратегия , используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам .

Слайд 6

Роль учителя в технологии развития КМ: − Направляет усилия учеников в определенное русло ; − Сталкивает различные суждения ; − Создаёт условия , побуждающие к принятию самостоятельных решений ; − Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы ; − Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих . Формы и средства развития КМ: − Сбор данных ; − Анализ текстов ; − Сопоставление альтернативных точек зрения ; − Коллективное обсуждение ; − Разные виды групповой и парной работы ; − Дебаты ; − Дискуссии ; − Публикации письменных работ учащихся . Обобщая все вышесказанное , можно предложить некоторые выводы . Что дает технология критического мышления ученику : − повышение эффективности восприятия информации ; − повышение интереса как к изучаемому материалу , так и к самому процессу обучения ; − умение критически мыслить ; − умение ответственно относиться к собственному образованию ; − умение работать в сотрудничестве с другими ; − повышение качества образования учеников ; − желание и умение стать человеком , который учится в течение всей жизни .

Слайд 7

ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ , РЕФЛЕКСИЯ 1 стадия — Вызов . На этой фазе происходит актуализация знаний , имеющихся у учащихся , возникает интерес к обсуждаемому вопросу . Задачами 1стадии являются : − самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности ; − самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы , тех ее аспектов , которые хотелось бы обсудить и осмыслить ; − на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл : « Что это значит для меня ?», « Зачем это мне нужно ?». 2 стадия — Осмысление новой информации . Учитель предлагает учащимся новую информацию , которую они должны отработать . Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова — это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания 3 стадия — Рефлексия , Размышление . Происходит осмысление всей информации , полученной на 2 стадии . Задачи фазы рефлексии : − Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; − Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

Слайд 8

Приемы , используемые на стадии вызова

Слайд 9

Мозговой штурм 1) Создание банка идей , возможных решений проблемы . Принимаются любые предложения . Критика и комментирование не допускаются . 2) Коллективное обсуждение . Найти рациональное в любом из предложений , попытаться совместить их в целое . 3) Выбор наиболее перспективных решений , учитывая имеющиеся ресурсы ( этот этап может быть отсрочен ).

Слайд 10

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ

Слайд 11

Дерево - предсказаний Ствол - причины сердечно сосудистых заболеваний Не правильное питание Вредные привычки гиподинамия

Слайд 12

Прием «Инсерт» (чтение с пометками) V ( информация , которая уже известна ученикам ) + ( является для учеников новым и интересным ) - ( противоречит их представлению ) ? ( ученики хотят получить по этой информации более подробные сведения )

Слайд 13

Схема «Фишбоун»

Слайд 14

ПРИЕМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

Слайд 15

Прием 6 шляп « Белаяшляпа » - СТАТИСТИЧЕСКАЯ « Желтая шляпа »- ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ « Черная шляпа » - НЕГАТИВНАЯ « Синяя шляпа » - АНАЛИТИЧЕСКАЯ « Зеленая шляпа » - ТВОРЧЕСКАЯ « Красная шляпа »- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Слайд 16

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя

Работа  классного руководителя по  сохранению и укреплению здоровья школьников,  воспитанию у них потребности в здоровом образе жизни....

Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю....

Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее п...

« Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя»

Мастер-класс по теме:"Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя" помогут классному руководителю при подготовке классного часа. Также может стать подспорьем в овладении восп...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...