Деловая игра: «СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!»
методическая разработка (10 класс)

«Формирование осознанного негативного отношения к вредным привычкам»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР  № 5»

Деловая игра

тема: «СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!»

                                                                 

Воспитатель:

Иваничкина Надежда

Фёдоровна

2024

тема: «СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!»

Цель: «Формирование осознанного негативного отношения к вредным привычкам»

Задачи:

1.Учить делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.

2.Воспитывать ответственность за своё здоровье.

3.Совершенствовать у обучающихся способность отказа от принятия ПАВ в компании подростков.

Количество участников: 23 человека, 2 курс, 22 группа

Длительность мероприятия: 45 минут.

Место проведения: учебный кабинет

Форма проведения: деловая игра.

Методы и приемы:

словесные методы: вступительное  слово воспитателя, задания;

метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к обучению;

наблюдение;

самостоятельная познавательная деятельность обучающихся;

практический метод;

создание ситуации успеха.

Оборудование: лист ватмана, фломастеры, жетоны для правильных ответов, сл. презентация по теме, карточки с таблицей.

Предварительная работа:

Беседы:  «Наркомания – молодёжь без будущего»; «Как не совершить ошибку»; «Жить, здоровьем дорожить»; конкурс рисунков: «Мы за здоровый образ жизни!»; просмотр видеофильм: «Человеческие пороки»; встреча с инспектором ОДН; ролевая обучающая игра: «Скажи - НЕТ!».

Ожидаемый результат мероприятия: В связи с проделанной работой добиться снижения зависимости детей от курения. Развивать негативное отношение к вредным привычкам.

Ход игры:

I.Организационный момент:

Разбить обучающихся на три группы. Это можно сделать двумя способами:

а) среди участников выделить трех лидеров и вокруг них разместить ребят, которые между собой легко находят общий язык.

б) заранее приготовить жетоны трех цветов и раздать их, когда участники зайдут в класс. Участники рассаживаются по группам с учетом цвета жетонов.

Когда обучающиеся  разобьются на группы и сразу занимают свои места, Каждая группа представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков, от сверстников. Задача группы – сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему.

Объявляется тема и распределяются типы зависимости:

1-я группа – зависимость от табака;

2-я группа – алкогольная зависимость;

3-я группа – наркотическая зависимость.

II. Введение в тему

1.Вступительное слово педагога:

 Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды.

Особое место среди них занимают так называемые «дурные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики. Сегодня человечество переживает кризис: в результате распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.

Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается. Почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.

По оценкам экспертов, если мы будем пить и курить так же, как пьем и курим сейчас, то, к примеру, Сахалинская область вымрет к 2070 году, а если не будем противодействовать наркотикам, то и намного раньше.

На нашей игре, мы должны будем подвести итог нашим беседам под общим девизом «За здоровый образ жизни».

Сообщение  правил игры:

Педагог:

  В игре участвуют три команды. Итак, правила нашей игры: за каждый правильный ответ команда получает 1жетон и продолжает играть, если ответ неправильный – право переходит к соперникам. На обдумывание вопроса команде даётся одна минута. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем игра идёт, как сложится. Выигрывает та команда, которая к окончанию игры наберёт больше жетонов. Итак, проведём жеребьёвку: команды по очереди выбрасывают игральный кубик, та команда, у которой выпадет большее число, и ходит первой.

III. Выполнение заданий.

Педагог:

Задание 1. Каждая группа в зависимости от распределения находит свои «причины» злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками.

Причины употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения:

– любопытство;

– подражание;

– потребность в самоутверждении;

– желание следовать правилам компании;

– желание испытать необычные ощущения;

– для завоевания популярности;

– безделье, скука;

– для облегчения контактов;

– страх перед жизненными трудностями, конфликтами.

Классная доска делится на три части, и представители каждой группы записывают свое решение.

Задание 2.

 Каждая группа представляет работников телевидения. Их задача – придумать представление о вреде зависимости. Можно работать в любых жанрах: реклама, музыкальный клип, сказка, постановка и пр. Можно использовать музыку, танцы, костюмы.

Это задание готовится заранее.

По окончании просмотра роликов участники обсуждают, какое из выступлений было самым удачным и почему. Это упражнение позволяет подросткам утвердиться в своей позиции и осознать, как легко становятся зависимыми молодые люди и какие последствия ожидают зависимых людей.

Задание 3. 

Разнести по трем колонкам таблицы проблемы, возникшие у человека со злоупотреблением табаком, алкоголем, наркотиками.

ПРОБЛЕМЫ

медицинские

социальные

правовые

Каждой группе раздается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения. Затем представитель каждой группы защищает свое мнение по выбранному типу зависимости. Остальные участники могут дополнять или выразить свое несогласие. Заполненные и обсужденные таблицы вывешиваются на доске.

 (примерно так  заполняется таблица)

Проблемы, которые возникают при злоупотреблении

алкоголем, наркотиками, табакокурением

Медицинские

Социальные

Правовые

Психические расстройства

Прогулы в школе

Хулиганство

Слабоумие

Уход из школы

Воровство

Поражение всех систем и органов

Суицид

Грабеж

ВИЧ / СПИД

Проблемы в семье

Убийство

Резкое уменьшение продолжительности жизни

Проституция

Нанесение телесных повреждений

Проблемы со здоровьем будущих детей

Изготовление, хранение и продажа алкоголя (наркотиков)

Весёлая пауза. ( Три фразы)

Педагог:

  - Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы? – «Сегодня хорошая солнечная погода», - говорит ведущий. Все уверенно повторяют эту фразу.

 «А завтра думаете погода изменится?» - продолжает педагог.  Ошибки снова нет.

 «Вот вы и ошиблись, - радостно заявляет педагог. Ребята в недоумении: «Почему»? Педагог объясняет: «Вот вы и ошиблись» - это и есть моя третья фраза. Никто из вас её не повторил.

Задание 4.

Педагог: Создайте портрет зависимого человека (зависимость от табака, алкоголя, наркотиков). Это может быть и символическое изображение. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает.

После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются на одном столе, и ребята делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

III. Анализ ситуаций.

Педагог:

Каждая группа представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков, от сверстников. Задача группы – сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему.

Ситуация 1.

В дверь позвонили, Инга открыла дверь – на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:

– Слушай, Инга, давай покурим.

– Давай, – согласилась Инга, – сейчас только сигареты принесу.

– Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь, такие еще не пробовала?

– Нет, – растерялась Инга.

– Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй! – и Даша протянула Инге сигарету.

                                 КАК ПОСТУПИТ ИНГА?

Ситуация 2.

У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними.

Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика.

ПОСОВЕТУЙТЕ, КАК?

Ситуация 3.

Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она созналась, что несколько месяцев балуется ханкой и это ей нравится.

Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью ко взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения.

КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?

Обсуждение:

• Насколько интересен и понятен ответ?

• Не вызвал ли ответ чувство неприязни или смущения?

Педагог:

Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику.

Весёлая пауза. (Вопросы шутки)

- Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой)

-Какое колесо не крутится при правом повороте? (запасное)

-Сколько горошин может войти в один стакан? (нисколько, т.к. горошины не ходят)

- Как правильно говорить: «Не вижу белый желток» или «Не вижу белого желтка»? (желток не может быть белым).

Педагог:

- Как доказать, что наркомания – самое страшное зло?

Перед вами дневник наркоманки Барбары Росек. Это настоящая исповедь девушки, прожившей всего 21 год.

Листает дневник.

«20 декабря 1997 года. Многие наркоманы страдают от бессонницы. Их организм «спит», только погруженный в наркотический дурман.

24 декабря. У наркомана нет будущего. В своей беде он одинок. А близких он обрекает на боль, страдания из-за него.

3 января. Наркоман не может быть полноценным человеком: ни гражданином Родины, ни матерью, ни отцом, так как цель жизни у наркомана – достать наркотики. Наркоман не живет более 10 лет».

…Цвет лица землист. А он не старый…

В доме холод, грязь…  И тишина…

Дети в школе умственно отсталых,

И в психиатрической жена.

Слаб и вял он, словно из мочала

Сотворен…  А он, при всем при том,

Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.

С. Викулов

IV. Заключительная часть.

Мы не хотим такой участи ни для себя, ни для других. Мы сделали свой выбор – здоровье.

Стихотворение читают обучающийся:

Двадцатый век – проблемный век!

Об этом помни, человек!

Токсикоманы, наркоманы

Переступили жизни край,

Хотелось им всех благ честивых,

Но их душа не божий рай.

Людьми вновь стать

Предельно трудно.

Дурман приходит лишь на миг,

И вот тогда услышать можно

Их сердца стук, сознанья крик.

Предать, убить, унизить могут,

Велик звериный их удел.

Кто виноват? Кто прав? Не знают!

Их жизнь – тупик!

Их жизнь – предел!

Не допустить такое можно,

Так нужно, важно и возможно!

Об этом помни, человек.

Двадцатый век, проблемный век!

Елена Быкова

V. Итог

Закончить игру  можно пословицей:

 «Человек – кузнец своего счастья». Он может и должен САМ сделать свой выбор!

-А вы как считаете?

Подвести  итог и выполненных  заданий. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике детского суицида «Сделай свой выбор»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийце...

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

сделай свой выбор

классный час по здоровому образу жизни. Использованы элементы групповых, игровых технологий...

Сделай свой выбор

Презентация классного часа для старшеклассников по пропоганде здорового образа жизни....

Тренинг:"Сделай свой выбор"

Формирование адекватных жизненных ценностей и ответственного оношения к своему здоровью....

методическая разработка деловой игры "Сделай свой выбор сам"

Данная методическая разработка по профилактике употребления ПАВ раскрывает в доходчивой и яркой форме очень серьезную тему для несовершеннолетних студентов ....

деловая игра "Сделай свой бизнес"

"Сделай свой бизнес"деловая игра с элементами тренинга...