внеурочной деятельности «Театральный калейдоскоп»
рабочая программа
Рабочая программа «Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора _________Е.А. Якуничева «25» августа 2023 года | Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № 217 от «28» августа 2023 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Театральный калейдоскоп» 1-4 класс
Учитель: Небож Людмила Сергеевна
Квалификационная категория: первая
2023/2024 учебный год
Содержание
Планируемые результаты изучения предмета……….. ……..…..... стр.4
Содержание предмета ,………… …………….…..………..……… стр. 5
Тематическое планирование ……………………...……………….... стр. 7
Рабочая программа «Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Данная программа включена в общекультурное направление.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Программа предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью.
Участие в театрализации повышает мотивацию обучения. Помогает решению задач образовательной программы по литературному чтению. У детей повышается темп чтения, выразительность.
Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям.
Итогом можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Продолжительность занятия – 2 часа. Количество учащихся в группе – 8-15 человек
1 класс - 4 класс - 68 ч
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучение детей по программе курса «Театральный калейдоскоп» должно быть направлено на достижение следующих личностных и метапредметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
∙ потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам
∙ этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
∙ осознание значимости занятий театральной игровой деятельности для
личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
∙ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
∙ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
∙ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
∙ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
∙ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
∙ проявлять индивидуальные творческие способности в играх, этюдах,
инсценировках, чтении по ролям.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
∙ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
∙ работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
∙ обращаться за помощью;
∙ формулировать свои затруднения;
∙ предлагать помощь и сотрудничество;
∙ слушать собеседника;
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
∙ формулировать собственное мнение и позицию;
∙ адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Содержание программы
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Вводные занятия
Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Тематическое планирование.
Учебно-тематический план 1 - 4 классов | ||||
№ | Содержание программы | Всего часов | ||
1. | Вводные занятия | 4 | ||
2. | Театральная игра | 15 | ||
3. | Культура и техника речи | 8 | ||
4. | Ритмопластика | 8 | ||
5. | Основы театральной культуры | 12 | ||
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 18 | ||
7. | Заключительное занятие | 4 | ||
Итого: | 68 | |||
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование 1-4 классы | |||||
№ | Кол-во часов | Дата | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений |
1-2 | 2 | Вводное занятие. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Попробуем измениться | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр» Познакомить с понятиями «мимика», «жест». | Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | |
3-4 | 2 | Театральная игра. Давайте поиграем | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию | |
5-6 | 2 | Театральный этюд | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. | .Игра-инсценировка | |
7 | 2 | Культура и техника речи Учимся говорить по разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка) 3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности | |
8 | 2 | Учимся говорить четко | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» | |
9 | 2 | Играем в рифмы | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога | |
10 | 2 | Рассказываем про любимые игры и сказки | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям Чтение стихов в лицах | |
11 | 2 | Ритмопластика | Развитие пластической выразительности | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие | |
12-13 | 2 | Сценическое движение | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. | |
14 | 2 | Пантомима | Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» | |
15 | 2 | Основы театральной культуры | Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре. | ||
16 | 2 | Виды театрального искусства. | Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства. | Презентация «Виды театрального искусства» | |
17 | 2 | Скомороший балаган. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Интонационные упражнения | |
18-19 | 2 | Мини-спектакль . | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Драматизация сказки | |
20 | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» | ||
21 | 2 | Викторина по сказкам | Кругозор обучающихся по сказкам | Обзор книг-сказок | |
22 | 2 | Работа над спектаклем Выбор сказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев. | Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | ||
22 | 2 | Настроение героев | Помочь понять и осмыслить настроение героев. | Беседа о настроении героев сказки Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | |
23 | 2 | Творческий пересказ сказки | Помочь запомнить содержание сказки-спектакля. | Драматизация сказки | |
24-26 | 2 | Репетиции диалогов | Упражнение в интонировании диалогов | ||
27 | 2 | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | ||
28-30 | 2 | Репетиция спектакля | |||
31 | 2 | Показ спектакля | |||
32 | 2 | Анализ спектакля. Самооценка. | |||
33 | 2 | Подведение итогов обучения Праздничый огонек | |||
34 | 2 | Награждения | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"
Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"
Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная карусель"
рабочая программа по внеурочке 5-6 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»(общекультурное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"...