внеурочной деятельности «Театральный калейдоскоп»
рабочая программа

Рабочая программа «Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_programma_1-4_novaya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора _________Е.А. Якуничева

«25» августа 2023 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № 217 от «28» августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Театральный калейдоскоп» 1-4 класс

Учитель: Небож Людмила Сергеевна

Квалификационная категория: первая

2023/2024 учебный год

Содержание

Планируемые результаты изучения  предмета……….. ……..…..... стр.4

Содержание  предмета    ,………… …………….…..………..……… стр. 5

Тематическое планирование ……………………...……………….... стр. 7

 

   Рабочая программа «Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.

  Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

 Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Данная программа включена в общекультурное направление.

        Предполагаемые результаты реализации программы.

  Программа предполагает приобретение обучающимися  новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью.

    Участие  в  театрализации  повышает  мотивацию  обучения.  Помогает решению  задач  образовательной  программы  по  литературному  чтению.  У  детей  повышается  темп  чтения,  выразительность.
  Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям.

    Итогом  можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских  авторов.

 должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

   Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Продолжительность занятия – 2 часа. Количество учащихся в группе – 8-15 человек

1 класс -   4 класс - 68 ч

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучение детей по программе курса «Театральный калейдоскоп» должно быть направлено на достижение следующих личностных и метапредметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное

отношение к сверстникам

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на

основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

литературы;

осознание значимости занятий театральной игровой деятельности для

личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей

деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности в играх, этюдах,

инсценировках, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от

собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Содержание программы

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Вводные занятия  

Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)

Театральная игра

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.

Научить  ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.

Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Тематическое планирование.

Учебно-тематический план     1 - 4 классов

  №

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

4

2.

Театральная игра

15

3.

Культура и техника речи

8

4.

Ритмопластика

8

5.

Основы театральной культуры

12

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

18

7.

Заключительное занятие

4

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 1-4 классы

Кол-во часов

Дата

Название темы

Содержание темы

Виды упражнений

1-2

2

Вводное занятие.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Попробуем измениться

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»

Познакомить  с понятиями «мимика», «жест».

Игра «Назови свое имя ласково»

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения

3-4

2

Театральная игра.

Давайте поиграем

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию

5-6

2

Театральный этюд

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

.Игра-инсценировка

7

2

Культура и техника речи

Учимся говорить по разному

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 

1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)

3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

8

2

Учимся говорить четко

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

9

2

Играем в рифмы 

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога

10

2

Рассказываем про любимые игры и сказки

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям

Чтение стихов в лицах

11

2

Ритмопластика

Развитие пластической выразительности

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)   Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие

12-13

2

Сценическое движение

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Музыкальные пластические игры и упражнения для развития  свободы и выразительности телодвижения.

14

2

Пантомима

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»

15

2

Основы театральной культуры

Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.

16

2

Виды театрального искусства.

Рассказать  в доступной форме о видах театрального искусства.

Презентация «Виды театрального искусства»

17

2

Скомороший  балаган.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Интонационные упражнения

18-19

2

Мини-спектакль .

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Драматизация сказки

20

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

21

2

Викторина по сказкам

Кругозор обучающихся по сказкам

Обзор книг-сказок

22

2

Работа над спектаклем Выбор сказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев.

Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

22

2

Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Беседа о настроении героев сказки

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

23

2

Творческий пересказ сказки

Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.

Драматизация сказки

24-26

2

Репетиции диалогов

Упражнение в интонировании диалогов

27

2

Реквизит и костюмы

Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.

28-30

2

Репетиция спектакля

31

2

Показ спектакля

32

2

Анализ спектакля. Самооценка.

33

2

Подведение итогов обучения

Праздничый огонек

34

2

Награждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"

Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"

Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральный калейдоскоп»(общекультурное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"...