Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_teatralnaya_deyatelnost.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-13 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно - драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся с обучающимися 5-6 классов. Оптимальное количество обучающихся на занятиях 18 человек. Занятия проводятся после школьных занятий в просторном помещении, актовый зал 2 этажа (сцена).

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности обучающегося, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в обучающихся самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности обучающихся, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир

Программа реализуется в течение одного года по одному часу в неделю.

Цели и задачи:

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у обучающегося эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Обучающийся учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Основными задачами курса являются:

- развитие эстетических способностей;

- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

- овладение навыками общения и коллективного творчества;

Основная цель заключается в следующем:

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

Программные задачи

- развивать чуткость к сценическому искусству;

- воспитывать готовность к творчеству;

- развивать умение владеть своим телом;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- развивать воображение и веру в сценический вымысел;

- учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

- развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

- развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

- дать возможность полноценно развить свои способности и самовыражение в сценических воплощениях;

- привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

- разобрать как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть;

- понять, как рождается сюжет.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Обучающиеся получают необходимые азы актёрского мастерства, законов драматургии, стилей и жанров музыкальных произведений, а также познакомятся с профессиями художественного направления в театре.

По окончании обучения обучающиеся получат возможность:

-узнать - специфику работы следующих цехов в театре: музыкальном, декораторском, костюмном и реквизиторском.

-научиться - вести свою линию роли в совместном проекте (небольшом драматургическом произведении, написанном самими учащимися); соподчинять свои творческие амбиции общему замыслу спектакля.

-овладеть - навыками репетиционной работы.

Способами определения результативности являются участие в праздниках, проводимых учреждением. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются сообучающимися, педагогами и родителями. В течение всего курса обучения ведется наблюдение и корректировка усвоенного материала.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются праздники и спектакли, на которых дети представляют свое творчество.

Личностные УУД

  • Интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Использовать предложения и оценки для создания нового, боле совершенного результата.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

Допускать возможность существования у людей других точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой общения.

#1057;одержание кружка внеурочной деятельности (34 часа)

Раздел программы

Количество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Основы театральной культуры

7

4

3

Участники знакомятся с понятием «Театр», «Театральная деятельность», кукольным театром. В процессе делятся свои жизненным опытом. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности с электроприборами.

2.

Театральная игра

8

2

6

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

3.

Ритмопластика

4

1

3

Ребята освоят и познакомятся с пространственным и остальными видами сценического движения

4.

Культура и техника речи

8

4

4

Овладение техникой сценического общения партнёров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнёр, мысль); средства, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения.

5.

Выразительные средства в театре

1

1

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я –фантастическое животное, внешняя характерность

6.

Работа над спектаклем

5

2

3

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.

#1058;ематическое планирование кружка внеурочной деятельности

Тематическое планирование кружка «Театральная деятельность» 5 – 6 класс

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 год

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Основы театральной культуры

7

4

3

Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа-знакомство с миром театра

1

1

Участники знакомятся с понятием «Театр», «Театральная деятельность», кукольным театром. В процессе делятся свои жизненным опытом. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности с электроприборами.

Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. Театральное искусство России.

1

1

Ребята познакомятся с театрами в России, узнают о развитии личностных качеств благодаря театральной деятельности.

Значение поведения в актёрском искусстве. Виды театров.

1

1

Ребята познакомятся с различными видами театров, узнают о том, как с помощью личного поведения, преобразить место, время, ситуацию, партнеров.

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

1

1

Ребята узнают о профессиях в театре, расскажут о своих знаниях и опыте из жизни. Поговирим о знаменитых русских актерах театра

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

1

1

На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации,концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

Исполнительское искусство актёра – стержень театрального искусства.

2

2

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я –фантастическое животное, внешняя характерность

2

Театральная игра

8

Тренинг творческой психотехники актёра: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности.

1

1

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

Театральная игра

2

2

Разучиваем игры пантомимы

Культура и техника речи Инсценирование сказки

1

1

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. #1059;пражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». #1059;пражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев

Упражнения на развитие воображения. Сценические этюды

1

1

Ребятам будут предложены различные ситуации, в которых они микро группами, с помощью сценических этюдов, покажут импровизацию.

Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств.

1

1

Ребятам будут предложены различные ситуации, в которых они, с помощью сценических этюдов, покажут импровизацию.

Создание первых этюдов-зарисовок

2

1

1

Разработка собственного сценария, демонстрация.

3

Ритмопластика

4

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия.

1

1

Ребята освоят пространственное сценическое движение, познакомятся с остальными видами сценического движения

Сценическое движение. Упражнение «Как вести себя на сцене»( мимика, жесты, телодвижения в игре).

1

1

1

Ребята освоят пластическое движение.

Что значит чувствовать партнёра на сцене. Учимся взаимодействию

1

1

Музыкальные упражнения с партнером.

4

Культура и техника речи

8

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

1

1

Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба), грудной клетки.

Овладение техникой сценического общения партнёров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнёр, мысль); средства, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения.

2

1

1

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия)

1

1

Развивать умения прочитать незнакомый текст, расставляя логические ударения

Словесные игры. Пластические импровизации.

1

1

Поиграем в словесную игру «Сочини историю», показываем пластическую импровизацию «Сумка с вещами»

Этюды и упражнения на память физических действий

1

1

Учащиеся выполняют упражнения на память физических действий с воображаемыми предметами

Взаимодействие с партнёром

2

1

1

Чтение прозы по ролям, отработка взаимодействия с партнером.

5

Выразительные средства в театре

1

Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; Музыкальное оформление; шумовое оформление

1

1

Работа над подбором репертуара. Костюмов, музыкального и сценического оформления

6

Работа над спектаклем

5

Знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией.

2

1

1

Выбор произведения русского автора для дальнейшей постановки, чтение по ролям, разбор костюмов.

Работа над дикцией. Разучивание ролей, вхождение в образ, исполнение роли. Развиваем актёрское мастерство. Репетиция.

2

1

1

Показ театрального представления в школе. Анализ проделанной работы. Поощрение лучших артистов.

1

1

Показ театрального представления. Круглый стол. Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении

Итого

17

17

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...

Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности

Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...