Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-13 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно - драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.
В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:
Занятия проводятся с обучающимися 5-6 классов. Оптимальное количество обучающихся на занятиях 18 человек. Занятия проводятся после школьных занятий в просторном помещении, актовый зал 2 этажа (сцена).
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности обучающегося, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в обучающихся самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности обучающихся, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир
Программа реализуется в течение одного года по одному часу в неделю.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у обучающегося эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Обучающийся учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Основными задачами курса являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Программные задачи
- развивать чуткость к сценическому искусству;
- воспитывать готовность к творчеству;
- развивать умение владеть своим телом;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- развивать воображение и веру в сценический вымысел;
- учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
- развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
- развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
- дать возможность полноценно развить свои способности и самовыражение в сценических воплощениях;
- привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
- разобрать как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть;
- понять, как рождается сюжет.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Обучающиеся получают необходимые азы актёрского мастерства, законов драматургии, стилей и жанров музыкальных произведений, а также познакомятся с профессиями художественного направления в театре.
По окончании обучения обучающиеся получат возможность:
-узнать - специфику работы следующих цехов в театре: музыкальном, декораторском, костюмном и реквизиторском.
-научиться - вести свою линию роли в совместном проекте (небольшом драматургическом произведении, написанном самими учащимися); соподчинять свои творческие амбиции общему замыслу спектакля.
-овладеть - навыками репетиционной работы.
Способами определения результативности являются участие в праздниках, проводимых учреждением. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются сообучающимися, педагогами и родителями. В течение всего курса обучения ведется наблюдение и корректировка усвоенного материала.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются праздники и спектакли, на которых дети представляют свое творчество.
Личностные УУД
- Интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
- Установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Использовать предложения и оценки для создания нового, боле совершенного результата.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
Допускать возможность существования у людей других точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой общения.
#1057;одержание кружка внеурочной деятельности (34 часа)
№ | Раздел программы | Количество часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Теория | Практика | ||||
1. | Основы театральной культуры | 7 | 4 | 3 | Участники знакомятся с понятием «Театр», «Театральная деятельность», кукольным театром. В процессе делятся свои жизненным опытом. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности с электроприборами. |
2. | Театральная игра | 8 | 2 | 6 | Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. |
3. | Ритмопластика | 4 | 1 | 3 | Ребята освоят и познакомятся с пространственным и остальными видами сценического движения |
4. | Культура и техника речи | 8 | 4 | 4 | Овладение техникой сценического общения партнёров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнёр, мысль); средства, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. |
5. | Выразительные средства в театре | 1 | 1 | Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я –фантастическое животное, внешняя характерность | |
6. | Работа над спектаклем | 5 | 2 | 3 | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. |
#1058;ематическое планирование кружка внеурочной деятельности
Тематическое планирование кружка «Театральная деятельность» 5 – 6 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
1 год | |||||
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1. | Основы театральной культуры | 7 | 4 | 3 | |
Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа-знакомство с миром театра | 1 | 1 | Участники знакомятся с понятием «Театр», «Театральная деятельность», кукольным театром. В процессе делятся свои жизненным опытом. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности с электроприборами. | ||
Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. Театральное искусство России. | 1 | 1 | Ребята познакомятся с театрами в России, узнают о развитии личностных качеств благодаря театральной деятельности. | ||
Значение поведения в актёрском искусстве. Виды театров. | 1 | 1 | Ребята познакомятся с различными видами театров, узнают о том, как с помощью личного поведения, преобразить место, время, ситуацию, партнеров. | ||
Театральные профессии. Выдающиеся актеры. | 1 | 1 | Ребята узнают о профессиях в театре, расскажут о своих знаниях и опыте из жизни. Поговирим о знаменитых русских актерах театра | ||
Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. | 1 | 1 | На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации,концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. | ||
Исполнительское искусство актёра – стержень театрального искусства. | 2 | 2 | Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я –фантастическое животное, внешняя характерность | ||
2 | Театральная игра | 8 | |||
Тренинг творческой психотехники актёра: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. | 1 | 1 | Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах | ||
Театральная игра | 2 | 2 | Разучиваем игры пантомимы | ||
Культура и техника речи Инсценирование сказки | 1 | 1 | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. #1059;пражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». #1059;пражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев | ||
Упражнения на развитие воображения. Сценические этюды | 1 | 1 | Ребятам будут предложены различные ситуации, в которых они микро группами, с помощью сценических этюдов, покажут импровизацию. | ||
Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств. | 1 | 1 | Ребятам будут предложены различные ситуации, в которых они, с помощью сценических этюдов, покажут импровизацию. | ||
Создание первых этюдов-зарисовок | 2 | 1 | 1 | Разработка собственного сценария, демонстрация. | |
3 | Ритмопластика | 4 | |||
Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. | 1 | 1 | Ребята освоят пространственное сценическое движение, познакомятся с остальными видами сценического движения | ||
Сценическое движение. Упражнение «Как вести себя на сцене»( мимика, жесты, телодвижения в игре). | 1 | 1 | 1 | Ребята освоят пластическое движение. | |
Что значит чувствовать партнёра на сцене. Учимся взаимодействию | 1 | 1 | Музыкальные упражнения с партнером. | ||
4 | Культура и техника речи | 8 | |||
Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). | 1 | 1 | Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба), грудной клетки. | ||
Овладение техникой сценического общения партнёров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнёр, мысль); средства, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. | 2 | 1 | 1 | ||
Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия) | 1 | 1 | Развивать умения прочитать незнакомый текст, расставляя логические ударения | ||
Словесные игры. Пластические импровизации. | 1 | 1 | Поиграем в словесную игру «Сочини историю», показываем пластическую импровизацию «Сумка с вещами» | ||
Этюды и упражнения на память физических действий | 1 | 1 | Учащиеся выполняют упражнения на память физических действий с воображаемыми предметами | ||
Взаимодействие с партнёром | 2 | 1 | 1 | Чтение прозы по ролям, отработка взаимодействия с партнером. | |
5 | Выразительные средства в театре | 1 | |||
Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; Музыкальное оформление; шумовое оформление | 1 | 1 | Работа над подбором репертуара. Костюмов, музыкального и сценического оформления | ||
6 | Работа над спектаклем | 5 | |||
Знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией. | 2 | 1 | 1 | Выбор произведения русского автора для дальнейшей постановки, чтение по ролям, разбор костюмов. | |
Работа над дикцией. Разучивание ролей, вхождение в образ, исполнение роли. Развиваем актёрское мастерство. Репетиция. | 2 | 1 | 1 | ||
Показ театрального представления в школе. Анализ проделанной работы. Поощрение лучших артистов. | 1 | 1 | Показ театрального представления. Круглый стол. Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении | ||
Итого | 17 | 17 | 34 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности
Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...