Конспект открытого занятия.
Группа: 5
Дата: 16.12.22.
Воспитатель: Баширова Р.В.
Тема: «На пороге самостоятельной жизни»
Цель:Актуализировать знания будущих выпускников в области доступных рабочих профессий.
Задачи:
Дидактическая: формировать умения правильного выбора будущей профессии.
Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая,в парах, индивидуальная.
Предварительная работа: разучивание стихотворений по теме занятия, подготовка сообщения, предварительная беседа из цикла
Оборудование: карточки с заданием для групповой и индивидуальной работы,мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, словарные слова по теме занятия, рефлексия настроения «Ёлочка»,
Словарная работа: профессия, специальность, самостоятельность, овощевод, животновод, повар, швея, штукатур, маляр, рабочий по уходу за животными.
Ход занятия:
№ п\п | Этапы занятия | Деятельность воспитателя и обучающихся | № слайда |
1. | Организационный момент.
| Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех вас здесь в добром здравии и хорошем настроении! Очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет успешно и продуктивно. Желаю всем вам успеха
Упражнение «Пирамида» Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый, кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу. Цель: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, сплочение коллектива. Прежде, чем начать наше занятие, я хочу провести с вами небольшое упражнение. Называется оно «Пирамида». Приглашаю вас, ребята, сюда к доске. Представьте, что мы – это одна большая семья. А в семье все дела делаются вместе, сообща. И обязательно желают друг другу много хорошего, особенно перед трудным и ответственным мероприятием. Давайте сейчас пожелаем друг другу ….успеха, удачи, радости от совместной деятельности, хороших результатов и т.д. Рефлексия: Ребята, вы почувствовали, что мы с вами – одна семья? Улыбнитесь друг другу. Занимайте свои места. И помните, что в семье все должны уважать друг друга, прислушиваться друг к другу, помогать и поддерживать.
| 1
2
|
2. | Формулирование темы и цели занятия.
Групповая работа
| А сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Вы должны из слов собрать предложение. Выполнив это задание, мы с вами узнаем тему занятия. Помните, как начинается и чем заканчивается предложение (с большой буквы и в конце ставится точка).
Тема нашего занятия: «На пороге самостоятельной жизни». |
3 |
3. | Актуализация знаний. | Ребята, как вы понимаете смысл слова самостоятельный? Какая это часть речи? Прилагательное (какой?) Логически напрашивается то, что это слово состоит из двух других: сам и стоит. Словарь УшаковаСамостоятельный: существующий отдельно от других, сам собою, независимый. Самостоятельность не определяется понятиями «мне позволено» или «я хочу» Она в другом: Что я умею делать. За что умею отвечать. Могу ли я здраво и правильно решать сам. Мы живем в непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порой трудно разобраться в происходящем. Но, ребята, помните одно, что даром ничего не дается, и надо немало трудиться, чтобы чего-то добиться. Сейчас ваша жизнь протекает в стенах нашей школы, она у вас распланирована, то есть она протекает по режимным моментам. Вы вовремя встаете, кушаете, учитесь, гуляете, делаете уроки, ложитесь спать. И все это для вас делают кто…? (ответы детей) Для вас готовят, для вас стирают, для вас убирают, вас лечат, а когда возникают проблемы, то их тоже решают взрослые. Но наступает такой период в вашей жизни, когда вам исполняется 16-17-18 лет, это возраст знаменующий выход в самостоятельную жизнь. Синонимы к словосочетанию «самостоятельная жизнь»:взрослая жизнь новая жизнь дальнейшая жизнь Что вам необходимо, чтобы устроить свою самостоятельную жизнь? Мы с вами на предыдущих клубных часах говорили об этом (получить профессию, устроиться на работу и т.д) Ваша первостепенная задача – закончить школу, а затем получить профессию. А какие бывают профессии, мы сегодня с вами и поговорим.
| 4
5 |
4.
| Основная часть.
Работа в группах.
Работа с классом.
Работа в парах
| 1)Есть профессий очень много, Кто то строит нам дороги, ПОВАР — пищу нам готовит, Дом — СТРОИТЕЛЬ людям строит, Для одежды, нужен ТКАЧ, Все болезни лечит, ВРАЧ. Вот стоит на мостовой — Строгий, важный ПОСТОВОЙ. Если вдруг пожар случится, В дверь ПОЖАРНЫЙ постучится.. Школа детям, как обитель, Здесь заведует УЧИТЕЛЬ. Обо всём разумно судит, Словом добрым души лечит… Чем сложнее в школе будет — Тем нам в жизни будет легче… О чём это стихотворение? (о профессиях) А какие профессии вы знаете? (ответы детей)
Говоря о выборе профессии, мы будем часто сталкиваться с такими терминами как профессия и специальность. Что значит термин профессия? Специальность? Профессия- это основной род занятий трудовой деятельности. Специальность -вид занятий в рамках одной профессии. Профессия представляет собой более общее и широкое понятие, включающее в себя множество теоретических знаний об определённой области деятельности. А специальность — более узкое понятие, включающее в себя конкретное направление деятельности в рамках той или иной профессии. Например, врач — это профессия. А хирург, терапевт, педиатр, офтальмолог, невролог, травматолог и великое множество других специалистов — это как раз и будет специальность. Предлагаю вам выполнить одно упражнение, в ходе которого вы наглядно сможете разобраться в этих понятиях.
2). Упражнение «Профессия – специальность»: определи, какой профессии соответствует специальность
Врач | Стоматолог | Педагог | Учитель математики | Строитель | Каменщик, бетонщик | Повар | Повар-кондитер | Швея | Мастер по пошиву верхней одежды | Продавец | Продавец - кассир | Парикмахер | Парикмахер-стилист | Животновод | Рабочий по уходу за животными |
Проверяем, что у вас получилось (зачитывают, затем проверяют на слайде) Теперь я вижу, что вы разобрались с понятиями профессия и специальность.
3).Предлагаю вам сейчас выполнить такую работу: назвать профессии на букву «П» (упражнение на концентрацию внимания) Цель: развитие памяти, концентрация внимания Повар Пожарный Портной Плотник Продавец Почтальон Педагог Пекарь Парикмахер Молодцы! Справились с заданием.
4) Немного размялись, вспомнили о различных профессиях. А сейчас вам необходимо определить, о какой профессии идет речь. Ребята работают в парах, определяют к какой профессии это описание относится, затем зачитывают и проверяют все вместе по ключу (на слайде)
а) Штукатур, маляр (Амир, Илья) ________________________________ участвует в строительстве и ремонте зданий. Штукатурит вручную или с помощью затирочной машины. После окончания штукатурных работ красит, оклеивает обоями или выполняет художественную отделку стен и потолков внутри или снаружи здания.
б)Швея (Варвара) _____________________ занимается пошивом изделий вручную или на разнообразных универсальных машинах (пуговичных, петельных, вышивальных, оверлоке и др.). В процессе работы ликвидирует обрыв нитей, меняет шпули, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, проверяет качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия. в) Повар (Дима, Спартак) _______________готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, салаты и другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, помнит рецепты приготовления разных блюд и умеет красиво оформлять блюда. Организует хранение продуктов. Несмотря на то, что _____________ на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и запросов потребителей. г) Овощевод (Витя, Петя) ________________________ - одна из важнейших отраслей сельского хозяйства, так как овощи имеют огромное значение в питании человека.______________помогает людям поддерживать и сохранять свое здоровье. Основной результат труда ______________________ - разнообразные и доброкачественные овощи. Работа _______________, как и всякая другая работа в сельском хозяйстве, требует физических усилий. Надо рыхлить почву, пропалывать посадки, подсыпать грунт, работать с удобрениями, подготавливать семена овощных культур к посеву, собирать урожай, подвозить овощи к месту укладки и хранения. Проверка по ключу: а –штукатур, маляр б – швея в – повар г - овощевод
Сообщение Вити о специальности «Рабочий по уходу за животными»
Рабочий по уходу за животными ухаживает за животными, кормит, поит их, следит за чистотой вольеров и клеток, поилок и кормушек, меняет подстилку в клетках, готовит корма и кормовые смеси. А так же следит за состоянием и самочувствием животных. Он должен обладать такими качествами: терпение, уравновешенность, любовь к животным, внимательность.
Вывод: Сейчас мы с вами, выполняя задания, вспомнили и поговорили о профессиях, каких? (штукатур, маляр, швея, повар, овощевод, животновод – специальность рабочий по уходу за животными). Как вы считаете, вы можете освоить эти профессии? Ребята, скоро вы уже закончите обучение в школе и получите свидетельство об обучении. Какие у вас планы на будущее? (Пойти учиться дальше, чтобы получить профессию). Все ли профессии вам доступны? Почему?
А вы знаете, где вы можете продолжить учебу после школы? Где вы можете узнать информацию о доступных вам учебных заведениях? (от воспитателей, соцпедагога, в интернете)
Был разработан путеводитель училищ и техникумов Приволжского ФО, где собрана вся информация об учебных заведениях, где вы можете получить ту или иную специальность. Там можно получить конкретную информацию по учебным заведениям в Оренбургской области. Именно эту информацию вы можете найти в интернете. (слайд)
- ГАПОУ «Нефтегазоразведочный техникум» филиал п Саракташ (Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение)
Саракташский район,п. Саракташ Обучение выпускников коррекционных классов по профессии кухонный рабочий - ГАПОУ «Горно-технологический техникум» г. Ясного Оренбургской области филиал п. Светлый
Светлинский район, п. Светлый Обучение выпускников коррекционных классов по профессии рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. - ГАПОУ «Оренбургский аграрный колледж» с Подгородняя Покровка
филиал пос Чебеньки Оренбургского района Оренбургский район, п. Чебеньки Обучение выпускников коррекционных классов по профессиям портной, маляр. Филиал с Покровка Новосергиевкого района Обучение выпускников коррекционных классов по профессии кухонный рабочий.
Это далеко не весь перечень учебных заведений, где вы можете получить профессию.
| 6
7
8 , 9
10
11, 12
12
13
14
15
|
5. | Закрепление | - Ребята, а какие качества необходимы человеку, чтобы стать самостоятельным и получить профессию? «Положительные и отрицательные качества» У каждого человека свой характер, каждый обладает какими-то отличительными чертами характера. Помните, мы с вами на клубном часе говорили о положительных и отрицательных качествах, которые есть у вас? И вы сами решили для себя, что вы хотите избавиться от некоторых плохих черт, которые вам мешают. Положительные (хорошие) качества помогают в работе, а отрицательные (плохие) мешают, их необходимо искоренять. Задание заключается в следующем. Вы должны будете выбрать из предложенных качеств положительные и поместить их в первый столбик, а отрицательные – во второй столбик. Положительные (+) | Отрицательные (-) | Ответственность Внимательность Трудолюбие Аккуратность Терпение Честность Исполнительность
| Безответственность Невнимательность Лень Небрежность Неусидчивость Упрямство Грубость
|
Ответственность, лень, упрямство, трудолюбие, честность, терпение, внимательность, невнимательность, аккуратность, небрежность, исполнительность, неусидчивость, безответственность, грубость. Вывод: Что нужно вам сейчас, чтобы стать самостоятельными ? Хорошо учиться, сдать экзамены, получить свидетельство об образовании, быть послушными, воспитанными, ответственными, трудолюбивыми и старательными, сознательными гражданами нашей страны.
| 16
16 |
6. | Рефлексия. | Продолжи фразу: - Сегодня на занятии я узнал...
- Больше всего мне понравилось…
- Я хотел бы побольше узнать о…
| 17 |
7. | Итог занятия. | - Словесное поощрение каждого обучающегося.
- Наше занятие окончено. Мы продолжим готовиться к самостоятельной жизни на следующих занятиях. Упражнение: «Пожелания» Скоро Новый год! А в семье мы всегда вместе готовим разные сюрпризы и поздравления к праздникам. Я предлагаю вам взять вот эти листочки, здесь написаны имена ваших одноклассников. Каждый из вас должен сейчас написать пожелание тому, кто указан на листочке. Затем эти пожелания отдаются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть позитивными и доброжелательными. «Ёлочка настроения»
| 18 |
Самоанализ открытого занятия.
Группа: 5
Дата: 16.12.22.
Воспитатель: Баширова Р.В.
Тема: «На пороге самостоятельной жизни»
Цель: Актуализировать знания будущих выпускников в области доступных рабочих профессий.
Задачи:
Дидактическая: формировать у обучающихся умения правильного выбора будущей профессии.
Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая,в парах, индивидуальная.
Предварительная работа: разучивание стихотворений по теме занятия, подготовка сообщения, предварительная беседа из цикла
Оборудование: карточки с заданием для групповой и индивидуальной работы,мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, словарные слова по теме занятия.
Словарная работа: профессия, специальность, самостоятельность, овощевод, животновод, повар, швея, штукатур, маляр, рабочий по уходу за животными.
В группе 7 человек: 1 девочка и 6 мальчиков. Это учащиеся 9 класса. На занятии присутствовали все дети.
Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием 5 группы, индивидуальным планом воспитателя. Данное занятие является одним из многих мероприятий, запланированных МПК 5 группы в направлении трудового и профориентационного воспитания обучающихся. Для достижения цели, поставленной к занятию, подготовлен наглядно- демонстрационный материал. Сложность предложенного материала занятия была соразмерна с возрастными особенностями обучающихся группы. Содержание занятия было доступным, составленным с учетом возрастных и психофизических особенностей, объема, уровня подготовленности обучающихся. С целью создания атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, уверенности и безопасности, установления наиболее тесного контакта между воспитанниками, а так же между педагогом и детьми в начале занятия было проведено упражнение «Пирамида».
Для активизации познавательного интереса и рационального использования времени на занятии использована компьютерная презентация.
Для обогащения словарного запаса учащихся проведена словарная работа. На протяжении всего занятия дети учились: рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны, имели логическую завершенность.
Сочетание словесных, наглядных и практических способов деятельности, а так же выбранные формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, позволили наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности обучающихся на занятии.
В ходе занятия использовались следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие (упражнение «Пирамида», дозированность заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований, смена видов деятельности), ИКТ, технология коррекционно-развивающих упражнений (работа по карточкам на определение темы занятия, упражнение «Профессия-специальность», «Определи профессию», «Положительные и отрицательные качества»), разноуровневое обучение (заучивание стихотворений – Варвара, Виктор, чтение определений – Дмитрий, Илья, чтение текста – Амир, Пётр, Спартак, Варвара).
Мотивационную направленность имели сведения о будущем обучении в учебных заведениях, вызывающие у обучающихся желание рассуждать, делиться своими познаниями, впечатлениями, личным опытом.
На занятии соблюдались принципы: целостности обучения (видна взаимосвязь текущего материала с ранее изученным);
принцип доступности и развития (материал отвечал способностям и возможностям обучающихся, что создавало условия для его усвоения);
принцип здоровьесбережения (задания, предполагающие двигательную активность, построение занятия препятствовало утомлению, содержало мотивирующий материал, корректное общение воспитателя с обучающимися, смена видов деятельности). Занятие было коррекционно-развивающим, обучающим с соблюдением доступности и воспитывающей направленности, реализовало поставленную цель.
Во время подведения итогов была оценена деятельность учащихся и группы в целом.
Рефлексия показала, что задачи занятия были решены.
Считаю, что занятие представляет собой целостную систему:
-занятие было эмоциональным, вызвало интерес;
- темп занятия был оптимальным, действия учеников и воспитателя завершёнными;
- между воспитателем и учениками был установлен психологический контакт;
- доминировала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и активного творческого труда;
- обеспечено активное участие каждого ученика.
Считаю, что поставленные цель и задачи были реализованы.
Дата: 23.12.22.г Р.В. Баширова _____________________________