Классный час по теме: «Учителя блокадного Ленинграда»
классный час (9 класс)

Балаян Лилия Аркадьевна

Классный час (или внеурочное занятие) по теме: «Учителя блокадного Ленинграда» для учащихся старших классов кадетских школ основного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._uchitelya_blakadnogo_leningrada.docx128.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час (или внеурочное занятие) по теме:

«Учителя блокадного Ленинграда»

для учащихся старших классов кадетских школ.

Разработала и провела

Педагог-воспитатель ПМКК

Балаян Л.А.

Цель занятия: формирование у учащихся целостного представления о роли учителя во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к истории своей страны.
  2. Воспитание патриотизма и ощущения причастности к судьбе Родины.
  3. Приобщение к культурным событиям города Санкт-Петербурга, пережившего блокаду.
  4. Побуждение эмоционального отклика о блокадных учителях.
  5. Побуждение к размышлению, анализу услышанной и увиденной информации.
  6. Умение анализировать факты исторических событий блокадного периода об организации учебного процесса

Рекомендуемая форма занятия: лекция с элементами обсуждения.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Доска МЭШ (или любая другая для демонстрации видео)

План и ход занятия:

1 этап. Мотивационная часть. Вступительное слово.

Указом президента В.В. Путина 2023 год в России был признан Годом педагога и наставника с целью признания особого статуса представителей данной профессии. Не подлежит забвению важная и значимая роль учителей в тяжелые времена нашей страны. Особое внимание и признательность заслуживают педагоги блокадного Ленинграда, на чью долю пришлось не только бремя спасения детей во время войны, но и их обучение в нечеловеческих условиях. Это образец мужества и героизма, на который надо равняться.

Давайте прочитаем стихотворение «Блокадная учительница» Ирины Ямщиковой-Кузьминой (учащиеся по очереди или по желанию читают вслух):

Засыпан Ленинград снегами.
Тихо, будто бы, ушла война,
Только, скрип под слабыми ногами,
Еле, еле движется она,
Старая учительница, зная,
Что её ребята очень ждут
В доме, где убежище в подвале,
Там уроки школьные идут.

В узелке ее тетрадки,книжки
И кусочек хлебца сохранен
Для её любимых ребятишек,
Пусть,-по крошке,но как ценен он.
Загремят опять фашистов пушки,
Самолет над городом ревёт,
А ребята слушают,как Пушкин
О царе Салтане сказ ведёт.
Гром войны стихами заглушая,
Детям сказку светлую даря,
Старая учительница знает,
Что урок её прошел не зря.
Бледненькие лица оживились,
И глазенки искрами зажглись,
Будто бы,из пепла возродились.
Пусть,война,но торжествует жизнь.

2 этап. Создание проблемной ситуации.

В этом 2025 году было 81-летие со дня снятия блокады Ленинграда. А 27 января 2022 года, в день 79-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в Санкт-Петербурге открыли памятник «Блокадному учителю». C:\Users\teacher\Desktop\Балаян\Сценарии\памятник блокадному учителю.jpg

Автор монумента — скульптор Владимир Бродарский. Композиция состоит из двух фигур: измождённая учительница внимательно слушает и одновременно обнимает своего замерзающего ученика, защищая мальчика от опасности.

Архитектор Леонид Копыловский делится: «Мы со скульптором Владимиром Бродарским изначально хотели сделать памятник профессии, создать обобщенный образ ленинградских учителей, но у нас получилась в итоге блокадная мадонна. Если приглядеться, видно, что она как будто шепчет молитву, которая должна защитить ее ученика».

Ребята, скажите, как Вы считаете можно ли собирательный образ блокадного учителя метафорически назвать Мадонной? (Ответы учащихся)

3 этап. Основная часть. Знакомство с легендарным педагогом блокадного Ленинграда Надеждой Васильевной Строгоновой.

Просмотр фрагментов видеоархива проекта «БЛОКАДА.ГОЛОСА» о Строгановой Надежде Васильевне: ;v=t6zmxag61q4&embeds_euri=https%3A%2F%;feature=emb_logo

Беседа о жизни и деятельности в качестве педагога Строгановой во время блокады.

Ребята, что вы узнали о Строгановой Надежде Васильевне?

(Ответы учащихся. Ребята рассказывают:

  • об обстоятельствах приведших в школу Строганову Н.В.,
  • об открытии и организации детского дома в блокадном Лениграде под ее руководством,
  • о тяжелых испытаниях и болезни,
  • о том, как блокадный учебный год 1942 -1943 годы не удалось закончить, потому что она была разрушена бомбой, погибло пять учителей.
  • о тяжелом потрясении детей, которые остались без дома).

4 этап. Обзор дневника учителя блокадной школы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец.

Ребята, сейчас хочу рассказать вам о книге «Они учились в Ленинграде», написанной учительницей истории, Ксенией Владимировной Ползиковой-Рубец в 1948 году (переиздана в 2000 г.)

В суровое время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда она работала учителем истории в школе 239 Октябрьского района, находившейся тогда в "доме со львами" (дом Лобанова-Ростовского на Исаакиевской пл., 2).

В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941-1944 годах.

Давайте, прочитаем одну из записей данного дневника:

«13 октября: «Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей… И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города мужественный облик ленинградского учителя. Они стоят одни других — учителя и ученики. И те, и другие из мёрзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров за 5–6, а то и 10, в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились».

Ребята, как вы поняли данную дневниковую запись? Какое место в жизни блокадного города Ленинграда занимали учителя?

(Ответы детей: ребята отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения о том, какое место занимали учителя в блокадном Ленинграде).

5 этап. Памятник блокадному учителю в Соляном переулке в Санкт-Петербурге.

В день 78-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 2022 года в Соляном переулке открыли памятник «Блокадному учителю», который увековечил подвиг педагогов, работавших в осажденном городе. Монумент, посвященный подвигу школьных педагогов осажденного Ленинграда, состоит из двух фигур: изображает измождённую учительницу, которая защищает от артобстрелов уставшего ученика на фоне разбитого бомбой окна.

С началом блокады в городе осталось около 400 тыс. детей дошкольного и школьного возраста. Несмотря на трудное осадное положение города и постоянные бомбежки, в конце октября 1941 года ребята приступили к занятиям в бомбоубежищах школ. В это тяжелое время учителя стали для детей блокадного Ленинграда настоящими защитниками, добрыми хранителями. Они вдохновляли и оберегали ребят нередко ценой собственной жизни.

6 этап. Заключение. Подведение итогов занятия.

Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Несмотря на все трудности и сложности организации процесса обучения в военное время, уже в конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям. Для этих целей были оборудованы бомбоубежища.

Спустя всего лишь 1 месяц за парты сели свыше 30 тысяч учеников старших классов. В таких непростых условиях, тем не менее, некоторое время работало 103 образовательных учреждения города на Неве. К декабрю их количество сократилось до 39. Но обучение в Ленинграде не прекращалось всю блокаду, благодаря таким учителям, как Строганова Н.В., которые вели себя как истинные герои.

Хочется выразить надежду на то, чтобы каждый житель современного Санкт-Петербурга и каждый гость северной столицы рано или поздно преклонили колени перед памятником, посвященным блокадному учителю, как перед Мадонной, святой женщиной, родной матерью, оберегавшей многих ленинградских детей во время блокады.

Закончить занятие хочу отрывком из стихотворения Николая Ульянова:

«Имен сегодня всех не перечесть.

Вы – гордость наша,

гордость Ленинграда!

Спасибо вам, что были вы и есть,

Учителя далеких лет блокады!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Классный час "Дни и ночи блокадного Ленинграда"

Данный материал содержит подробную разработку классного часа по теме "блокадный Ленинград"....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории на тему "Дети блокадного Ленинграда"

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Дети блокадного Ленинграда» предназначена для проведения классного часа или урока мужества в 5 - 7 классах. Данное занятие позво...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...

Презентация на тему "ИСКУССТВО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"

Презентация к открытому городскому конкрусу "900 шагов к победе"...

Разработка внеурочного занятия «Учителя блокадного Ленинграда»

Материал данной работы может быть использован для «Разговоров о важном», уроков истории и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне и их героям, в целях воспитания патриотизма и...