Создание условий организации исследовательской деятельности учащихся.
презентация к уроку

Прис Евгения Анатольевна

Организация исследовательской деятельностиучащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий организации исследовательской деятельности учащихся

Слайд 2

Исследовательская деятельность- путь развития интеллектуально-творческих способностей ученика

Слайд 3

Организация исследовательской деятельности учащихся

Слайд 4

Сотрудничество: -учитель -ученик -родитель

Слайд 5

Условия организации исследовательской деятельности : -психологические -педагогические

Слайд 6

Психологические условия : -мониторинг -диагностика -мотивация

Слайд 9

Егель Александр Яковлевич ( мой прадедушка)

Слайд 10

65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945

Слайд 11

Сергеева Софья Леонтьевна

Слайд 17

Педагогические условия: -высокий уровень педагогического мастерства; -повышение уровня знаний и инициативы учащихся: НОУ олимпиады проекты конкурсы -проблемный метод; -исследовательский метод; -спецкурсы, факультативы, семинары

Слайд 18

Информационные ресурсы: -музей -библиотека -семья

Слайд 20

Письмо Прис Сергея Михайловича от 20 июня 1941 г.

Слайд 23

Анкетирование -выбор профессии; -расширение кругозора; -участие в конференциях; -чтение книг

Слайд 24

Организация и реализация исследовательской деятельности - создание условий для развития личности ребенка



Предварительный просмотр:

Статья

Создание условий организации исследовательской        деятельности учащихся

                                                                                        Прис Евгения Анатольевна

                                                                        учитель истории

                                                                                       Муниципальное бюджетное

                                                                                                образовательное учреждение

                                                                           «Березовская средняя

                                                                                              общеобразовательная школа №5»

Создание условий организации исследовательской        деятельности учащихся

  В современную эпоху, когда значение интеллектуального труда значительно возрастает, общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и  ставит перед школой задачу подготовки ученика  знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

В этой связи педагогами осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности саморазвития и самореализации личности ребенка.

         В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей ученика является  исследовательская деятельность.

Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не дают  раскрыть все многообразие изучаемой науки. Исследовательская деятельность учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, чем содержание  базового курса средней школы, так как  способствует развитию самостоятельности, инициативности, умению интенсивно трудиться,  ставить и решать проблемы.

          Для того, чтобы процесс подготовки учащихся к исследовательской деятельности проходил более эффективно, необходима его четкая организация. Грамотное исследование  вызывает естественное стремление ребенка к изучению окружающего мира, так как потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, являются важнейшими чертами детского поведения.

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания, создать среду, побуждающую на появление вопросов и желание найти ответы.   Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой,  на основе приобретенных ранее знаний и умений,  ученику необходимо было бы самому добывать новые знания,  а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты и использовать их на практике.

 И  здесь очень  важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя.

 Для  более эффективной организации исследовательской деятельности   важно  создать   условия и использовать те ресурсы, которые имеются.

1. К таким условиям относятся:

1.Психологические

2. Педагогические условия

2. Информационные  ресурсы  социо-культурного  пространства

-музей

- библиотека

-сельский ДК

-семья

  К психологическим условиям  относится:

1.психологический мониторинг, диагностика  по выявлению одаренных учащихся  и их  личностных качеств.  В нашей  школе отсутствует психолог, поэтому эту работу проводят учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог. Педагогические консилиумы, родительские  собрания, анкетирование позволяют выделить индивидуальные особенности детей.  В дальнейшем  определяются  основные направления и способы работы с детьми, проявляющими интерес в той или иной области знаний.  При переходе  из класса в класс отслеживаются изменения в развитии способностей ребенка.

2.Еще одним психологическим  условием является формирование  мотивации ученика  к исследовательской деятельности.  Кроме того, основой успеха  учащегося является внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у  педагога, который сам должен находиться в состоянии научного поиска.

 Например, тема исследования  «Репрессии в судьбах моих односельчан» была выбрана неслучайно. В школьном музее, который я возглавляла многие годы, был  собран большой материал по истории поселка, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.  

    Встречаясь  с односельчанами,  мы с ребятами  выяснили, что основу жителей  верхнего поселка  составили  переселенцы из  западных районов страны, оказавшиеся здесь в результате политики репрессий. Но информация об этих людях носила отрывочный, неполный характер.

 В ходе беседы с ученицей  Хомич Ниной, выяснилось, что в 1941 году  были репрессированы  и ее близкие родственники. Девочка решила  больше узнать о тех трагических событиях,  о судьбах своих близких и судьбах односельчан, пострадавших от репрессий в разные годы.   Исследование  оказалось актуальным  и для учителя,  и для ученика.

  Тема  «Великая Отечественная война в истории моей семьи» была определена учеником  Прис Артемом после того, как на Знамени Победы в школьном музее,  им  были начертаны  имена дедушки Прис Сергея Михайловича  и бабушки Сергеевой Софьи Леонтьевны, которые принимали  участие  в войне. Узнать о вкладе в Великую Победу  всех  своих родственников стало  целью  его исследования.        

Для повышения у учащихся мотивации к исследовательской деятельности,  руководителем  ведется популяризация успехов учащихся. Вся информация об участниках, победителях и призерах конкурсов, олимпиад  становится достоянием  всех учеников школы, педагогического коллектива, родителей, общественности.

          Ребята  выступают со своими работами на классных часах,    родительских  собраниях, перед односельчанами. Так, продолжением темы   «Репрессии в судьбах моих односельчан» явилось проведение совместно с сельским Домом культуры, Дня памяти жертв политических репрессий,  которое проходило с участием  жителей села.  Открылись новые имена, значит, появилось новое поле деятельности. Стало традицией отмечать этот день в школе,  как День памяти жертвам репрессий.

  Прис Артем, занимавшийся   темой « Великая Отечественная война в истории моей семьи» продолжением своей работы считает   участие в составе   группы  ребят  в поисковой экспедиции на территории Ржевского района, Тверской области. Эта группа занималась поисками  останков наших солдат в годы войны, стала участниками торжественного захоронения найденного бойца на его Родине, в селе Сосновка Манского района.  Эта поездка  имела огромное значение для всех ребят,  оставила незабываемое впечатление.  Ведь  школьники воочию соприкоснулись  с последствиями войны.

 Система поощрений – один из положительных факторов в формировании у школьников  мотивации к исследовательской деятельности.    Крайне важно осознание того, что любые усилия ученика, его самые маленькие достижения будут замечены и публично отмечены. И хотя поощрение носит символический характер (благодарственные письма, грамоты, дипломы), ребята  с нетерпением ждут этого.

Очень важно создать  ситуацию психологического комфорта, в котором дети чувствовали бы  себя успешными  и  признанными.

 К педагогическим условиям относятся:

1.Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства руководителя  исследовательской деятельности учащихся.

 Как  педагог, я совершенствую свои знания на курсах повышения квалификации,  обучаюсь дистанционно,  даю открытые уроки, участвую в Миксоновских чтениях, в конкурсах, провожу вместе с коллегами предметные недели гуманитарных наук,  являюсь с этого учебного  года куратором  по работе   с одаренными детьми.  

2.Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся посредством работы в НОУ, участия в олимпиадах,  разработке различных проектов, творческих конкурсах.

 Мои ученики  неоднократно становились призерами муниципальной предметной олимпиады по истории и обществознанию,  районного конкурса  «Я - Гражданин»,  стали  победителями  муниципального и  краевого конкурса  исследовательских работ «Мое Красноярье», победителями и призерами Всероссийского  конкурса «Юный патриот России».  

3.  Применение нетрадиционных методов в обучении.  Важная  роль  здесь отводится   проблемному и исследовательскому методам, которые я применяю в своей педагогической практике  на  уроках и факультативах по  истории и обществознанию. В старших классах создаю дискуссионное поле для решения спорных вопросов истории.  

4. Для  достижения  результата большое значение имеет проведение спец. курсов, факультативов, творческих семинаров   по основам исследовательской деятельности, на которых ребята получали бы необходимую  теоретическую подготовку. Над  этим еще предстоит поработать.

 Для успешной исследовательской деятельности важно использовать те информационные  ресурсы, которые имеются в социокультурном пространстве ученика: школе, сельском  клубе, сельской библиотеке, районном  музее, близлежащих школах.

  Таким ресурсом является школьный музей, в котором накоплен богатый материал по истории села,  школы,  ветеранам Великой Отечественной войны. Именно эти материалы послужили стартовой площадкой для написания исследовательских работ  учеников по теме: «Репрессии  в судьбах моих  односельчан» и теме «Великая Отечественная война в истории моей  семьи».  Теперь исследовательские работы  пополняют ресурс музея, а материалы   используются  на  уроках. В прошлом  учебном году определена новая тема исследования, которая тоже  была   связана   с историей малой Родины и  на  районном конкурсе исследовательских работ  стала победителем.

 Информационными  ресурсами  являются   фонды школьной и сельской библиотеки, семейные архивы, архивы Министерства Обороны. Ученикам приходилось работать с различными источниками: документами, справочниками, воспоминаниями, литературой  по истории Красноярского края, истории Великой Отечественной войны.

        И еще один немаловажный фактор в работе над исследованием. Это роль семьи. Атмосфера понимания, поддержки, активной помощи при сборе информации, совместное  преодоление трудностей в процессе исследования способствует укреплению семейных отношений и является слагаемыми успеха.

 Значимость исследовательской деятельности для собственного развития отражена учащимися при анкетировании. На вопрос “что я ожидал и что получил от исследовательской деятельности” ребята ответили:

-полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и,  несомненно,  повлияют на выбор профессии;

-работа над исследованием помогла мне преодолеть робость при  публичном  выступлении;

-расширился мой кругозор;

-в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми,   приобрел новых  друзей, участвовал в научных конференциях;

- понял, как важно много знать, как много надо читать.

          Таким образом,  создание  условий и использование всех информационных ресурсов  социо-культурного пространства,  способствует  эффективной  организации исследовательской деятельности, реализация которой  создаст  условия для  развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...

Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации

В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....