День детской книжки 2006
методическая разработка

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ

ДЕТСКОЙ

КНИЖКИ

Сценарий литературной игры-викторины

для младших классов

2006

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам детских книжек. Вы с удовольствием встретитесь со своими старыми знакомыми – героями волшебных сказок и забавных приключений. Но для того чтобы встреча вышла радостной, вам надо будет немного потрудиться – вспомнить прочитанное. Вы будете состязаться в знаниях, кто больше знает и быстрее соображает. А перед любыми состязаниями участники разминаются, чтобы настроиться на борьбу. Давайте и мы не будем нарушать правил и проведем гимнастику для ума!

Разминка

Ведущий: Издавна народ слагал не только сказки, но и загадки, которые завораживали своей поэтичностью и содержательностью. В них вкладывали смысл явлений, предметов, субъектов окружающего мира. Может быть, поэтому загадки так разнообразны. Они заставляют человека мыслить, искать и находить правильные ответы, развивать свое воображение.

1) Маленький Иван -

Костяной кафтан.                   (Орех)

2) Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.                        (Мох)

3) Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?                (Елка)

4) Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.                                (Цветы)

5) Без прядева прядет нитку,

Без иглы вяжет сетку;

Целое лето пташек душит,

Мясо ест, а перья сушит.                (паук)

6) Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может                (Гусеница)

7)  И языка нет,

А правду скажет.                                (Зеркало)

8)  Сидит пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает.                                (Очки)

9)  Голубой платок,

Алый клубок,

По платку катается –

Людям улыбается.                        (Небо и солнце)

10) Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листики –

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.                        (Подорожник)

Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.

Ведущий: Молодцы, ребята! Я вижу, вы неплохо знаете народные сказки. И мысль ваша, надеюсь, стала работать в нужном направлении. Самое время вспомнить народные сказки. Вы готовы?

Конкурс «Русские народные сказки»

Ведущий: Загадки бывают не только «обо всем». Можно придумать загадки на какую-нибудь конкретную тему, и они тоже будут интересными и забавными. Вот например, хорошо ли вы знаете русские народные сказки? Давайте-ка, я попробую испытать вас – позагадываю «сказочные» загадки!

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

(Колобок)

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом?

(Репка)

  1. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»?

(Змей Горыныч)

  1. В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

(Иванушка)

  1. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным образом? Какие слова он при этом говорил?

(Волк ловил рыбу хвостом, приговаривая: «Ловись, рыбка, и мала, и велика».)

  1. Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?

(Клубок)

  1. Где спрятался седьмой козленок?

(В печке)

  1. Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи?

(33 года)

  1. Что несла бабушка Красная Шапочка?

(Пирожок и горшочек масла)

  1. Где баба взяла муку на Колобок?

(По амбарам помела, по сусекам поскребла)

Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.

Конкурс

«Говорят герои русских народных сказок»

Ведущий: Вообще-то загадки отгадывать не велика премудрость. Сейчас я вам предложу задание потруднее. Вспомните, кто из героев русских народных сказок говорил:

1. – Славная песенка! … Да то беда, голубчик, что я стала стара – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

                                                                (Колобок. «Колобок»)

2. – Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.

                                                (Иван-царевич. «Иван-царевич и серый волк»)

3. – Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя платье короткое, ноги очень длинны, сам худо летаешь, кормить меня будет нечем. Ступай прочь, долговязый!

                                                (Цапля. «Журавль и цапля»)

4. – Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

                                                (Иванушка-дурачок. «Сивка-бурка»)

5. – Ясни, ясни, на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!

                                                (Лиса. «Лиса и волк»)

6. – У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придется!

                                                (Лиса Ивановна. «Кот и лиса»)

7. – Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.

                                                        (Дед. «Лиса и волк»)

8. – Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не так причитает.

                                                (Козлята. «Волк и семеро козлят»)

9. – Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы …

Кот и дрозд, спасите меня!

                                        (Петушок. «Петушок – золотой гребешок»)

10. – Коровушка – матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

                                                (Хаврошечка. «Хаврошечка»)

выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.

Конкурс

«Что такое, кто такой?»

Ведущий: Вы ведь знаете, что сказки бывают не только народные, но иавторские. Многие сказки, которые мы знаем и любим; придумали для нас известные писатели. И вы, и ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки хорошо знакомы с такими фамилиями, как Пушкин, Андерсен, Чуковский, Михалков, Кэрролл, Линдгрен, Носов, Волков и многими другими. Но знать фамилии – это одно, а знать сказки этих писателей – совсем другое. И наш следующий конкурс покажет, кто из вас знаком с популярными сказками не понаслышке.

  1. Как звали трех поросят?

(Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

  1. Что больше всего любил Карлсон?

(Варенье и печенье)

  1. Как звали сына царя Салтана?

(Гвидон)

  1. Назовите имена друзей Незнайки.

(Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик)

  1. Как попала Дюймовочка в страну эльфов?

(на ласточке)

  1. За кем побежала Алиса в страну чудес?

(за кроликом)

Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.

Конкурс

«Огниво»

Ведущий: Ну-ка, вспомним сказку Ганса Христиана Андерсена «Огниво»! В подземелье, где спрятано огниво и деньги, сидели три собаки. Они были уверены, что любой вошедший в подземелье – лишний. В этом конкурсе участники должны определить лишнее из четырех названных слов.

                        Варианты слов (лишнее в скобках)

  1. Молочная река, Яблоня, Печка, Баба-Яга.

(отрицательный герой)

  1. Кристофер Робин, Белый кролик, Трубадур, Малыш.

(Белый кролик – не человек)

  1. Пан Черники, граф Вишенка, Виноградинка, Лук Порей.

(не ягода)

  1. Артемон, Тортила, Пьеро, Мальвина.

(Тортила – не кукла)

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Айболит», «Двенадцать месяцев», «Сказка о золотом петушке»

(«Двенадцать месяцев» - не стихотворная сказка)

Подводится итог конкурса. Объявляется общий счет.

Конкурс

«Городок в табакерке»

Ведущий: У замечательного русского писателя начала 19-ого века Владимира Федоровича Одоевского есть такая сказка, «Городок в табакерке». Представляете, целый городок! Однако пока герой этой сказки, которого звали Миша, не попал в табакерку и не задал свои вопросы мальчику-колокольчику, он не смог узнать, что находится внутри табакерки. В нашем следующем конкурсе вам предстоит угадать, что находится в «черном ящике», с помощью вопросов. Я могу отвечать только «да» или «нет». В ящике находятся предметы, имеющие прямое отношение к русским народным сказкам.

(Для одной команды – «скатерть самобранка», для другой – «шапка-невидимка». Сначала вопросы задает одна команда для своего предмета – каждый член команды может задавать свой вопрос – а потом другая. Выигрывает команда, отгадавшая предмет. Если отгадали обе команды, то побеждает та, которая сделала это быстрее. Если обе команды на отгадали, то выигрывает та команда, которая ближе к ответу)

Конкурс

«Малыш и Карлсон»

Ведущий: В любимой многими ребятами сказке Астрид Линдгрен «малыш и Карлсон» Карлсон постоянно похваляется своими способностями. К концу сказки может сложиться впечатление, что он и в самом деле самый воспитанный, в меру упитанный и так далее. Что это, как не хорошая реклама? Вот в следующем конкурсе командам предлагается прорекламировать два предмета, которые я сейчас выдам. Реклама должна быть сказочной. Предметы: 1) Метла, 2) Клубок шерсти.

На подготовку конкурса – по 2-3 минуты. По окончании конкурса оценивается, какая команда лучше справилась с предложенным заданием, а также объявляется общий счет. После чего подводится итог игре-викторине.

Игру-викторину можно проводить как с классом, поделив его на две команды, так и между классами.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

План викторины

  1. Конкурс «Разминка»
  2. Конкурс «Русские народные сказки»
  3. Конкурс «Говорят герои русских сказок»
  4. Конкурс «Что такое, кто такой»
  5. Конкурс «Огниво»
  6. Конкурс «Городок в табакерке»
  7. Конкурс «Малыш  и  карлсон»
  8. Конкурс «Изобрази меня»
  9. Вручение дипломов и медалей

Конкурс «Изобрази меня»

Ведущий: Умеете представить сказочную рекламу предмета. А сейчас мы попробуем инсценировать сказку «Репка». Я зачитываю загадку, вы отвечаете. Ответивший становится этим персонажем.

(Готовятся не большие бланки для детей со словами «персонажей». Двое (по одному от каждой команды) ответившие правильно становятся этим персонажем. Выходят и запоминают роль. Команды инсценируют сказку по очереди.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

17 мая – Международный день детского телефона доверия

17 мая в Российской Федерации будет отмечаться Международный день «Детского телефона доверия». Он пройдет под девизом «Дети говорят телефону доверия: «ДА!».  Служба телефона доверия помогает детя...

19 мая - день детских организаций

Материал рассказывает о дне пионерия, какие были  у пионеров  атребуты, знаки отличия, законы....

Занятие"Международный день детской книги"

Международный день детской книги...

ПЯТНАДЦАТЬ ПРИЧИН ЧИТАТЬ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ, или как приучить маленького ребёнка любить книжки

Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать где угодно. Психологи считают: самый лучший способ приучить маленького ребенка любить книжки – это читать ему вслух. Читая вместе, взрослый и р...

План родительского собрания «17 мая - день Международный день Детского телефона доверия или Помочь ребенку – помочь семье».

ЦЕЛЬ:•      Информировать родителей о том, для чего предназначен и как работает Служба детского Телефона доверия•      Мотивировать родителей поощрять...

Викторина "Мои любимые книжки" Международный день детской книги

Викторина: «Мои любимые книжки» ПРИВЕТ, ДРУЗЬЯ!!!!(Познавательная викторина и задания  на тему: «Мои  любимые книжки»)    Ребята! Проч...

ЗАЧЕМ нужны детские книжки

Пятнадцать «ЗА ЧЕМ» нужны детские книжки...