«Создание буктрейлера – возможность привлечь подростка к чтению»
проект (5, 6, 7, 8 класс)

Попова Юлия Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

#PR книги МОБУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК» Доклад на тему: «Создание б уктрейлера – возможность привлечь подростка к чтению» Выполнила: Макаро ва Елена, ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ № 32 г. Якутска Руководитель: Попова Ю.Ю., педагог-библиотекарь МОБУ СОШ № 32 г. Якутска

Слайд 2

Актуальность. Очень часто от взрослых мы слышим: почему дети не любят читать? Возможно, у меня есть на это свой ответ. Многие взрослые уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. Что делать, чтобы заинтересовать детей чтением книг? А заинтересовать в 10-12 лет очень трудно. Вот я и выбрала список книг, которые рекомендуют именно мои читающие сверстники, которые точно понравятся подросткам. По мнению ребят, эти книги затягивают и не отпускают до последней страницы. А по одной из них сделала буктрейлер , чтобы помочь ребятам в выборе. Это современное произведение для подростков автора Валерия Воскобойникова «Всё будет в порядке». Светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них. Буктрейлер – это мини-экранизация книги. В России он появился в 2011 году. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Слайд 3

Цель моей работы : пропаганда чтения и привлечение внимания к современной книге для подростков. Задачи: заинтересовать читателя, отобразив в буктрейлере атмосферу произведения. Практическая значимость и новизна работы: использование современных способов продвижения книг и чтения откроют для детей новые интересные произведения для чтения для их возраста. Данным материалом могут воспользоваться учителя и библиотекари для внеурочных уроков.

Слайд 4

Краткое описание проекта: Во время подготовки нашей проекта мы провели в школе акцию «Книжный вызов». Каждый класс принимает вызов от другого класса и прочитывает любое современное произведение для подростков, после чего встречаются на «Литературной дуэли» и состязаются на знание произведения, участвуют в дискуссии. Так, 5-6 классам было дано задание прочитать рассказ Валерия Воскобойникова «Все будет в порядке». Для того, чтобы заинтересовать и побудить ребят к чтению, был подготовлен неигровой буктрейлер по данному произведению.

Слайд 5

Для создания буктрейлера При подготовке буктрейлера мы постарались рассказать о сюжете книги, создать интерес к книге и эффект интриги. Для этого за основу взяли тему дружбы. Для ролика я подготовила: подборку фото и иллюстрации; смонтировала их в приложении Cup cut ; добавила музыку, текст. Трудности вызвало написание текста, потому что нужно было сделать его лаконичным и в то же время, чтобы он раскрывал содержание и заинтересовал читателя.

Слайд 6

Заключение. Я знаю, что нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но эти советы никому не помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компу или телевизору. Потом, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-12 лет очень трудно, вот я и выбрала ту книгу, по которой сделала буктрейлер , чтобы помочь ребятам в выборе. Буктрейлеры дают возможность очень многим пользователям заинтересоваться сюжетом и взять в руки книгу, приобщиться к чтению. Тем самым мы решили основную задачу нашего проекта – способствовать развитию интереса к чтению. Итогом проекта планируется: - создание новых буктрейлеров для подросткового чтения с целью привлечения к чтению книг.

Слайд 7

В целях привлечения к чтению книг подготовили буктрейлеры по произведениям для детей и подростков «Алые паруса», А. Грин Амма Аччыгыйа «То5ус тогул того» «Маленький принц», С. Стивенсон «Агата Мистери » В. Воскобойников «Все будет хорошо» .



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32 ГО «город Якутск»

Доклад на тему:

«Создание  интереса и приобщение подростков к чтению

посредством буктрейлера»

Выполнила: Макарова Елена, ученица 8 «Б» класса

МОБУ СОШ № 32 г. Якутска

Руководитель: Попова Ю.Ю., педагог-библиотекарь

МОБУ СОШ № 32 г. Якутска

Якутск, 2024г.

Актуальность.

Очень часто от взрослых мы слышим: почему дети не любят читать? Возможно, у меня есть на это свой ответ.

Я учусь в 6 классе. У нас в классе 30 человек, из которых 25 не читают. И я считаю, что во многом это вина взрослых. Часто родители дают своим детям почитать  «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым ребятам просто дают почитать  определённое количество cтраниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.
Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И издаются такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они появились только сейчас.
Я хотела бы  посоветовать книги, которые рекомендуют именно мои читающие сверстники, которые точно понравятся подросткам.    По мнению ребят, эти книги  затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику в этот список  не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.

— Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта»
В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания

— Стивен и Люси Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)
Книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса, в ней написано легко и просто о сложных темах)

— Тимо Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)
Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации, читая её невозможно удержаться от смеха.

— Клаус Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)
Маркус — стеснительный подросток, который постоянно влюбляется и попадает в сложные, неловкие ситуации.

— Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
Более серьёзная книга об отношениях абсолютно непохожих друг на друга людей, которых судьба столкнула вместе, чтобы спасти друг друга в сложном для них периоде жизни.

— Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»
Повесть о трудной девочке, которая внешне драчунья, обманщица, воровка, а внутри — ранимая, добрая, мечтающая о Доме, в котором её будут по-настоящему любить.

— Теренс Блэкер «Спорим это мальчик»
Главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации.

— Жаклин Уилсон — все книги (лёгкое чтение для девочек)
Её книги жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения.

— Карен Арутюнянц «Я плюс все»
Книга о жизни одиннадцатилетнего Гоши, полной ярких событий.

— Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»
Оля — девочка из будущего попадает в прошлое, Витя — мальчик из прошлого, попадает в её время, поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со всем справятся и поймут, что время всегда хорошее.

— Станислав Востоков «Ветер делают деревья»
Очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…

— Жвалевский, Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»
Очень смешная книга, радует каждой своей страницей. Не рекомендуется читать в метро (возможны вспышки истерического смеха).


— Валерий Воскобойников «Всё будет в порядке»
Светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них.

Вот об этом произведении я и решила рассказать своим сверстникам, заинтересовать их и  сделала  буктрейлер по этому рассказу.  

Понятие буктрейлера, история возникновения

Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать .

Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения .

Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации .

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году .

В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.

Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов.

Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.

 Виды буктрейлеров

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

  • игровые (мини-фильм по книге);
  • неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты);
  • анимационные (мультфильм по книге).

Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:

  • повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения);
  • атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) .

В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на видеоаннотацию к изданию. Известно, что экранизация книги легко может вывести её в бестселлеры — примеров этому за последние годы было немало, когда после появления на телевидении фильма или сериала по какому-либо произведению, люди сметают его с библиотечных полок. Но буктрейлер не является экранизацией книги. Буктрейлер делает книгу объемной, она перестает быть плоской. Это новый жанр, требующий переосмысления всех вещей, это цельная миниатюра, имеющая свою интригу и сюжет.

Сегодня буктрейлеры активно входят в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому - либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.

Цель моей работы: пропаганда чтения и привлечение внимания к современной книге для подростков.

Задачи: заинтересовать читателя,  отобразив в буктрейлере суть  и  атмосферу произведения.

Практическая значимость и новизна работы: использование современных способов продвижения книг и чтения  откроют для детей  новые интересные произведения для их чтения . Данным материалом могут воспользоваться учителя и библиотекари для внеурочных занятий, а также сами дети при выборе книги.  

Краткое описание проекта:

Во время подготовки нашей проекта мы провели в школе   акцию «Книжный вызов», во время которой, каждый класс принимает вызов  и прочитывает  любое современное произведение для подростков.  После чего принимают участие в «Литературной дуэли», где состязаются на знание произведения и участвуют в дискуссии. Так,  5-6 классам было дано задание прочитать  рассказ В. Воскобойникова « Все будет в порядке». Для того,  чтобы заинтересовать и побудить ребят к чтению, был подготовлен неигровой буктрейлер по данному произведению.

При подготовке буктрейлера мы  постарались рассказать о сюжете книги, создать интерес к книге, эффект интриги. Для этого использовали  подборку фото и  иллюстрации, с закадровым текстом, смонтировали их  приложении Cup cut. За основу  взяли главную мысль произведения – тему дружбы, на что главный герой готов ради друга. Самое сложное при создании трейлера было написание текста: он должен быть лаконичным, и в то же время отображать главную суть произведения и заинтересовать читателя.

 

Практическая часть.

Также в рамках проекта мы провели небольшой опрос:
Какое место в  досуге подростков  занимает чтение?  Исследование было проведено отдельно по каждому класс.

1 место чтение, как досуг занимает у девушек 10-11 класса;

2 место - у учащихся 7 класса;

3 место  - у учащихся 8, 9 классов и юношей 10-11 классов. 

Большинство ребят проводит  время со своими друзьями. Но самым распространённым времяпровождением является «сидение за компьютером».
                       
Соперничество компьютера и книги.

Мы опросили   наших ребят:  чему они отдадут предпочтение -  сидеть в компьютере или  читать книгу?
- 76% учеников в возрасте 12-15 лет ответили, что лучше посидят за компьютером или в телефоне;

- 58 %  учеников в возрасте 16-17 лет ответили на этот вопрос так же.

 Ещё 22% не задумывались об этом, поэтому  ответили, что не знают. Ответы также показали, что оказывается, компьютер для подростков не только для  игры, но и здесь они проводят жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте, а телевидение им заменяет YouTube. В интернете ребята обсуждают фильмы, игры, книги.

Многие читают электронные версии популярных среди молодёжи книг, слушают аудиокниги. 




Заключение. 

 Я знаю, что нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но эти советы никому не помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компьютеру  или телевизору. Потом, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-12 лет очень трудно, вот я и выбрала ту книгу, по которой сделала буктрейлер, чтобы  помочь ребятам в выборе.

Буктрейлеры дают  возможность очень многим пользователям заинтересоваться сюжетом и взять в руки книгу,  приобщиться к чтению.

Тем самым мы решили основную задачу нашего проекта – способствовать развитию интереса к чтению.

Итогом проекта планируется:

- создание новых буктрейлеров для подросткового чтения;

- выпуск школьного видеожурнала с рубрикой «Чтению предпочтение», где     транслируются буктрейлеры;

- публикация буктрейлеров в соцсетях, на аккаунтах школы для большего охвата.  

Список литературы

  1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 [Текст]/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16с.
  2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие[Текст] / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; [сост. О. В. Рыкова ; отв. ред., отв. за вып. Беляева Г. А.]. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с
  3. Сипель Н. О. Буктрейлер: как создать? [Текст]/ Н. Сипель// Современная библиотека. – 2014. – №7 (47). – С. 18-23.

Ресурсы сети «Интернет»

  1. Буктрейлер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буктрейлер (дата обращения: 18.10.2017).
  2. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html (дата обращения: 10.11.2017).
  3. Васюкович А. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler (дата обращения: 3.01.2018).
  4. Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html (дата обращения: 10.01.2018).
  5. Мастер-класс «Как создать буктрейлер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-notabene.blogspot.ru/p/blog-page_61.html (дата обращения: 21.09.2017).
  6. Что такое буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/38268 (дата обращения: 11.12.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Создание буктрейлеров с помощью программ MS PowerPoint и Киностудия"

Данная разработка посвящена одной из новых форм продвижения книг - созданию буктрейлеров. Материал будет интересен не только педагогам дополнительного образования, но и учителям информатики, литератур...

Мастер-класс «Использование возможностей школьного телевидения. Создание буктрейлеров»

Цель  мастер-класса – сформировать представление о буктрейлере как способе продвижения книги.Задачи:-   определить с понятие «буктрейлер»;-   познакомить с назначением буктрей...

Литературный проект "Создание буктрейлера "Читаем книги о войне"

Литературный проект "Создание буктрейлера "Читаем книги о войне"...

Советы родителям "Как привлечь ребенка к чтению?"

В буклете представлены советы родителям школьников, которые помогут им привлечь своих детей к чтению книг...

Советы родителям "Как привлечь ребенка к чтению?"

В буклете приводятся советы родителям школьников, которые помогут им привлечь своих детей к чтению...

Из опыта работы. Создание буктрейлеров как одна из технологий формирования УУД

В нашу жизнь достаточно давно вошло такое понятие как трейлер художественного фильма. Не так давно у студентов филологических факультетов появилось новое увлечение – снимать такие ролики на книг...

Презентация "Обучение по созданию буктрейлера"

В данной презентации собран материал, который поможет ученику или учителю создать буктрейлер....