Программа внеурочной деятельности "Мир театра " для обучающихся 8- 11 классов
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)
Отличительной чертой данной программы является интеграция типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий. В процессе освоения программы обучающиеся могут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Мир театра»
для старшеклассников
Оглавление
Раздел1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1Пояснительная записка.
1.2.Цель и задача программы.
1.3.Содержание программы.
1.3.1.Учебный план.
1.3.2 Содержание учебного плана.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы.
2.4.Методические материалы.
Список литературы
Введение
Театр делает жизнь школьников разнообразной и увлекательной, приобщает их к литературе и творчеству, прививает любовь к обыденным школьным событиям. С его помощью возможно сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя и в качестве актеров, и в качестве зрителей.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
1.1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЛОЖЕНИЕ №1 18
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
17. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Направленность программы
Программа реализует художественно-эстетическое направление в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения. Отличительной особенностью данной программы является интеграция типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий. Программа ориентирована на развитие художественного вкуса, способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия.
Уровень программы
базовый
Актуальность программы
-возможность массового охвата учащихся, что позволяет приобщать к литературе и театру большое количество учащихся;
-стабильность и систематичность, способствующие зарождению определенных традиций и позволяющие использовать разные виды внеклассной деятельности не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно;
- способность объединить все виды внеурочной работы по литературе, став ее центром;
-потребность общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека;
- формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.
Новизна программы
-взаимодействие теории и практики, что позволяет обучающимся получать комплексные знания, развивать способности совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации;
- настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
- в основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
- учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения
Возраст обучающихся
Программа адресована учащимся в возрасте 14-17 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют опыт выступления на сцене. Они отличаются высоким познавательным интересом, который является основным внутренним мотивом обучения. Повышается уровень самоконтроля и саморегуляции. Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Именно в этом возрасте появляется интерес к художественной литературе, учащихся при правильном подходе легко увлечь театром, так как в ранней юности появляется острая потребность в общении и самовыражении. Для подростков этого возраста важно общение со взрослым ,так как именно через «общение на равных» повышается их самооценка и роль в коллективе.
Количество обучающихся в группе
Все участники театрального объединения включены в две группы: 14-15 лет, 16-17 лет, максимальная наполняемость – 15 человек в каждой. На занятия приглашаются все заинтересованные театральным искусством и желающие получить навыки актерского мастерства. Актив формируется из числа постоянных ее участников, наиболее инициативных, творческих. Театральное объединение позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке , кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных, театральных встреч с интересными собеседниками. Движущей силой является интерес. Занятия в театральной студии импонируют ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способом творческого воображения , возможностью делать то, что хочешь. Ученик может попробовать себя в роли актера, чтеца и т.п. Кроме того, во внеклассной работе более откровенно само общение , отношения учителя и учащихся отличает неформальность, сотворчество.
Срок реализации программы
Срок реализации программы– 1 год.
Объём программы – 68 часов
Форма обучения
-Очная. Допускается дистанционная форма обучения при обсуждении выбора пьесы, просмотра спектакля и последующего обсуждения за круглым столом.
-Групповая. Возможна также индивидуальная работа с учащимися над ролью, постановкой голоса. Работа в малых группах во время репетиций.
Режим занятий
-Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина 2 раза в неделю
Цель программы
создание условий для развития и саморазвития творческого потенциала ребенка средствами театральной педагогики и искусства, воспитание в детях добра, любви к ближнему, родной земле.
Задачи:
Воспитательные
- воспитать творческую активность ребёнка, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
-формировать нравственное отношение к окружающему миру;
- развивать способность активного восприятия искусства;
-развивать эстетическую культуру обучающихся.
Обучающие
-сформировать целостное представление об искусстве
- развивать навыки творческой деятельности;
- работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания;
-обучать основам импровизации при работе над ролью;
-развивать речевую культуру обучающихся
Развивающие
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
-развивать коммуникативные и организаторские способности;
-совершенствовать артистические навыки обучающихся в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Общая характеристика курса
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на духовно-нравственное развитие учащихся. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.
Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят учащихся в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры учащихся.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее – либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
1.3.Содержание программы
1.3.1.Учебный (тематический план)
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Входная диагностика | |
2 | Основы театральной культуры. | 8 | 5 | 3 | Наблюдение |
3 | Театральная игра. | 8 | 2 | 6 | Игра, наблюдение, импровизация |
4 | Ритмопластика | 4 | 1 | 3 | Игра,наблюдение,упражнение |
5 | Культура и техника речи. | 4 | 1 | 3 | Игра, упражнения |
6 | Работа над спектаклем | 40 | 5 | 35 | Импровизация, наблюдение, игра, выступление |
1 | Заключительное занятие | 1 | 1 | Беседа | |
1 раздел.( 1 час) Вводное занятие.
Знакомство с программой кружка, правилами поведения в кружке, с инструкциями по охране труда.
2 раздел.(8 ч.) Основы театральной культуры Знакомство с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства, его видами. Презентация драматического, музыкального, кукольного театра. Знакомство с самыми известными театрами мира, драматургами, их пьесами. Просмотр видеозаписей спектаклей. Формирование зрительской культуры.
3 раздел. (8 ч.) Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, общаться со сверстниками. Формирование умений ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
4 раздел. (4ч.) Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
5 раздел. (4ч.) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной речи, творческой фантазии; умения учить, сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнение словарного запаса.
6 раздел. (40 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
7 раздел.(1 час) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
1.3.2. Содержание учебного (тематического плана)
№ урока | Тема | Основное содержание занятия | Количест-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
Вводное занятие. (1ч.) | |||||||
1 | Зачем нужен школьный театр? | Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. | 1 | беседа | Решение организационных вопросов. | Понятие «экспромт» | |
Основы театральной культуры (8 часов) | |||||||
2-3 | Здравствуй, театр! | Знакомство с понятием «театр», культурой поведения в театре. Знакомство с театрами Самары. | 2 | Фронтальная работа | Просмотр презентаций | текущий | Возможно использование Интернет-ресурсов |
4-5 | Правила поведения в театре и на сцене | Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему | 2 | игра | Электронная презентация «Правила поведения в театре» | Ролевая игра: «Мы в театре» | Правила диалога |
6-7 | Основы театральной культуры | Музыкальные пластические игры и упражнения. Отработка сценического движения. | 2 | Групповая работа, поисковые методы | Просмотр презентаций | фонохрестоматия | |
8-9 | Виды театрального искусства | Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. | 2 | Словесные формы работы | Презентация «Виды театрального искусства» | Интернет - ресурсы | |
Театральная игра(8ч.) | |||||||
10-13 | Пантонима | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | 4 | Разучиваем игры-пантомимы | Групповая работа. Методы поисковые, наглядные | Что такое пантонима | |
14-17 | Театральная игра | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. | 4 | Групповая работа, словесные методы | Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах | итоговый | |
Ритмопластика(4ч.) | |||||||
18-21 | Театральный этюд | Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать различные образы с помощью выразительных пластических движений. | 4 | Наглядные методы | Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики | текущий | |
Культура и техника речи (4 ч.) | |||||||
22-25 | Инсценирование- импровизация | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | 4 | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | Работа над постановкой дыхания. Репетиция пьесы | ||
Работа над спектаклем (40ч.) | |||||||
26-31 | Инсценирование эпизодов пьесы | Знакомство с текстом, выбор пьесы, распределение ролей, диалоги героев. | 6 | Фронтальная работа | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью | Текущий | |
32-33 | Образ героя. Характер и отбор действий. | Манера держаться и говорить | 2 | Индивидуальная работа | Конкурс на лучшее представление героя | ||
34-35 | Правда переживаний и условность игры в театре. | Упражнения на развитие артикуляционного аппарата Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | 2 | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | Работа над постановкой дыхания | ||
36-37 | Сценическое движение. Осанка, походка, бой, падение. | Беседа о внешности героя | 2 | Индивидуальная | |||
38-39 | Костюм и логика поведения. Костюмерный цех театра. | Выбор костюмов | 2 | Фронтальная работа | |||
40-43 | Работа с музыкантом, художником, хореографом. | Подбор музыки, декораций, хореографических композиций | 4 | Фронтальная работа | |||
44-57 | Репетиция постановки пьесы | Работа над темпом, громкостью, мимикой. | 14 | Индивидуальная работа | Распределение ролей | Текущий | |
58-63 | Показ спектакля с последующим обсуждением | Постановка на сцене | 6 | Групповая работа | |||
64-67 | Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров и самодеятельных коллективов. | Просмотр спектаклей | 4 | Групповая работа | Итоговый | Интернет - ресурсы | |
68 | Заключительное занятие. (1ч.) | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. | 1 | Фронтальная работа. Словесные м етоды | «Капустник» - показ любимых инсценировок | Заключительный | Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в теченииегода |
Итого: | 68 | ||||||
1.4 Планируемые результаты
Ценностные ориентиры содержания курса
Анализ пьесы – процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля – необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Для ребенка посещение театральных занятий – это:
-интересные занятия, богатая событиями творческая жизнь, отличающаяся от его школьной и домашней;
-разнообразный досуг;
-интересное общение с педагогом и друзьями, разделяющими его интересы;
-ощущение собственной нужности, повышение самооценки, избавление от комплексов, от скуки и одиночества.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Количество учебных недель в году – 34 недели
Количество учебных дней в году – 204 дня
Продолжительность каникул – 27 дней
Дата начала и окончания учебных периодов/этапов:
1триместр- 01.09- 26.10, 05.11-30.11 (каникулы 27.10-04.11)
2триместр – 01.12- 28.12, 08.01-28.02 (каникулы 30.12-07.01)
3триместр – 01.03-21.03, 31.03-31.05 (каникул 22.03-30.03)
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
-актовый зал;
- музыкальный центр;
- музыкальная фонотека;
-аудио и видео кассеты;
-СД– диски;
-костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
-элементы костюмов для создания образов;
-сценический грим;
-видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
-электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
-сценарии сказок, пьес.
Кадровое обеспечение программы
Руководитель студии-педагог высшей квалификационной категории, прошедший курсовую подготовку по программе «Театр», обладающий профессиональными навыками преподавания основ театрального искусства и имеющий опыт работы с детьми в театральной студии не менее года. Для реализации программы необходим также костюмер, музыкальный работник, хореограф, гример и художник-декоратор.
Информационное обеспечение
-аудио-, видео-, фото-,
-Интернет –источники,
-цифровые учебные информационные ресурсы;
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Виды контроля
-Входной контроль- проводится в форме собеседования с целью выявления индивидуальных способностей ребенка, его интересов, вкуса.
-Текущий – проводится в течение года посредством наблюдений за деятельностью ребенка посредством выполнения творческих заданий.
-Промежуточный- участие в литературно-музыкальных композициях, театральных миниатюрах на праздниках, школьных, окружных и региональных мероприятиях.
Итоговый- представление спектакля в социуме
Система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов
№ | ФИО ребенка | Знание специальных техник, терминов, упражнений, заданий в рамках уровня освоения программы (тест, сводная карта тестирования) Предметные результаты | Показ, демонстрация собственных возможностей при выполнении разнообразных творческих заданий (карты педагогического наблюдения) Метапредметн ые результаты | Участие в конкурсах, соревнованиях, коллективно – творческих делах (карта социально- творческого рейтинга) Личностные результаты | Общая сумма баллов | Уровень результат ивности: Н – низкий; С - средний; В – высокий |
1 | ||||||
2 | ||||||
Общая сумма баллов по показателям:
Высокий (9-8 б.) _______ человек
Средний (7-5 б.) _______ человек
Низкий (1-4 б.) _______ человек
Предметные:
−знание театральных упражнений и их правил;
−знание упражнений тренинга пластической выразительности,
−знание правил речевой культуры,
−знания по истории театрального искусства, театральной терминологии.
−освоение техник правильного дыхания и активной артикуляции;
−умение создавать образ в спектакле.
Метапредметные:
−развитие памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения и др.
−развитие навыков коллективного взаимодействия.
Личностные:
−умение соблюдать правила игры, разрешать конфликты во время игр, договариваться друг с другом в небольших группах.
Формы подведения итогов
Диагностическая карта, которая заполняется в течение учебного года и направлена на оценку уровня эффективности проводимой работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности театральной студии.
На основе результатов, полученных в начале и в конце учебного года, а также промежуточного контроля, заполняется итоговый мониторинг, который позволяет выявить уровень развития театральной культуры и навыков обучающихся и скорректировать дальнейшую работу.
Критерии оценки
1 Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; знает театральные термины и использует их в деятельности студии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; знает правила поведения в театре; знает театральные термины, в деятельности их не использует.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать правила поведения в театре и театральные термины.
2Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: литературная, грамотная речь в соответствии с правилами орфоэпии; дает подробные словесные характеристики своих героев в постановках;
Средний уровень – 2 балла: речь грамотная, литературная, с правильным построением связок слов в предложении; речь характеризуется нечѐтким произношением букв, ударений в соответствии с правилами орфоэпии; дает неполные характеристики своих героев;
Низкий уровень – 1 балл: речь характеризуется ошибками в построении связок слов в предложении, нечѐтким произношением букв, ударений в соответствии с правилами орфоэпии; затрудняется давать характеристики своим героям.
Диагностическая карта педагогической оценки
навыков актерского мастерства
№ | ФИО ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Основы коллективной творческой деятельности. | Участие в открытых уроках, показах, спектаклях, конкурсах городского, регионального, всероссийского и международного уровня | Итого | ||||
1 | Н.Г. | К.Г. | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | ||
2 | ||||||||||
Итоговый контроль
Высокий уровень (17-24 баллов)
– присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое воображение, способен к рождению новых идей, легко и быстро увлекается новым делом;
– имеет высокие творческие достижения, занимает призовые места в смотрах и конкурсах городского, регионального, всероссийского показывает высокие результаты контрольных и зачетных работ.
Средний уровень (9-16 баллов)
– проявляет стремление к познанию нового, может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить, сложные комбинации заданий требуют помощи педагога, воображение развито слабо, но фантазировать умеет, при условии поддержки педагога и сверстников;
– принимает участие в конкурсах, смотрах городского, регионального, всероссийского и международного уровня, показывает результаты обучения на контрольных и зачетных работах.
Низкий уровень (1-8 баллов)
– интереса к творчеству не проявляет, не испытывает радости открытия, отсутствует гибкость мышления, воображения; предлагаемые творческие задания выполняет, но большого интереса не проявляет;
– участие в конкурсах эпизодическое, не проявляет интереса к демонстрации
результатов деятельности.
Для оценки результатов используются графические изображения.
высокий уровень (17-24 балла) – ϒ
средний уровень (9-16 баллов) – ο
низкий уровень (1-8 баллов) – ρ
2.4 Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проектный, ролевая игра, метод создания ситуации успеха.
Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.
Форма организации образовательного процесса:: групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, практическое занятие, конкурсы, мастер-классы, представление, презентация, открытое занятие, спектакль, творческая мастерская
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности
Интернет-сайты
Методические рекомендации по созданию школьных театров: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/.
Сборник пьес, инсценировок для школьных театров.
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/uchebno-- posobiya/ http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovkirekomendovannye-dlya-prosmotra-s-detmi/.
Ссылки на конкурсы и театральные инсценировки:
http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i-metodologii/; http://www.htvs.ru/konkursy-i-festivali/.
Программы для школьных театров :
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/.
Сценарии постановок для школьных театров:
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovkirekomendovannye-dlya-prosmotra-s-detmi/.
Методические пособия Театрального института им. Б. Щукина https://cloud.mail.ru/stock/oBmGX5ninibQgjtGWLBJrSKc
Список литературы
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
8. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
9. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
10. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
11. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
12. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
13.Методическое пособие Магия театра.- М.,2022
Приложения
1.Словарь
Театр 1) род искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.
Авансцена – передняя часть сцены между занавесом и зрительным залом (между занавесом и рампой).
Акт (Действие) – законченная часть сценического произведения или театрального представления.
Актер – исполнитель ролей в театральных представлениях.
Амплуа – сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
Анонс – объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах. Антракт – перерыв между действиями спектакля. Антреприза – частный театр.
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля. Апофеоз – торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
Афиша – объявление о представлении, реклама спектакля.
Бенефис – спектакль в честь одного из его участников.
Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Водевиль – комическая пьеса на легкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов.
Гастроли – выступление актеров на выезде на других площадках.
Герой – главное действующее лицо в спектакле.
Грим – 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
Грим-уборная (гримерка) – комната для гримирования и переодевания актеров. Дебют – первое появление артиста на публике.
Декламация – четкое выразительное чтение вслух.
Декорация – художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
Драма – действие с серьезным сюжетом, но без трагического исхода. Драматург – автор драматических произведений, пьес.
Драматургия – 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Звонок театральный – их в театре бывает три: первый предупреждает о скором начале спектакля; второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах; третий звонок дают перед самым началом представления. Инженю – актерское амплуа исполняющих роль юных молодых людей (чаще – девушек) с чертами наивности, простодушия и искренности. В России это амплуа часто называли «простак» и «простушка».
Капельдинер – театральный работник, следящий за порядком в зрительном зале до представления и во время его, проверяющий входные билеты. Картина – часть акта в драме.
Клака – специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
Клакер – (от французского claque – хлопок ладонью) – человек, вызывающий эффект успеха и заводящий зрительный зал неистовыми аплодисментами и криками «Браво!». Они существуют в крупных театрах и сегодня.
Комедия – спектакль с веселым, смешным сюжетом.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. Лицедей – название актера в Древней Руси.
Марионетка – театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.
Мизансцена – расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля.
Искусство мизансцены – один из важнейших элементов режиссуры.
Мим – актер пантомимы.
Мимика – один из важных элементов искусства актера: мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица. Монолог – речь актера, выключенная из разговорного общения персонажей, обращенная к слушателям или самому себе.
Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
Парик – накладные волосы
Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Подмостки – синоним слова «сцена».
Постановка – творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
Премьера – первый (или один из первых) публичный показ нового спектакля.
Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, а также осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу.
Режиссер – лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – предметы, необходимые актерам по ходу действия спектакля. Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени, совокупность произведений, исполняемых в театре.
Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями).
Генеральная репетиция – последняя перед выступлением репетиция. Реплика – краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
Роль – художественный образ, создаваемый актером.
Солист – ведущий актер в спектакле.
Софиты – часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
Спектакль – театральное представление, создается на основе драматического илимузыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др. Статист – актер массовки, исполняющий роль без слов.
Театр кукол – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
Театр миниатюр – вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи). Театр теней – вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Театральная программка – это визитная карточка спектакля, печатный указатель по театральному действию.
Трагедия – напряженное действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев.
Труппа – коллектив актеров театра.
Фарс – театральная постановка легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Финал – завершающая часть спектакля. Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта
. Этикет – совокупность правил и норм поведения, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры.
Виды этикета – речевой, деловой, праздничный, свадебный, профессиональный, воинский, театральный.
Этюд – в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской тех
2.Вопросы для обсуждения просмотренного спектакля
1.Какое впечатление после просмотра? Почему?
2. Совпало ли ваше представление о героях, представленных на сцене, с произведением? Объясните почему?
3. Что главное хотел донести режиссер?
4. Какие проблемы затрагивает спектакль? Актуальны ли они для современного общества?
5. Какой персонаж вам понравился больше других? Чем именно?
6. Дайте характеристику персонажам спектакля: отрицательные они или положительные?
7. Удачно ли, по вашему мнению, воплощены актерами персонажи? Какими вы их представляли после прочтения произведения?
8.Назовите сюжетные линии, которые Вы увидели в спектакле? Какие из них, с вашей точки зрения, наиболее сильные?
9. Какие сцены произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? 10.Если бы представилась возможность сыграть в этом спектакле, то какого героя хотели бы вы сыграть? Почему?
11.Что больше всего запомнилось в спектакле? Почему?
12.Что в спектакле осталось вам непонятным?
3. Анкета участника школьного театра
1. Фамилия Имя, класс
2. Дата рождения.
3. Посещал(а) ли театр? Если «ДА», то сколько раз? (выбрать вариант ответа) а) нет; б) 1-2 раза; в) менее 5 раз; г) от 5 до 10 раз; д) более 10 раз.
Что главное хотел донести режиссер?
4. Что нравится, что привлекает в театре?
5. С кем посещаешь или с кем хотел(а) бы посещать театр?
6.Почему решил(а) заниматься в школьном театре?
7.Какие ожидания от занятий в школьном театре?
4.Игры на знакомство
АЛФАВИТ Построиться по именам в алфавитном порядке. Хорошо проводить в начале занятия или при смене видов деятельности.
СЧЕТ В КРУГЕ Дети располагаются по кругу. Задание – не договариваясь, сосчитать по порядку, при этом каждое число должен называть только один человек. Если число произносят двое, счет начинается сначала. При этом детям нельзя устанавливать какую-либо очередность. Задание можно усложнить. Дети не располагаются по кругу, а хаотично ходят по залу или классу.
КОГО НЕТ? После представления каждого, гасится свет, и один человек покидает помещение. Оставшиеся должны угадать, кого нет, и назвать его имя.
ЛУЧШЕЕ О БЛИЖНЕМ Эта игра совершенно универсальна. Играть в нее хорошо в новом коллективе и в группе, в которой все знакомы; на первом занятии или на следующем для закрепления знакомства; с малышами или с ребятами постарше. Она не только знакомит, но и помогает создать добрую атмосферу в группе. Главное ее достоинство — она позволяет внимательно и с интересом посмотреть на другого. Можно любым способом разбить ребят на пары. Дать им 5 минут на то, чтобы они узнали как можно больше интересных фактов друг о друге. Затем озвучить задание: за 1 минуту представить своего партнера как можно лучше и интереснее. Можно попросить придумать легенду: «Вам нужно рекомендовать нового члена в элитарный клуб», «Сделать выпуск телепередачи о супергерое» и пр.
СНЕЖНЫЙ КОМ Играющие сидят в кругу. Руководитель первый называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д., пока очередь не дойдет до первого, который называет всех. Эту игру можно усложнять, добавляя к имени жест, гримасу или краткую характеристику, которая начинается на ту же букву, что и имя.
СНЕЖНЫЙ КОМ С ЭПИТЕТАМИ Все то же самое, только, говоря свое имя, участник называет еще и эпитет на ту же букву, что и его имя (Лариса – ласковая, Шурик – шумный). Следующие по очереди перечисляют имена с эпитетами. В конце игры можно устроить «угадайку» и спрашивать у ребят: «Кто самый шумный? Кто ласковый?» и т.п.
О СЕБЕ В ТРЕХ СЛОВАХ Главное условие игры – нужно сказать о себе как можно «больше», но все должно «поместиться» в трех словах. Участник игры может назвать имя, где учится, чем любит заниматься, любимую еду или описать себя тремя словами. Можно выбрать любой вариант. Например, «Мария, танцы, чаепитие» или «Алексей, добрый, озорник».
ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинает игру руководитель, он бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя и то, что он любит делать (например, «Я – Петя, я люблю петь»). После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Во втором раунде другие правила. Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Участник бросает мяч и называет имя и любимое занятие того человека, которому бросает мяч (например, «Это Лена, она любит танцевать»). Первый участник не опускает руку, иначе про него никто не скажет. А следующие участники опускают руку (опущенная рука – это знак, что участник уже поиграл). Второй раунд можно сделать проще – каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Варианты игры могут быть разные. Можно придумать любой другой жест, можно называть свои лучшие характеристики, любимую еду, любимый школьный предмет или, наоборот, назвать нелюбимый предмет, нелюбимое занятие и т.п. Следующие игры можно проводить на втором и последующих занятиях, когда участники уже знают имена друг друга.
МЯЧ ПО КРУГУ Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке"
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного ...

КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 1-й год обучения (5 класс)
Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 5-х классов, 1ч в неделю....

КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 2-й год обучения (6 класс)
Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 6-х классов, 1ч в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Театр и мы" 3 класс
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре явля...

Программа внеурочной деятельности "Театр и мы" 1 класс
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и п...

Программа внеурочной деятельности театра на немецком языке "Театро"
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Театро» для 4 - 6 классов составлена согласно требованиям ФГОС .Настоящая программа своим содержанием дета...

Программа внеурочной деятельности "Театр на английском"
Программа рассчитана на 5-6 класс, содержит программу в офлайн и онлайн формате....
