«Ольга Берггольц – муза блокадного Ленинграда»
материал (10 класс)
Конкурс метадических разработок в номинации "Воспитательная работа". 1 место.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
«Ольга Берггольц – муза блокадного Ленинграда»
Разработала:
Афанасьева Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
г. Вилючинск
Камчатский край
2024 г.
Содержание:
I. Пояснительная записка.
II. Цель и задачи внеклассного занятия.
III. Личностные, метапредметные результаты внеклассного занятия.
IV. Формы организации внеклассного мероприятия.
V. Педагогические технологии, методы и приемы.
VI. Целевая аудитория.
VII. Этапы подготовки к проведению мероприятия.
VIII. Оборудование.
IX. Список литературы
X. Приложения:
- презентация,
- сценарий внеклассное мероприятие «Ольга Берггольц – муза блокадного Ленинграда» (печатный и электронный варианты),
- видеохроника «Ленинград» (встроенная),
- аудиозапись прочтения стихотворений О.Ф. Берггольц (встроенная),
- аудиозапись метронома (встроенная).
- Пояснительная записка
Внеклассное занятие способствует патриотическому воспитанию, расширению читательского пространства, реализации развития индивидуальных возможностей каждого ученика, воспитанию обучающегося - читателя.
Деятельность учеников направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-патриотического воспитания. Чтение для учеников — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Актуальность темы состоит в том, что воспитание патриотизма и гражданского долга не может осуществляться без опоры на исторические примеры мужества и героизма русского народа. С этой точки зрения творчество О. Берггольц, правдиво, без прикрас, с верой в Победу, рассказывающее о подвиге защитников блокадного Ленинграда, является одним из важных источников патриотического воспитания.
Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди, к сожалению, порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогли нашему народу в трудную годину выстоять и победить. Тем более, что многие недружелюбно настроенные к нашему государству политические деятели пытаются принизить значимость подвига советского народа во Второй мировой войне. Чем дальше по времени отодвигаются от нас военные годы, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, отражённых в произведениях их непосредственных участников. Исследуя литературные произведения, созданные очевидцами блокады Ленинграда, мы можем более глубоко осмыслить и осознать цену победы наших предков в Великой Отечественной и во всей Второй Мировой войне.
Занятие помогает формировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами.
Новизна нашего занятия состоит в выявлении особенностей блокадной лирики и публицистики О. Берггольц и определении средств изображения войны и блокады Ленинграда в её произведениях.
Реализация сценария во внеклассной деятельности формирует мотивацию учащихся к изучению творческого наследия О.Ф. Берггольц.
Наличие межпредметных связей. Связь с МХК (документальное кино); историей (биография О.Ф. Берггольц, высказывания её современников).
Научное значение нашего занятия связано с изучением большого количества фактического материала, не только стихотворений, поэм О. Берггольц, но и её писем, воспоминаний современников, дневников, биографических данных.
Практическое применение результатов нашего занятия могут найти применение при подготовке уроков истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся.
«Строгий и скупой на слова Ленинград творил о ней легенду, особый ленинградский миф, в котором все было правдой, – писал литературовед А. Павловский. – Ольгу Берггольц, недавнюю комсомолку, молодую коммунистку, называли «ленинградской мадонной», подвижницей, святой!.. Судьбою Ольги Берггольц стали мужество, страдания и победоносное терпение блокадного города».
Литературовед Александр Крон отметил, что «не война сделала Ольгу Берггольц поэтом, дух поэзии жил в ней всегда, война только раскрыла до конца ее большой самобытный талант, придала ее негромкому голосу покоряющую мощь.»
Писатель Даниил Гранин сказал: «В блокаде нет ни одного героя. Есть люди, есть город и есть символ блокады — Ольга Берггольц».
II. Цели и задачи
Целью внеклассного занятия является патриотическое воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.
Задачи внеклассного занятия:
1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль стихотворений и поэм Ольги Берггольц в годы блокады; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
2) формировать ситуации саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.
3) пробудить интерес к истории войны; вызвать эмоциональный отклик о ленинградской блокаде; способствовать воспитанию патриотических чувств.
4) уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
III. Личностные, метапредметные результаты внеклассного занятия.
Ожидаемый личностный результат соответствует целям внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
— совершенствование всех видов речевой деятельности
— овладение правильным и выразительным чтением
—приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития
— формировать потребность в систематическом чтении
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В результате внеклассного занятия формируются следующие метапредметные результаты:
регулятивные умения:
—самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий
—работать индивидуально и в группе
—определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
познавательные умения:
— отбирать книги по теме и авторской принадлежности
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом)
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
коммуникативные умения:
— участвовать в диалоге, формировать свою этическую позицию
— соблюдать правила общения и поведения в обществе.
Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими, периодическими и электронными изданиями.
VI. Формы организации внеклассного мероприятия:
1. групповые формы работы,
2. индивидуальные формы работы,
3. познавательная викторина.
V. Педагогические технологии, методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Педагогические технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию, создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
Здоровье сберегающие технологии:
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- смена видов деятельности;
- построение занятия с учетом работоспособности учащихся;
Применение данной технологии помогает сохранению и укреплению здоровья школьников, препятствует их переутомлению, улучшает психологический климат в школьных коллективах, повышает концентрацию внимания, снижает показатели уровня тревожности детей.
Технология сотрудничества.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения/воспитания в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Методы:
- информационно - аналитический,
-метод индивидуальной работы,
-метод опережающего обучения,
-метод мотивации интереса к изучению творчества поэтессы.
Приёмы проведения занятия:
- просмотр видеофрагментов по заявленной теме;
- прослушивание аудиозаписей прочтения стихотворений О.Ф. Берггольц;
- выразительное чтение стихотворений, отрывков из поэм;
- викторина.
VI. Целевая аудитория.
Возраст детей, на которых рассчитан сценарий – 14-17 лет, что соответствует 8 – 11 классам.
VII. Этапы подготовки к проведению мероприятия.
- подготовить плакаты для оформления кабинета;
- дать рекомендации ученикам при выборе поэтического материала для подготовки выразительного чтения во время мероприятия;
- подготовить видеоролик для демонстрации;
- провести репетицию с учениками;
- непосредственно перед мероприятием проверить уровень подготовленности всех участников программы, внести последние коррективы.
VIII. Оборудование
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация.
- Видеохроника «Ленинград».
- Аудиозаписи прочтения стихотворений О.Ф. Берггольц.
- Сценарий.
IX. Список литературы
Берггольц О. Собрание сочинений: в 3 т. /О. Берггольц. - Ленинград: Худож. лит., 1989.
Соколовская Н. Ольга. Запретный дневник / Соколовская Н. — 1-е изд. — СПб.: Азбука-классика, 2010. — С. 9-14, 16, 18-19, 21, 23-24, 26.
Шишкина Е.А. Блокадная мадонна: [cценарий литературного вечера - знакомства с поэтическим творчеством О.Ф. Берггольц] /Е.А. Шишкина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 11. - С. 37-42.
Я говорю с тобой из Ленинграда: литературно-художественный сборник. - Ленинград: Детская литература, 1987. - 207 с.: ил., 8 л. ил.
Интернет-ресурсы:
http://www.stihi-rus.ru/1/Berggolc/
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/berggolc.html
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Literatura-VOV/008-Olga-Berggolts.html
ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ – МУЗА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.
Ход занятия
Учитель. Об Ольге Берггольц, об её стихах военных лет уже написано много: «И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос Великого солдата, каким был в ту пору Ленинград, принадлежал женщине, совсем молодой тогда поэтессе, столь мужественно взявшей на себя такую «мужскую» роль воина-певца».
Слайд 1
Ведущий 1. 27 января 2024г. была годовщина полного снятия блокады Ленинграда. 16 мая 2025 года исполнится 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц, которую называли «блокадной музой», «голосом надежды» блокадного Ленинграда, – поэтессы, ставшей символом несгибаемого духа. Слайд 2
Ведущий 2. Из блокнота сорок первого года:
Чтец 1. В бомбоубежище, в подвале, Слайд 3
нагие лампочки горят...
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят...
...Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была.
Ведущий 3. В блокадном Ленинграде не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединяло только радио. Её голос звенел в эфире более трёх лет. Слайды 4 – 5
Чтец 2. … И гордости своей не утаю Слайд 6
Что рядовым
Вошла в судьбу твою,
Мой город, в званье твоего поэта.
… И люди слушали стихи,
Как никогда, - с глубокой верой,
В квартирах чёрных, как пещеры,
У репродукторов глухих.
Ведущий 1. В декабре 1941 года О. Берггольц написала стихотворение «Разговор с соседкой». Обращаясь к рядовой ленинградке, одной из тысяч жителей осажденного города, она говорила со всем народом:
Чтец 3. Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем….
…О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба –
он почти не весит на руке…
Чтец 4. Для того чтоб жить в кольце блокады,
ежедневно смертный слышать свист –
сколько силы нам, соседка, надо,
сколько ненависти и любви.
Столько, что минутами в смятенье
ты сама себя не узнаешь:
- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
- Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь.
Ведущий 2. Однажды зимой ослабевшая от голода, страдающая от тяжелой дистрофии «блокадная Мадонна» оступилась на улице и присела на бревно, которое на самом деле оказалось уже давно замерзшим человеком, да так бы и осталась на этом страшном месте, если бы не услышала голос из репродуктора. Свой голос.
Чтец 1. «Сестра моя, товарищ мой и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом!»
Ведущий 3. Поднялась и нашла в себе силы пойти дальше.
Ведущий 1: Защитников Ленинграда вдохновляли ее выступления по радио. Стихи становились для них «хлебом, которого выдавали все меньше и меньше, патроном, который можно было вогнать в ствол винтовки». Став мужественным певцом осажденного Ленинграда, эта молодая женщина превратила поэзию в боевое оружие.
Я говорю с тобой под свист снарядов Слайд 8
Ведущий 2. Из воспоминаний Ольги Берггольц. «Передачи начинались, например, так: «Фриц, ты напрасно пришёл к нам. Ты найдёшь под Ленинградом свою могилу. Тебя обманывают твои генералы. Ленинград нельзя победить. Ты запомни это, Фриц!» Потом я ещё говорила от имени немецкой генеральской могилы: «Мы, немецкие генералы, говорим вам из могилы под Ленинградом: остановитесь, немцы! Ленинград вам всё равно не победить. Это говорим вам мы, немецкие генералы».
Ведущий 3. Гитлер считал ее своим личным врагом наравне с московским диктором Юрием Левитаном, поэтессу заочно приговорили к расстрелу сразу после взятия города. Слайд 9
Ведущий 1. В конце 1941г. ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, а Ольга Федоровна осталась в городе. Она не смогла проводить его – от голода опухли ноги, не было сил дойти до кладбища. Николая похоронили в общей могиле вместе с другими блокадниками.
Чтец 2: Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже ленинградская вдова.
Чтец 3. Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
Ведущий 2. Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в груди.
Ведущий 3. Стихотворения Берггольц тех трагических дней были строги и скупы по словам, в них не было богатства красок, они были просты. Всего две краски: белая, как снег, и черная, как дым городских пожарищ, - присутствовали в ее лирике, но всегда звучала надежда.
Ведущий 1. Пронзительные стихотворения поэтессы из самого сердца блокадного Ленинграда дают читателю возможность увидеть его жизнь изнутри: Слайды 10 - 15
Чтец 4. А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
на детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных.
Чтец 1. Так с декабря кочуют горожане, —
за много верст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа:
седая полумаска на лице,
в руках бидончик — это суп на ужин...-
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
Товарищи, мы в огненном кольце!
Чтец 2. А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтенское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца.
погибшего на боевом посту.
Ведущий 2. В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" (отрывок из которой вы только что слышали) и "Ленинградскую поэму". Слайды 16 – 17
Ведущий 3. «...Книги покупали за хлеб, от 200 до 300 граммов за книгу. Выше этой цены для меня нет и не будет».
Ведущий 1. Блокадные стихи Берггольц появились в тоненьком сборнике “Ленинградская поэма” еще в блокаду. Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки:
Чтец 3. Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить,
а мне не счесть души моей богатства,
а я затем хочу и буду жить,
чтоб всю ее,
как дань людскому братству,
на жертвенник всемирный положить.
Грозишь?
Грози.
Свисти со всех сторон.
Мы победили.
Ты приговорен.
Ведущий 2. Ее «Февральский дневник» оказался гораздо сильнее фашистских снарядов, костлявой руки голода, безвозвратности потерь. Это был вечный огонь надежды, мужества, желания жить всем смертям назло. И есть высшая справедливость в том, что именно Ольга Берггольц нашла те проникновенные строки, которые переживут ее в веках.
Чтец 4. ...Наступит день, и, радуясь, спеша,
еще печальных не убрав развалин,
мы будем так наш город украшать,
как люди никогда не украшали.
И вот тогда на самом стройном зданье
лицом к восходу солнца самого
поставим мраморное изваянье
простого труженика ПВО.
Пускай стоит, всегда зарей объятый,
так, как стоял, держа неравный бой:
с закинутою к небу головой,
с единственным оружием — лопатой.
Ведущий 3. В 1942 г. друзья уговорили ее ненадолго слетать в Москву. Ольга Берггольц вспоминала: "Я не доставила москвичам удовольствия видеть, как я жадно ем… Я гордо, не торопясь, съела суп и кашу…" И при первой же возможности - назад, в Ленинград, в блокаду.
Ведущий 1. Из ее "московского" письма: "Тоскую отчаянно… Свет, тепло, ванна, харчи - все это отлично, но как объяснить им, что это вовсе не жизнь, это сумма удобств. Существовать, конечно, можно, но жить - нельзя. Здесь только быт, бытие - там…"
Ведущий 2. «Здесь (в Москве) не говорят правды о Ленинграде…». «…Ни у кого не было даже приближенного представления о том, что переживает город… Не знали, что мы голодаем, что люди умирают от голода…». «…Заговор молчания вокруг Ленинграда». «…Здесь я ничего не делаю и не хочу делать, — ложь удушающая все же!»
Ведущий 3. «Смерть бушует в городе… Трупы лежат штабелями… «По неофициальным данным умерло около двух миллионов…». «А для слова — правдивого слова о Ленинграде — еще, видимо, не пришло время… Придет ли оно вообще?..»
Ведущий 1. В ночь с 18 на 19 января 1943 года ленинградская блокада была прорвана. Справедливо, что именно Ольге Берггольц доверили сообщить новость по радио. Люди услышали: «Ленинградцы!» Милые друзья! Товарищи по оружию и всем тяготам фронтовой жизни! Блокада прорвана. Поздравляем вас, дорогие! Это ещё не окончательная победа, но радостное её предвестие. Мы соединились со всей страной. Мы вдохнём теперь полной грудью и, как никогда, уверены, что недалека окончательная победа над фашизмом». Слайд 18
Чтец 1. Мне и самой порою не понять
всего, что выдержали мы с тобою...
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
мы выдержали испытанье боем.
Но тот, кто не жил с нами, — не поверит,
что в сотни раз почетней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей
не превратиться в оборотня, в зверя...
Ведущий 2. Счастье поэта – в признании значимости его слова Родиной. Для Ольги Берггольц это случилось, когда Ленинградский Совет депутатов трудящихся предложил ей сочинить надпись на Пискарёвском кладбище, которая должна быть высечена на гранитной стене. А она себя героем не считала:
Чтец 2. Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила…
Ведущий 3. Розы растут на братских могилах Пискарёвского кладбища. Более шестисот тысяч человек ленинградцев покоится здесь! Бесконечны гранитные плиты с высеченными датами: «1941», «1942». Слайд 19
Ведущий 1. А она вспоминала, как пришла на кладбище и шла среди еще не оформленных курганов, а не могил. «Я поглядела вокруг, на эти страшнейшие и героические могилы, и вдруг подумала, что нельзя сказать проще и определённей, чем: Слайд 20
Чтец 3. Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы…
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции,
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто!
Ведущий 2. О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Но она самой дорогой наградой считала звание «муза блокадного Ленинграда». Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом Радио. Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Слайд 21
Ведущий 3. Уже в мирное время она напишет стихотворение «Ответ»:
Чтец 4. А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мной лет…
И никогда не поздно снова
Начать всю жизнь, начать весь путь,
И так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
Ни стона бы не зачеркнуть.
Учитель: Ее диалоги с городом стали вызовом фашизму, гимном подвигу Ленинграда. Ее негромкий певучий голос, в котором слилась боль, страдания и героизм защитников Ленинграда, говорил правду о городе, ничего не украшая и ничего не сглаживая. Она ежедневно выступала по радио, обращалась к жителям осажденного города. И вся страна знала, что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться. Слайд 22
Вопросы для викторины Слайд 23
1. Сколько человек проживало в Ленинграде до начала блокады? (Чуть меньше 3 миллионов)
2. Сколько длилась военная блокада города Ленинграда? (872 дня)
3. В холодные месяцы в блокадном Ленинграде трамваи и троллейбусы стояли из-за дефицита электроэнергии. На чем жители блокадного города перевозили вещи, людей в больницы, погибших к местам захоронений? (Санки)
4. Зачем по радиовещанию транслировали звук метронома? (Звук метронома предупреждал жителей о предстоящей бомбежке)
5. Какой звук 15 апреля 1942 года придал бодрости жителям блокадного Ленинграда? (По нескольким маршрутам был запущен трамвай, после тяжелой блокадной зимы)
6. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора? (Огород)
7. Летом 1942 г. на стадионе им. Кирова состоялся футбольный матч. Ленинградцы считали, что этим матчем они нанесли сильнейший удар по немцам, даже сильнее бомбёжки. На чём основывалось это мнение? (Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке)
8. Как только в апреле 1943 года частично прорвал и блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов серого, белого, черного, коричневого цвета, находившийся в четырех вагонах, позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продовольственные склады. Что это был за груз? (Кошки. Задача их заключалась в борьбе с крысами, которые уничтожали и без того малые запасы провианта в блокадном городе)
9. Сколько человек погибло за время блокады Ленинграда? (Более 600 тысяч человек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция."Я говорю с тобой из Ленинграда" Памяти Ольги Берггольц.
Презентация в форме творческого отчета проведенного мероприятия....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)
Сценарий и методические рекомендацииЛитературно-музыкальная гостиная «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения...
«Образ блокадного Ленинграда в лирике и публицистике Ольги Берггольц» (проект)
Изучить особенности произведений О. Берггольц блокадного времени, создать собственные произведения на тему Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда и издать литературный путеводитель по г. Сан...

Блокадная Муза Ленинграда (Ольга Берггольц)
План-конспект урока, посвященный творчеству О. Ф. Берггольц Ольга Берггольц – великая дочь Ленинграда, первый, первый поэт блокады. Её голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленин...

МУЗА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОЭЗИЯ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ
Сценарий выступления 9 классана литературном вечере, посвященном поэзии военных лет (в рамках недели русского языка и литературы)...

Душа блокадного Ленинграда. О.Ф. Берггольц
Лицо Победы У Победы лицо не девчоночье,а оно как могильный ком.У Победы лицо не точёное,а очерченное штыком.У Победы лицо нарыдавшееся.Лоб её как в траншеях бугор.У Победы лицо настрадавшееся ...


