Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)
классный час (10 класс) на тему

Козлова Татьяна Владимировна

Сценарий и методические рекомендации

Литературно-музыкальная гостиная «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)

16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения русской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. (1910 – 1975).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_i_metod_rekomend.docx33.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кингисеппская гимназия»

Литературно-музыкальная гостиная в 10»А» классе «Я буду сегодня с тобой говорить…»

Учитель: Козлова Т.В.

Методические рекомендации.

16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения русской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. (1910 – 1975). Имя её неразрывно связано со словами «Ленинград», «блокада». Это её проникновенный голос дарил надежду ленинградцам. Это её строки «Никто не забыт и ничто не забыто» повторяют в мае каждого года, вспоминая о страшных годах Великой Отечественной войны. В блокадном Ленинграде О. Берггольц жила и писала для ленинградцев и ради них. Поэтическому подвигу О. Ф. Берггольц посвящён сценарий «Я буду сегодня с тобой говорить…». Его Вы можете использовать как к юбилею поэтессы, так и в Дни памяти о снятии блокады Ленинграда. При проведении мероприятий можно использовать фото- иллюстративный материал, фрагменты следующих музыкальных произведений: Д. Шостаковича «Ленинградская симфония», В. Гевиксмана «Ленинград», «В кольце блокады» из киноэпопеи «Великая Отечественная», Моцарта «Реквием» (часть «Лакримоза»), фонозапись ударов метронома и др.

Список использованной литературы:

1) Абрамов, А. В огне Великой войны *Текст+ / А. Абрамов. – Воронеж: Центр. – Чернозём. кн. изд-во, 1987.

2) Берггольц, О. Ленинградская поэма: Поэмы. Стихотворения / О.Берггольц. – Л.: Художественная литература: Ленинградское отделение, 1976.

3) Берггольц, О. Лирика / О. Берггольц. – Л.: Детская литература, 1974.

4) Ганеева М.Н. Литературно-музыкальная композиция   «100-летию Ольги Берггольц посвящается…«Я говорю с тобой из Ленинграда» ( судьба и поэзия Ольги Берггольц).

5) «От сердца к сердцу только этот путь…»: Методическое пособие к юбилею О. Ф. Берггольц / Упр. культуры и архивного дела Тамб. обл.; Тамб. обл. детская б-ка; сост. Л. П. Емельянова. – Тамбов, 2010.

Литературно-музыкальная гостиная

«Я буду сегодня с тобой говорить»

( блокадная лирика Ольги Берггольц)

Фоновая музыка

Учитель: …И  гордости своей не утаю,

Что рядовым

Вошла в судьбу твою,

Мой город, в званье твоего поэта.

…И люди слушали стихи,

Как никогда, - с глубокой верой,

В квартирах черных, как пещеры,

У репродукторов глухих.

О.Берггольц

40 лет назад, осенью 1975 г, не стало Ольги Федоровны Берггольц, ленинградской поэтессы.

 «Я буду сегодня с тобой говорить» - так названа наша встреча, посвященная жизни и творчеству  О.Берггольц в страшные дни блокады Ленинграда.

Музыку выкл

1-й ведущий: Ленинград – ее город, ее любовь. Она – его муза, его поэтесса. Здесь, в домике на Невской заставе, она родилась и росла. Здесь она много работала, писала стихи, пьесы.

2-й ведущий: Она говорила про свой город: «До чего ни дотронься – всё твоя жизнь, всё дорого. Пока стоит Ленинград, вечно будут живы те, кто его любил, кто вложил в него жизнь и веру».

Исполнение песни « Город над вольной Невой»

( муз.Соловьева-Седого, сл.А.Чуркина)

1-й ведущий: С декабря 41-го года сердце Ольги Берггольц звучало в унисон с Ленинградским радио, её назвали Блокадной  Музой,  её голос стал для ленинградцев синонимом жизни.

Запись чтения О. Берггольц

стихотворения «Я буду сегодня с тобой говорить»

2-й ведущий: у блокадных стихов Берггольц всегда точная датировка: 12 сентября 1941 года – первые бомбардировки Ленинграда.

МУЗЫКА: ЗВУК СНАРЯДОВ

2-й чтец («Я говорю с тобой под свист снарядов»)

..Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза-

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады —

мы не покинем наших баррикад.

1)МУЗЫКА: ПОЗЫВНЫЕ РАДИО

2)ГОРОД над НЕВОЙ (МИНУС)

1-й ведущий: О. Берггольц почти ежедневно выступала по радио, обращаясь к жителям осажденного города. И почти в каждом её стихотворении используется глагол говорить. Ее негромкий певучий голос знали, её выступления ждали.

2-й ведущий: Представьте себе огромную, метров в 60, нетопленную студию ленинградского радио. В центре ее стоит обыкновенная железная печка, и в ней потрескивают ножки разбитого стула. А перед микрофоном, подстриженная под мальчика, стоит молодая женщина. Это О. Берггольц  говорит с Ленинградом.  

1-й ведущий: Её слова, её стихи входили в замёрзшие, мёртвые дома, вселяли надежду.

Музыку выкл

3-й чтец:

(«Второе письмо на Каму»):

Ленинградец, мой спутник, мой испытанный друг,

Нам декабрьские дни – сентября тяжелей.

Всё равно не разнимем слабеющих рук:

Мы и это, и это должны одолеть.

Он придёт, ленинградский торжественный полдень,

Тишины и покоя, и хлеба душистого полный.

О, какая отрада, какая великая гордость

Знать, что в будущем каждому скажешь в ответ:

- Я жила в Ленинграде в декабре 41 года,

Вместе с ним принимала известия первых побед.

Нет, не вышло второе письмо на далёкую Каму.

Это гимн ленинградцам, опухшим, упрямым, родным.

Я отправлю от имени их за кольцо телеграмму:

«Живы. Выдержим. Победим».

2-й ведущий: В 1970 г., на вечере в честь 60-летия поэтессы, одна из сотрудниц Радиокомитета рассказала, что в суровые, голодные дни Ольга Федоровна подарила ей луковицу: «Возьми, тебе нужней, у тебя дети». По тем временам это был просто царский подарок. «И сегодня, - сказала женщина, - я хочу с благодарностью вернуть старый долг». Тут выбежала внучка выступавшей: она несла корзину, но не с цветами, а с большими разросшимися луковицами с длинными зелеными стрелками.

МУЗЫКА: ЛИРИКА

4-й чтец (отрывок из «Ленинградской поэмы»)

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

«Сменяй на платье, - говорит, -

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...»

И я сказала: «Не отдам».

И бедный ломоть крепче сжала.

«Отдай, - она просила, - ты

сама ребёнка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу».

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести

её к себе, шепнув угрюмо:

«На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай».

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль -

ни слёз, ни радости, ни страсти.

2-й ведущий: Когда писала эти стихи, медленно, но неотвратимо умирал ее муж – Н.Молчанов. В ноябре 1941 года О. Берггольц с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе.  

МУЗЫКА: «АДАЖИО»

5-й чтец (стихотворение «Был день как день»):

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже – ленинградская вдова.

6-й чтец

(МУЗЫКА: фоном звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича):

С июля 1941 г. в осаждённом городе писал свою «Седьмую симфонию» композитор Дмитрий Шостакович. Он посвятил ее Ленинграду.

      О. Берггольц писала: « Первые звуки «Седьмой симфонии» чисты и образны. Их слушаешь жадно и удивленно – так вот как мы когда-то жили, до войны, как мы счастливы - то были, как свободны, сколько простора и тишины было вокруг. Эту музыку хочется слушать без конца. Но внезапно и очень тихо раздается сухое потрескивание, сухая дробь барабанов. Начинают перекликаться инструменты оркестра. Война. Барабаны уже гремят так неистово, что трудно дышать. От них никуда не деться. Это враг на подступах к Ленинграду. Он грозит гибелью. Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда. Это наша великая бесслезная скорбь о наших родных и близких – защитниках Ленинграда.

МУЗЫКА: ЛИРИКА

7-й чтец  («Стихи о друге»):

Вечер. Воет, веет ветер,

   в городе темно.

Ты идешь — тебе не светит

   ни одно окно.

Слева — вьюга, справа — вьюга,

   вьюга—в высоте...

Не пройди же мимо друга

   в этой темноте.

Если слышишь — кто-то шарит,

   сбился вдруг с пути,—

не жалей, включи фонарик,

   встань и посвети.

Если можешь, даже руку

   протяни ему.

Помоги в дороге другу,

   другу своему,

и скажи: «Спокойной ночи,

   доброй ночи вам...»

Это правильные очень,

   нужные слова.

Ведь еще в любой квартире

   может лечь снаряд,

и бушует горе в мире

   третий год подряд.

Ночь и ветер, веет вьюга,

   смерть стоит кругом.

Не пройди же мимо друга,

   не забудь о нем...

2-й ведущий: В 1944 году была написана пьеса «Рождены в Ленинграде»

Сценка из спектакля

Никита: С новым годом, товарищи! С новым счастьем! Да будем верны труду, взятому на себя сегодня.

Маша: Ой…Как хорошо, девочки…Как вкусно…Вот и действительно встретили новый год. Я под новый год любила с девчонками в город ездить, по проспекту 25 Октября гулять. На улице красиво-красиво, иний веде, искорки…Во всех витринах елки выставлены все в огнях. А в кондитерских торты большущие-пребольшущие!
Героиня 2: Машка, ты опять?
Маша: Ну не буду, не буду…Так ведь я под новый год подарки делать привыкла. А сегодня…И сегодня сделаю. Никита, можно вас на минутку? Вот, Никита, это вам шарфик. Пожалуйста.

Никита: Спасибо, Маша.
Маша: Это что б у вас горло не стыло. Он вам нравится?
Никита: Он мне очень нравится, Маша. Я даже полюбил его, слышишь? Я уже полюбил его, ты слышишь?
Маша: Я слышу вас.

Никита: Тогда зачем же ты мне говоришь «вы»?
Маша: Я очень уважаю вас.

Маша: Ой, девочки, до чего ж мне хочется, что б музыка была, что б мы все пели…

Героиня 2: Никита, сыграйте что-нибудь.

Никита: Да брось…Я и перезабыл все давно.
Маша: Сыграйте, Никита.
Никита: Хорошо, Маша (играет на фортепиано)

8-й чтец:

Наша молодость была не длинной,

Покрывалась ранней сединой.

Нашу молодость рвало на минах,

Заливало таллинской водой.

А любовь — любовь зимою адской,

Той зимой, в осаде, на Неве,

Где невесты наши ленинградские

Были не похожи на невест-

Лица их — темней свинцовой пыли,

Руки — тоньше, суше тростника...

Как мы их жалели,

                 как любили.

Как молились им издалека.

Это их сердца неугасимые

Нам светили в холоде, во мгле.

Не было невест еще любимее,

Не было красивей на земле.

9-й чтец

Я хочу говорить с тобою 
о тяжелой нашей вине, 
так, чтоб больше не знать покоя 
ни тебе, товарищ, ни мне. 

Я хочу говорить недолго: 
мне мерещится все больней 
Ольга, русская девушка Ольга… 
Ты, наверное, знаешь о ней. 

На немецкой земле на проклятой 
в подлом рабстве томится она. 
Это наша вина, солдаты, 
это наша с вами вина. 

Точно образ моей отчизны, 
иссеченной, усталой, больной, 
вся – страдание, вся – укоризна, – 
так встает она предо мной. 

Ты ли пела, певучая? Ты ли 
проходила, светлее луча? 
Только слезы теперь застыли 
в помутневших твоих очах. 

Я гляжу на нее, немея, 
но молчать уже не могу. 
Что мы сделали? Как мы смели 
пол-России отдать врагу? 

Как мы смели ее оставить 
на грабеж и позор – одну?! 
Нет, товарищ, молчи о славе, 
если сестры твои в плену. 

Я затем говорю с тобою 
о тяжелой такой вине, 
чтоб не знать ни минуты покоя 
ни тебе, товарищ, ни мне. 

Чтобы стыдно было и больно, 
чтоб забыть о себе – пока 
плачет русская девушка Ольга 
у германского кулака. 
МУЗЫКУ ВЫКЛ

2-й ведущий: Герои стихов О. Берггольц – бойцы, шофёры, доставляющие хлеб по дороге жизни, но чаще всего это женщины, ленинградки, переживавшие трагичные дни вместе с городом.

МУЗЫКА: ФОН ГРУСТНАЯ

10-й чтец:

Мне скажут — Армия...

                     Я вспомню день — зимой,

январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой —

они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен,

                   хоть и недалек.

И подошел к ним человек в шинели,

взглянул —  

          и вынул хлебный свой паек,

трехсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

И мать рукою серою, как дым,

дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице...

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

стоявших с нами в городе, в кольце.

...Они расстались. Мать пошла направо,

боец вперед — по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

от голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

стыдом отца, мужчины и солдата:

огромный город умирал за ним

в седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня — нет, не помня — зная,

что женщина глядит ему вослед,

благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

что слишком тяжелеет автомат,

добрел до фронта и пополз в засаду

на истребленье вражеских солдат...

...Теперь ты понимаешь — почему

нет Армии на всей земле любимей,

нет преданней ее народу своему,

великодушней и непобедимей!

11-й чтец:

Мы с тобою танков не взрывали.

Мы в чаду обыденных забот

безымянные высоты брали,—

но на карте нет таких высот.

Где помечена твоя крутая

лестница, ведущая домой,

по которой, с голоду шатаясь,

ты ходила с ведрами зимой?

Где помечена твоя дорога,

по которой десять раз прошла

и сама — в пургу, в мороз, в тревогу

пятерых на кладбище свезла?

Только мы с тобою, мы, соседка,

помним наши тяжкие пути.

Сами знаем, в картах или в сводках

их не перечислить, не найти.

МУЗЫКУ ВЫКЛ

1-й ведущий: Розы растут на братских могилах Пискарёвского кладбища. Полмиллиона ленинградцев покоится здесь! Бесконечны гранитные плиты с высеченными датами: «1941», «1942».

 12-й чтец:

Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы…

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции,

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт, и ничто не забыто!

МУЗЫКА: Метроном

1-й ведущий: «Здесь оставлено сердце моё», - писала О.Берггольц о своем городе. Её голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.

Запись голоса О. Берггольц (прорыв блокады)

13-й чтец:

Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо,
Как человек, как труженик, как воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат, -
Ведь это мы, крещенные блокадой,
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом

МУЗЫКА: НАЧАЛО

Учитель: Ольга Берггольц  родилась 105 лет назад, в 1910 году.  Вся ее жизнь – тяжелое испытание. Она стала символом памяти России о страданиях блокадного Ленинграда. Но она и символ надежды и веры. Несмотря на трагичную судьбу, она сумела сохранить в сердце любовь к близким, городу, народу, Родине.  Как завещание всем нам звучит ее стихотворение «Ответ»

Запись стихотворения «Ответ» («А я вам говорю»)

Учитель: Жить, любить , творить, работать, верить, надеяться и помнить – об этом  и сегодня говорит с нами  Ольга Берггольц, наша ленинградской поэтессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Литературная композиция."Я говорю с тобой из Ленинграда" Памяти Ольги Берггольц.

Презентация в форме творческого отчета проведенного мероприятия....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда

Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет,  наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...